ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
промышленного производства; определены виды топлива и энергии, которые могут быть использованы в энерготехно логических процессах.
В соответствии с такой интерпретацией свободных членов задачи, которые определяются как некоторые краевые усло вия, первая группа ограничений производственно-распре делительной модели (8-2) указывает на то, что вывоз топли ва по всем направлениям из каждого /-го пункта производ ства не должен превышать имеющихся в нем ресурсов на данный расчетный период.
Вторая группа ограничений (8-3) определяет необходи мость удовлетворения потребности в топливно-энергетиче ских ресурсах каждого /-го потребителя, расположенного на территории республики.
I Коэффициенты матрицы ограничений модели интерпре тируются в зависимости от способа определения компонент вектора потребности bj. Если компоненты вектора потребнос ти определены в качестве натуральных показателей, т. е. заданными в задаче считаются годовые объемы производства
чугуна |
и стали (млн. т), |
электроэнергии (млрд, кет • ч) |
и т. д., |
то коэффициенты іц |
количественно выражают необ |
ходимые пропорции между производимой продукцией и кон кретными видами энергоносителей. В данном случае эти коэффициенты интерпретируются как величины, обратные удельному расходу і-го энергоносителя на единицу продук ции /-го потребителя.
Если же свободные ,члены ограничений модели Ь/ зада ются как потребности каждого /-го потребителя в конкрет ном виде энергоносителя, то коэффициенты Хц определяют ся как отношения соответствующих нормативов расхода топ лива (энергии).
Искомыми величинами в модели являются потоки топли ва и энергии, которые необходимо использовать в перспек тивном периоде для удовлетворения производственных нужд Украинской ССР.
Потребность в конкретных видах топлива, используемых в энерготехнологических процессах промышленности рес публики, межрайонные перетоки топлива определяются в ре зультате комплексного решения задачи (8-1) — (8-4) на основе сопоставления технико-экономических показателей различных вариантов топливоснабжения для энергетических процессов производства электроэнергии и тепла и некоторых процессов промышленного производства.
2 1 8
Как следует из практики оптимизации топливно-энерге тического баланса республики, вопросы, связанные с взаи мозаменой и выбором энергоносителей в энерготехнологиче ских процессах промышленного производства, не могут быть эффективно решены в рамках комплексной модели. К этим процессам относятся высокотемпературные процессы метал лургического производства, нагревательные процессы маши ностроительной и металлообрабатывающей промышленнос ти и т. д.
Вопросы выбора эффективных энергоносителей в ука занных процессах должны решаться на локальных моделях. Последние должны разрабатываться на низких уровнях иерархии топливно-энергетического хозяйства при оптими зации энергетических балансов крупных промышленных предприятий или промышленных узлов. В этом случае в ма тематическую модель, описывающую в формализованном виде подсистему энергетического хозяйства промышленного предприятия, можно ввести функциональные зависимости, характеризующие особенности энергоснабжения данного предприятия, учитывающие возможности рационального использования вторичных энергетических ресурсов, а также ряд местных и режимных условий производства и использо вания энергоносителей.
Выбор энергоносителей в технологических процессах при оптимизации баланса промышленного предприятия дол жен осуществляться на основе оценки энергоносителей по замыкающим затратам на топливо (природный газ, донецкий уголь, мазут) и энергию, что обеспечивает соответствие по лучаемых решений на локальных моделях глобальному оп тимуму развития топливно-энергетического хозяйства.
Следовательно, в общей модели топливно-энергетическо го баланса республики для этих процессов (при заранее определенных энергоносителях) определяются лишь сум марные потоки топлива, которые необходимо транспорти ровать от конкретных источников производства для удовле творения потребности промышленных предприятий в топ ливно-энергетических ресурсах при планируемых объемах производства чугуна, стали, проката и т. д.
Решение же вопросов по выбору конкретных видов топли ва в общей модели баланса республики на основе сопостав
ления технико-экономических |
показателей осуществляется |
|
для |
энергетических объектов |
(КЭС, ТЭЦ, котельные) и |
для |
некоторых процессов промышленности, отличающихся |
219
простой технологией производства продукции. К последним относятся обжиговые процессы промышленности строитель ных материалов (производство цемента, кирпича и т. д.)
