Файл: Экономика газовой промышленности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Используя данные, принятые в Англии, соотношения между капиталовложениями и диаметром можно выразить следующим образом:

I = kxD'’7,

(5-1)

где I — капиталовложения, фунты стерлингов; D — но­ минальный диаметр труб, дюймы; kx — постоянная.

Отношение между расходом и диаметром можно выразить формулой

Q = k2D2'&,

(5-2)

где Q — расход; D — диаметр; k2— постоянная. Технико-экономические показатели передачи газа по

сверхмощным газопроводам приведены в табл. 35 (за еди­ ницу приняты данные по газопроводу из труб диаметром.

1020 мм).

Таблица 35

Технико-экономические показатели сверхмощных газопроводов

Показатель

 

Диаметр газопровода, мм

 

1020

1220

1420

2020

2520

 

Производительность

1,0

1,6

2,37

5,94

10,5

Капиталовложения

1,0

1,25

1,71

3,82

6,15

Металловложения

1,0

1,42

1,95

4,0

6,13

Удельные капиталовложения

1,0

0,79

0,72

0,64

0,59

Удельные металловложения

1,0

0,89

0,82

0,67

0,58

При строительстве магистральных газопроводов приме­ нение труб диаметра 2020 и 2520 мм снижает удельные капи­ таловложения соответственно на 36 и 41%, а удельную по­ требность в металле — на 33 и 42% [25].

Решающее влияние на выбор труб большого диаметра при проектировании сверхмощных газопроводов оказывает необходимость транспортирования природного газа из от­ даленных восточных районов страны в районы Центра и За­ пада.

Важным направлением технического прогресса в транс­ портировании газа является увеличение рабочего давления. В настоящее время для дальнего транспортирования на тер­ ритории СССР в основном используется рабочее давление 55 кГ/см2. Однако, как показал практический опыт, лриме-

8*

115


няемые ныне трубы и компрессоры позволяют подавать газ при давлении 60 кГ/см2 и выше. Увеличение давления до 65 кг/см2 будет способствовать повышению пропускной спо­ собности газопроводов на 20—25% и уменьшению затрат по эксплуатационным расходам и по капитальным вложе­ ниям не менее чем на 15—18% [94].

Решающее влияние на изменение экономических пока­ зателей транспорта газа оказывает степень использования пропускной способности газопроводов, которая, в свою оче­ редь, зависит от готовности потребителей к приему газообраз­ ного топлива и от организации сглаживания сезонных нерав­ номерностей в газопотреблении. Несмотря на определенное развитие подземного хранения газа, неравномерность загрузки газопроводов регулируется в основном использова­ нием некоторых электростанций в качестве буферных потре­ бителей. Для определения влияния неравномерности газопотребления на себестоимость транспорта газа были применены условные показатели при максимальном исполь­ зовании производительности газопровода (табл.36).

Таблица 36

Анализ себестоимости транспорта газа при устранении влияния сезонной неравномерности газопотребления [84]

Данные

условные (при

Показатель максимальном использовании

фактические производи­ тельности газопровода)

Затраты на транспорт газа, млн. руб.

308,3

319,7

В том числе:

14,1

15,7

материалы

энергетические затраты

78,6

87,2

потери,

10,8

12,0

заработная плата и начисления

44,2

44,2

аммортизация

137,8

137,8

прочие расходы

22,8

22,8

Объем

транспортируемого товарного газа,

156,2

173,8

млрд.

Л43

19,74

18,39

Себестоимость транспорта газа, руб/ 10 000 м3

При устранении влияния сезонной неравномерности га­ зопотребителя себестоимость транспорта газа снизится на

7,3%.

116


Необходимо более широкое внедрение на магистральных газопроводах комплексной автоматизации и телемеханиза­ ции производственных процессов (перекачка, распределение газа). Это позволит высвободить для других работ до 50% обслуживающего персонала [94], что снизит себестоимость транспорта газа и повысит производительность труда. Вме­ сте с тем, автоматизация и телемеханизация позволит по­ высить надежность газоснабжения за счет оперативного контроля и маневренности в распределении газа.

