Файл: Экономика газовой промышленности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и задача линейного мультипрограммирования окончатель­ но формируется так.

Найти

Хп+1 -» min

 

(7-21)

при условиях

 

 

 

АХ =

В\

 

(7-22)

Х > 0

 

(7-23)

для максимизируемых функций

 

 

 

С*Х +

>

F*;

(7-24)

для минимизируемых функций

 

 

 

О Х FLxn+i <

FL.

(7-25)

Часто при решении многокритериальных систем необ­ ходимо считать, что определенный К-й критерий является более значительным по сравнению с другими. В этом случае на основании тщательного изучения моделируемой системы необходимо установить определенную шкалу приоритетов для критериев, характеризующих эффективность функцио­ нирования изучаемой системы. Если за единицу принять эффективность наименее предпочтительного критерия, то в ограничения (7-24) и (7-25) переменная хп+\ вводится с коэффициентами, большими единицы. Для наиболее предпо­ чтительного критерия этот коэффициент должен быть самым большим.

Из других методов решения многоцелевых задач следует также отметить метод X. Юттлера, базирующийся на постро­ ении одной из теоретико-игровых моделей. Метод X. Юттле­ ра предполагает необходимость определения оптимальных решений по каждому критерию с последующим нахожде­ нием некоторой выпуклой линейной комбинации этих реше­ ний.

Одно из преимуществ этого метода заключается в том, что он позволяет находить компромиссное решение и тогда, когда среди оптимизируемых функций имеются не только линейные, но и дробнолинейные.


Г л а в а VIII

-ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОГО ГАЗОСНАБЖЕ­ НИЯ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА УКРАИН­ СКОЙ ССР ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЛЕКСНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ОПТИМИЗАЦИИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО БАЛАНСА

§1. ОПТИМИЗАЦИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО БА­ ЛАНСА РЕСПУБЛИКИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО­ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

Задача определения рациональной структуры исполь­ зования природного газа в отраслях народного хозяйства должна решаться на основе методов комплексной оптимиза­ ции общей системы топливно-энергетического хозяйства УССР, сложность взаимосвязей которого определяется не­ обходимостью включения в единую систему подсистем добы­ чи, переработки и транспортирования твердого, жидкого и газообразного топлива; источников генерирования и пе­ редачи электроэнергии; всего многообразия потребителей топливно-энергетических ресурсов, размещенных на терри­ тории республики.

Отразить в единой математической модели всю сложность взаимосвязей иерархических подсистем топливно-энергети­ ческого хозяйства — довольно сложная задача с позиций формализации, а также принципиальной возможности эф­ фективного решения такой модели при существующих в на­ стоящее время математических средствах и машинном обеспечении. Поэтому общая модель, в которой не учитывается огромное количество факторов, должна быть в структур­ ном отношении достаточно простой, что обеспечивает воз­ можность реализации на ЭЦВМ задач большой размер­ ности.

Топливно-энергетическое хозяйство Украинской ССР является частью общей системы топливно-энергетического хозяйства страны, поэтому в основу моделирования задачи оптимизации перспективного топливно-энергетического баланса республики должны быть положены основные мето­ дические принципы, разработанные для оптимизации ба­ ланса Союза в Энергетическом институте им. Г. М. Кржижа­ новского. В то же время математическая модель топливноэнергетического хозяйства УССР не может быть точной ко­

,213

пией модели страны, поскольку она должна учитывать спе­ цифику внутренних энергетических связей республики. Следовательно, экономико-математическое моделирование топливно-энергетического баланса УССР должно рассматри­ ваться как творческий процесс формализации специфиче­ ских условий развития топливно-энергетического хозяйства республики на базе сформулированных (применительно к моделям страны) общих приемов математического моде­ лирования.

