Файл: Трушин, В. Н. Механическое оборудование и установки курс лекций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 171
Скачиваний: 0
148
ниѳ повышает к.п.д. компрессора. Поэтому в центробежных ком прессорах перед лопаточным диффузором иногда устанавливается безлопаточный.
За диффузором на выходе из компрессора находится спираль ная камера (улитка), переходящая в выходной патрубок - прямо линейный диффузор, в котором происходит дальнейшее преобразо вание кинетической энергии в давление.
На рис.9.3 представлены графики изменения основных пара метров состояния воздуха в ступени центробежного компрессора.
Рис.9.3.Графики изменения параметров состояния воздуха в центробежном компрессоре
Во входном устройстве скорость потока воздуха возрастает, а давление и температура понижаются. В рабочем колесе за счет подвода энергии увеличиваются давление воздуха, еготемпера тура и скорость. В диффузорах и выходном патрубке вследствие уменьшения скорости происходит повышение давления, что повы шает температуру воздуха на выходе из компрессора.
§9.2. НАПОР, МОЩНОСТЬ и К.П.Д.
Вкаждой ступени центробежного компрессора в результате взаимодействия рабочего колеса с воздухом совершается работа
иосуществляется передача энергии. Большая часть механической энергии передается потоку воздуха, но часть ее расходуется на
149
преодоление сил трения и преобразуется в тепло при сжатии газа.
Происходящий энергообмен можно оценивать как с точки зрения затраченной компрессором работы, так и с точки зрения получен ной газом энергии, которую принято называть напором (давлением). Учитывая большую общность между центробежными компрессорами и насосами, будем рассматривать напор, а не работу.
Уравнение Эйлера в принципе справедливо и для центробежных компрессорных машин. Тогда напор, создаваемый компрессором, определится по той же формуле, что и для вентилятора
В результате сжатия газа процессы, протекающие в компрес соре, будут более сложными. Однако повышение давления в ступе ни ограничено, благодаря чему при определении напора можно пользоваться средним значением плотности воздуха и пренебре гать влиянием повышения его температуры.
Рабочее колесо центробежного компрессора сообщает проте кающему газу напор тем больший, чем больше будет окружная ско рость на выходе из колеса. Величина окружной скорости ограни чивается прочностью колеса. В настоящее время при изготовлении колес из легированной стали в одной ступени компрессора можно
получить степень повышения давления до £ =
'о
Если требуется получить большие давления, то газ сжимают последовательно в нескольких колесах. При этом степень повышения давления в каждой ступени определяют по формуле
Здесь |
Е |
- степень повышения давления; |
||||
. |
р0 |
- |
давление |
газа перед |
компрессором; |
|
|
р( - |
давление |
газа |
после |
первой ступени; |
|
|
рк |
- давление газа |
при выходе из компрессора; |
|||
|
z |
- число ступеней. . |
|
Эффективная мощность, переданная газу рабочим колесом, определяется по формуле
квт.
150
гдѳ - объемный вес сжатого газа, кгс/м3 ;
Q- производительность, м3/сек;
Н- напор в метрах столба газа.
Мощность на валу центробежного компрессора будет равна
где rj - общий к.п.д. машины, равный произведению объемного, гидравлического и механического к.п.д.
§ 9.3. ХАРАКТЕРИСТИКИ, РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ КОМПРЕССОРНЫХ МАШИН
Характеристиками центробежных компрессоров (рис.ЭЛ) назы вают графики зависимостей конечного давления (напора) компрес сора, его к.п.д. и мощности на валу от производительности.
Производительность компрессора принято выражать или в еди ницах веса (кгс/сѳк), или в единицах объема (м3/сек, м3/мин),
отнесенных к условиям всасывания.
Участок характери стики Q -р левее точки/с относится к неустойчивой области работы компрес сора. Неустойчивая ра бота проявляется пульса циями давления и расхода воздуха как в проточной части самого компрессо ра, так и во внешней се ти, на которую он рабо тает. От пульсации пото
ка воздуха возникает вибрация лопаток рабочего колеса (флаттер) и усиливается шум (особенно на всасывании). Весь комплекс слож ных явлений при неустойчивой работе компрессора называют помпа-
яом. При помпаже возникают значительные напряжения в деталях, которые могут вывести компрессор из строя.
Характеристика Q - р компрессора (рис.9.5) при больших производительностях и числах оборотов приближаются к нормалям
к оси абсцисс. Следовательно, на некоторых рѳхшіах производи тельность компрессора при изменении давления сохраняется по стоянной. Это объясняется тем, что при высоких п и Q ско рости в мѳхлопаточных каналах первой ступени достигают крити ческих значений и не могут быть повышены. Поэтому производи тельность компрессоров ограничивается некоторым предельным (критическим) значением соответственно вертикальному участку характеристики..