Производственно-распределительная математическая мо дель дает возможность при разработке топливно-энергети ческого баланса республики сочетать принципы отраслево го и территориального планирования. В связи с этим в математических моделях оптимизации баланса большое зна чение приобретают вопросы отраслевого и территориального агрегирования источников производства и потребления топ ливно-энергетических ресурсов.
§ 2. ПРИНЦИПЫ АГРЕГИРОВАНИЯ В МОДЕЛИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО БАЛАНСА РЕСПУБЛИКИ
Территориальное агрегирование источников производ ства и потребления топлива, а также источников преобразо вания химической энергии топлива в тепловую и электриче скую обусловливается необходимостью поэлементного опре деления затрат в каждом из намечаемых вариантов топли воснабжения. Это требование заложено в функционале мате матической модели при формировании удельных показателей затрат, играющих роль коэффициентов при переменных це левой функции. Для того чтобы учесть в общей цепочке сто имостных показателей затраты на магистральный транспорт топлива и энергии, необходимо прежде всего знать взаимно территориальное размещение каждого і-го источника про изводства и каждого /-го потребителя. Кроме того, необхо димо наметить возможные варианты и маршруты транспор тирования топлива из г-го источника /-му потребителю, исходя из перспективного развития сети железных дорог в рес-. публике, трубопроводного транспорта природного газа и жидкого топлива, а также линий магистральной передачи электроэнергии высокого напряжения. Каждый из возмож ных маршрутов транспортирования топлива и энергии меж ду і'-м источником и /-м потребителем будет характеризо ваться определенными транспортными расходами.
Отсюда следует, что чем более детально в модели прове дено территориальное агрегирование источников и потреби телей топливно-энергетических ресурсов, тем более точно можно определять затраты, связанные с магистральным транспортом энергоносителей. Вопросы территориального
220
агрегирования тесно связаны с детализацией источников и потребителей топлива по отраслевому признаку. Степень де тализации при территориальном и отраслевом агрегировании источников и потребителей топливно-энергетических ресур сов (речь идет об источниках и потребителях, размещенных на территории республики) практически определяет раз
мерность расчетной матрицы задачи оптимизации баланса
Усср.
Ограничениями на размерность расчетной матрицы за дачи оптимизации баланса является возможность детальной разработки массива исходной информации на перспективу и ее погрешность (информационно-технологический фактор), вычислительные возможности математической модели (мате матический фактор) и класс ЭЦВМ, на которой производят ся вариантные расчеты (технический фактор).
Если даже не существует ограничений в области инфор мационного обеспечения, что маловероятно, то математиче ский и технический факторы определяют максимальную раз мерность системы, реализуемой на ЭЦВМ. Для соблюдения жестких требований, предъявляемых к размерности зада чи, в случае более детального территориального агрегирова ния, необходимо выполнить более грубую классификацию источников и потребителей топлива в отраслевом разрезе и наоборот. Естественно, что грубое отраслевое агрегирование в области производства и потребления топливно-энергетиче ских ресурсов ведет к резкому уменьшению возможностей анализа и интерпретации решений, получаемых на ЭЦВМ.
На вопрос, какова должна быть детализация в модели элементов топливно-энергетического хозяйства и где эта де тализация должна быть более дифференцированной, в тер риториальном или отраслевом разрезе, по мнению авторов книги, невозможно дать однозначный ответ. Однако, руко водствуясь практикой разработки и оптимизации топливноэнергетического баланса УССР, можно сформулировать ос новные соображения, которые были положены в основу агре гирования.
При территориальном районировании республики следу ет учитывать условия размещения и кооперирования отдель ных отраслей промышленности, направления и объемы пере даваемых потоков топлива и энергии. Необходимо также проанализировать удельный вес, который занимают отдель ные районы в общем балансе потребления топливно-энерге тических ресурсов.
