ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
и задача линейного мультипрограммирования окончатель но формируется так.
Найти
Хп+1 -» min |
|
(7-21) |
|
при условиях |
|
|
|
АХ = |
В\ |
|
(7-22) |
Х > 0 |
|
(7-23) |
|
для максимизируемых функций |
|
|
|
С*Х + |
> |
F*; |
(7-24) |
для минимизируемых функций |
|
|
|
О Х — FLxn+i < |
FL. |
(7-25) |
Часто при решении многокритериальных систем необ ходимо считать, что определенный К-й критерий является более значительным по сравнению с другими. В этом случае на основании тщательного изучения моделируемой системы необходимо установить определенную шкалу приоритетов для критериев, характеризующих эффективность функцио нирования изучаемой системы. Если за единицу принять эффективность наименее предпочтительного критерия, то в ограничения (7-24) и (7-25) переменная хп+\ вводится с коэффициентами, большими единицы. Для наиболее предпо чтительного критерия этот коэффициент должен быть самым большим.
Из других методов решения многоцелевых задач следует также отметить метод X. Юттлера, базирующийся на постро ении одной из теоретико-игровых моделей. Метод X. Юттле ра предполагает необходимость определения оптимальных решений по каждому критерию с последующим нахожде нием некоторой выпуклой линейной комбинации этих реше ний.
Одно из преимуществ этого метода заключается в том, что он позволяет находить компромиссное решение и тогда, когда среди оптимизируемых функций имеются не только линейные, но и дробнолинейные.
Г л а в а VIII
-ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОГО ГАЗОСНАБЖЕ НИЯ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА УКРАИН СКОЙ ССР ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЛЕКСНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ОПТИМИЗАЦИИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО БАЛАНСА
§1. ОПТИМИЗАЦИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО БА ЛАНСА РЕСПУБЛИКИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
Задача определения рациональной структуры исполь зования природного газа в отраслях народного хозяйства должна решаться на основе методов комплексной оптимиза ции общей системы топливно-энергетического хозяйства УССР, сложность взаимосвязей которого определяется не обходимостью включения в единую систему подсистем добы чи, переработки и транспортирования твердого, жидкого и газообразного топлива; источников генерирования и пе редачи электроэнергии; всего многообразия потребителей топливно-энергетических ресурсов, размещенных на терри тории республики.
Отразить в единой математической модели всю сложность взаимосвязей иерархических подсистем топливно-энергети ческого хозяйства — довольно сложная задача с позиций формализации, а также принципиальной возможности эф фективного решения такой модели при существующих в на стоящее время математических средствах и машинном обеспечении. Поэтому общая модель, в которой не учитывается огромное количество факторов, должна быть в структур ном отношении достаточно простой, что обеспечивает воз можность реализации на ЭЦВМ задач большой размер ности.
Топливно-энергетическое хозяйство Украинской ССР является частью общей системы топливно-энергетического хозяйства страны, поэтому в основу моделирования задачи оптимизации перспективного топливно-энергетического баланса республики должны быть положены основные мето дические принципы, разработанные для оптимизации ба ланса Союза в Энергетическом институте им. Г. М. Кржижа новского. В то же время математическая модель топливноэнергетического хозяйства УССР не может быть точной ко
,213
пией модели страны, поскольку она должна учитывать спе цифику внутренних энергетических связей республики. Следовательно, экономико-математическое моделирование топливно-энергетического баланса УССР должно рассматри ваться как творческий процесс формализации специфиче ских условий развития топливно-энергетического хозяйства республики на базе сформулированных (применительно к моделям страны) общих приемов математического моде лирования.
При неограниченных ресурсах высококачественных ви дов топлива задача разработки рационального топливноэнергетического баланса республики могла бы быть решена однозначно. Однако в реальной практике планирования раз вития топливно-энергетического хозяйства наблюдается быстрый рост потребности в топливе и энергии процессов промышленного производства и все возрастающий дефицит топливно-энергетических ресурсов. В этих условиях в топ ливно-энергетический баланс республики вовлекаются не только экономичные виды энергоносителей, к которым отно сится природный газ, но и менее эффективные источники топлива, обеспечивающие в комплексе удовлетворение по требности народного хозяйства в различных видах энергии.
Под рациональной (оптимальной) структурой топливноэнергетического баланса в данных условиях понимают такую структуру, при которой перспективная потребность отрас лей народного хозяйства в топливе и энергии обеспечивается с минимальными народнохозяйственными затратами. Отсюда следует, что цели оптимизации баланса страны и Украин ской ССР аналогичны. Отличие заключается лишь в размер ности систем. Уменьшение размерности задачи при оптими зации баланса УССР за счет территориального фактора опре деляет необходимость уточнения на модели республики ряда вопросов, которые не находят своего отражения в модели страны.
Так, в модели республики необходимо учесть ряд вопро сов, связанных с местными особенностями и условиями производства и потребления топливно-энергетических ре сурсов, режимными показателями потребителей, особеннос тями функционирования транспортных систем энергоноси телей и т. д.
Эти вопросы решаются в модели республики прежде все го за счет более детального (по сравнению с моделью стра ны) агрегирования источников производства и потребления
214
топливно-энергетических ресурсов, выделения в модели в ка честве единичных потребителей крупных энергетических объектов, использующих топливо и электроэнергию.
При различной степени агрегирования и детализации математическая формулировка модели республики может практически ничем не отличаться от математической интер претации модели страны.
В качестве модели первой степени сложности в основу оптимизации топливно-энергетического баланса УССР по ложена производственно-распределительная математиче ская модель, приближенно описывающая возможные связи между источниками производства и потребления топлива
[82].
