Файл: Бетанели, А. И. Прочность и надежность режущего инструмента.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
карбидные зерна, встречающиеся на их пути. На некоторых кар бидных зернах в сплавах этой серии, особенно при большом со держании кобальта, заметны изолированные трещины, не про должающиеся за границей зерен.
Н . М. Пэйрикх [170] подтверждает, что у малокобальтовых сплавов с зернами 1н-2 мкм излом происходит по межфазным тре
щинам, а при 2-ь4 |
мкм •— по карбидным зернам. |
Н . Н . Зорев и Н . |
П . Вирко [56] показали, что трещины в твер |
дом сплаве Т15К6, образующиеся в результате циклической наг рузки при торцовом фрезеровании стали, развиваются по связке (рис. 1.6). И . Хнннюбер и О. Рюдигер [158], наблюдая за трещи нами, появляющимися при фрезеровании стали вольфрамо-кобаль товыми сплавами, нашли, что эти трещины проходят в первую очередь по кобальтовой фазе.
Рис. 1.6. Микрошлнф сплава Т15К6 в районе образования трещин после 30000 циклов работы торцовой фрезы (X 600).
Резюмируя вышеизложенное, приводим к заключению, что в зависимости от размеров карбидных зерен разрушение происходит либо по границам зерен, либо внутри зерен. В среднем для прак тически применяемых размеров зерен можно считать, что тре щины в основном проходят по кобальтовой связке.
На основании анализа различных случаев хрупкого разруше ния режущей части инструмента было установлено, что необхо димо различать выкрашивание и скалывание [24]. В обоих слу чаях разрушение является следствием зарождения и развития трещин. Однако каждый из видов разрушения имеет специфичес кие особенности.
В ы к р а ш и в а н и е режущей кромки проявляется в от делении малых частиц инструментального материала и характе ризуется изломами (вырывами) различной глубины, расположен-
22
ными дискретно на |
задней |
и передней |
поверхностях |
инструмен |
та. Является внутриконтактным видом |
разрушения, |
не выходя |
||
щим за пределы |
контакта |
стружки |
с передней поверхностью. |
Связано с поверхностными дефектами инструментального мате риала, неоднородностью структуры, остаточными напряжениями и т. д.
Характерной особенностью выкрашивания является то, что оно может происходить при малых толщинах среза и почти не за висит от изменения, в практически применяемых пределах, фор мы режущей части инструмента. Наблюдается в основном при низких и средних скоростях резания.
После выкрашивания возможно и целесообразно восстановле ние инструмента переточкой. Следовательно, выкрашивание явля
ется у с т р а н и м ы м |
о т к а з о м. |
С к а л ы в а н и е |
режущей части инструмента неизбежно |
происходит при заданной форме режущей части и соответствую щих предельных толщинах среза. В этом случае разрушение вы ходит за пределы контакта стружки с передней поверхностью и
захватывает значительную часть объема режущей части инстру мента .
Восстановление инструмента переточкой после скалывания не целесообразно, а часто и невозможно. Поэтому разрушение в виде скалывания молено считать н е у с т р а н и м ы м о т к а з о м , хотя при этом необходимо еще дополнительное уточнение, о ко тором будет сказано ниже.
При торцовом фрезеровании установлен [24, 25, 26] еще третий промежуточный вид хрупкого разрушения режущей части инст румента — местные (локальные) сколы.
М е с т н ы е с к о л ы режущей части инструмента характе ризуются отделением объема инструментального материала боль шего по величине, чем при выкрашивании. Местные сколы наблю даются в основном вдоль задней поверхности. При этом, разру шение, захватывая часть передней поверхности, имеет ограни ченный характер и в подавляющем большинстве случаев не вы ходит за пределы контакта стружки с передней поверхностью. Местные сколы наступают при подачах на зуб значительно мень ших, чем предельные подачи, и относительно высоких скоростях резания (для сталей свыше и=2м/сек.)
Местные сколы, как и выкрашивания, являются внутрикон
23
тактными видами разрушения режущей части инструмента, как правило, они развиваются локально, не затрагивая всю режущую кромку, и не приводят к окончательному выходу инструмента из строя. Поэтому возможно и целесообразно восстановление инстру мента переточкой. Следовательно, местный скол является в основ ном у с т р а н и м ы м о т к а з о м .
На рис. 1.7 сопоставлены три вида разрушения.
Далее, в этой главе, для сопоставления рассматривается плас тическое разрушение, которое происходит в результате пласти ческой деформации и последующего среза тонких слоев режущей части инструмента, преимущественно вдоль задней поверхности. Пластическое разрушение в основном относится к неустранимым
отказам, хотя возможны |
и случаи, когда разрушение |
будет |
уст |
ранимым отказом. |
|
|
|
В характеристику неустранимого отказа при хрупком и плас |
|||
тическом разрушении режущей части инструмента |
необходимо, |
||
как это было отмечено выше, внести уточнение. |
|
раз |
|
Н е у с т р а н и м ы м |
о т к а з о м можно считать такое |
рушение, после которого величина слоя, подлежащего удалению при заточке, превысит половину толщины или ширины пластины.
