ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
п корреспонденции. К вашим людям попадает такое коли чество бумаг, что если бы человек весь день читал, то все равно бы не успевал все прочесть. Письма лежат педеля ми, и нарушается синхронизация в работе». Директор скеп тически пожимает плечами, ио все же впедряет предложе ние, и ... прибыль идет вверх!
В деле организации и управления производством амери канцы достигли мпогого благодаря вниманию ко всем вопросам, возникающим в том пли ином случае. Вот еще одни пример их внимания к так называемым мелочам. Как-то профессор Р. Μ. Картер провел эксперимент рацио нализации производственного процесса па одной молочпой ферме, где было только 22 коровы. Израсходовав всего 50 долларов па покупку нескольких приспособлений, Кар тер умепьшпл затраты труда на 760 человеко-часов в год и сократил хождения рабочих во время работы на...
1277 километров в год!
Mne пришлось работать консультантом у Р. Гарета. Как экономиста меня восхищали в работе маститого айовского фермера не столько приемы возделываппя кукурузы и от корма скота, сколько замечательное умение использовать все ресурсы производства, и прежде всего — каждую ми нуту рабочего времени. Каким бы важным ни было засе дание, какие бы ни были гости па форме, в 13 часов Гарет обрывает всех на полуслове: «Перерыв. Время завтра кать». Новички протестуют: «Мистер Гарет! Подождите, за 20 минут мы все закончим!» В ответ лаконичное: «Нет! Ровно через час соберемся опять». Таков антитезис штур мовщины: метод, система.
Правильное использование времени — центральная проб лема научной организации и управления. Помню дни, ког да я начал работать консультантом в одном крупном деле. Платили по часам, и я обходился весьма дорого. Поначалу казалос-ь, что за мной все время следят: возьму в руки пе ро— сейчас же подходит стенографистка: «Диктуйте, пожалуйства!» Начну подсчитывать цифры: «Нет, нет, ска жите, и вам подсчитают». Иду в библиотеку за справочни ком: «Ну зачем же вам тратить на это время, скажите Мэ ри, и она принесет». Потом мне объяснили: «Мы хотим приучить вас ценить свое время. Мы не можем позволить себе роскошь, чтобы квалифицированный работник тратпл время па то, что может сделать лицо, умеющее только пи сать п читать. Иначе мы разоримся!»
176.
В амерпкапскоіі пауке об организации труда и управле нии’действует непреложный и общепринятый принцип: ни когда ин один человек не должен делать работу, которую может выполнить другой служащий, получающий более низкую зарплату. Несоблюдение этого правила ведет к по- “вышенпю себестопмостп выпускаемого продукта, разраба тываемого проекта, постройки, печатающейся книги и т. п. У нас же часто преобладает примитивный и архаический в век спецпалпзацпп принцип: ««Делай все сам» (помните третье «почему?» в предыдущей беседе). В итоге .учрежде ния и предприятия нередко набиваются большим количе ством «делающих все сами» начальников, п.о. начальников, замов.
В погоне за снижением издержек па адмпппстратпвпоуправлепческий аппарат американский делец стремится довести до минимума число дорого обходящихся начальни ков. Максимальное количество простых функций, не тре бующих больших знаний, поручается менее квалифициро ванному, а потому и ниже оплачиваемому персоналу. Од ним пз таких средств разгрузки пачальнпка, инструмен том, дающим ему возможность сосредоточить все силы и время на сложной работе, и является секретарь.
Если брать американскую практику, то трудно указать точпо, при каких условиях считается необходимым лич ный секретарь. Эту должность вводят, когда есть ненорми рованная работа, велико число подчиненных, разнообраз ны выполняемые функции, Korrfa необходимо принимать много посетителей, обрабатывать обильную корреспонден цию, связанную зачастую не только с учреждением, но и с личностью данного человека. Обычная канцелярия не обеспечивает в таких случаях начальнику возможностей успешно справляться с делами, ибо обязанности секретаря требуют не просто капцелярской, а хотя п несложной, но специальной подготовки и тренировки.
В США секретарями работают почти исключительно женщины. В основном это молодые девушки, хотя среди высокооплачиваемых опытных секретарей женщины в воз расте 35—50 лет встречаются довольно часто. Помимо об щего среднего образования секретари проходят специаль ные 3—6-месячпые, а иногда и более продолжительные курсы (они есть даже в небольших городах). В зависимо сти от срока учебы здесь проходят машпноппсь, стеногра фию, корреспонденцию (то есть умеипе самостоятельно пп-
177
сать деловые письма), технику телефонного обслуживания, основные начала торговой и административной практики, работу на счетных машинах, основы архивного дела, ре дактирования и т. д.