Регулирование центробѳхных компрессорных машин применяется
для |
изменения рабочих параметров ( Q я р ) , |
для предотвраще |
||||||
ния |
|
помпажа при |
снижении |
|
|
|||
расхода, а также для улуч |
|
|
||||||
шения |
работы |
компрессора |
|
|
||||
на |
нерасчетных режимах. |
|
|
|||||
|
Регулирование |
центро |
|
|
||||
бежного компрессора |
может |
|
|
|||||
быть |
осуществлено |
следую |
|
|
||||
щими методами: |
|
|
|
|
|
|||
|
- изменением числа обо |
|
|
|||||
ротов |
рабочего |
колеса |
(ка |
|
-а |
|||
честве иное регулирование); |
|
|||||||
|
|
|||||||
|
- частичным |
|
отбором |
Рис.9.5. Характеристики Q - p |
||||
воздуха череэ |
антипонпаж- |
|||||||
центробежного |
компрессора |
|||||||
ныѳ |
устройства |
(щели, |
кла |
при различных значениях оборотов |
||||
|
|
паны и т.д., служащие для автоматического предотвращения сме щения рабочей точки в область неустойчивой работы);
-изменением положения поворотных лопаток входного направ ляющего аппарата или лопаточного диффузора;
-дросселированием на нагнетании или на всасывании (коли
чественное регулирование).
Наиболее экономичными способами регулирования являются первый и третий. Перепуск воздуха через антипомпажную щель яв ляется неэкономичным, так как сопровождается выбросом сжатого воздуха в атмосферу; однако этот способ регулирования повышает безопасность работы компрессорной машины.
При наличии задвижек на всасывающей и напорной линиях турбокомпрессоры и турбовоздуходувки пускаются в ход всегда при закрытой задвижке на всасывающей линии и открытой задвиж ке на напорной. В случав, когда за напорной задвижкой имеется давление, то машина должна быть соединена с холостой линией.
152
Если компрессор оборудован только одной задвижкой, то по следняя должна быть эакрыта независимо от места ее расположе ния.
При наличии принудительной системы смазки и охлаждения пе ред пуском компрессорной машины создается давление масла в масляной системе и циркуляция воды в системе охлаждения.
Во время работы турбомашины давление масла и воздуха, а также температура воды и масла должны находиться в пределах, указанных в заводской инструкции. Обслуживающий персонал дол жен наблюдать за исправным состоянием предохранительных и ре гулирующих устройств, систематически продувать холодильники и корпус машины для удаления конденсата.
Для остановки турбокомпрессора следует закрыть всасывающую задвижку, включить пусковой масляный насос (при его наличии) и остановить машину. Затем надо закрыть задвижку на напорной ли нии, отключить охлаждающую воду, через 15 - 20 сек остановить пусковой масляный насос и открыть продувочные краны на машине и промежуточных холодильниках. Если есть опасность замерзания
воды, |
следует спустить воду из всех охлаждающих полостей. |
|
В |
случае аварийной остановки (при перегреве подшипников, |
|
нарушении герметичности воздуховодов, появления вибрации |
и |
|
т.д.) |
прежде всего выключается двигатель, а затем включается |
|
пусковой масляный насос. Остальные операции производятся |
в |
|
обычном порядке. |
|
Г л а в а ІО ПОРШНЕВЫЕ КОМПРЕССОРЫ
§ Ю Л . КЛАССИФИКАЦИЯ
Поршневые компрессоры по типу привода можно разделить на компрессоры с кривошипно-шатунным механизмом и компрессоры со свободно движущимися поршнями.
Компрессоры с кривошипно-шатунным механизмом классифици руют по принципу действия; по расположению и числу цилиндров; количеству ступеней; производительности и величине создаваемого давления; а также по типу приводного двигателя.
По принципу действия поршневые компрёссоры разделяются на компрессоры одностороннего (простого) действия; компрессоры одностороннего прямоточного действия и компрессоры двусторон него действия.
