Файл: Вопросы повышения эффективности производства сборник научных статей..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в повышении производительности труда играют общственные фак­ торы, к которым относятся: совершенствование средств производ­ ства, развитие самих производителей материальных благ, дости­ жение более совершенной формы организации общественного труда и производству.

По мысли В. И. Ленина, для перехода к высшей фазе комму­ нистического общества требуется всестороннее развитие произво­ дительных сил и резкое повышение производительности труда.

В. И. Ленин в ряде своих работ указал пути повышения про­ изводительности труда, к ним относятся: ускоренное развитие тяжелой промышленности, электрификация страны, рост техниче­ ского прогресса, непрерывный подъем общеобразовательного и культурно-технического уровня трудящихся, создание на предприя­ тиях твердой государственной и трудовой дисциплины мерами воспитания и убеждения и мерами принуждения к ее нарушителям, повышения личной материальной заинтересованности трудящихся в росте производительности труда, последовательное осуществле­ ние социалистического принципа оплаты по количеству и качеству затраченного работником труда.

Социалистическая система хозяйства создает новую, более прогрессивную форму кооперации труда, порождает заинтересован­ ность каждого члена общества в развитии производства; а это обуславливает возможность и необходимость неуклонного повыше­ ния производительности труда.

Впервые в истории человечества самоотверженным трудом советских людей построено развитое социалистическое общество, и «первая в мире страна победившего социализма первой присту пила к практическому решению задач строительства коммунизма».1 Как указал XXIV съезд КПСС, воплощение в жизнь Директив де­ вятого пятилетнего плана явится важным этапом в продвижении советского общества по пути к коммунизму, в создании его мате­ риально-технической базы, укреплении экономической и оборонной мощи страны, росте благосостояния народа. Главное средство для достижения этих целей — неуклонный подъем материального про­ изводства и повышение его эффективности.

В. Ф. Якимов ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ

Функционирование народнохозяйственного организма, его пла­ номерное и пропорциональное развитие, успешное руководство производством невозможны без правового установления порядна производственно-хозяйственной деятельности предприятий, эффек­ тивных правовых прав и обязанностей каждого руководящего орга­

1 Брежнев Л. И, О пятидесятилетии СССР. М., Политиздат. 1973, с. 59.

12


на. Поэтому любое экономическое мероприятие государства осу­ ществляется через право.

Сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС восстановил отрас­ левое управление и указал, что совершенствование системы управ­ ления экономикой — один из узловых вопросов экономической политики партии.

«На фронтах строительства коммунистической экономики, — говорил Л. И. Брежнев на предвыборном собрании избирателей Бауманского избирательного округа г. Москвы по выборам в Совет Союза Верховного Совета СССР, — наука побеждать — это но существу наука управлять! Поэтому изучать науку управления, а если надо и переучиваться — становится первичной обязанностью наших кадров».1

Большое внимание вопросам совершенствования управления

было уделено на XXIV съезде КПСС. В

отчетном докладе

ЦК КПСС Л. И. Брежнев подчеркнул, что

«совершенствование

системы управления — не разовое мероприятие, а динамический процесс решения проблем, выдвигаемых жизнью».21 Жизнь требует приблежения органов хозяйственного руководства к производству, более четкого разграничения прав и обязанностей между различны­ ми звеньями отраслевого управления, повышения оперативности и гибкости в работе управленческого аппарата.

Ведущим принципом социалистического управления народным хозяйством является демократический централизм. Исходя из этого принципа, централизованное управление осуществляется на основе единого народнохозяйственного плана. Децентрализован­ ная форма предусматривает расширение прав союзных республик, местных органов, предприятий, профсоюзных организаций и самих трудящихся.3

Принцип демократического централизма нашел свое отражение в системе органов управления, он закреплен в нормах права. Орга­ ны управления осуществляют свою деятельность в соответствии с их компетенцией, установленной законами или подзаконными актами (положения, уставы). Компетенция органа —- это соответ­ ствующая его задачам и функциям совокупность предоставленных прав и возложенных обязанностей, неисполнение которых влечет за собой ответственность этого органа или его руководителя.

Новое постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 1 /IV— 1973 года «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствова­ нию управления промышленностью» предусматривает обеспечение дальнейшего улучшения управления промышленностью за счет

укрупнения предприятий,

создания

производственных объедине­

ний,

комбинатов; устанавливает главные особенности структуры

1

«Правда», 1970, 13 июня.

 

Политиздат, 1971, с. 66.

2 Материалы XXIV съезда КПСС. М.,

3

Постановление ЦК КПСС

и Совета Министров СССР от 30 сентября

1965 года «Об улучшении управления промышленностью».

13


объединений, их взаимоотношений с министерствами и ведомст­ вами.

В постановлении подчеркивается необходимость сосредоточить непосредственно на предприятиях, в комбинатах и объединениях решение большинства вопросов производственно-хозяйственной деятельности.

Министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союз­ ных республик поручено обеспечить в 1973 — 1975 годах переход ка двухзвенную и трехзвенную систему управления промышлен­ ностью.

Новое звено в структуре управления народным хозяйством — всесоюзное и республиканское промышленное объединение — будет единым производственно-хозяйственным комплексом, вклю­ чающим предприятия, научно-исследовательские, конструкторские, проектно-конструкторские, технологические и другие организации. Оно несет ответственность за удовлетворение нужд народного хо­ зяйства и населения в соответствующих видах продукции, за состояние и развитие производства, его технический уровень, своевременный ввод и освоение мощностей, за выполнение госу­ дарственного плана и обязательств перед бюджетом. Действовать эти обьединения будут на основе хозяйственного расчета, обеспе­ чивая полное возмещение затрат на производство продукции, со­ держание аппарата управления, а также на получение прибыли, необходимой для расчетов с бюджетом, развития объединения и образования фондов и резервов.