Секретари высокого класса часто имеют солидное обра зование (иногда даже закапчивают одну из многочислен ных школ деловой администрации), прилично знают какойлибо иностранный язык, статистику, бухгалтерский учет. Конечно, даже начальная зарплата такого работника бы вает значительно выше, чем у девушки, окончившей трехмесячные курсы, хотя и та получает на 50—60 проц, больше машинистки.
Образованием и опытом определяется и характер рабо ты. В любом случае телефон начальника в руках секрета ря. Связь по прямому проводу в США практикуют редко. По указанию начальника секретарь слушает те пли иные разговоры п делает, если нужно, стенографические замет ки. Он охраняет шефа от ненужных звонков, ведет сам простые телефонные разговоры, принимает в отсутствие начальника телефонограммы.
Корреспонденция также проходит через его руки. Шеф. часто ограничивается диктовкой лишь основной части письма — опытная секретарша сама знает, как начинать и заканчивать документ. Знает она и все нужные адреса. Многие письма по поручению начальника секретарь пишет сам. При такой практике количество диктуемых писем можно значительно уменьшить.• Секретарь следит, чтобы корреспонденция была вовремя отправлена, п сортирует приходящую на имя начальника почту, чтобы уберечь его от чтения того, что не требует его личного внпмапия.
Организацию заседаний и конференций также поручают секретарю: получив указание о составе участников собра ния п его приблизительном времени, он сам находит наи более приемлемые для всех часы, место, оповещает приг лашенных. В случае поездок начальника секретарь состав ляет маршрут, узнает расписание транспорта, достает би леты, резервирует номер в гостинице.
Важная обязанность его — работа с посетителями: регу лирование часов приема, запись очереди, оповещение запи санных лпц, если прием не состоится. Секретарь отсеивает приходящих к шефу — ведь многих можно направить к рядовым служащим. Эта функция требует такта, умения держать себя п разговаривать с посетителями, что достига
ла
ется не только опытом, по и обучением. В США ВЫХОДИТ много брошюр, статей и пособий по вопросам психофизио логии труда и так называемого паблик рилейшенс, то есть как бы искусства иметь дело с публикой.
C самыми разнообразными иллюстрациями такого искус ства приходится сталкиваться и у нас. Нередко в прием ной, куда вы зашли, вас вежливо приветствует секретарь руководителя, встречи с которым вы ищете. Бывает, тут же вы получаете справку о том, что дело можно проще и скорее решить с другим служащим. В противном случае вам назначают час приема пли докладывают немедленно. Если все же приходится ждать, вам предложат стул пли посоветуют пойти сперва по другим делам — очередь на прием, дескать не потеряется. Короче говоря, секретарь видит вас первый раз в жизни, по встречает как друга. К руководителю вы войдете с хорошим настроением, да и ему самому легко работать с таким помощником. В науч ных учреждениях секретарь выполняет существенную часть той простой работы, которую часто приходится де лать нашим ученым, хотя она и не требует научных зна ний от исполнителя.
Мы отнюдь не рекомендуем копировать деловую прак тику капиталистических стран, в частности США,— там система одна, у нас другая. Но, на наш взгляд, совершен ствование организации труда и управления требует науч ного решения и такой «мелочи», как секретарский вопрос.
Тематика науки об организации п управлении огромна. Анализ точного соотношения прав и обязанностей, пробле ма обезлички, личной и коллективной ответственности, оп тимальные размеры предприятия и проблема централиза ции и децентрализации в его внутренней структуре, со-, ставленпе организационных чертежей и схем делопроиз водственного потока — все это только малая часть карди нальных вопросов, касающихся в равной степени завода и сельскохозяйственной фермы, банка, больницы, универ мага.
Появление процессов, которые создают проблемы конт роля, учета, планирования и т. д., выходящие из рамок ин женерного дела в узком смысле этого слова, увеличивает значение науки об организации и управлении. На сцену выходят электронно-вычислительная техника, математиче ские методы, автоматика. Однако сами по себе машины ни чего не достигают. Организация полной загрузки этих ма
179
шин, расчеты экономической выгоды их применения — все это расширяет область науки об организации и управле нии.
Рассказывают такой случаи. В одном городе какой-то экономически отсталой страны решили механизировать ра боту почтамта. Купили дорогие сортировочные машины, установили конвейеры. Вместо одного почтового ящика по весили несколько: для писем местных, для авиапочты, для писем в Европу н т. д. Люди следовали приказу админист рации п тщательно раскладывали свою корреспонденцию по ящикам. А вечером, как заметил один наблюдательный турист, появлялся босой старик туземец, высыпал все пись ма в один мешок, взваливал себе па плечи п уносил... в сортировочную! Так всегда кончаются капиталовложения па механизацию, если забывают о самом основном элемен те в пауке организации и управления — о человеке и его обучении.