153
На рис.ІО.І представлена схема поршневого компрессора про стого действия. Поршень компрессора 2 движется воввратно-по- ступатѳльно в цилиндре I. При движении поршня сверху вниз в цилиндре образуется разрежение и воздух через фильтр 4 и авто матически открывающийся (за счет разности давлений) всасываю щий клапан 3 поступает в цилиндр. За
тем поршень начинает движение |
вверх, |
|
|
||||
внутри цилиндра давление |
несколько |
|
|
||||
возрастает, в результате чего |
всасы |
|
|
||||
вающий клапан закрывается. |
Воздух, |
|
|
||||
замкнутый в цилиндре, по мере |
движе |
|
|
||||
ния поршня вверх сжимается до тех пор, |
|
|
|||||
пока давление в цилиндре не достигнет |
|
|
|||||
величины, несколько большей |
давления |
|
|
||||
нагнетания. После этого |
нагнетатель |
|
|
||||
ный клапан 5 открывается |
и |
сжатый |
|
|
|||
воздух поступает к потребителю. |
При |
|
|
||||
достижении поршнем крайнего |
верхнего |
|
|
||||
положения нагнетательный клапан закры |
|
|
|||||
вается. Далее процессы всасывания,сжа |
|
|
|||||
тия и нагнетания'повторяются при |
каж |
Рис.ІО.І. Схема порш |
|||||
дом обороте вала. |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
невого |
компрессора |
||
Схема компрессора |
одностороннего |
простого действия: |
|||||
I - цилиндр; 2 -пор |
|||||||
прямоточного действия |
|
показана |
на |
||||
|
шень; |
3 и 5 - всасы |
|||||
рис.10.2. Поршень 5 прямоточного |
ком |
вающий |
и нагнетатель |
||||
ный клапаны; 4-фильтр |
|||||||
прессора выполняется |
полым и |
закрытым |
|||||
|
|
с обоих торцов днищами, в одном из которых установлены всасы
вающие клапаны 2. |
Срединная часть |
поршня имеет кольцевой ка |
|||
нал о отверстиями |
через которые воздух может |
проходить во |
внут |
||
|
|
реннюю полость поршня и к |
|||
|
|
всасывающим клапанам. При |
|||
|
|
движении поршня вправо на |
|||
|
|
гнетательные клапаны I sä- |
|||
|
|
крыты, а всасывающие 2 - |
|||
|
|
открыты и воздух через вса |
|||
|
|
сывающий патрубок 4, внут |
|||
|
|
реннюю |
полость поршня |
5 и |
|
Рис.10.2. Схема |
прямоточного |
всасывающие клапаны 2 |
по |
||
компрессора: |
ступает в рабочую полость |
||||
I-нагнетательный клапан; 2-всасы- |
|||||
цилиндра. При движении порш- |
|||||
вагощий' клапан; 3-цилиндр;^-всасы |
|||||
вающий патрубок; |
5 - поршень |
|
|
|
154
ня влево происходит сжатие вовдуха и выталкивание его из рабо чей полости через санооткрывающиеся нагнетательные клапаны I.
Таким образом, у компрессоров данного типа всасывание про исходит через поршень, а сжатие над поршнем, при этом всасыва емый воздух не меняет направления своего движения.
Компрессоры двустороннего действия отличаются от компрес соров простого действия тем, что у них сжатие воздуха осущест вляется по обе стороны поршня.
По расположению цилиндров поршневые компрессоры могут быть разделены на вертикальные (рис. ЮЛ), горизонтальные(рис.10.2), Г-образные, V -образные, W -образные, звездообразные и оппозитные (рис.10.За,б,в,г,д соответственно).
По числу ступеней компрессоры подразделяются на одноступен чатые и многоступенчатые.Многоступенчатые компрессоры предна значаются для достижения средних и высоких давлений. Сжатие
Рис.ІО.3. Схемы расположения цилиндров поршневых компрессоров
воздуха в них происходит последовательно в нескольких цилин драх. Принципиальные схемы различных типов компрессоров с чис лом ступеней не более четырех показаны на рис.ІО.4.
В качестве приводных двигателей поршневых компрессоров ис пользуются двигатели внутреннего сгорания и электродвигатели как постоянного, так и переменного тока.
155
б) ,/ |
15 |
i 8
г а
|
3 |
S) I/ |
|
И |
2 |
Рис.IO.4. Принципиальные схемы поршневых компрессоров: а) одноступенчатого; б) двухступенчатого; в) трехступенча того; г) четырехступенчатого; д), е) двух- и трехступенча того с дифференциальными поршнями (цифрами на схемах пока
заны номера ступеней;
Компрессор со свободно движущимися поршнями представляет собой одноили многоступенчатый компрессор и двухтактный одно цилиндровый двигатель внутреннего сгорания с прямоточно-щеле вой продувкой, выполненные в общем корпусе и имеющие общие поршни.
Схема одноступенчатого симметричного свободнопоршневого компрессора (дизель-компрессора) представлена на рис.ІО.5. Ра бочий процесс в дизель-компрессоре протекает следующим образом. Первый ход при пуске компрессора, во время которого поршни 14 сходятся и сжимают воздух в цилиндре двигателя 9 до температу ры самовоспламенения топлива, совершается за счет пускового сжатого воздуха, подаваемого в цилиндры компрессора 16. После воспламенения топлива, подаваемого в цилиндр с помощью фор сунки 10, поршни движутся в противоположные стороны (расходят ся). В этот период через всасывающие клапаны 5 из камеры вса сывания 3 в цилиндры 4 продувочного насоса поступает воздух.
В цилиндрах 16 происходит сжатие воздуха и выталкивание его через клапаны 15 в нагнетательный коллектор 12. Компрессор устроен таким образом, что по достижении поршнями наружных