Файл: Судовые системы автоматического контроля (системный подход к проектированию)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как уже было показано, под связностью оператора S a понимаем

максимальное число данных, которое необходимо

запомнить при

его выполнении.

Для нециклического оператора

связность равна

сумме выходных

и промежуточных

данных.

 

Связность первого оператора

определяется количеством вход­

ных параметров, констант и коэффициентов, необходимых для

проведения вычислений по данному алгоритму.

Связность последнего оператора S r определяется количеством

выходных параметров алгоритма контроля. Связность /-го опера­ тора определяется максимальным числом данных, которые необ­

ходимо хранить в ЗУ САК при реализации данного алгоритма, т. е.

Sj = шах (Sh . ..; Sji+k).

(4.5.10)

Связность алгоритма контроля является случайной величиной

иопределяется выражением

пт

SA=

Е

PtSa , +

Е

P/Saj +

-f S„

(4.5.11)

 

t—1

 

/= 1

 

 

 

где S A j— связность

логических

условий,

входящих

в алгоритм

контроля.

 

 

 

 

 

 

Вероятностный характер связности определяется не только

случайным выбором

разветвлений алгоритма при реализации, но

и случайной величиной связности циклических операторов с неопре­ деленным количеством циклов, если они имеются в алгоритме кон­ троля.

Методика определения связности алгоритмов контроля иллю­

стрируется на примере алгоритма циклического опроса и сравнения

показаний датчиков с уставками под названием «Цикл». Анализ блок-схем алгоритма «Цикл» показывает, что при реализации алго­ ритма первой системой контроля предусматривается вторичное использование массива ячеек (а !-, . . .; а,-, . . .; ап) ЗУ для записи результатов сравнения показаний датчиков с уставками.

Реализация же данного алгоритма второй системой контроля предусматривает использование массива ячеек (ах; . . .; а(; . . .; аге), в которой записана информация от датчиков, для вычисления тех­

нико-экономических показателей. Результаты сравнения показаний

датчиков с уставками записываются в другой массив ячеек (6 г; . . .; bj, . . ., Ьщ).

Таким образом, связность алгоритма «Цикл» будет различной. Для случая реализации алгоритма в системе допускового контроля

она будет больше.

Следует отметить, что объем входной информации алгоритма

«Цикл» в обоих случаях будет один и тот же, трудоемкость алго­ ритма также одинакова. Следовательно, будут одинаковыми и объем

памяти для входной информации, и объем памяти, необходимый

для реализации данного алгоритма контроля. Однако во второй

системе используется дополнительный объем памяти для хранения результатов сравнения,

1? Заказ 797

177


Связность алгоритма «Цикл» первого варианта определяется из

выражения

 

 

 

 

•^аI =

 

+

1. ai-

 

(4.5.12)

 

 

 

 

 

 

 

i— 1

 

 

Связность алгоритма «Цикл» второго варианта определится

соответственно

как

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п

т

 

 

 

 

 

‘-’а11= $ 0 +

 

]L a i + ILl

 

(4.5.13)

 

 

 

 

 

i= 1

i—\

 

 

 

 

 

 

n

 

m

 

 

 

 

 

 

 

21 at =

t i

bit

 

 

 

 

 

 

/=1

 

i=

1

 

 

n

m

 

 

 

 

 

 

 

at и bt coot-

где V, «,■

и 2

bt — объемы памяти для массивов

ячеек

i—1

i=l

 

 

 

 

 

 

 

ветственно.

 

 

 

 

 

 

 

 

Качество

алгоритма

контроля

 

определяется

затратами времени

и объемом

аппаратуры,

который

 

необходим для его

выполнения.

На первоначальной стадии проектирования учет всех факторов,

влияющих на качество, может привести к тому, что вычисление

критериев оптимальности окажется сложнее экспериментальной

отработки алгоритма. Поэтому целесообразно сначала использовать

приближенную оценку алгоритма по его основным характеристикам:

трудоемкости и связности. Для сравнения качества эквивалентных

алгоритмов достаточной характеристикой является их объемность, которая характеризует аппаратурные затраты

A = QaS a.

(4.5.14)

Определим, например, объемность двух эквивалентных (по сов­

падению результатов

при тех

же исходных данных)

алгоритмов:

 

у — х3 — ху2

(4.5.15)

и

 

 

 

z =

х {х +

у) (х — у).

