Файл: Трушин, В. Н. Механическое оборудование и установки курс лекций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 0
56
|
ному потоку, идущему через |
|
|
колесо, а также за счет утеч |
|
|
ки перекачиваемой жидкости. |
|
|
3. Устройство перепускной |
|
|
трубы, соединяющей полость за |
|
|
задним диском колеса со всасы |
|
|
вающей полостью насоса. При |
|
|
этом способе разгрузки оста |
|
|
точные усилия воспринимаются |
|
|
радиально-упорными подшипни |
|
|
ками. |
|
Рис.I.35. Колесо насоса с уплот- |
4. Восприятие осевого дав |
|
ления упорным подшипником.Дан |
||
яѳнияии и разгрузочными отвер |
||
стиями: |
ный способ с точки зрения по |
|
I и 2 - уплотняющие кольца; |
вышения к.п.д. насоса с одно |
|
3 - разгрузочное отверстие |
||
сторонним входом наилучший |
||
|
вследствие незначительных потерь мощности на трение в упорных подшипниках.
Уравновешивание осевого давления в многоколесных насосах (в которых общее осевое давление равно сумме давлений, дейст вующих на каждое колесо) производится следующими способами:
1.Симметричным взаиморасположением рабочих колес (рисіЗб).
2.Применением уравновешивающего диска (рис.1.37). В этом случае уравновешивание осевых усилий достигается следующим об разом. Жидкость из рабочего колеса I поступает через кольцевой
зазор 2 в промежуточную камеру 3 и через торцевой зазор 4 в
Рис.1.36. Схема симметрич |
Рис.1.37. Колесо насоса с урав |
ного взаиморасположения |
новешивающим диском: |
колес |
І-колесо; 2-кольцевой зазор; |
|
3-промежуточная камера; 4-тор- |
|
цевой зазор; 5-разгрузочная |
|
камера; 6-трубка; 7-уравнове- |
іпитѵтщітй ДИСК
57
разгрузочную камеру 5. Камера 5 сообщается трубкой 6 со всасы вающей частью первой ступени насоса. Давление жидкости в про межуточной камере больше, чем в разгрузочной. Благодаря этому на уравновешивающий диск 7 действует осевое усилие, разгружаю щее осевое усилие в насосе. Действие уравновешивающего диска саморегулирующее. При перемещении колеса насоса под влиянием осевого давления влево торцевой зазор 4 уменьшается, вследстствие чего давление в камере 5 снижается и дальнейшее смеще ние прекращается. Если же колесо насоса смещается в противопо ложную сторону, то зазор увеличивается, при этом давление в разгрузочной камере повышается, в результате чего прекращается дальнейшее перемещение колеса наоооа.
При разгрузке осевого давления уравновешивающим диском упорные подшипники не требуются.
§1.20. ОСНОВНЫЕ ДЕТАЛИ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ НАСОСОВ
Косновным деталям центробежных насосов относятся: рабочее колесо, подводящее и отводящее устройство, вал и корпус насо са, сальники и подшипники.
Ра б о ч е е к о л е с о . Рабочее колесо является наи более важной деталью насоса. Назначением колеса является пере дача энергии приводного двигателя по току перекачиваемой жидкости.
Рабочее колесо закрытого типа со стоит из двух дисков и лопаток, распо ложенных между дисками (рис.1.38). Че рез задний диск с втулкой проходит вал. Обычно рабочее колесо отливается шесте
с лопатками. В центробежных насосах бы вает 6 - 8 лопаток. Рабочие колеса на сосов, перекачивающие загрязненные жид кости, имеют 2 - 4 лопатки.
Размеры проточной части колеса определяются гидродинами ческим расчетом. Конструкция и размеры колеса должны обеспе чивать его механическую прочность. Основные напряжения в теле колеса обычно создаются действием центробежных сил, но в насо сах, подающих горячую жидкость, могут возникнуть и значитель ные температурные напряжения.
В ■преобладающем количестве случаев колеса насосов изготов
58
ляют аз чугуна, а в более крупных насосах - из углеродистой стали.
Рабочие колеса насосов, подающих колкости с абразивными веществами, изготавливают из марганцовистой стали.
Для перекачки агрессивных жидкостей применяются кремнистые кислотоупорные чугуны я легированные стали.
Бронзовые рабочие колеса в настоящее время применяются только в насосах для перекачки коррозионно активных и взрыво опасных жидкостей.
В с а с ы в а ю щ и й п о д в о д . Наиболее распростра ненными всасывающими подводами являются: осевой конический подвод и полуспиральный подвод.
Конический подвод (рис.1.39а; является лучшим типом под вода жидкости к всасывающему отверстию рабочего колеса. Полуспиральный всасывающий подвод (рис.396) применяется для умень шения габаритов насоса в осевом направлении. Однако в этом
подводе гидравлические потери больше. Полуспиральный подвод на ходит применение в насосах двустороннего входа и в многоколес ных насосах.
О т в о д . Отводящие устройства служат для сбора жидкости, выходящей из рабочего колеса, отвода ее от насоса, а также для преобразования кинетической энергии движения жидкости в потен циальную энергию давления.
Отводящие устройства бывают следующих типов:
1)спиральный отвод;
2)направляющий аппарат;
3)кольцевой отвод.
59
Спиральный отвод (рис.1.40) представляет собой плавно рас ширяющийся по опирали канал, расположенный по окружности выхода жидкости из рабочего колеса.
