Файл: Трушин, В. Н. Механическое оборудование и установки курс лекций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 167

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

137

Напор и производительность каждого из раздельно работающих вентиляторов на сеть больше, чем при совместной работе, т.е.

Н..

 

Q(i+u

 

2

а,V

ѵ ( і )

§ 7.9. РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ ВЕНТИЛЯТОРОВ

Регулирование вентиляторов производится с целью уменьшения их производительности, так как они обычно выбираются для режи­ ма работы, соответствующего максимальной производительности.

Так же, как и в насосах, регулирование режимов работы вентиляторов осуществляется изменением сопротивления внешней сети (дроссельное регулирование) и изменением числа оборотов рабочего колеса. Кроме того, возможно регулирование с помощью направляющего аппарата.

Наиболее распространенным на вентиляторах небольшой мощ­ ности является дроссельное регулирование как самое простое и надежное в эксплуатации. Этот способ регулирования осущест­ вляется при помощи шибера, установленного на всасывающем или нагнетательном патрубках вентилятора. При дроссельном регули­ ровании в сети возникают дополнительные сопротивления, на преодоление которых непроизводительно расходуется часть напора вентилятора, а следовательно, и мощности. Работа вентилятора при полностью открытом шибере является экономичной.

Установка шибера на всасывающем или нагнетательном пат­ рубке практически обеспечивает одинаковую эффективность регу­ лирования, но с точки зрения расхода мощности выгоднее уста­ навливать его со стороны всасывания. Конструктивно шиберы вы­ полняются в виде поворотных заслонок, жалюзийных решеток и задвижек.

При регулировании изменением числа оборотов рабочего ко­ леса вентилятор всегда работает в оптимальном режиме. В этом случае развиваемый вентилятором напор расходуется только на преодоление сопротивления сети, на которую он работает. Изме­ нение числа оборотов вала вентилятора может быть осуществлено теми же способами, что и в центробежных насосах.

Регулирование направляющим аппаратом на входе в вентилятор в настоящее время находит широкое применение, особенно в мощ­ ных вентиляторных установках.


138

При этом способе регулирование осуществляется путем изме­ нения. скорости сш = ctcos of, за счет изменения угла of, входа потока на лопатки рабочего колеса. Это изменение угла of, до­ стигается поворотом лопаток направляющего аппарата.

Из уравнения теоретического напора вентилятора

и■‘■,гс",гсosd, ц,с(cosо(,

 

 

" Л

Р

 

Р

 

 

 

 

 

 

видно,

что с изменением угла

of, меняется и величина напора,

лто, в

свою очередь, приводит

к изменению характеристики Q - H .

 

 

 

 

 

Влияние угла of, на измене­

 

 

 

 

 

ние характеристики Q - H

 

 

 

 

 

вентилятора показано

на

 

 

 

 

 

рис.7.12. Направляющий ап­

 

 

 

 

 

парат снижает развиваемый

 

 

 

 

 

вентилятором напор, а сле­

 

 

 

 

 

довательно, и производи­

 

 

 

 

 

тельность при работе

на

 

 

 

 

 

заданную сеть. Одновремен­

 

 

 

 

 

но с этим он создает неко­

 

 

 

 

 

торое сопротивление

движе­

 

 

 

 

 

нию воздуха при проходе по­

Рис.7.12. Изменение

характеристики

следнего через направляющие

Q-H

вентилятора

в зависимости

устройства. Поэтому

при

 

от изменения угла о(,

 

 

 

необходимости значительного уменьшения производительности вентилятора целесообразно приме­ нять дополнительное регулирование посредством электродвигате-

1 лей с изменяющимся числом оборотов (чтобы не очень сильно ме­ нять угол Ы, ).

' Различают осевые и радиальные направляющие аппараты. Осе­ вые аппараты (рис.7.13а) имеют лопатки, направленные по ра­ диусам входного патрубка вентилятора.

Радиальный направляющий аппарат (рис.7.136) оборудован ло­ патками, расположенными параллельно оси вала вентилятора.

Поворот лопаток в осевых и радиальных направляющих аппара­ тах осуществляется при помощи приводных механизмов. Управление такими механизмами производится вручную или дистанционно.

Правильная эксплуатация вентиляторной установки должна включать наблюдение за системой трубопроводов, двигателем,вен­ тилятором, подшипниками и проверку балансировки.


139

Перед пуском вентилятора необходимо убедиться в правиль­ ности центровки валов двигателя и вентилятора, прочности креп­ лений болтовых соединений, наличии смазки в подшипниках и ис­ правности электрооборудования.

Пускать центробежный вентилятор следует при закрытой за­ движке, так как потребляемая мощность при этом составляет

Рис.7.13. Схемы направляющих аппаратов: а) осевой; б) радиальный

30 - 40% номинальной. Нагрев подшипников свыше 60°С во время работы и наличие вибрации указывают на перекос валов, который следует немедленно устранить, остановив вентилятор.

