Файл: Вопросы повышения эффективности производства сборник научных статей..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
в повышении производительности труда играют общственные фак торы, к которым относятся: совершенствование средств производ ства, развитие самих производителей материальных благ, дости жение более совершенной формы организации общественного труда и производству.
По мысли В. И. Ленина, для перехода к высшей фазе комму нистического общества требуется всестороннее развитие произво дительных сил и резкое повышение производительности труда.
В. И. Ленин в ряде своих работ указал пути повышения про изводительности труда, к ним относятся: ускоренное развитие тяжелой промышленности, электрификация страны, рост техниче ского прогресса, непрерывный подъем общеобразовательного и культурно-технического уровня трудящихся, создание на предприя тиях твердой государственной и трудовой дисциплины мерами воспитания и убеждения и мерами принуждения к ее нарушителям, повышения личной материальной заинтересованности трудящихся в росте производительности труда, последовательное осуществле ние социалистического принципа оплаты по количеству и качеству затраченного работником труда.
Социалистическая система хозяйства создает новую, более прогрессивную форму кооперации труда, порождает заинтересован ность каждого члена общества в развитии производства; а это обуславливает возможность и необходимость неуклонного повыше ния производительности труда.
Впервые в истории человечества самоотверженным трудом советских людей построено развитое социалистическое общество, и «первая в мире страна победившего социализма первой присту пила к практическому решению задач строительства коммунизма».1 Как указал XXIV съезд КПСС, воплощение в жизнь Директив де вятого пятилетнего плана явится важным этапом в продвижении советского общества по пути к коммунизму, в создании его мате риально-технической базы, укреплении экономической и оборонной мощи страны, росте благосостояния народа. Главное средство для достижения этих целей — неуклонный подъем материального про изводства и повышение его эффективности.
В. Ф. Якимов ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ
Функционирование народнохозяйственного организма, его пла номерное и пропорциональное развитие, успешное руководство производством невозможны без правового установления порядна производственно-хозяйственной деятельности предприятий, эффек тивных правовых прав и обязанностей каждого руководящего орга
1 Брежнев Л. И, О пятидесятилетии СССР. М., Политиздат. 1973, с. 59.
12
на. Поэтому любое экономическое мероприятие государства осу ществляется через право.
Сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС восстановил отрас левое управление и указал, что совершенствование системы управ ления экономикой — один из узловых вопросов экономической политики партии.
«На фронтах строительства коммунистической экономики, — говорил Л. И. Брежнев на предвыборном собрании избирателей Бауманского избирательного округа г. Москвы по выборам в Совет Союза Верховного Совета СССР, — наука побеждать — это но существу наука управлять! Поэтому изучать науку управления, а если надо и переучиваться — становится первичной обязанностью наших кадров».1
Большое внимание вопросам совершенствования управления
было уделено на XXIV съезде КПСС. В |
отчетном докладе |
ЦК КПСС Л. И. Брежнев подчеркнул, что |
«совершенствование |
системы управления — не разовое мероприятие, а динамический процесс решения проблем, выдвигаемых жизнью».21 Жизнь требует приблежения органов хозяйственного руководства к производству, более четкого разграничения прав и обязанностей между различны ми звеньями отраслевого управления, повышения оперативности и гибкости в работе управленческого аппарата.
Ведущим принципом социалистического управления народным хозяйством является демократический централизм. Исходя из этого принципа, централизованное управление осуществляется на основе единого народнохозяйственного плана. Децентрализован ная форма предусматривает расширение прав союзных республик, местных органов, предприятий, профсоюзных организаций и самих трудящихся.3
Принцип демократического централизма нашел свое отражение в системе органов управления, он закреплен в нормах права. Орга ны управления осуществляют свою деятельность в соответствии с их компетенцией, установленной законами или подзаконными актами (положения, уставы). Компетенция органа —- это соответ ствующая его задачам и функциям совокупность предоставленных прав и возложенных обязанностей, неисполнение которых влечет за собой ответственность этого органа или его руководителя.
Новое постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 1 /IV— 1973 года «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствова нию управления промышленностью» предусматривает обеспечение дальнейшего улучшения управления промышленностью за счет
укрупнения предприятий, |
создания |
производственных объедине |
|
ний, |
комбинатов; устанавливает главные особенности структуры |
||
1 |
«Правда», 1970, 13 июня. |
|
Политиздат, 1971, с. 66. |
2 Материалы XXIV съезда КПСС. М., |
|||
3 |
Постановление ЦК КПСС |
и Совета Министров СССР от 30 сентября |
1965 года «Об улучшении управления промышленностью».
13
объединений, их взаимоотношений с министерствами и ведомст вами.
В постановлении подчеркивается необходимость сосредоточить непосредственно на предприятиях, в комбинатах и объединениях решение большинства вопросов производственно-хозяйственной деятельности.
Министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союз ных республик поручено обеспечить в 1973 — 1975 годах переход ка двухзвенную и трехзвенную систему управления промышлен ностью.
Новое звено в структуре управления народным хозяйством — всесоюзное и республиканское промышленное объединение — будет единым производственно-хозяйственным комплексом, вклю чающим предприятия, научно-исследовательские, конструкторские, проектно-конструкторские, технологические и другие организации. Оно несет ответственность за удовлетворение нужд народного хо зяйства и населения в соответствующих видах продукции, за состояние и развитие производства, его технический уровень, своевременный ввод и освоение мощностей, за выполнение госу дарственного плана и обязательств перед бюджетом. Действовать эти обьединения будут на основе хозяйственного расчета, обеспе чивая полное возмещение затрат на производство продукции, со держание аппарата управления, а также на получение прибыли, необходимой для расчетов с бюджетом, развития объединения и образования фондов и резервов.