Как свидетельствует практика зарубежных стран, в част­ ности США, важным шагом в осуществлении технического прогресса в газовой промышленности является применение неметаллических труб: асбестоцементных со специальными пропитками, рассчитанных на давление до 15 ата, стекло­ пластиковых и пластмассовых труб для разводящих газовых сетей среднего и высокого давления. Это позволяет полу­ чить значительный экономический эффект за счет снижения себестоимости 1 м труб, удельных капитальных вложений на их производство и затрат на монтажные работы. Кроме того, применение новых, эффективных видов изоляции для труб (стеклорогожка, самоприлипающая полиэтиленовая лента, кремнеорганические соединения и другие полимерные материалы) вместо используемого в настоящее время битума увеличит срок службы газопровода примерно в 3 раза.

Как показал опыт США, покрытие внутренней стенки га­ зопровода пленкой из эпоксидных смол, эмалей и других мате­ риалов даст возможность за счет уменьшения шероховатости стенки трубы повысить пропускную способность газопровода на 5—6% и уменьшить внутреннюю коррозию трубы.

В последние годы в США при строительстве распредели­ тельных газопроводов получили распространение пластмас­ совые трубы. Их общая длина в настоящее время превышает

36 тыс. км.

Для более полного представления о проводимой в США политике выбора оптимальной технологической схемы транс­ порта газа в табл. 37 приведены результаты расчетов эконо­ мических интервалов и оптимальной пропускной способнос­ ти трубопроводов.

Основные газопроводы в США эксплуатируются с весь­ ма высоким коэффициентом загрузки (90% и выше). Более низкие загрузки (50—80%) имеют газопроводы небольшой длины, для которых загрузка не связана с большими эко­ номическими потерями.

117

Таблица 37

Экономические интервалы и оптимальная пропускная способность основных типоразмеров труб, используемых при строительстве

газопроводов в США [15]

Диаметр, мм

Толщина

Рабочее давле­

стенок, мм

ние, кг/см2

Нижняя гра­

Оптимальная

ница экономи­

пропускная

ческого интер­

способность,

вала, м*/сут ­

м*/сутки.' 10е

ки* 10е

 

508

5,6

57

 

5,8

559

5,6

52

4,0

6,2

559

6,4

60

4,8

6,9

610

6,4

55

5,1

7,8

610

7,9

67

6,4

9,5

660

7,9

63

7,2

10,6

660

8,7

69

7,7

11,5

660

9,5

76

8,3

12,3

762

8,7

59

10,1

14,4

762

9,5

65

11,1

15,2

864

8,7

52

13,3

17,3

864

9,5

57

13,8

18,6

.914

9,5

54

16,1

20,4

914

10,3

59

18,1

22,0

914

11,1

63

18,8

23,4

914

11,9

68

20,2

24,9

1067

10,3

50

21,8

28,2

1067

11,1

54

25,6

30,1

1067

11,9

58

26,6

32,1

1067

12,7

62

29,0

33,8

1067

14,3

70

ЗЫ

37,6

В последние годы в ряде капиталистических стран в свя­ зи с сезонной неравномерностью потребления газа наряду с подземным хранением получили распространение уста­ новки для сжижения, хранения и регазификации природно­ го газа вблизи крупных промышленных центров. Создание таких установок позволило организовать поставку при­ родного газа в сжиженном состоянии во Францию и Англию из Алжира, в Италию из Ливии, в Японию с Аляски и т.д. Специалисты считают, что потребление сжиженного при­ родного газа в капиталистических странах к 2000.г. увели­ чится до 1—2 млрд, м3 в сутки. Однако высокая стоимость сжижения природного газа ограничивает объем его транспор­ тирования. Так, если стоимость танкера для перевозки сжи­ женного газа составляет 25 млн. долл, то стоимость установ­ ки для сжижения — 100 млн. долл. [103].

118


§ 2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА ПРИРОДНОГО ГАЗА

Магистральные газопроводы, проходящие по террито­ рии УССР, выполняющие как функцию обеспечения при­ родным газом промышленных центров республики или ее населенных мест, так и транзитные функции, являются составной органической частью газопроводной системы страны.

