Файл: Трушин, В. Н. Механическое оборудование и установки курс лекций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 171

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

148

ниѳ повышает к.п.д. компрессора. Поэтому в центробежных ком­ прессорах перед лопаточным диффузором иногда устанавливается безлопаточный.

За диффузором на выходе из компрессора находится спираль­ ная камера (улитка), переходящая в выходной патрубок - прямо­ линейный диффузор, в котором происходит дальнейшее преобразо­ вание кинетической энергии в давление.

На рис.9.3 представлены графики изменения основных пара­ метров состояния воздуха в ступени центробежного компрессора.

Рис.9.3.Графики изменения параметров состояния воздуха в центробежном компрессоре

Во входном устройстве скорость потока воздуха возрастает, а давление и температура понижаются. В рабочем колесе за счет подвода энергии увеличиваются давление воздуха, еготемпера­ тура и скорость. В диффузорах и выходном патрубке вследствие уменьшения скорости происходит повышение давления, что повы­ шает температуру воздуха на выходе из компрессора.

§9.2. НАПОР, МОЩНОСТЬ и К.П.Д.

Вкаждой ступени центробежного компрессора в результате взаимодействия рабочего колеса с воздухом совершается работа

иосуществляется передача энергии. Большая часть механической энергии передается потоку воздуха, но часть ее расходуется на

149

преодоление сил трения и преобразуется в тепло при сжатии газа.

Происходящий энергообмен можно оценивать как с точки зрения затраченной компрессором работы, так и с точки зрения получен­ ной газом энергии, которую принято называть напором (давлением). Учитывая большую общность между центробежными компрессорами и насосами, будем рассматривать напор, а не работу.

Уравнение Эйлера в принципе справедливо и для центробежных компрессорных машин. Тогда напор, создаваемый компрессором, определится по той же формуле, что и для вентилятора

В результате сжатия газа процессы, протекающие в компрес­ соре, будут более сложными. Однако повышение давления в ступе­ ни ограничено, благодаря чему при определении напора можно пользоваться средним значением плотности воздуха и пренебре­ гать влиянием повышения его температуры.

Рабочее колесо центробежного компрессора сообщает проте­ кающему газу напор тем больший, чем больше будет окружная ско­ рость на выходе из колеса. Величина окружной скорости ограни­ чивается прочностью колеса. В настоящее время при изготовлении колес из легированной стали в одной ступени компрессора можно

получить степень повышения давления до £ =

Если требуется получить большие давления, то газ сжимают последовательно в нескольких колесах. При этом степень повышения давления в каждой ступени определяют по формуле

Здесь

Е

- степень повышения давления;

.

р0

-

давление

газа перед

компрессором;

 

р( -

давление

газа

после

первой ступени;

 

рк

- давление газа

при выходе из компрессора;

 

z

- число ступеней. .

 

Эффективная мощность, переданная газу рабочим колесом, определяется по формуле

квт.


150

гдѳ - объемный вес сжатого газа, кгс/м3 ;

Q- производительность, м3/сек;

Н- напор в метрах столба газа.

Мощность на валу центробежного компрессора будет равна

где rj - общий к.п.д. машины, равный произведению объемного, гидравлического и механического к.п.д.

§ 9.3. ХАРАКТЕРИСТИКИ, РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ КОМПРЕССОРНЫХ МАШИН

Характеристиками центробежных компрессоров (рис.ЭЛ) назы­ вают графики зависимостей конечного давления (напора) компрес­ сора, его к.п.д. и мощности на валу от производительности.

Производительность компрессора принято выражать или в еди­ ницах веса (кгс/сѳк), или в единицах объема (м3/сек, м3/мин),

отнесенных к условиям всасывания.

Участок характери­ стики Q левее точки/с относится к неустойчивой области работы компрес­ сора. Неустойчивая ра­ бота проявляется пульса­ циями давления и расхода воздуха как в проточной части самого компрессо­ ра, так и во внешней се­ ти, на которую он рабо­ тает. От пульсации пото­

ка воздуха возникает вибрация лопаток рабочего колеса (флаттер) и усиливается шум (особенно на всасывании). Весь комплекс слож­ ных явлений при неустойчивой работе компрессора называют помпа-

яом. При помпаже возникают значительные напряжения в деталях, которые могут вывести компрессор из строя.

Характеристика Q - р компрессора (рис.9.5) при больших производительностях и числах оборотов приближаются к нормалям

к оси абсцисс. Следовательно, на некоторых рѳхшіах производи­ тельность компрессора при изменении давления сохраняется по­ стоянной. Это объясняется тем, что при высоких п и Q ско­ рости в мѳхлопаточных каналах первой ступени достигают крити­ ческих значений и не могут быть повышены. Поэтому производи­ тельность компрессоров ограничивается некоторым предельным (критическим) значением соответственно вертикальному участку характеристики..