При неограниченных ресурсах высококачественных ви­ дов топлива задача разработки рационального топливноэнергетического баланса республики могла бы быть решена однозначно. Однако в реальной практике планирования раз­ вития топливно-энергетического хозяйства наблюдается быстрый рост потребности в топливе и энергии процессов промышленного производства и все возрастающий дефицит топливно-энергетических ресурсов. В этих условиях в топ­ ливно-энергетический баланс республики вовлекаются не только экономичные виды энергоносителей, к которым отно­ сится природный газ, но и менее эффективные источники топлива, обеспечивающие в комплексе удовлетворение по­ требности народного хозяйства в различных видах энергии.

Под рациональной (оптимальной) структурой топливноэнергетического баланса в данных условиях понимают такую структуру, при которой перспективная потребность отрас­ лей народного хозяйства в топливе и энергии обеспечивается с минимальными народнохозяйственными затратами. Отсюда следует, что цели оптимизации баланса страны и Украин­ ской ССР аналогичны. Отличие заключается лишь в размер­ ности систем. Уменьшение размерности задачи при оптими­ зации баланса УССР за счет территориального фактора опре­ деляет необходимость уточнения на модели республики ряда вопросов, которые не находят своего отражения в модели страны.

Так, в модели республики необходимо учесть ряд вопро­ сов, связанных с местными особенностями и условиями производства и потребления топливно-энергетических ре­ сурсов, режимными показателями потребителей, особеннос­ тями функционирования транспортных систем энергоноси­ телей и т. д.

Эти вопросы решаются в модели республики прежде все­ го за счет более детального (по сравнению с моделью стра­ ны) агрегирования источников производства и потребления

214


топливно-энергетических ресурсов, выделения в модели в ка­ честве единичных потребителей крупных энергетических объектов, использующих топливо и электроэнергию.

При различной степени агрегирования и детализации математическая формулировка модели республики может практически ничем не отличаться от математической интер­ претации модели страны.

В качестве модели первой степени сложности в основу оптимизации топливно-энергетического баланса УССР по­ ложена производственно-распределительная математиче­ ская модель, приближенно описывающая возможные связи между источниками производства и потребления топлива

[82].

Стандартная форма записи производственно-распредели­ тельной модели характеризуется следующим функционалом

исистемой ограничений:

тп

2 2 З ахіі

 

m'1

 

(8- 1)

і= і ,-=і

 

 

 

 

при условиях

 

 

 

 

 

хіі

— 1 >

• •«

*

(8- 2)

/= 1

 

 

 

 

 

2т Vе*/ =

bj\ / =

1,

2, . .. , п,

(8-3)

I

 

0.

 

 

(8-4)

 

xtf >

 

 

Производственно-распределительная

модель

отличает­

ся простой структурой ограничений и интерпретирует си­ стему топливно-энергетического хозяйства республики как одноэтапную задачу. Модель линейна. Нелинейные зависи­ мости экономических показателей добычи, транспортирова­ ния и использования топлива в ней аппроксимируются линейными зависимостями в определенных интервалах изме­ нения аргументов. Интерпретация топливно-энергетичес­ кого хозяйства в качестве одноэтапной системы нивелирует множество факторов, играющих определяющую роль в функ­ ционировании частных подсистем, что существенно влияет на результаты решения задачи оптимизации баланса рес­ публики.

Критерием оптимизации производственно-распредели­ тельной модели является минимум суммарных приведенных затрат на топливо и энергоснабжение, обеспечивающее при­

