Файл: Трушин, В. Н. Механическое оборудование и установки курс лекций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 167
Скачиваний: 0
137
Напор и производительность каждого из раздельно работающих вентиляторов на сеть больше, чем при совместной работе, т.е.
Н.. |
|
Q(i+u |
|
2 |
|
а,V |
ѵ ( і ) |
§ 7.9. РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ ВЕНТИЛЯТОРОВ
Регулирование вентиляторов производится с целью уменьшения их производительности, так как они обычно выбираются для режи ма работы, соответствующего максимальной производительности.
Так же, как и в насосах, регулирование режимов работы вентиляторов осуществляется изменением сопротивления внешней сети (дроссельное регулирование) и изменением числа оборотов рабочего колеса. Кроме того, возможно регулирование с помощью направляющего аппарата.
Наиболее распространенным на вентиляторах небольшой мощ ности является дроссельное регулирование как самое простое и надежное в эксплуатации. Этот способ регулирования осущест вляется при помощи шибера, установленного на всасывающем или нагнетательном патрубках вентилятора. При дроссельном регули ровании в сети возникают дополнительные сопротивления, на преодоление которых непроизводительно расходуется часть напора вентилятора, а следовательно, и мощности. Работа вентилятора при полностью открытом шибере является экономичной.
Установка шибера на всасывающем или нагнетательном пат рубке практически обеспечивает одинаковую эффективность регу лирования, но с точки зрения расхода мощности выгоднее уста навливать его со стороны всасывания. Конструктивно шиберы вы полняются в виде поворотных заслонок, жалюзийных решеток и задвижек.
При регулировании изменением числа оборотов рабочего ко леса вентилятор всегда работает в оптимальном режиме. В этом случае развиваемый вентилятором напор расходуется только на преодоление сопротивления сети, на которую он работает. Изме нение числа оборотов вала вентилятора может быть осуществлено теми же способами, что и в центробежных насосах.
Регулирование направляющим аппаратом на входе в вентилятор в настоящее время находит широкое применение, особенно в мощ ных вентиляторных установках.
138
При этом способе регулирование осуществляется путем изме нения. скорости сш = ctcos of, за счет изменения угла of, входа потока на лопатки рабочего колеса. Это изменение угла of, до стигается поворотом лопаток направляющего аппарата.
Из уравнения теоретического напора вентилятора
и■‘■,гс",гсosd, ц,с(cosо(,
|
|
" Л |
Р |
|
Р |
|
|
|
|
|
|
||
видно, |
что с изменением угла |
of, меняется и величина напора, |
||||
лто, в |
свою очередь, приводит |
к изменению характеристики Q - H . |
||||
|
|
|
|
|
Влияние угла of, на измене |
|
|
|
|
|
|
ние характеристики Q - H |
|
|
|
|
|
|
вентилятора показано |
на |
|
|
|
|
|
рис.7.12. Направляющий ап |
|
|
|
|
|
|
парат снижает развиваемый |
|
|
|
|
|
|
вентилятором напор, а сле |
|
|
|
|
|
|
довательно, и производи |
|
|
|
|
|
|
тельность при работе |
на |
|
|
|
|
|
заданную сеть. Одновремен |
|
|
|
|
|
|
но с этим он создает неко |
|
|
|
|
|
|
торое сопротивление |
движе |
|
|
|
|
|
нию воздуха при проходе по |
|
Рис.7.12. Изменение |
характеристики |
следнего через направляющие |
||||
Q-H |
вентилятора |
в зависимости |
устройства. Поэтому |
при |
||
|
от изменения угла о(, |
|||||
|
|
|
необходимости значительного уменьшения производительности вентилятора целесообразно приме нять дополнительное регулирование посредством электродвигате-
1 лей с изменяющимся числом оборотов (чтобы не очень сильно ме нять угол Ы, ).
' Различают осевые и радиальные направляющие аппараты. Осе вые аппараты (рис.7.13а) имеют лопатки, направленные по ра диусам входного патрубка вентилятора.
Радиальный направляющий аппарат (рис.7.136) оборудован ло патками, расположенными параллельно оси вала вентилятора.
Поворот лопаток в осевых и радиальных направляющих аппара тах осуществляется при помощи приводных механизмов. Управление такими механизмами производится вручную или дистанционно.
Правильная эксплуатация вентиляторной установки должна включать наблюдение за системой трубопроводов, двигателем,вен тилятором, подшипниками и проверку балансировки.
139
Перед пуском вентилятора необходимо убедиться в правиль ности центровки валов двигателя и вентилятора, прочности креп лений болтовых соединений, наличии смазки в подшипниках и ис правности электрооборудования.
Пускать центробежный вентилятор следует при закрытой за движке, так как потребляемая мощность при этом составляет
Рис.7.13. Схемы направляющих аппаратов: а) осевой; б) радиальный
30 - 40% номинальной. Нагрев подшипников свыше 60°С во время работы и наличие вибрации указывают на перекос валов, который следует немедленно устранить, остановив вентилятор.
§ 7.10. ШУМ И ВИБРАЦИЯ ВЕНТИЛЯТОРОВ
Шум вентиляторов является следствием механических и аэро динамических причин.