Регулирование центробѳхных компрессорных машин применяется

для

изменения рабочих параметров ( Q я р ) ,

для предотвраще­

ния

 

помпажа при

снижении

 

 

расхода, а также для улуч­

 

 

шения

работы

компрессора

 

 

на

нерасчетных режимах.

 

 

 

Регулирование

центро­

 

 

бежного компрессора

может

 

 

быть

осуществлено

следую­

 

 

щими методами:

 

 

 

 

 

 

- изменением числа обо­

 

 

ротов

рабочего

колеса

(ка­

 

честве иное регулирование);

 

 

 

 

- частичным

 

отбором

Рис.9.5. Характеристики Q - p

воздуха череэ

антипонпаж-

центробежного

компрессора

ныѳ

устройства

(щели,

кла­

при различных значениях оборотов

 

 

паны и т.д., служащие для автоматического предотвращения сме­ щения рабочей точки в область неустойчивой работы);

-изменением положения поворотных лопаток входного направ­ ляющего аппарата или лопаточного диффузора;

-дросселированием на нагнетании или на всасывании (коли­

чественное регулирование).

Наиболее экономичными способами регулирования являются первый и третий. Перепуск воздуха через антипомпажную щель яв­ ляется неэкономичным, так как сопровождается выбросом сжатого воздуха в атмосферу; однако этот способ регулирования повышает безопасность работы компрессорной машины.

При наличии задвижек на всасывающей и напорной линиях турбокомпрессоры и турбовоздуходувки пускаются в ход всегда при закрытой задвижке на всасывающей линии и открытой задвиж­ ке на напорной. В случав, когда за напорной задвижкой имеется давление, то машина должна быть соединена с холостой линией.


152

Если компрессор оборудован только одной задвижкой, то по­ следняя должна быть эакрыта независимо от места ее расположе­ ния.

При наличии принудительной системы смазки и охлаждения пе­ ред пуском компрессорной машины создается давление масла в масляной системе и циркуляция воды в системе охлаждения.

Во время работы турбомашины давление масла и воздуха, а также температура воды и масла должны находиться в пределах, указанных в заводской инструкции. Обслуживающий персонал дол­ жен наблюдать за исправным состоянием предохранительных и ре­ гулирующих устройств, систематически продувать холодильники и корпус машины для удаления конденсата.

Для остановки турбокомпрессора следует закрыть всасывающую задвижку, включить пусковой масляный насос (при его наличии) и остановить машину. Затем надо закрыть задвижку на напорной ли­ нии, отключить охлаждающую воду, через 15 - 20 сек остановить пусковой масляный насос и открыть продувочные краны на машине и промежуточных холодильниках. Если есть опасность замерзания

воды,

следует спустить воду из всех охлаждающих полостей.

 

В

случае аварийной остановки (при перегреве подшипников,

нарушении герметичности воздуховодов, появления вибрации

и

т.д.)

прежде всего выключается двигатель, а затем включается

пусковой масляный насос. Остальные операции производятся

в

обычном порядке.

 

Г л а в а ІО ПОРШНЕВЫЕ КОМПРЕССОРЫ

§ Ю Л . КЛАССИФИКАЦИЯ

Поршневые компрессоры по типу привода можно разделить на компрессоры с кривошипно-шатунным механизмом и компрессоры со свободно движущимися поршнями.

Компрессоры с кривошипно-шатунным механизмом классифици­ руют по принципу действия; по расположению и числу цилиндров; количеству ступеней; производительности и величине создаваемого давления; а также по типу приводного двигателя.

По принципу действия поршневые компрёссоры разделяются на компрессоры одностороннего (простого) действия; компрессоры одностороннего прямоточного действия и компрессоры двусторон­ него действия.


153

На рис.ІО.І представлена схема поршневого компрессора про­ стого действия. Поршень компрессора 2 движется воввратно-по- ступатѳльно в цилиндре I. При движении поршня сверху вниз в цилиндре образуется разрежение и воздух через фильтр 4 и авто­ матически открывающийся (за счет разности давлений) всасываю­ щий клапан 3 поступает в цилиндр. За­

тем поршень начинает движение

вверх,

 

 

внутри цилиндра давление

несколько

 

 

возрастает, в результате чего

всасы­

 

 

вающий клапан закрывается.

Воздух,

 

 

замкнутый в цилиндре, по мере

движе­

 

 

ния поршня вверх сжимается до тех пор,

 

 

пока давление в цилиндре не достигнет

 

 

величины, несколько большей

давления

 

 

нагнетания. После этого

нагнетатель­

 

 

ный клапан 5 открывается

и

сжатый

 

 

воздух поступает к потребителю.