Радиальное сечение этого канала увеличивается |
пропорцио |
|||||||
нально углу охвата рабочего колеса. Сечение F |
выходного от |
|||||||
верстия |
из |
спиральной камеры |
|
|
|
|||
рассчитывается |
по наперед |
за |
|
|
|
|||
данной скорости, |
принимаемой а) Г |
5) |
F |
|||||
равной 2 - 4 |
и/сек. |
|
|
|
|
|||
Теоретически наивыгоднейшая |
|
|
|
|||||
форма спирали получается, |
если |
|
|
|
||||
ее сечения образованы по закону |
|
|
|
|||||
площадей, |
т.ѳ. си г> = const |
,іде |
|
|
|
|||
r> - радиус канала в рассматри |
Рис.1.40. Спиральный отвод |
|||||||
ваемом сечении и са- средняя |
||||||||
|
|
|
||||||
скорость потока, |
перпендикулярная к радиусу в |
этом же сечении. |
У насоса со спиральной камерой при работе могут возникнуть радиальные силы, изгибающие вал насоса. Радиальные силы возни кают вследствие того, что спираль не является симметричным ка налом по отношению к оси вращения рабочего колеса. При откло нении подачи насоса от расчетной нарушается закон площадей и давление в широких сечениях спирали будет больше, чем в узких, что приводит к появлению радиальной силы. Для устранения этого недостатка у высоконапорных одноступенчатых насосов, а также у насосов с большой производительностью, в спиральном канале
устанавливают перегородку, т.е. образуют двойную спираль (рис.1.406).
По форме сечения спиральная камера мо жет быть прямоугольной, трапециевидной, круглой и круглой, переходящей в эллипти ческую (рис.I.41).
Спиральная камера служит в основном для сбора жидкости, выходящей из рабочего колеса. Уменьшение скорости потока проис
Рис.1.41. Формы по ходит главным образом в прямоосном диффу
перечных |
сечений |
зоре (коническом патрубке), который конст |
|
спиральных |
камер: |
||
руктивно является продолжением спирального |
|||
1 - прямоугольная; |
|||
2 - трапециевидная; |
отвода. |
||
3 -круглая, пере |
|||
Направляющий аппарат (см.рис.1.6) со |
|||
ходящая в |
эллипти |
||
ческую ; 4 - круглая |
стоит из двух кольцевых дисков, между ко |
||
|
|
60
торыми помещаются направляющие лопатки, отогнутые в сторону, противоположную изгибу лопаток рабочего колеса. Живо*» сечение каналов между лопатками направляющего аппарата постепенно уве личивается, благодаря чему и происходит преобразование скорост ной энергии в энергию давления.
Недостатком направляющего аппарата (с неподвижными лопат ками) является то, что в случае изменения режима работы насо са, по причине отклонения направления скорости потока, имеют место значительные потери на удар.
Кольцевой отвод представляет собой канал постоянного сече ния, расположенный вокруг рабочего колеса. Кольцевой отвод при меняют в насосах, перекачивающих загрязненные жидкости. При по стоянном сечении кольцевого канала средние скорости движения жидкости в разных сечениях его неодинаковы, что ведет к увели чению гидравлических потерь и к появлению поперечных сил, из гибающих вал насоса.
В а л н а с о с а . Наиболее распространенным материалом для изготовления валов является кованая сталь. Размеры вала определяются по условиям прочности при критическом (предельном) числе оборотов. Колеса закрепляют на валу посредством шпонок и гаек.
С а л ь н и к и . Сальниковое уплотнение служит для пред отвращения подсоса атмосферного воздуха внутрь насоса через зазор между валом и корпусом (со стороны всасывания) или для
предупреждения утечки жидкости через этот зазор (со стороны нагнетания).
Простейший сальник (рис.1.42) состоит из грундбуксыі, помещенной между корпусом 2 и ва
Lлом 6, сальниковой на бивки 4 и крышки сальни
ка 5 со шпильками и гай
ками. В таком исполнении сальниковое уплотнение размещается с напорной стороны насоса.
Сальниковая набивка приготовляется из спе-
61
циального хлопчатобумажного шнура квадратного сечения. Шнур на резается кольцами и укладывается в пространство между корпусом сальника и валом. После укладки набивка зажимается крышкой саль ника 5. Натяжение сальника должно быть таким, чтобы через него просачивалось некоторое количество капель жидкости. Перетяну тый сальник будет нагреваться. Набивку сальника меняют через 200 - 500 чаоов работы, в зависимости от степени загрязнения перекачиваемой жидкости.
• Сальники на всасывающей стороне насоса имеют еще гидравли ческий затвор, предотвращающий засасывание воздуха внутрь кор пуса.Затвор состоит из кольца 7 двутаврового сечения, к которо му по трубке 3 из напорной камеры насоса подводится под давле ние жидкость. Образующееся жидкостное кольцо препятствует про никновению воздуха по валу.
'Сальники - это самый ответственный узел при работе насоса. Неумелая эксплуатация сальников, частое их подтягивание являют ся в отдельных случаях причиной серьезных аварий.
В насосах, перекачивающих сжиженные газы, кислоты и другие специальные жидкости вместо сальников применяют особые торцо вые уплотнения.
К о р п у с. В корпусе насоса (рис.1.43) объединены все неподвижные детали проточной части: всасывающий и напорный патрубки, каналы подвода к рабочему колесу и отвода от них. Вся внутренняя полость кор пуса насоса при работе за полнена перекачиваемой жид костью и находится под дав лением.
Корпус насоса обычно от ливается из чугуна или угле родистой стали. Стенки кана лов корпуса должны быть по возможности гладкими, так как их сильная шероховатость значительно понижает к.п.д. насоса.
В верхней части корпуса
имеется отверстие для заливки насоса и краник для выпуска
воздуха, а в нижней части - краник для спуска жидкости.