215


нятый на расчетный год уровень развития народного хозяй­ ства республики. При этом учитываются затраты на геоло­ гопоисковые и геологоразведочные работы; добычу, перера­ ботку, обогащение топлива; преобразование энергии топли­ ва; магистральный и распределительный транспорт топлива и энергии; хранение топлива и использование энергоресур­ сов на потребительских установках. Отсюда ясно, что коэф­ фициенты при переменных критерия оптимизации (8-1), являющегося сепарабельной функцией, формируются как суммы отдельных слагаемых затрат на отдельных этапах функционирования системы топливно-энергетического хозяй­ ства. При проведении экспериментальных расчетов оптими­ зации баланса республики по замыкающим затратам на топ­ ливо и энергию, полученных в результате оптимизации системы топливно-энергетического хозяйства страны, количе­ ство слагаемых при формировании отдельных коэффициен­ тов функционала модели значительно уменьшается, так как отпадает необходимость учета отдельных составляющих затрат на геологопоисковые работы, добычу и магистраль­ ный транспорт топлива до конкретных центров потребления: Таким образом, экономичность отдельных вариантов энер­ госнабжения энергетических и отдельных процессов про­ мышленного производства определяется в производственнораспределительной модели путем сравнения суммарных за­ трат по всему технологическому циклу, характерному для каждого t-го энергоносителя, от добычи топлива до его ис­ пользования в энерготехнологической установке.

Если в задаче (8-1) — (8-4) определить множество і как множество источников производства топлива, а j как мно­ жество потребителей топливно-энергетических ресурсов, то свободные члены ограничений at и bj можно интерпрети­ ровать следующим образом: а,- — располагаемые ресурсы топлива в плановом периоде в каждом і-м источнике; b/ — планируемые объемы производства продукции в каждом

м пункте потребления топлива и энергии. Следовательно, при оптимизации топливно-энергетиче­

ского баланса должны задаваться на определенный планиру­ емый период возможные к использованию топливно-энерге­ тические ресурсы и объемы производства промышленной продукции в республике. Практически при разработке пер­ спективного баланса вследствие возрастающей потребности в топливно-энергетических ресурсах задача (8-1) — (8-4) формируется как закрытая, когда суммарные располагаемые

216


ресурсы равны суммарной потребности отраслей народного хозяйства республики в топливе и энергии.

При формировании вектора ресурсов А в задаче должны учитываться как выходные, так и входные потоки топлива и энергии, т. е. выдача топливно-энергетических ресурсов республики в другие территориальные районы страны и на экспорт, а также их подача из других районов страны для удовлетворения производственно-эксплуатационных нужд Украинской ССР.

і Информация на планируемый период по внешним связям топливно-энергетического хозяйства республики с топлив­ но-энергетическим хозяйством страны должна определять­ ся в результате комплексной оптимизации баланса СССР

и представляться в качестве входной при решении задач на более низком территориальном уровне. Другими словами, для расчета перспективного баланса УССР как самостоя­ тельной локальной задачи должно быть задано, какое коли­ чество природного газа, угля, электроэнергии, производи­ мой в республике, необходимо поставить в планируемом пе­ риоде в другие республики и на экспорт, а также, какие объемы топлива и энергии будут подаваться для удовлетворе­ ния эксплуатационных нужд Украинской ССР из других районов страны. Окончательно ограничения по ресурсам' формируются, исходя из полученных результатов оптими­ зации топливно-энергетического баланса Союза и перспек­ тивы развития отраслей топливной и топливоперерабатываю­ щей промышленности республики. При этом осуществляется детальное агрегирование не только централизованных ре­ сурсов, но и местных видов топлива, которые не находят сво­ его отражения при оптимизации баланса страны. К послед­ ним относятся: торф, дрова, сжиженный газ и т. д.

Вектор потребности В формируется, исходя из намеча­ емого на перспективу развития отраслей промышленнос­ ти, потребляющих топливо и энергию. Основой для форми­ рования компонент вектора потребности являются планиру­ емые объемы производства продукции в республике (объе­ мы производства чугуна, стали, проката, цемента, поковок, штамповок и т. д.) в натуральных показателях; планируемое развитие электроэнергетики Украинской ССР; рост населе­ ния. При определении компонент вектора потребности долж­ на быть учтена намечаемая на перспективу реконструкция и расширение существующих промышленных предприятий; ввод новых мощностей; технический прогресс в отраслях

217

I