Файл: Трушин, В. Н. Механическое оборудование и установки курс лекций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 0
2) оттаивание испарителя путем периодической остановки ком прессора с помощью реле времени (раз в сутки). Однако следует иметь в виду, что данный способ неприменим в установках, где нельзя надолго останавливать компрессор и прогревать охлажда емый объект;
3) оттаивание испарителя путем принудительного подвода к нему тепла изнутри. При таком способе снеговая шуба стаивает в течение короткого промежутка времени, благодаря чему темпера тура охлаждаемого объекта повышается незначительно.
Схема установки с принудительным оттаиванием испарителя представлена на рис.14.19. Такая установка дополнительно обо
|
|
рудуется |
трубопроводом |
|||||
|
|
с соленоидным |
венти |
|||||
|
|
лем 7, |
а также |
термо |
||||
|
|
реле 4, |
чувствительный |
|||||
|
|
баллон 3 которого рас |
||||||
|
|
положен |
|
на расстоянии |
||||
|
|
I - 2 см |
от |
наружной |
||||
|
|
поверхности |
испарителя. |
|||||
|
|
Когда нарастающий |
слой |
|||||
|
|
снеговой шубы коснется |
||||||
|
|
чувствительного |
балло |
|||||
|
|
на 3, термореле 4 сра |
||||||
Рис.14.19. Схема установки |
батывает |
(вследствие |
||||||
снижения |
давления паров |
|||||||
с принудительным оттаиванием |
||||||||
|
испарителя: |
в его термосистеме) и |
||||||
I - компрессор; 2 - термобаллон ре |
своими контактами |
вклю |
||||||
гулирующего вентиля; 3 - термобаллон |
||||||||
термореле; 4 - термореле; 5 - испа |
чает цепи питания соле |
|||||||
ритель; 6 - регулирующий вентиль; |
ноидного |
вентиля 7. Вен |
||||||
7 - соленоидный вентиль; |
||||||||
8 - |
конденсатор |
тиль 7 при этом откры |
||||||
|
|
вается и пропускает на |
||||||
гретые пары из |
компрессора прямо в испаритель, |
благодаря |
чему |
снеговая шуба подтаивает изнутри и отваливается от теплопере дающей поверхности.
Другая схема оттаивания испарителя горячими парами может быть выполнена с использованием реверсивного цикла: горячие пары из компрессора поступают в испаритель, конденсируются в нем и направляются в конденсатор. Образующиеся в конденсаторе пары отсасываются компрессором. Реле времени один раз в сутки включает реверсивный клапан, с помощью которого изменяется на-
285
правдеаие |
движения хо |
|
|
||||||
лодильного |
агента |
в |
|
|
|||||
системе. |
|
|
|
|
|
|
|
||
При рассольной |
|
си- |
|
|
|||||
стеке |
охлаждения |
|
|
|
|
||||
(.рис.14.20) |
оттаивание |
|
|
||||||
охладителей 2 |
осущест |
|
|
||||||
вляется |
теплым рассо |
|
|
||||||
лом, |
который |
подогре |
|
|
|||||
вается |
|
в |
рассольном |
|
|
||||
баке 4 электронагрева |
|
|
|||||||
телями |
5. |
Подогретый |
|
|
|||||
рассол из бака направ |
|
|
|||||||
ляется |
не |
в |
испари |
Рис.14.20. Схема рассольной уста |
|||||
тель, |
а |
|
в |
приборы |
|||||
|
новки |
с принудительным оттаиванием |
|||||||
охлаждения, |
|
дл5 |
чего |
||||||
|
|
охладителей: |
|||||||
необходимо |
открыть |
|
со |
I - испаритель; 2 - охладители; |
|||||
|
3 и 7 - соленоидные вентили; 4 - рас |
||||||||
леноидный вентиль |
3 |
и |
|||||||
сольный |
бак; 5 - нагреватели;6-насос |
||||||||
перекрыть |
|
вентиль |
|
7. |
|
|
Включение нагревателей и переключение вентилей нонет осущест вляться вручную или автоматически.
§ 14.8. УСТРОЙСТВА ДЛЯ ВОЗВРАТА МАСЛА В КОМПРЕССОР
Во время работы компрессора часть масла из картера вместе с парами холодильного агента уносится в систему. Существуют различные способы возврата масла в картер компрессора. Выбор того или иного способа определяется главным образом степенью взаимной растворимости масла и холодильного агента.
В аммиачных установках для отделения масла от паров ам миака после компрессора устанавливают маслоотделитель (рис. І4.2Іа)„ За счет снижения скорости и изменения направления дви жения сжатых паров частицы масла отделяются и собираются в нижней части маслоотделителя. Возврат масла в компрессор осу ществляется с помощью поплавкового регулирующего вентиля, установленного в маслоотделителе.
Во фреоновых установках вследствие хорошего взаимного рас творения масла и фреона уловить масло установленным после ком прессора маслоотделителем невозможно. Все масло, уносимое па рами фреона из картера компрессора, попадает в ресивер и далее через регулирующий вентиль в испаритель.
286
В ребристотрубных змеевиковых испарителях незатопленного типа (подача фреона сверху) по мере продвижения фреона с мас лом по змеевику холодильный агент постепенно испаряется и кон центрация масла в растворе растет. На выходе из испарителя фреон весь выкипает, а оставшееся масло парами уносится во вса сывающий трубопровод. Если компрессор расположен ниже испари теля, то за счет незначительного уклона всасывающего трубопро вода в сторону компрессора можно достигнуть полного возврата масла в компрессор самотеком.