Расширение добычи газа на Украине в ближайшей пер­ спективе потребует соответствующего развития и газопро­ водных магистралей.

При изучении экономической эффективности газопровод­ ного транспорта УССР ограничимся определенным районом обслуживания локальными газопроводами, что должно ме­ тодически облегчить сопоставление экономических показа­ телей по этим газопроводам с показателями железнодорож­ ного транспорта (Донецкая и Юго-Западная дороги) по доставке в эти же районы эквивалентного количества ка­ менного угля. На основании отчетных данных управлений указанных дорог была определена средняя себестоимость 1 т/км при перевозке угля и ее структура (табл. 38). Из таблицы видно, что удельный вес отдельных составляющих себестоимости по обеим дорогам колеблется в узких преде­ лах; значительные колебания наблюдаются по статьям «Топливо» и «Амортизация», что связано с более сложными условиями движения по Донецкой железной дороге в сравне­ нии с Юго-Западной.

Себестоимость транспортирования природного газа по магистральным газопроводам Дашава—Киев, Шебелинка— Харьков, Шебелинка—Днепропетровск приведена в табл. 39. Из данных таблицы видно резкое различие себестоимости транспортирования газа по газопроводом. Так, если транс­ портирование 1000 м3 природного газа по газопроводу Да­ шава—Киев обходится в 2,774 руб., то стоимость передачи его по новым газопроводам Шебелинка—Харьков и Шебе­ линка—Днепропетровск обходится соответственно в 0,297 и 0,390 руб., т. е. более чем в 9 раз дешевле. Это объясняет­ ся, главным образом, затратами на компримирование газа, т. е. связано с работой линейных компрессорных станций на газопроводе Дашава—Киев. Газопроводы, идущие от шебелинских промыслов в Днепропетровск и Харьков, ком­ прессорных станций не имеют.

119

 

 

 

 

Таблица 38

Себестоимость 1 т /к м перевозок угля по

Донецкой

 

 

и Юго-Западной железным дорогам и ее структура

 

 

 

Себестоимость по До­

Себестоимость по

 

нецкой железной до­

Юго-Западной желез­

Статья затрат

роге

 

ной дороге

 

 

 

 

 

коп.

%

коп.

%

Заработная плата

0,122

40,7

0,149

41,5

Начисления за зарплату

0,006

1,9

0,010

3,0

Материалы

0,015

5,1

0,026

6,2

Топливо

0,074

25,0

0,072

20,6

Электроэнергия

0,004

1,2

0,005

1,5

Прочие затраты

0,078

26,1

0,098

27,2

В том числе амортизация

0,069

20,5

0,063

17,6

В сего ...

0,299

100,0

0,360

1000

Наибольший удельный вес в себестоимости транспорти­ рования газа имеет амортизация основных средств. Для га­ зопровода Дашава—Киев он равен 64%, а для газопроводов Шебелинка—Днепропетровск и Шебелинка—Харьков со­ ответственно 64 и 37%.

Таблица 39

Себестоимость транспортирования 1000 м3 природного газа по

отдельным магистральным газопроводам УССР, руб.

 

 

Газопровод

 

 

Статья затрат

Даша­

Шебе­

Шебелинка

себестои­

линка—

мость газо­

 

ва—Киев

Днепро­

—Харьков

провода

 

 

петровск

 

 

Заработная плата (основная и

 

 

 

 

дополнительная)

0,358

0,057

0,038

0,194

Начисление на зарплату

0,028

0,004

0,003

0,015

Материалы-реагенты

0,017

0,001

0,004

0,010

Энергетические затраты

0,253

0,001

0,001

0,121

Текущий ремонт

0,027

0,002

0,014

Амортизация основных средств

1,774

0,298

0,111

0,939

Расходы по управлению и об­

0,238

0,019

0,015

0,123

служиванию газопроводов

Прочие расходы

0,032

0,010

0,008

0,020

Внепроизводственные расходы

0,047

 

0,115

0,061

В е е т о...

2,774

0,390

0,297

1,497

В структуре себестоимости транспортирования газа по газопроводам, обслуживаемым компрессорными станциями, заметное место принадлежит энергетическим затратам,

120