Выше были приведены данные А. И. Исаева и О. М. Кирилло вой о влиянии времени резания на процесс развития трещин на
передней поверхности. |
Поэтому |
необходимо уточнить понятие |
|||
предельной толщины |
среза с учетом фактора времени. |
||||
Г. |
Л . Хает и Л . |
Н . |
Соловьев |
[136] провели опыты при пода |
|
чах, |
меньших предельной подачи |
s„p, |
определяемой кратковремен |
||
|
ным резанием. Исследования показали, что величина этой подачи зависит от числа подач, предшествующих предельной, а также от времени работы при каждой подаче. Было установлено, что по ме ре уменьшения подачи по сравнению с предельной, время работы резца до поломки возрастает. При некоторой величине подачи среднее время работы резцов до поломки равно периоду стойкос ти. Г. Л . Хает и Л . Н . Соловьев предлагают ввести понятие эко номической подачи s3K, соответствующей минимальной себестои-
мости обработки. Отношение — является по сути дела коэф-
$ЭК
фициентом запаса хрупкой прочности.
Отношение — зависит от технологических условий, в том $эк
24
Рис. 1.7. Виды хрупкого разрушения режущей части твердо сплавных торцовых фрез.
у = 0 ° а 1 = 15°; a t =10°; ф-6 0 ° ; ф^ З О 0; А.= 0°. |
Ю“3 м зуб; |
||||||
а) |
выкрашивание; ТТЮК.8Б — Ст. |
40Х; sz= 0 ,4 . |
|||||
о=0,333 м/сек; 6 = 2 . |
10“3м (х25) |
|
10“ |
м/зуб; |
|
||
б) |
местные сколы; Т15К6 — Ст. 40Х; sz=0,32 . |
|
|||||
о = 2 ,9 м/сек; 6 = 2 . |
10~3м (х25) |
закаленная |
до |
|
45; |
||
в) |
скалывание; Т 5 К Ю — Ст. |
40Х, |
H R C = |
||||
|
1 >6 • ІО“3 м/зуб; o = l,4 3 |
м/сек; 6 = 3 . Ю”3 |
м (хІ,5). |
|
числе и от размеров станка. |
В среднем для станков с |
наибольшим |
|
диаметром устанавливаемого |
изделия 2= 2,5 м, |
£ |
для ос_ |
тальных станков — =2,5. |
Следовательно, на |
S.k |
|
основании крат- |
|||
AWl |
|
|
|
повременных опытов по предельным подачам можно судить об экономической подаче, для определения которой необходимы тру доемкие опыты.
Ниже последовательно изложены результаты исследования. Выкрашивания и местные^ сколы режущей кромки при торцо вом фрезеровании исследовал Б. Л . Дзамоев под руководством автора [24, 25, 26]. Механизм скалывания режущей части ^инст румента исследовал автор [24]. В экспериментах автора принимали участие: А. М. Сирадзе, Т. М. Читидзе, Г. Г. Церетели, Б. Н . Ка заков, А. Н . Федоров, А. Д . Ксоврели, М. П. Вадачкория.
§ 1.3 ВЫ КРАШ ИВАНИЕ РЕЖ УЩ ЕЙ КРОМКИ ПРИ ТОРЦОВОМ ФРЕЗЕРОВАНИИ
Эксперименты показали [24, 25], что выкрашивание кромки при торцовом фрезеровании является объективным процессом, наступающим в определенном диапазоне скоростей резания и по дач.
При экспериментах были использованы стандартные ножи тор цовых фрез с напаянными твердосплавными пластинами Т5КЮ и Т15К6, а также твердосплавные пластины ВК8, Т5КЮ, Т15К6, Т5К12В, ТТ7К12, ТТ10К8Б с механическим креплением. Кроме того, были использованы минералокерамические пластины ЦМ332 при механическом креплении. При работе стандартными твердо сплавными ножами резание осуществлялось однозубой торцовой фрезой, а при работе твердосплавными пластинами— специаль ной торцовой фрезой с механическим креплением пластин различных типоразмеров.
Обрабатывались поковки из стали 40Х и заготовки, получен ные из катаных прутков титанового сплава ВТЗ-1.