Ленинский призыв — уметь, если нужно, учиться у ка питалистов, перенимать то умное и выгодное, что у них есть,— не потерял своей актуальности и сейчас. Наша стра на располагает могучей армией хозяйственников: инже нерно-технических специалистов, планово-учетных и конт рольно-ревизионных работников, руководителей предприя тий и их подразделений, общественных организаций и уч реждений государственного управления. В практику их работы надо широко внедрять науку об организации и уп- ' равлешіп.
Система нашего планового хозяйства . открывает нео бозримые горизонты и дает такие колоссальные возможно сти претворения в жизнь науки организации и управле ния, которые пе могут и сниться в самых развитых капи талистических странах.
180
Беседа XV
ЧЕЛОВЕК, ОРГАНИЗАЦИЯ, СИСТЕМА
Что главное в управлении — человек пли система? Спор на эту тему имеет свою историю.
Тэйлоризм, о котором шла речь в предыдущей беседе, от вечал категорически: если прежде главную роль в управ лении играл организатор, то отныне — система, к установ лению которой только и сводится роль руководителя. Однако уже в 20-х годах возникла школа «человеческих отноше ний» как реакция на такой подход, отводивший человеку лишь роль, аналогичную роли машины. Ее сторонники ут верждали, что сущность организации, ее успех и произво дительность труда зависят от поведения людей, от их вза имоотношений и психологического климата. По теории че ловеческих отношений выходило, следовательно, что глав ное в системе управления — человек, личные, индивидуаль ные качества руководителя. В дальнейшем предпринима лись попытки так пли иначе примирить оба указанных взгляда и использовать на практике отдельные, несомнен но, правильные положения и той, и другой школ.
Поиск компромиссных решений проблемы «человек или система» в последние десятилетия шел по разным путям. Использование кибернетики, математических методов и ЭВМ в области экономики, с одной стороны, и прогресс со циологии, с другой, усложнили картину, добавляя новые аргументы па весы спора. Дробление теоретической мысли в этом отношении стало настолько велпко, что говорить в наше время о какой-либо новой единой и законченной тео рии организации и управления, ясно и точно определяющей значение человека-организатора и роль системы, трудно. .
В условиях пашего социалистического народного хозяй ства зарубежные джунгли теории управления, различные «за» и «против» того пли иного решения вопроса «человек пли система» в значительной степени теряют практическую ценность, так как сам подход к «человеку» и «системе» приобретает принципиально новый характер. Все буржу азные теории управлеипя в конечном итоге силятся пре одолеть противоречия капиталистического производства. Уже Тэйлор призывал к «гармонии вместо противоречий», но эта -гармония мыслилась им как беспрекословное меха
181
ническое исполнение «хороших инструкций» тренирован ными «гориллами» — рабочими. «Гипотеза сброда», превра щаемого организацией в силу, — острили противники Тэй лора. А дейагогпческпй крик школы человеческих отноше ний о «забытом человеке» исходил пз того соображения, что рабочий, у которого удовлетворены психологические потребности, дает большую производительность труда, как спокойная корова дает больше молока. «Гипотеза стада»,— иронизпровалп противники этой школы. В обоих случаях и
всистеме, и в человеке видели лпшь ппструмент капитала,
пспор шел только о том, какой пз этих инструментов луч ше использовать для извлечения прибыли.
Унас же противопоставление человека и системы совер шенно несостоятельно. Разве можно спорить, что важнее для шагающего человека: правая нога пли Левая? Копечпо же, та п другая важны в равной степени.
Иногда спорящие ссылаются на упоминание о том, что текущие деловые вопросы должны решаться не гениями ор ганизации, а просто системой. Это правильно. Ио ни боль шая, ни малая механизация, ни электронные машпны, ни хитроумные мелкие механические приспособления сами по себе еще не решают проблем оргаипзацип п управления: за самой совершенной техникой всегда стоит человек.
Разрабатывая систему снабжения Киева молоком и мо- ' лочнымп продуктами, украинские научно-исследователь
ские институты торговли и общественного питания и Авто дорожный институт подсчитали, что уже прп восьми отпра вителях и восьми получателях груза количество возможных хозяйственных связей достигает... одного мпллпарда! Ни какие человеческие качества не могут обеспечить в таких случаях оптимальных решений. Требуется ЭВМ, требуются автоматизированные системы управления, требуется систе ма как таковая. Но создавать систему может только чело век, и выбор окончательного решения пз всех возможных вариантов всегда будет оставаться за нпм, потому что для решения необходим критерий. Заложить этот критерий в ЭВМ можно, но выработать его должен человек. Критерий же по своей природе должен являться рационально пра вильным и эмоционально приемлемым, хорошим, полез ным, а иногда и просто субъективно приятным.
Ничем не ограниченный субъективизм в управлении про тивен всей природе социалистического строя п подрывает возможность принятия рациональных решений. Но еслп
182