Файл: Судовые системы автоматического контроля (системный подход к проектированию)..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
ющихся сбором, оценкой, свертыванием и логическим упорядоче
нием разрозненной информации в общие концептуальные рамки.
Эти службы должны быть оснащены автоматизированными системами сбора, хранения и выдачи информации, допускающими непосред ственное обращение потребителей информации к системе. В таких
системах возможен поиск через дистанционные терминалы и выбор
необходимых данных из крупных массивов. Перспективной является
возможность осуществления «диалога» между системой и потребите
лем информации, что облегчает формулировку поисковых предписа
ний и автоматизацию проектных работ.
К одной из труднейших проблем информационного обеспечения
процесса проектирования сложных судовых систем относится поиск новых источников и методов получения недостающей исходной инфор мации в формализованном виде (функциональные зависимости, таб лицы, алгоритмы, значения коэффициентов, графики и другие виды
количественного отображения). Особую остроту этой проблеме при
дает ряд особенностей, присущих системному подходу к проекти
рованию.
Как правило, система комплексной автоматизации судовых тех нических средств, частью которой является САК, разрабатывается одновременно с основным контролируемым оборудованием. В этом состоит одна из особенностей системного подхода к проектированию, позволяющая значительно повысить качество системы комплексной автоматизации. Однако из-за отсутствия сведений о результатах
эксплуатации и испытаний нельзя правильно оценить такие важ
нейшие характеристики контролируемого оборудования, как пока
затели надежности, живучести, ремонтопригодности, эргатичности.
Обычно отсутствуют также достоверные оценки пределов и скоростей изменения контролируемых параметров, их влияния на возможность
оценки состояния оборудования. Попытки использовать в качестве исходной информацию, полученную при разработке и эксплуатации судовых систем и оборудования аналогичного назначения, как правило незначительно улучшают положение. Вследствие малой серийности, а часто и уникальности судовых систем, большого разнообразия их типов и модификаций, места и способов эксплуа
тации, высокой надежности (редких отказов) и ряда других факторов,
в том числе высокого темпа научно-технического прогресса, получае мые в процессе эксплуатации данные не являются статистически
достоверными и быстро стареют, что способствует появлению зна
чительных ошибок.
В результате, как показывает имеющийся опыт эксплуатации судовых САК, заметно увеличивается период «доводки» системы
непосредственно на судне во время эксплуатации. Приходится ме
нять уставки, процедуру контроля и т. д., что приводит к большим экономическим потерям. Кроме того, недостаточно четкая работа
САК и всей системы комплексной автоматизации на начальных
этапах эксплуатации системы вызывает недоверие к ней обслужи вающего персонала, что не способствует более широкому внедрению комплексной автоматизации на судах',
2 Зэкэз 797 |
17 |
Качество информационного обеспечения имеет особенное значе ние на таких этапах, как разработка ТЗ на систему. При этом осо бенно важна количественная оценка номинальных, предельно допу стимых и аварийных значений контролируемых параметров и их
разнообразных статистических характеристик (математические ожи
дания, дисперсии, корреляционные связи), оценка относительной
важности контролируемых параметров при решении задачи под
держания работоспособности, динамические характеристики и т. п.
Рассмотрим, в частности, некоторые проблемы информационного
обеспечения, возникающие при выборе контролируемых параметров.
Для упрощения будем считать, что инструментальные ошибки измерений отсутствуют. В этом случае вероятность ложного отказа
ос = О, ошибка контроля определяется лишь вероятностью пропуска
неисправностей |3, возникающей вследствие того, что часть пара
метров не контролируется (неполнота контроля). Определим,
каким образом можно выбрать контролируемые параметры, чтобы эта ошибка была меньше требуемого по ТЗ значения |Зтз.