Общее положение о всесоюзном и республиканском промыш ленном объединении утверждено Советом Министров СССР 2 мар та 1973 года.
Важным принципом в деятельности органов управления явля ется принцип хозяйственного расчета. В настоящее время большин ство органов управления организуются из бюджета, хотя некоторые из них переведены на хозрасчет. Однако применение хозрасчета не может ограничиться областью деятельности предприятий и объединений.
На основе хозрасчета должны быть решены многие задачи совершенствования организации управления промышленностью и, прежде всего, организующей роли управления, повышения ответ ственности руководящих органов и материальной заинтересован
ности работников аппарата |
в достижении высоких результатов |
|
производства. |
|
|
В настоящее |
время на |
хозрасчет переведено Министерство |
приборостроения, |
средства |
автоматизации и систем управле |
ния СССР. |
|
|
Эффективность деятельности ныне существующих хозрасчет ных промышленных комплексов, являющихся новой формой организации управления производством, видна на примере саран ского производственного объединения «Светотехника»,
И
В объединении были централизованы важнейшие функции управления производством, определяющие перспективные направ ления развития комплекса, техническую и экономическую полити ку. Были созданы отделы: конструкторско-технологический, проектно-конструкторский, механизации и автоматизации произ водства, стандартизации и нормализации.
Таким образом, стало возможным осуществление мероприятий по развитию и углублению специализации и концентрации произ водства. За годы восьмой пятилетки объем производства и реали зации продукции в объединении увеличился в 2,5 раза, произво дительность труда возросла на 71 проц., прибыль увеличилась в 6,2 раза, фондоотдача повысилась на 49 проц. В девятой ' пятилетке объем производства в объединении возрастет в 1,7 раза, за счет роста производительности труда будет получено более 90 проц. прироста производства продукции, рентабельность повысится на 35 проц., фондоотдача — на 42 проц. От внедрения новой техники и технического перевооружения на предприятиях объединения народ ное хозяйство страны получит 64 млн. руб. экономии вгод.1
Как видим, преимущество объединений в экономическом и социальном планах неоспоримо. Поэтому новое постановление партии и правительства нацеливает наше народное хозяйство на дальнейшую концентрацию производства, специализацию и коопе рирование объединяемых предприятий, а также на повышение уровня концентрации и специализации управления общественным производством, Важное место в совершенствовании управления принадлежит принципу сочетания единоначалия с коллегиаль ностью. В управлении В. И. Ленин учил умело сочетать железную волю руководителя с бурным, бьющим через край энтузиазмом трудящихся. Коммунистическая партия Советского Союза после довательно проводит это положение в жизнь.
В интересах обеспечения строжайшего единства воли, без чего немыслима правильная организация производства, единоначалие сочетается с коллегиальностью и активным участием трудящихся в управлении, с широким развитием форм и способов массового контроля, с критикой снизу. Сочетание единоначалия и коллегиаль ности, присущее деятельности управления в СССР, находит свое выражение как в построении всей системы органов, так и во внутренней структуре и организации работы каждого из них. На современном этапе значительно возрастают требования, предъяв ляемые к руководящим кадрам промышленности. С расширением прав предприятий на директоров, осуществляющих эти права, возлагаются новые большие задачи по организации развития про изводства, повышается их ответственность за результаты хозяй ствования.
Вместе с тем широко используются коллегиальные формы орга низации и деятельности аппарата управления промышленностью:
1 «Советская Мордовия», 1972, 4 окт.
—решению наиболее важных вопросов предшествует их кол легиальное обсуждение;
—расширяется состав ряда коллегиальных органов за счет
включения в них компетентных представителей общественных организаций;
— развиваются формы совместного рассмотрения и решения
хозяйственных вопросов органов |
управления и общественных |
организаций, |
! |
Новые формы коллегиальности в организации и деятельности аппарата управления способствуют выработке наиболее правильных решений, повышают уровень хозяйственного руководства,
В период развернутого строительства коммунизма особенно возрастает роль и значение широкого привлечения трудящихся к управлению промышленным производством, «Одна из задач пар тии, — говорил В. И,. Ленин, — все более широкое вовлечение трудящихся масс в управление производством!»1.
Именно от советских рабочих идут предложения, касающиеся решения сложных технических и организационных проблем раз вития предприятия и улучшения всех сторон его деятельности. Примечательно, что закон о труде возлагает на администрацию серьезные обязанности по созданию условий, обеспечивающих уча стие в управлении производством.
Конкретные формы участия работников в управлении произ водством отличаются большим разнообразием и осуществляются через:
— профсоюзные организации (Положение о правах ФЗМК от 27/IX — 1973 г.; правила внутреннего распорядка, коллектив ные договоры, соглашения по охране труда, отчеты руководства);
—постоянно действующие производственные совещания (внутризаводское планирование, отчеты руководителей);
—общественные советы и бюро (конструкторские, экономи
ческого анализа, и т. д.);
—общие собрания, производственно-технические конферен ции, совещания передовиков производства;
—движение изобретателей и рационализаторов;
—обширные смотры производственных резервов;
—народный контроль.
Всенародной формой участия трудящихся в управлении производством является социалистическое соревнование и его выс шая форма — коммунистическое отношение к труду. Участие работников в составлении планов социально-экономического развития. Так, на Саранском электроламповом заводе имеется 76 бригад, 3 цеха, 4 отдела коммунистического труда и 2711 ударников, добившихся этого высокого звания в результате побед в социалистическом соревновании, 5800 человек борются за это звание. Четырем бригадам присвоено имя «Коллектив ком-
1 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971.'с. 70