221
Для районов с плотной концентрацией промышленности характерен более дифференцированный подход при терри ториальном агрегировании. При выделении территориаль ных районов в модели следует учитывать условия принад лежности существующих и потенциальных потребителей га за к определенным участкам сети магистральных газопрово дов, а также сложившуюся практику разработки топливноэнергетического баланса в планирующих органах Украин ской ССР.
С учетом изложенного на ближнюю перспективу в моде ли выделялось 12 территориальных районов, что обеспечи ло возможность относительно точного учета затрат на маги стральный транспорт энергоносителей, а также возможность определения потребности в топливно-энергетических ресур сах по крупным экономическим районам республики: До- нецко-Придн'епровскому, Юго-Западному и Южному.
В каждом из выделенных в модели районов, исходя из особенностей территориального размещения отраслей про мышленного производства и их энергоемкости, определяет ся условный центр потребления топливно-энергетических ресурсов, до которого рассчитываются затраты на маги стральный транспорт топлива и энергии от конкретного источника (месторождения топлива, конденсационной эле ктростанции). Для уменьшения погрешности при определе нии транспортных затрат для крупных потребителей (металлургических и цементных заводов, КЭС и ТЭЦ) выде ляются собственные конкретные центры потребления топ лива в соответствии с их территориальным размещением в районе. Для более мелких потребителей топливно-энерге тических ресурсов затраты определяются до условного цент ра потребления района. В последнем случае допускается определенная погрешность при расчете транспортных рас ходов, так как предполагается, что все мелкие потребители топлива сконцентрированы в условном центре потребления района.
Кроме затрат на магистральный транспорт топлива и энергии, в модели приближенно должны учитываться так же расходы, связанные с распределительным транспортом энергоносителей (природного газа по распределительным газопроводам, электроэнергии по распределительным сетям низкого напряжения, твердого и жидкого топлива по же лезнодорожной ветке — отводу от магистральной дороги до промышленного предприятия). Эти затраты формируются
222
по обобщенным группам потребителей, выделяемым в мо дели, в зависимости от внутрирайонных расстояний транс портирования топлива (энергии) и мощности передавае мых потребителям потоков топливно-энергетических ре
сурсов.
В модели топливно-энергетического баланса УССР по требители энергоресурсов группируются в пределах каждо го района по видам выпускаемой продукции с учетом спосо бов и режимов ее производства. Затем формальные группы потребителей дифференцируются по единому признаку — общности изменения технико-экономических показателей топливоиспользования(энергоиспользования) в зависимос ти от вида применяемого энергоносителя. Такое агрегиро вание обеспечивает однородность потребителей по тепло потребляющему оборудованию и технико-экономическим показателям использования энергоресурсов — удельным расходам топлива (энергии) и удельным потребительским затратам. Кроме того, подобная группировка дает возмож ность определить для каждого условного потребителя те ви ды топлива, которые могут быть использованы в энергетиче ских агрегатах. Каждая сформированная обобщенная группа формально выступает в математической модели как еди ный потребитель топливно-энергетических ресурсов. Кро ме обобщенных групп, в модели выделяются и конкретные потребители топлива, удельный вес которых в общем балан се топливоиспользования значителен. Множество обобщен ных и единичных потребителей, выделяемых во всех районах республики, определяет количество уравнений математиче ской модели вида (8-3).
Проблема отраслевого агрегирования потребителей, как и территориального, не может быть решена однозначно. При ее решении полезно ориентироваться на практику раз работки топливно-энергетического баланса в Госплане УССР. В общем случае в каждом территориальном районемодели можно выделить следующие категории потребителей топливно-энергетических ресурсов: 1) КЭС с агрегатами более 100 Мвт\ 2) КЭС с агрегатами менее 100 Мвт\ 3) ТЭЦ. большой и средней мощности; 4) ТЭЦ малой мощности; 5) районные котельные; 6) промышленные котельные; 7) мел кие котельные; 8) производство чугуна; 9) обогрев кауперов;
10) |
выплавка мартеновской стали; 11) |
прокат |
металла; |
|
12) |
переработка нефти; |
13) производство цемента; |
14) про |
|
изводство кирпича; 15) |
обжиг извести; |
16) производство |
223