В тех случаях, когда испаритель расположен ниже компрессо ра, для возврата масла в картер на всасывающем трубопроводе около испарителя делают изгиб в виде петли радиусом 3 - 4 см
Рис.14.21. Схемы возврата масла в компрессор:
а) для аммиачных мамин; б) для фреоновых испарителей неза топленного типа, расположенных ниже компрессора; в) для
фреоновых испарителей затопленного типа
(рис.14.216). Наело, стекающее из испарителя, собирается в пет ле и закрывает проход парам фреона. Под действием возникающей при атом разности давлений паров в испарителе и во всасывающем трубопроводе собравиѳѳся в петле масло резко выбрасывается (на высоту до 2 - 3 м) и возвращается в картер компрессора.
В испарителях затопленного типа пары фреона отсасываются из верхней части. Поэтому концентрация масла во фреоне, кото рый находится в испарителе, постепенно увеличивается, а уро вень масла в картере компрессора соответственно понижается. Нормальный возврат масла в картер можно обеспечить только в том случае, если жидкий фреон будет переполнять испаритель и вместе с растворенным в нем маслом будет попадать во всасываю щий трубопровод. Для того чтобы холодопроизводительность при этом не снизилась, в схемах с затопленным испарителем обычно
287
применяется теплообменник (рис.І4.2Ів). В нем фреон полностью испаряется, а оставшееся наело скапливается в теплообменнике н, достигнув определенного уровня, переливается во всасывающий трубопровод и затем в компрессор. При этом в теплообменнике выходной итуцер для паров должен быть ниже входного. При не достатке фреона в системе из испарителя выходят уже перегретые пары и возврат масла нарушается, что является недостатком рас сматриваемой схемы.
Существуют и другие способы возврата масла из испарителей затопленного типа. Они основаны на перепуске части жидкого фреона из веріхнѳй части испарителя, где концентрация масла особенно высока, во всасывающую линию.
§ 14.9. ЗАЩИТА Х О Л О Д И Ь Ш Х УСТАНОВОК
Изменение условий работы холодильной установки (прекраще ние охлаждения конденсатора, чрезмерное повышение температуры окружающей среды, падение напряжения сети и т.д.), а также повреждение отдельных узлов или деталей может привести к нару
шению нормальных режимов работы и даже к выходу мамины |
из |
||||
строя. |
|
|
|
|
|
Для |
предохранения возникновения опасных режимов работы, |
||||
холодильные установки оборудуются автоматически действующими |
|||||
защитными устройствами. |
|
|
|
||
I. |
З а щ и т а |
о т |
н е д о п у с т и м о г о |
п о |
|
в ы ш е н и я |
д а в л е н и я |
н а г н е т а н и я . |
Для |
предохранения холодильных установок от опасного повышения дав ления на компрессоре и аппаратах устанавливают предохранитель ные клапаны. При аммиачных компрессорах клапан должен срабаты вать и перепускать сжатые пары на сторону всасывания, когда давление нагнетания будет на 16 атм выае давления всасывания. Для фреоновых компрессоров указанная разность давлений не должна превышать 10 атм. На мелких компрессорах предохрани тельные клапаны не устанавливаются.
По конструкции предохранительные клапаны могут быть пру жинными или в виде хрупкой ломающейся пластинки.
При срабатывании предохранительного клапана сжатые пары поступают во всасывающую сторону и компрессор начинает рабо тать сам на себя. Такая работа приводит к бесполезной затрате энергии и перегреву компрессора. Желательно поэтому,чтобы при
288
срабатывании предохранительного клапана компрессор останавли вался. Этого достигают путем установки в клапан электрических контактов для разрыва цепи управления компрессором или путем установки термореле, отключающим компрессор при чрезмерном пе регреве.
Поскольку повышение давления в системе до величины, при ко торой срабатывает предохранительный клапан, недопустимо, в ав томатизированных установках для остановки компрессора устанав ливают реле высокого давления (маноконтроллер). Во фреоновых машинах реле высокого давления настраивают на выключение ком прессора при давлении 10 - II атм (но не более 11,5 атм). Во фреоновых машинах холодопроизводитѳльностью до 2 тыс.ккал/час с воздушным охлаждением конденсатора установка маноконтроллѳра не обязательна. В аммиачных машинах реле высокого давления на страивают на выключение при 12 - 13 атм.
Аппараты на стороне высокого давления (конденсаторы, реси веры) имеют предохранительные клапаны, срабатывающие при 18,5 атм на аммиачных установках и при 13 атм на фреоновых. Если емкость фреонового конденсатора менее 100 л, то вместо предохранительного клапана на нем разрешается ставить плавкую пробку (с температурой плавления 65°С). В конденсаторах и ре
сиверах емкостью менее 13 л предохранительный клапан устанав ливать не требуется.
В испарителях, отделителях жидкости и других аппаратах на стороне низкого давления предохранительный клапан должен от крываться при 12,5 атм в аммиачных машинах и при 9 атм - во фреоновых. При емкости испарителя менее 20 л клапан на нем не устанавливается.
Для выпуска аммиака в атмосферу при срабатывании предохра нительных клапанов холодильных аппаратов должен быть преду смотрен трубопровод, выведенный на I м выше зданий, располо женных в радиусе 50 м. Во фреоновых установках, учитывая мень шую опасность фреона и более высокую его стоимость, фреон вы пускают через предохранительный клапан конденсатора не в атмо сферу, а в испаритель (см.рис.14.I). Предохранительный клапан испарителя, в свою очередь, выпускает фреон в помещение. При большом количестве фреона (более 0,5 кгс на каждый кубический метр, помещения машинного отделения) трубопровод от предохра нительного клапана на испарителе должен выводиться наружу