Общее положение о всесоюзном и республиканском промыш­ ленном объединении утверждено Советом Министров СССР 2 мар­ та 1973 года.

Важным принципом в деятельности органов управления явля­ ется принцип хозяйственного расчета. В настоящее время большин­ ство органов управления организуются из бюджета, хотя некоторые из них переведены на хозрасчет. Однако применение хозрасчета не может ограничиться областью деятельности предприятий и объединений.

На основе хозрасчета должны быть решены многие задачи совершенствования организации управления промышленностью и, прежде всего, организующей роли управления, повышения ответ­ ственности руководящих органов и материальной заинтересован­

ности работников аппарата

в достижении высоких результатов

производства.

 

 

В настоящее

время на

хозрасчет переведено Министерство

приборостроения,

средства

автоматизации и систем управле­

ния СССР.

 

 

Эффективность деятельности ныне существующих хозрасчет­ ных промышленных комплексов, являющихся новой формой организации управления производством, видна на примере саран­ ского производственного объединения «Светотехника»,

И


В объединении были централизованы важнейшие функции управления производством, определяющие перспективные направ­ ления развития комплекса, техническую и экономическую полити­ ку. Были созданы отделы: конструкторско-технологический, проектно-конструкторский, механизации и автоматизации произ­ водства, стандартизации и нормализации.

Таким образом, стало возможным осуществление мероприятий по развитию и углублению специализации и концентрации произ­ водства. За годы восьмой пятилетки объем производства и реали­ зации продукции в объединении увеличился в 2,5 раза, произво­ дительность труда возросла на 71 проц., прибыль увеличилась в 6,2 раза, фондоотдача повысилась на 49 проц. В девятой ' пятилетке объем производства в объединении возрастет в 1,7 раза, за счет роста производительности труда будет получено более 90 проц. прироста производства продукции, рентабельность повысится на 35 проц., фондоотдача — на 42 проц. От внедрения новой техники и технического перевооружения на предприятиях объединения народ­ ное хозяйство страны получит 64 млн. руб. экономии вгод.1

Как видим, преимущество объединений в экономическом и социальном планах неоспоримо. Поэтому новое постановление партии и правительства нацеливает наше народное хозяйство на дальнейшую концентрацию производства, специализацию и коопе­ рирование объединяемых предприятий, а также на повышение уровня концентрации и специализации управления общественным производством, Важное место в совершенствовании управления принадлежит принципу сочетания единоначалия с коллегиаль­ ностью. В управлении В. И. Ленин учил умело сочетать железную волю руководителя с бурным, бьющим через край энтузиазмом трудящихся. Коммунистическая партия Советского Союза после­ довательно проводит это положение в жизнь.

В интересах обеспечения строжайшего единства воли, без чего немыслима правильная организация производства, единоначалие сочетается с коллегиальностью и активным участием трудящихся в управлении, с широким развитием форм и способов массового контроля, с критикой снизу. Сочетание единоначалия и коллегиаль­ ности, присущее деятельности управления в СССР, находит свое выражение как в построении всей системы органов, так и во внутренней структуре и организации работы каждого из них. На современном этапе значительно возрастают требования, предъяв­ ляемые к руководящим кадрам промышленности. С расширением прав предприятий на директоров, осуществляющих эти права, возлагаются новые большие задачи по организации развития про­ изводства, повышается их ответственность за результаты хозяй­ ствования.

Вместе с тем широко используются коллегиальные формы орга­ низации и деятельности аппарата управления промышленностью:

1 «Советская Мордовия», 1972, 4 окт.


решению наиболее важных вопросов предшествует их кол­ легиальное обсуждение;

расширяется состав ряда коллегиальных органов за счет

включения в них компетентных представителей общественных организаций;

— развиваются формы совместного рассмотрения и решения

хозяйственных вопросов органов

управления и общественных

организаций,

!

Новые формы коллегиальности в организации и деятельности аппарата управления способствуют выработке наиболее правильных решений, повышают уровень хозяйственного руководства,

В период развернутого строительства коммунизма особенно возрастает роль и значение широкого привлечения трудящихся к управлению промышленным производством, «Одна из задач пар­ тии, — говорил В. И,. Ленин, — все более широкое вовлечение трудящихся масс в управление производством!»1.

Именно от советских рабочих идут предложения, касающиеся решения сложных технических и организационных проблем раз­ вития предприятия и улучшения всех сторон его деятельности. Примечательно, что закон о труде возлагает на администрацию серьезные обязанности по созданию условий, обеспечивающих уча­ стие в управлении производством.

Конкретные формы участия работников в управлении произ­ водством отличаются большим разнообразием и осуществляются через:

— профсоюзные организации (Положение о правах ФЗМК от 27/IX — 1973 г.; правила внутреннего распорядка, коллектив­ ные договоры, соглашения по охране труда, отчеты руководства);

постоянно действующие производственные совещания (внутризаводское планирование, отчеты руководителей);

общественные советы и бюро (конструкторские, экономи­

ческого анализа, и т. д.);

общие собрания, производственно-технические конферен­ ции, совещания передовиков производства;

движение изобретателей и рационализаторов;

обширные смотры производственных резервов;

народный контроль.

Всенародной формой участия трудящихся в управлении производством является социалистическое соревнование и его выс­ шая форма — коммунистическое отношение к труду. Участие работников в составлении планов социально-экономического развития. Так, на Саранском электроламповом заводе имеется 76 бригад, 3 цеха, 4 отдела коммунистического труда и 2711 ударников, добившихся этого высокого звания в результате побед в социалистическом соревновании, 5800 человек борются за это звание. Четырем бригадам присвоено имя «Коллектив ком-

1 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971.'с. 70