Механическими причинами шума является вибрация вращающихся и неподвижных деталей вентиляторов и трубопроводов, от которых получают колебания соприкасающиеся с ними частицы воздуха, в результате чего возникают звуковые волны. Вибрация - это след ствие неудовлетворительной балансировки ротора,.недостаточно точной регулировки подшипников, малой жесткости корпуса, воз духоводов или фундамента, а также следствие плохой амортиза ции. Уменьшение вибрационного шума достигается статической и динамической балансировкой ротора, увеличением жесткости кожу ха и воздуховодов, установкой вентиляторов и их двигателей на амортизаторы (виброизоляторы с пружинами, прокладки из эластич ных материалов, патрубки из прорезиненной ткани и др.). Свое временный контроль за креплением.вентилятора и его деталей пре дупреждает в процессе эксплуатации появление вибрации и шума.
іад
Причиной аэродинамического шума являются рабочие процессы. Интенсивность шума определяется характером движения воздуха в проточной части, наличием вихрей, срывный явлений, а также ве личиной окружной скорости рабочего колеса.
Практически установлено, что при постоянной скорости вра щении рабочего колеса наименьший шум возникает при режиме ра боты вентилятора, соответствующем максимальному значению к.п.д., причем с уменьшением к.п.д. и увеличением производительности шум увеличивается.
Вентиляторы с лопатками, загнутыми назад, работают с мень шим шумом, чем вентиляторы с другими типами лопаток.
Снижение аэродинамического шума достигается правильным вы бором типа вентилятора и его аэродинамической схемы. Ограничи вают окружные скорости рабочего колеса, принимают рациональную Форму "языка”, число и выходной угол лопаток и т.д. Большую роль играет снижение местных сопротивлений как в самом венти ляторе, так и в воздуховодах. По ГОСТ вентиляторы следует подбирать таким образом, чтобы их к.п.д. на любых режимах ра боты был бы не менее 0,9 от максимального значения. Иногда для снижения шума в воздуховодах применяют специальные глушители, состоящие из двойных стенок, пространство между которыми за полняется звукопоглотитѳлями.
Г л а в а 8
ОСЕВЫЕ ВЕНТИЛЯТОРЫ
§ 8.1. СХЕМА УСТРОЙСТВА И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ
Конструктивная схема осевого вентилятора показана на рис.8.1. Осевой вентилятор состоит из цилиндрического корпу са 2, с помещенным внутри него рабочим колесом б, имеющим ло патки 8. Колесо 6 консольно закреплено на валу двигателя А и со стороны входа потока воздуха закрыто обтекателем 7. В кор пусе могут быть установлены неподвижные лопасти направляюще го I и спрямляющего 5 аппаратов. Направляющий аппарат обеспе чивает осевой вход воздушного потока на лопасти рабочего коле-
I «
са. Покидая рабочее колесо, поток попадает в спрямляющий аппа
рат, который устраняет |
закрутку, приобретенную потоком при |
||||||
взаимодействии |
с вращающимся колесом. |
|
|
||||
Осевые вентиляторы бывают одно- |
и двухступенчатые. |
||||||
При |
рассмотрении |
|
|
|
|
||
работы |
осевого венти- |
|
t г з |
* |
|||
лятора |
воспользуемся |
К, |
|
|
|||
струйной теорией, счи |
|
|
|
|
|||
тая, что при взаимодей |
|
|
|
|
|||
ствии с лопатками ра |
|
|
|
|
|||
бочего |
колеса |
поток |
|
|
|
|
|
воздуха |
не |
получает |
|
|
|
|
|
завихрений. |
|
|
|
|
|
||
В осевом |
вентиля |
Рис.8.1. Схема осевого вентилятора: |
|||||
торе поток воздуха дви |
|||||||
I - направляющий аппарат; 2 - корпус; |
|||||||
жется в |
осевом |
направ |
3 - лопасть рабочего колеса; |
4 -дви |
|||
гатель; 5 - спрямляющий |
аппарат; |
||||||
лении. Если принять,что |
|||||||
6 - рабочее |
колесо; 7 - |
оотѳкатѳль |
радиальное перемещение частичек воздуха отсутствует, и считать, что поперечное сече
ние потока воздуха перед лопастным |
колесом F t |
равно попереч |
||
|
ному сечению за коле |
|||
|
сом F2 |
(рис.8.1), |
то |
|
|
на основании |
уравнения |
||
|
сплошности можно |
напи |
||
|
сать |
|
|
|
|
^ F,C, ^ FZ C2.‘ FC, ’ |
|||
|
где cf |
- осевая скорость |
||
|
|
перед колесом |
||
|
|
(рис.8.2); |
||
|
Сга |
- осевая скорость |
||
|
|
за |
колесом. |
|
|
Тогда |
|
|
|
Рис.8.2. Планы скоростей осевого |
Cta - |
С2а |
Са |
|
вентилятора |
|
т.е. осевая составляющая абсолютной скорости до входа на колесо равна осевой составляющей на выходе из него.
Обозначим:
иІ и иг - окружные ^переносные; скорости частиц воздуха при входе на рабочее колесо и выходе из него;