Файл: Трушин, В. Н. Механическое оборудование и установки курс лекций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 143
Скачиваний: 0
69
К недостаткам центробежных насосов следует отнести:
1)неспособность к всасыванию без предварительной эаливки;
2)необходимость герметизации всасывающего трубопровода;
3)зависимость к.п.д. от режима работы;
4)малый к.п.д. для насосов с небольшой подачей.
§1.23. ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ НАСОСОВ
Вслучае, если насос установлен выше уровня жидкости в за борном резервуаре, перед пуском производится его валивка.
Существуют следующие способы заливки насосов:
1.Вручную. Таким способом заливают центробежные насосы в простейших установках при отсутствии воды в напорном трубопро воде и наличии приемного клапана во всасывающем патрубке. Насос заливают до тех пор, пока из заливного отверстия или открытого воздушного краника не пойдет вода без пузырьков воздуха.
2.Из напорного трубопровода. При этом способе насос зали вают путем открытия регулировочной задвижки на напорном трубо проводе или при помощи специального обводного трубопровода ма лого диаметра, который при включении насоса должен быть пере крыт вентилем.
3.Путем отсасывания воздуха из рабочей полости насоса раз личными способами. Для этой цели могут применяться эжекторы, вакуумные и вихревые вспомогательные насосы, отсасывающая тру ба которых подсоединяется к верхней точке заливаемого насоса.
При подготовке к пуску насоса необходимо закрыть напорную задвижку и проверить, закрыты ли краны манометра и вакуумметра.
Затем необходимо проверить сальниковые уплотнения, смазать их и,наконец, проверить наличие масла в подшипниках насоса и двигателя. Если сальники имеют гидроуплотнение, а подшипники водяное охлаждение, то следует установить нормальную циркуля цию жидкости.
При пуске насоса включают электродвигатель и открывают кран у манометра. Когда наоос разрвьѳт полное число оборотов,
аманометр будет показывать давление холостого хода, открывают кран у вакуумметра и напорную задвижку. При закрытой напорной
задвижке допускается работа насоса не более 2 - 3 мин.
При открытой напорной задвижке пуск насоса возможен только при наличии обратного клапана и средств для гашения гидравли ческого удара.
|
70 |
Уход за |
насосом во время работы состоит в следующем: |
- следить за показаниями манометра, вакуумметра и ампер |
|
метра (для |
электродвигателя); |
-наблюдать за тем, чтобы температура подшипников не пре вышала температуру помещения более чем на 40 - 50°;
-поддерживать уровень масла в подшипниках на требуемом уровне;
-своевременно подтягивать сальники. При правильной работе сальника через него должна просачиваться вода редкими каплями.
Для остановки насоса необходимо медленно закрыть напорную задвижку, закрыть кран вакуумметра, выключить двигатель, а за тем закрыть кран у манометра и на трубопроводах, подводящих воду для охлаждения подшипников и гидроуплотнения сальников.
Если насос находится в неотапливаемом помещении, то зимой необходимо следить за тем, чтобы насос не оставался заполнен ным водой.
Г л а в а 2
ВПЛПКОЛЫ1ЕВЫЕ И ВИХРЕВЫЕ НАСОСЫ
§ 2.1. О Б Щ Е СВЕДЕНИЯ
Водокольцевые и вихревые насосы в последнее время получили широкое применение в качестве самовсасывающих устройств для центробежных насосов, насосных установок для перекачки летучих жидкостей, а также охлаждающих насосов двигателей внутреннего сгорания, компрессоров и холодильных машин. Во всех перечислен ных случаях от насосов требуется надежность пуска после частых остановок даже при наличии в подводящем трубопроводе воздуха или паров летучих веществ.
Этим требованиям отвечают водокольцевые и вихревые насосы, которые обладают способностью самовсасывания и способностью перемещать эмульсии. Кроме того, вихревые насосы обеспечивают создание больших напоров, приходящихся на одно колесо (превы шающих напор центробежных насосов от 2 до 10 раз), и имеют ма лые габариты и вес. Основным недостатком этих насосов является низкий к.п.д., не превышающий 20 - 40%.
71
§2.2. ВОДОКОЛЬЦЕВЫЕ НАСОСЫ
Уводокольцевого насоса (рис.2.1) рабочим органом служит рабочее колесо 2, эксцентрично расположенное в корпусе 3, имею
щем два серповидных окна - всасывающее 4 и нагнетательное I. При вращении рабочего колеса в корпусе насоса, частично запол ненном жидкостью, под действием центробежных сил образуется жидкостное кольцо, концѳнтрично расположенное относительно кор пуса .