После фрезерования режущая кромка ножа фрезы рассматри валась с помощью инструментального микроскопа при увеличении хЗО и х50 и определялось наличие или отсутствие выкрашива ния. Этот процесс повторялся с различными сочетаниями скорое-
26
тей резания и подач. При этом каждый раз использовался новый
вставной нож. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Для того, |
чтобы при работе с различными подачами на зуб сох |
||||||||||||||
ранить неизменным число циклов нагрузки |
пІ( |
и пройденный |
путь |
||||||||||||
резания |
L 0, |
изменялась длина фрезеруемой |
|
заготовки |
L |
эаг. |
При |
||||||||
sz=0,4 . ІО-3 |
м/зуб, |
|
L3ar = |
30 . |
10_3м; при |
sz=0,6 . 10-3 |
м/зуб |
||||||||
Ьзаг-ЛЪ |
. 10_3м/зуб |
и т. д. |
Во |
всех случаях |
число |
циклов |
наг |
||||||||
рузки |
было |
п |
,(= ^1 |
^Зпг- = 7 Ь , |
и |
при этом, |
пройденный |
путь |
|||||||
|
sz |
|
|||||||||||||
резания |
L0= |
|
^заг |
|
(без |
учета пути |
врезания |
и перебе- |
|||||||
|
S, |
=5,8 м |
|||||||||||||
га), где |
//(— длина |
дуги |
контакта, |
определяемая |
по формуле |
l h = -5 -Ч Л где 4r— угол контакта в радианах, который вычисля
ется по формуле sin xY/2=-~- .
Как было отмечено выше, выкрашивание кромки при фрезеро вании является объективным процессом, наступающим в опреде ленном диапазоне скоростей резания и подач. Выкрашивание наб людается в основном при низких и средних скоростях резания
<0,25-^2,0 м/сек).
Наибольшее влияние на выкрашивание оказывают скорость резания и подача, а также способ крепления твердосплавной плас тины в корпусе фрезы. Изменение геометрических параметров ре жущей части ножа фрезы (переднего угла, заднего угла, главного угла в плане) почти не влияет на процесс выкрашивания. Метод фрезерования оказывает определенное влияние на процесс вык рашивания и его характер. Твердые сплавы разных марок в раз личной мере подвержены выкрашиванию.
Эксперименты, проведенные с твердыми сплавами Т5КЮ , Т15К6, Т5К12В, ТТ7К12, ТТ10К8Б, дали возможность построить кривые «безопасности», разграничивающие зоны наличия и отсутствия выкрашивания (Рис. 1.8.).
Для всех методов фрезерования и всех марок инструменталь ного материала сохраняется одна и та же закономерность — с уве личением подачи на зуб расширяется диапазон скоростей резания, при которых имеет место выкрашивание режущей кромки; при
27
■ ° '
;
d W i :
0.2 04 S,IO'
о) |
5) |
В) |
. г ; |
Рис. 1.8. Кривые «безопасности» для твердосплавных пластин различных марок с механическим креплением в корпусе фрезы при неполном симметричном фрезе ровании стали 40Х.
у=0°; а = |
15°; |
ct,= 10°; ф= 60°; |
ср1=30°;Я,= 0. |
ДА — кривая |
«безопасности». |
0 —отсутствие |
|
• — наличие |
выкрашивания; |
||
а) Т5К10; |
выкрашивания; |
|
|
б) |
T5KI2B; в) ТТІ0К8Б; г) Т15К6. |
28
неизменной подаче на зуб до определенной скорости резания всег да наблюдается выкрашивание режущей кромки, а выше этой «критической» скорости резания проис ходит равномерный износ инструмента без выкрашивания.1*
Рис. 1.9. Кривые «безопасности» для твер досплавных пластин различных марок при неполном симметричном фрезеровании
стали 40X
1.■— механическое крепление твердо сплавных пластин Т5КЮ
2.— напаянные пластины Т5К10
3. — |
креп |
ТТ7К12 |
||
4. |
— механическое |
Т5К12В |
||
6 |
|
ление |
|
|
|
— пластинок |
|
ТТ10К8Б |
|
5. |
|
Т15Кб |
||
|
. |
— |
|
|
|
|
Кривые безопасности, построенные на рис. 1.9 для разных |
||
твердых сплавов, |
при |
идентичных условиях, показывают нали |
чие различных диапазонов выкрашивания для разных марок
твердых сплавов. Например, |
[сплав Т5К10 при |
симметричном |
|||
фрезеровании стали |
40Х с |
s2=0,4 . 10~3 м/зуб |
при |
скоростях |
|
резания выше 0,917 м/сек уже не выкрашивается, |
т. е. скорости |
||||
выше 0,917 м/сек расположены в «зоне |
безопасности» |
(рис. 1.10). |
|||
При тех же условиях |
обработки сплав |
Т5К12В |
выкрашивается |
||
до скорости 2,9 м/сек (рис. |
1.11). |
|
|
|
Установлено также, что если для сплавов Т15К6, Т5КЮ и от части ТТ10К8Б существует отчетливое разделение зон выкрашива ния и равномерного износа, то для сплавов Т5К12В и ТТ7К12 такое разделение не наблюдается. Выкрашиванию на низких ско ростях резания сопутствует значительный износ, который сопро вождается округлением и опусканием вершины.
Для всех твердых сплавов, за исключением сплава Т15К6, при резании методом попутного фрезерования имеем наименьшую зону
29