Стандартная форма записи производственно-распредели тельной модели характеризуется следующим функционалом
исистемой ограничений:
тп
2 2 З ахіі |
|
m'1 |
|
(8- 1) |
|
і= і ,-=і |
|
|
|
|
|
при условиях |
|
|
|
|
|
хіі |
— 1 > |
• •« |
* |
(8- 2) |
|
/= 1 |
|
|
|
|
|
2т Vе*/ = |
bj\ / = |
1, |
2, . .. , п, |
(8-3) |
|
I |
|
0. |
|
|
(8-4) |
|
xtf > |
|
|
||
Производственно-распределительная |
модель |
отличает |
ся простой структурой ограничений и интерпретирует си стему топливно-энергетического хозяйства республики как одноэтапную задачу. Модель линейна. Нелинейные зависи мости экономических показателей добычи, транспортирова ния и использования топлива в ней аппроксимируются линейными зависимостями в определенных интервалах изме нения аргументов. Интерпретация топливно-энергетичес кого хозяйства в качестве одноэтапной системы нивелирует множество факторов, играющих определяющую роль в функ ционировании частных подсистем, что существенно влияет на результаты решения задачи оптимизации баланса рес публики.
Критерием оптимизации производственно-распредели тельной модели является минимум суммарных приведенных затрат на топливо и энергоснабжение, обеспечивающее при
215
нятый на расчетный год уровень развития народного хозяй ства республики. При этом учитываются затраты на геоло гопоисковые и геологоразведочные работы; добычу, перера ботку, обогащение топлива; преобразование энергии топли ва; магистральный и распределительный транспорт топлива и энергии; хранение топлива и использование энергоресур сов на потребительских установках. Отсюда ясно, что коэф фициенты при переменных критерия оптимизации (8-1), являющегося сепарабельной функцией, формируются как суммы отдельных слагаемых затрат на отдельных этапах функционирования системы топливно-энергетического хозяй ства. При проведении экспериментальных расчетов оптими зации баланса республики по замыкающим затратам на топ ливо и энергию, полученных в результате оптимизации системы топливно-энергетического хозяйства страны, количе ство слагаемых при формировании отдельных коэффициен тов функционала модели значительно уменьшается, так как отпадает необходимость учета отдельных составляющих затрат на геологопоисковые работы, добычу и магистраль ный транспорт топлива до конкретных центров потребления: Таким образом, экономичность отдельных вариантов энер госнабжения энергетических и отдельных процессов про мышленного производства определяется в производственнораспределительной модели путем сравнения суммарных за трат по всему технологическому циклу, характерному для каждого t-го энергоносителя, от добычи топлива до его ис пользования в энерготехнологической установке.
Если в задаче (8-1) — (8-4) определить множество і как множество источников производства топлива, а j как мно жество потребителей топливно-энергетических ресурсов, то свободные члены ограничений at и bj можно интерпрети ровать следующим образом: а,- — располагаемые ресурсы топлива в плановом периоде в каждом і-м источнике; b/ — планируемые объемы производства продукции в каждом
м пункте потребления топлива и энергии. Следовательно, при оптимизации топливно-энергетиче
ского баланса должны задаваться на определенный планиру емый период возможные к использованию топливно-энерге тические ресурсы и объемы производства промышленной продукции в республике. Практически при разработке пер спективного баланса вследствие возрастающей потребности в топливно-энергетических ресурсах задача (8-1) — (8-4) формируется как закрытая, когда суммарные располагаемые
216
ресурсы равны суммарной потребности отраслей народного хозяйства республики в топливе и энергии.
При формировании вектора ресурсов А в задаче должны учитываться как выходные, так и входные потоки топлива и энергии, т. е. выдача топливно-энергетических ресурсов республики в другие территориальные районы страны и на экспорт, а также их подача из других районов страны для удовлетворения производственно-эксплуатационных нужд Украинской ССР.
і Информация на планируемый период по внешним связям топливно-энергетического хозяйства республики с топлив но-энергетическим хозяйством страны должна определять ся в результате комплексной оптимизации баланса СССР
и представляться в качестве входной при решении задач на более низком территориальном уровне. Другими словами, для расчета перспективного баланса УССР как самостоя тельной локальной задачи должно быть задано, какое коли чество природного газа, угля, электроэнергии, производи мой в республике, необходимо поставить в планируемом пе риоде в другие республики и на экспорт, а также, какие объемы топлива и энергии будут подаваться для удовлетворе ния эксплуатационных нужд Украинской ССР из других районов страны. Окончательно ограничения по ресурсам' формируются, исходя из полученных результатов оптими зации топливно-энергетического баланса Союза и перспек тивы развития отраслей топливной и топливоперерабатываю щей промышленности республики. При этом осуществляется детальное агрегирование не только централизованных ре сурсов, но и местных видов топлива, которые не находят сво его отражения при оптимизации баланса страны. К послед ним относятся: торф, дрова, сжиженный газ и т. д.
Вектор потребности В формируется, исходя из намеча емого на перспективу развития отраслей промышленнос ти, потребляющих топливо и энергию. Основой для форми рования компонент вектора потребности являются планиру емые объемы производства продукции в республике (объе мы производства чугуна, стали, проката, цемента, поковок, штамповок и т. д.) в натуральных показателях; планируемое развитие электроэнергетики Украинской ССР; рост населе ния. При определении компонент вектора потребности долж на быть учтена намечаемая на перспективу реконструкция и расширение существующих промышленных предприятий; ввод новых мощностей; технический прогресс в отраслях
217
I