Вероятность пропуска неисправности можно определить как
P = P ( F > F „ F c F a)- P ( U \ F > F B, F < F r),
где P (F y> FB, F <У FH) — вероятность неработоспособного состоя
ния контролируемой системы, определяемая как выход некоторого
ее обобщенного показателя F за нижнюю FHили верхнюю FB уставки; Р (И | F > FB, F <( FH) — условная вероятность признания по ре
зультатам контроля системы исправной (работоспособной) в случае, когда она в действительности неработоспособна. При принятом выше
допущении об отсутствии инструментальных ошибок измерения эта
условная вероятность, очевидно, равна единице. Тогда
Р = 1 - P ( F K< F ^ F B), |
(1.2.1) |
где Р (FH < F < FB) — вероятность работоспособного |
состояния |
контролируемой системы, определяемая как вероятность нахожде ния некоторого обобщенного показателя F в допустимых пределах
f j -
Эта вероятность является функцией контролируемых параметров. Для определения вида данной функции разобьем все контролируе мые параметры на три группы в зависимости от влияния отклонений их значений на показатель F. К первой группе относятся параметры,
неконтролируемое отклонений каждого из которых приводит к аварии
судна, ко второй — параметры, отклонение любого из которых
должно быть ликвидировано в кратчайший срок, к третьей — пара
метры, при отклонении которых допускается эксплуатация контро лируемой системы с определенным ухудшением качества ее функ
ционирования
18
Вероятность работоспособного состояния контролируемой ей-
стемы по параметрам первой и второй групп определяется выра
жением
|
|
|
Р р = П Р и П Р я„ |
(1.2.2) |
|
|
|
|
i=i |
/= 1 |
|
где |
Р и — вероятность |
отсутствия |
отклонения |
г-го параметра пер |
|
вой |
группы; |
Р2,- — вероятность отсутствия отклонения j-го пара |
|||
метра второй |
группы; |
п 1 и п2— количество |
параметров первой |
||
и второй групп соответственно. |
|
|
|||
|
При отсутствии отклонений параметров первой и второй группы |
функция, выражающая зависимость показателя F от контролируе
мых параметров х ъ х 2, . . хп, может быть разложена в ряд Тейлора в окрестности точки F0, соответствующей номинальным значениям
параметров:
F = / (-*1! * 2- • • • » Хп) = / (*10> * 20- • • • I *П0) “Ь
Пренебрегая |
членами |
разложения второго и высших |
порядков |
||
.и обозначив Ах; |
= xt — xi0, |
получим |
|
|
|
|
|
|
|
П |
|
F = |
f(xЮ, * |
20- |
*«о) + |
( j k ) o Ах1- |
О-2-3) |
|
|
|
|
i=i |
|
Значение / (х10, х20, . . ., хп0) соответствует номинальному зна чению показателя F. Поскольку в этом случае
а |
(1.2.4) |
P (FR^ F ^ F B) = P p\ 4(F)dF, |
где ф (F) — плотность распределения случайных значений пока зателя F, то величина |3 может быть функционально связана с кон тролируемыми параметрами хъ . . ., хп лишь в случае установления
функциональной зависимости от этих параметров плотности ф (F).
Последняя представляет собой композицию плотностей распределе ния фг. (*.) параметров xt. Определение ф (F) даже при известных
Ф,- (я,-) связано с большими трудностями, поэтому обычно ограни
чиваются нахождением лишь числовых характеристик (математи
ческого ожидания и дисперсии) случайной величины F по числовым характеристикам параметров.
2 |
19 |
При отсутствий отклонений параметров двух первых групп можно считать, что значения F распределены по нормальному закону. Тогда, при известных значениях математического ожидания М [/] и дисперсии D [F] показателя F, из выражений (1.2.2) и (1.2.4) получаем
|
|
|
|
|
|
|
|
(F — М [F])2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2D [F] |
|
|
|
|
|
|
|
|
(1.2.5) |
Эта формула связывает вероятность |
Р (Fu < F |
< FB) с числен |
||||||
ными характеристиками F, а выражение (1.2.3) определяет зави |
||||||||
симость F от контролируемых параметров. Для связи вероятности |
||||||||
Р (FH с F < FB) со |
значениями |
контролируемых |
параметров тре |
|||||
буется выразить М [F] |
к D [F] |
через оценки случайных значений |
||||||
этих параметров хг |
Из |
(1.2.3) |
следует |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
П |
|
|
M[F] = M f(x]0, .. |
., |
x j + |
|
(-!£ -)о Ах, |
||||
|
|
|
|
|
П |
|
|
|
— M[f (х10, |
.. ., хп0)] -)- М |
^ |
( S |
r ) 0^xi |
||||
|
|
п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
( 1.2.6) |
|
|
i= 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П |
|
|
D[F] — D |
f(xia, . . ., хм) + |
2 |
( - ^ ) oAx, |
|||||
|
|
|
|
|
1= 1 Х |
1 |
|
|
|
П |
|
|
|
|
П |
|
|
п
(1.2.7)
где п — число параметров третьей группы; Кц — корреляционный момент величин Axi и Алу.