(4.5.16)

Трудоемкость и связность этих алгоритмов в реализации их на

УВМ УМ1—НХ определяется из выражений:

' АЦ -у +

N3a~

 

ЛИ

+

iVПЧ 4

-*+

1

 

с+

= 4-?“

| 1

о 130 J_ 1 130

14 ч

с

1

с 1 7|

130

+ 1 130 +

1 130 + 1 Тзо =

I3 >3 >

S a n =

1 ;

(4 .5 .1 /I

178


 

 

 

 

 

 

 

 

*Nv Q1

С

Nn 1T14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

U

 

9

300

x

,

,

.1 5 0

, .

130

130

8 .7 .

5 . „ = 1 .

(4 .5 .1 8 )

z

130

1

1

1 130

1

130

130

 

 

 

Соответственно объемность алгоритмов определится из выра­

жений:

A I = Q a i - S a I = 2 6 ,6 ;

(4 .5 .1 9 )

А и = Q a i r 5 a п — 8 ,7 .

(4 .5 .2 0 )

Как видим, для реализации второго алгоритма требуется меньший

объем аппаратуры.

Цикличность алгоритма. Под цикличностью алгоритма следует

понимать величину

R a =

% - ,

(4 .5 .2 1 )

где Qа — средняя трудоемкость

алгоритма;

Qa — среднее по всем

разветвлениям алгоритма количество стандартных операций, опре­ деленных в предположении, что все циклы реализуются только один раз.

Чем больше R a при одинаковых значениях Qa, тем меньший

объем ЗУ потребуется для хранения команд программы реализации

алгоритма контроля в САК с программной реализацией алгоритма. Проиллюстрируем оценку цикличности алгоритма на примере

алгоритма проверки равномерности нагрузки судового дизеля по

цилиндрам:

Qa= N+ + N _ ± - \ - Nx lf- + N,^- +

N л -г~ +

N3n~

-f /7об ~

+

Л/нчу1 = 29,15;

(4.5.22)

l+

l+

l+

 

1+

 

Qa= N ++ N_±- + N x -^- + N,^- +

 

+ ^ - ^ + ^ ■ ^ - + ^ „ , • ^ = 1 9 , 4 ;

(4 .5 .2 3 )

 

R a ~ = f ~ =

^

1, 5 ‘

(4 -5 .2 4 )

 

V a

 

 

 

Знание основных характеристик алгоритма контроля позволяет на начальной стадии алгоритмизации оценить сложность его реали­

зации, когда неясно, какие конкретно алгоритмы будут использованы,

а известен лишь характер и размерность основных задач, решаемых системой контроля.

12*

179


Если алгоритм контроля известен, то его основные характе­ ристики подсчитываются с учетом блок-схемы алгоритма по форму­

лам, описывающим вычисления в отдельных операторах-блоках.

ГЛ А В А

АГРЕГАТИРОВАННЫЕ СРЕДСТВА СУДОВЫХ САК

Современные судовые САК существенно различаются как по числу контролируемых параметров, так и по объему выполняемых ими функций. Количество контролируемых параметров на судах различных типов колеблется от 10ч-15 до 1000ч-2000. Различие

требований к САК приводит к созданию для каждого проекта судна

специализированных систем, обладающих малой модернизационной

способностью, что влечет за собой увеличение сроков и стоимости

проектирования. Это привело к появлению новых принципов по­ строения систем. Один из них состоит в использовании при проекти­

ровании САК набора агрегатированных средств, представляющих

собой конструктивно и функционально законченные блоки, согласо­

ванные по алгоритмам функционирования, управлению, метрологии,

контролю, резервированию, питанию и конструкции. Создание набора

агрегатированных средств позволяет значительно снизить стоимость

САК за счет высокой серийности производства входящих в набор

устройств.

Вместе с тем, использование агрегатированных средств приводит

к значительному росту численности дискретных элементов, объем которых по сравнению со специализированными САК увеличивается на 25— 30%. Поэтому реализация принципа агрегатирования воз­ можна лишь при широком использовании новой элементной базы, в частности, интегральных микросхем (ИМС).

§ 5.1

АГРЕГАТИРОВАНИЕ СИСТЕМ КОНТРОЛЯ

Появление новой элементной базы способствует улучшению таких показателей судовых САК как надежность, плотность компоновки элементов, степень использования нормализованных и унифициро­

ванных узлов и конструкций, сроки и стоимость проектирования

и т, п. и, следовательно, повышению эффективности аппаратуры.

Но при этом возникают другие проблемы, связанные с более полным

использованием конструктивных объемов, а также с понижением

уровня применяемых сигналов. Во-первых, эффективности исполь­ зования объема невозможно достичь только заменой обычных на­ весных элементов ИМС. Плотность компоновки элементов требует

180