При этом объем ячеек, образуемых лопастями и жидкостным кольцом, по ходу вращения колеса увеличивается, создавая вса сывающее действие в окне 4. Во второй половине оборота колеса объемы ячеек будут уменьшаться эа
счет входа в них жидкости, |
что |
|
2 |
|||
приведет |
к сжатию воздуха |
и вы |
|
|
||
теснению его через окно I. Следо |
|
|
||||
вательно, |
в водокольцевом |
насосе |
|
|
||
жидкость |
выполняет роль |
поршня, |
|
|
||
всасывающего и сжимающего |
воздух |
|
|
|||
с последующим его удалением. |
|
|
||||
При работе водокольцевого на |
|
|
||||
соса следует различать два |
режи |
|
|
|||
ма: первый режим - период |
пуска, |
Рис.2.1. Схема водоколь |
||||
когда насос отсасывает воздух (до |
||||||
цевого |
насоса: |
|||||
тех пор, |
пока всасывающий |
трубо |
1 - нагнетательное окно; |
|||
провод и |
насос не будут |
заполнены |
2 - рабочее |
колесо; 3 -кор |
пус; 4- всасывающее окно
жидкостью); второй режим - нормаль ная подача жидкости.
Имея ограниченный объем предварительно залитой жидкости, водокольцевой насос не может продолжительно перекачивать воз дух из-за нагрева последней. Обычно объем жидкости определяет ся таким образом, чтобы обеспечить работу насоса на воздухе без перегрева жидкости в течение 7 - 1 0 мин. За это время на сос успевает удалить воздух из трубопровода и корпуса и перейти на подачу жидкости.
|
Для обеспечения требуемого напора и хорошей самовсасываю |
щей |
способности минимальное число оборотов насоса п т - опреде |
ляют |
по следующей формуле: |
i f f ' ] ™ » - ™ . |
об/мин, |
|
72
где |
ф |
- |
коэффициент, зависящий |
от |
числа,и формы лопастей. |
||
|
|
|
Для радиальных лопаток |
при г = 1 8 + 2 4 шт., |
« I; |
||
|
т\ - наружный радиус рабочего |
колеса, м; |
|
|
|||
Н н и |
Н в - давление на нагнетании |
и |
всасывании, |
м. |
|
||
Подача |
водокольцевого насоса |
Q |
определяется зависимостью |
||||
|
|
|
Q. = 3tr}0jUbA7rf |
|
м3/мин, |
|
|
где |
7 0 = |
0,5 * 0,8 - объемный к.п.д.; |
|
|
|||
|
р, - радиус втулки рабочего колеса, м; |
|
|
||||
|
р |
= |
0,65 * 0,85 - коэффициент, |
учитывающий |
объем лопаток; |
||
|
Ъ - ширина колеса, н; |
|
|
|
|
||
|
п - число оборотов колеса в минуту. |
|
|
||||
|
|
|
§2.3. ВИХРЕВЫЕ НАСОСЫ |
|
|
||
Вихревые насосы отличаются от |
водокольцевых |
наличием |
боко |
вых каналов на обеих стенках корпуса. Простейшая схема вихре вого насоса представлена на рис.2.2. В корпусе 2 расположено рабочее колесо 4 с прямыми радиальными лопатками. С обеих сто рон колеса в корпусе имеются боковые каналы I, простирающиеся не по всей окружности, а по дуге, примерно соответствующей
|
|
центральному углу 330°. На |
||||
|
|
остальном участке |
окруж |
|||
|
|
ности каналы перекрываются |
||||
|
|
перемычкой 5, которая раз |
||||
|
|
деляет всасывающую и напор |
||||
|
|
ную полости насоса. |
|
|||
|
|
■Ширина каналов в ради |
||||
|
|
альном |
направлении сохра |
|||
|
|
няется постоянной |
по |
всей |
||
Радиальный Ьихрь |
длине. Глубина каналов по |
|||||
стоянна только в-централь |
||||||
|
|
|||||
|
|
ной части, а на участках, |
||||
/////У/ |
|
соответствующих всасываю |
||||
Сечение и разбертка колеса и канала |
щему 3 и нагнетательному б |
|||||
|
|
|||||
Рис.2.2. Схема вихревого насоса |
окнам |
(начало и конец |
ка |
|||
нала), |
они имеют |
переменную |
||||
открытого |
типа: |
|||||
I - боковые каналы; |
2 - корпус; |
глубину, которая |
постепенно |
|||
3 и б - всасывающее и нагнета |
||||||
уменьшается и становится |
||||||
тельное окно; 4 - рабочее колесо; |
||||||
5 - перемычка |
|
|
|
|
73
равной нулю в начале и в конце канала (см.развертку на рис.2.2). Процесс удаления воздуха из подводящего трубопровода проис
ходит так же, как в водокольцевом насосе, но в этом случае из менение объема в ячейках происходит за счет переменного сечения боковых каналов I.
При нормальном режиме работы насоса жидкость через всасываю щее окно 3 парциально поступает на лопатки колеса (т.ѳ. только на те лопатки, которые в данный момент находятся около всасы вающего окна;. Попав в межлопастные пространства жидкость на правляется в боковые каналы. При этом она получает энергию, соответствующую напору, который создал бы центробежный насос при тех же окружных скоростях рабочего колеса. Далее жидкость увлекается лопатками вдоль по каналам к нагнетательному окну 6. На участке каналов между всасывающим и нагнетательным окнами происходит дальнейшее увеличение напора.