При

 

 

достижении поршнем крайнего

верхнего

 

 

положения нагнетательный клапан закры­

 

 

вается. Далее процессы всасывания,сжа­

 

 

тия и нагнетания'повторяются при

каж­

Рис.ІО.І. Схема порш­

дом обороте вала.

 

 

 

 

 

 

 

 

невого

компрессора

Схема компрессора

одностороннего

простого действия:

I - цилиндр; 2 -пор­

прямоточного действия

 

показана

на

 

шень;

3 и 5 - всасы­

рис.10.2. Поршень 5 прямоточного

ком­

вающий

и нагнетатель­

ный клапаны; 4-фильтр

прессора выполняется

полым и

закрытым

 

 

с обоих торцов днищами, в одном из которых установлены всасы­

вающие клапаны 2.

Срединная часть

поршня имеет кольцевой ка­

нал о отверстиями

через которые воздух может

проходить во

внут­

 

 

реннюю полость поршня и к

 

 

всасывающим клапанам. При

 

 

движении поршня вправо на­

 

 

гнетательные клапаны I sä-

 

 

крыты, а всасывающие 2 -

 

 

открыты и воздух через вса­

 

 

сывающий патрубок 4, внут­

 

 

реннюю

полость поршня

5 и

Рис.10.2. Схема

прямоточного

всасывающие клапаны 2

по­

компрессора:

ступает в рабочую полость

I-нагнетательный клапан; 2-всасы-

цилиндра. При движении порш-

вагощий' клапан; 3-цилиндр;^-всасы­

вающий патрубок;

5 - поршень

 

 

 


154

ня влево происходит сжатие вовдуха и выталкивание его из рабо­ чей полости через санооткрывающиеся нагнетательные клапаны I.

Таким образом, у компрессоров данного типа всасывание про­ исходит через поршень, а сжатие над поршнем, при этом всасыва­ емый воздух не меняет направления своего движения.

Компрессоры двустороннего действия отличаются от компрес­ соров простого действия тем, что у них сжатие воздуха осущест­ вляется по обе стороны поршня.

По расположению цилиндров поршневые компрессоры могут быть разделены на вертикальные (рис. ЮЛ), горизонтальные(рис.10.2), Г-образные, V -образные, W -образные, звездообразные и оппозитные (рис.10.За,б,в,г,д соответственно).

По числу ступеней компрессоры подразделяются на одноступен­ чатые и многоступенчатые.Многоступенчатые компрессоры предна­ значаются для достижения средних и высоких давлений. Сжатие

Рис.ІО.3. Схемы расположения цилиндров поршневых компрессоров

воздуха в них происходит последовательно в нескольких цилин­ драх. Принципиальные схемы различных типов компрессоров с чис­ лом ступеней не более четырех показаны на рис.ІО.4.

В качестве приводных двигателей поршневых компрессоров ис­ пользуются двигатели внутреннего сгорания и электродвигатели как постоянного, так и переменного тока.

155

б) ,/

15

i 8

г а

 

3

S) I/

 

И

2

Рис.IO.4. Принципиальные схемы поршневых компрессоров: а) одноступенчатого; б) двухступенчатого; в) трехступенча­ того; г) четырехступенчатого; д), е) двух- и трехступенча­ того с дифференциальными поршнями (цифрами на схемах пока­

заны номера ступеней;

Компрессор со свободно движущимися поршнями представляет собой одноили многоступенчатый компрессор и двухтактный одно­ цилиндровый двигатель внутреннего сгорания с прямоточно-щеле­ вой продувкой, выполненные в общем корпусе и имеющие общие поршни.

Схема одноступенчатого симметричного свободнопоршневого компрессора (дизель-компрессора) представлена на рис.ІО.5. Ра­ бочий процесс в дизель-компрессоре протекает следующим образом. Первый ход при пуске компрессора, во время которого поршни 14 сходятся и сжимают воздух в цилиндре двигателя 9 до температу­ ры самовоспламенения топлива, совершается за счет пускового сжатого воздуха, подаваемого в цилиндры компрессора 16. После воспламенения топлива, подаваемого в цилиндр с помощью фор­ сунки 10, поршни движутся в противоположные стороны (расходят­ ся). В этот период через всасывающие клапаны 5 из камеры вса­ сывания 3 в цилиндры 4 продувочного насоса поступает воздух.

В цилиндрах 16 происходит сжатие воздуха и выталкивание его через клапаны 15 в нагнетательный коллектор 12. Компрессор устроен таким образом, что по достижении поршнями наружных