§ 7.10. ШУМ И ВИБРАЦИЯ ВЕНТИЛЯТОРОВ

Шум вентиляторов является следствием механических и аэро­ динамических причин.

Механическими причинами шума является вибрация вращающихся и неподвижных деталей вентиляторов и трубопроводов, от которых получают колебания соприкасающиеся с ними частицы воздуха, в результате чего возникают звуковые волны. Вибрация - это след­ ствие неудовлетворительной балансировки ротора,.недостаточно точной регулировки подшипников, малой жесткости корпуса, воз­ духоводов или фундамента, а также следствие плохой амортиза­ ции. Уменьшение вибрационного шума достигается статической и динамической балансировкой ротора, увеличением жесткости кожу­ ха и воздуховодов, установкой вентиляторов и их двигателей на амортизаторы (виброизоляторы с пружинами, прокладки из эластич­ ных материалов, патрубки из прорезиненной ткани и др.). Свое­ временный контроль за креплением.вентилятора и его деталей пре­ дупреждает в процессе эксплуатации появление вибрации и шума.

іад

Причиной аэродинамического шума являются рабочие процессы. Интенсивность шума определяется характером движения воздуха в проточной части, наличием вихрей, срывный явлений, а также ве­ личиной окружной скорости рабочего колеса.

Практически установлено, что при постоянной скорости вра­ щении рабочего колеса наименьший шум возникает при режиме ра­ боты вентилятора, соответствующем максимальному значению к.п.д., причем с уменьшением к.п.д. и увеличением производительности шум увеличивается.

Вентиляторы с лопатками, загнутыми назад, работают с мень­ шим шумом, чем вентиляторы с другими типами лопаток.

Снижение аэродинамического шума достигается правильным вы­ бором типа вентилятора и его аэродинамической схемы. Ограничи­ вают окружные скорости рабочего колеса, принимают рациональную Форму "языка”, число и выходной угол лопаток и т.д. Большую роль играет снижение местных сопротивлений как в самом венти­ ляторе, так и в воздуховодах. По ГОСТ вентиляторы следует подбирать таким образом, чтобы их к.п.д. на любых режимах ра­ боты был бы не менее 0,9 от максимального значения. Иногда для снижения шума в воздуховодах применяют специальные глушители, состоящие из двойных стенок, пространство между которыми за­ полняется звукопоглотитѳлями.

Г л а в а 8

ОСЕВЫЕ ВЕНТИЛЯТОРЫ

§ 8.1. СХЕМА УСТРОЙСТВА И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ

Конструктивная схема осевого вентилятора показана на рис.8.1. Осевой вентилятор состоит из цилиндрического корпу­ са 2, с помещенным внутри него рабочим колесом б, имеющим ло­ патки 8. Колесо 6 консольно закреплено на валу двигателя А и со стороны входа потока воздуха закрыто обтекателем 7. В кор­ пусе могут быть установлены неподвижные лопасти направляюще­ го I и спрямляющего 5 аппаратов. Направляющий аппарат обеспе­ чивает осевой вход воздушного потока на лопасти рабочего коле-


I «

са. Покидая рабочее колесо, поток попадает в спрямляющий аппа­

рат, который устраняет

закрутку, приобретенную потоком при

взаимодействии

с вращающимся колесом.

 

 

Осевые вентиляторы бывают одно-

и двухступенчатые.

При

рассмотрении

 

 

 

 

работы

осевого венти-

 

t г з

*

лятора

воспользуемся

К,

 

 

струйной теорией, счи­

 

 

 

 

тая, что при взаимодей­

 

 

 

 

ствии с лопатками ра­

 

 

 

 

бочего

колеса

поток

 

 

 

 

воздуха

не

получает

 

 

 

 

завихрений.

 

 

 

 

 

В осевом

вентиля­

Рис.8.1. Схема осевого вентилятора:

торе поток воздуха дви­

I - направляющий аппарат; 2 - корпус;

жется в

осевом

направ­

3 - лопасть рабочего колеса;

4 -дви­

гатель; 5 - спрямляющий

аппарат;

лении. Если принять,что

6 - рабочее

колесо; 7 -

оотѳкатѳль

радиальное перемещение частичек воздуха отсутствует, и считать, что поперечное сече­

ние потока воздуха перед лопастным

колесом F t

равно попереч­

 

ному сечению за коле­

 

сом F2

(рис.8.1),

то

 

на основании

уравнения

 

сплошности можно

напи­

 

сать

 

 

 

 

^ F,C, ^ FZ C2.‘ FC, ’

 

где cf

- осевая скорость

 

 

перед колесом

 

 

(рис.8.2);

 

Сга

- осевая скорость

 

 

за

колесом.

 

Тогда

 

 

 

Рис.8.2. Планы скоростей осевого

Cta -

С2а

Са

 

вентилятора

 

т.е. осевая составляющая абсолютной скорости до входа на колесо равна осевой составляющей на выходе из него.

Обозначим:

иІ и иг - окружные ^переносные; скорости частиц воздуха при входе на рабочее колесо и выходе из него;