Это увеличение напора объясняется следующим образом. Перед передней плоскостью лопатки по ходу вращения создается повышен ное давление, а на противоположной поверхности, наоборот, - по ниженное давление. Частицы жидкости, заполняющие кольцевые ка налы, устремляются в зоны пониженного давления. Далее, вследст вие меньшей скорости движения жидкости в каналах по сравнению со скоростью вращения лопаток, эти частицы попадают в зоны по вышенного давления перед очередными набегающими лопатками и снова отбрасываются в каналы, получая при этом дополнительный запас энергии. Жидкость попадает несколько раз в межлопастные полости, и каждый раз происходит приращение ее энергии. В ме ридианном сечении частица жидкости совершает вихревое движение
с продольным вихрем, |
а в направлении |
окружности рабочего ко |
|
леса - винтообразное |
(траектория а Б |
, рис.2.2) и вихревое с |
|
радиальным вихрем. |
|
|
|
Как следует из вышеизложенного, движение |
жидкости через |
||
насос такого вида сопровождается интенсивным |
вихрѳобразованиѳм, |
впроцессе которого осуществляется передача энергии от колеса
кжидкости и значительное повышение напора последней. Следст вием интенсивного вихрѳобразбвания (и последующего разрушения вихрей при выталкивании жидкости из каналов в напорное окно)
являются большие потери энергии, что резко снижает к.п.д. на соса.
По конструктивным особенностям вихревые насосы подразделяют ся на насосы открытого типа и насосы закрытого типа. Насосы от
74
крытого типа (см.рис.2.2) имеют открытое рабочее колесо со сравнительно длинными лопастями, пространство между которыми на периферии ограничено кольцевыми каналами, а ближе к центру - плоскими стенками корпуса.
Насосы закрытого типа (рис.2.3) имеют рабочее колесо I, представляющее собой диск с короткими лопастями, расположенны ми на периферии. Пространство между лопастями закрыто перемыч кой 2 и ограничено со всех сторон каналом насоса 3. Подвод
Рис.2.3. Схема вихревого насоса закрытого типа:
I - рабочее колесо; 2 - перемычка; 3 - канал; 4 - корпус
жидкости в этих насосах осуществляется на периферии непосред ственно в канал 3, вследствие чего данный тип насоса не обла дает способностью самовсасывания. Поэтому такие насосы как са мостоятельные применяются редко.
Распространение получили насосы комбинированные, состоящие из основного рабочего колеса закрытого типа и вспомогательного колеса открытого типа, соединенных последовательно. Комбиниро ванные вихревые насосы имеют хорошую самовсасывающую способ ность и их к.п.д. достигает величины 0,4.
В вихревых насосах (особенно в насосах закрытого типа), по сравнению с центробежными, жидкость подводится к рабочему ко лесу в зоне повышенных скоростей. Поэтому возможность возник новения кавитации на входе в вихревое колесо весьма велика.
Предупредить возникновение.кавитации можно повышением давления на входе. Для этого устанавливают дополнительное центробежное колесо. Насос, состоящий из двух последовательно включенных
75
центробежного и вихревого колес, называется центробежно-вихре вым насосом. В насосе такого типа часть полного напора разви вается центробежным колесом, к.п.д. которого выше, чем у ви хревого. Поэтому к.п.д. центробежно-вихревого насоса несколько выше, чем к.п.д. вихревого насоса.
В виду противоречивости данных о механизме взаимодействия жидкости в рабочем колесе до настоящего времени теория вихре вых насосов разработана недостаточно.
|
Напор колеса можно представить зависимостью |
|
|
|
|
H = b K 4 i ^ Y J L ’ |
(2.1) |
где |
и - |
кратность передачи энергии жидкости в межлопаточных |
|
|
|
каналах колеса, т.е. то количество раз, которое жид |
|
|
|
кость на пути от подводящего до напорного патрубка |
|
|
|
попадает в межлопаточные каналы; |
|
|
К - |
коэффициент, учитывающий влияние конечного |
числа |
лопаток; 1} - гидравлический к.п.д.
Примерная рабочая характеристика вихревого.насоса приве дена на рис.2.4. Как видно из рисунка, у вихревых насосов при малой производительности резко возрастает напор. Это происхо дит вследствие того, что при малом расходе скорости движения лопаток рабочего колеса значительно превышают скорости движе ния жидкости в каналах и лопатки более интенсивно воздействуют на поток жидкости.Бла годаря интенсивному вихреобразованию в по токе к.п.д. насоса при небольших производи тельностях мал.
С увеличением про изводительности насоса напор быстро падает. Происходит это потому, что раэность скоростей движения лопаток и жид кости в кольцевых кана лах уменьшается и ин-