Файл: Бетанели, А. И. Прочность и надежность режущего инструмента.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
Jr=t>.W%« Jr
Рис. 1.10. Характер выкрашивания |
Рис. 1.11. Характер выкрашивания |
|||||||
режущей |
кромки |
твердосплавной |
режущей |
кромки |
твердосплавной |
|||
торцовой фрезы при |
неполном сим |
торцовой фрезы при неполном сим |
||||||
метричном фрезеровании стали |
метричном фрезеровании |
стали |
||||||
Т5КЮ; |
40Х(Х 10) |
Т5К12В; |
40Х(Ха 10). |
a t= 10°; |
||||
•у=0с'; а=15°; а ! - - 10°; |
ѵ=0°; |
= |
15°; |
|||||
Ф=60°; с?!= 10°; |
Л =0. |
<р—60°; ф,= |
Ю°; \=0 °. |
|||||
S j= 0 ,4 . 10-3м/зуб |
s2= 0 ,4 |
. Ю~3 м/зуб. |
||||||
|
|
|
|
выкрашивания, затем следует симметричное и, наконец, встречное фрезерование (рис. 1.12).
Это можно объяснить тем, что при попутном фрезеровании ■ стружка, имеющая форму запятой, приваривается к ножу своим тонким концом, а при встречном фрезеровании — толстым кон цом. Так как сила сцепления стружки с резцом при встречном фрезеровании значительно больше, то при ее отрыве наблюдаются и большие выкрашивания. Повышенная же нагрузка на режущую
.кромку и удар при врезании в случае попутного фрезерования
430
a) |
S) |
методахРис. I. фрезерования12.9Кривые |
стали«безопасности40Х. |
» |
?>при различных |
1 — неполное симметричное; |
2 —попутное; |
3.— встречное.
a)T 5 K I0 —напаянные пластины
б) Т5К10 |
пластины с механическим |
в) Т5К12В |
|
г) ТТ7К12 |
креплением |
31
компенсируются сравнительно высокой пластичностью и вязкос тью твердых сплавов Т5КЮ, T5KJ2B и ТТ7К12.
Многочисленные эксперименты показали, что при работе стан дартными ножами с напаянными твердосплавными пластинками зона выкрашивания значительно шире, чем при работе фрезой с
механическим креплением пластин в корпусе (см. рис. |
1. 12а и 1.126). |
Такое различие можно объяснить следующим: |
* |
1.При напайке пластин на заводах-изготовителях часто напа иваются пластины из разных партий, т. е. с различными физико- * механическими свойствами и даже с разными толщинами.
2.Предварительная заточка пластин на заводах-изготовите-
.лях нередко производится без соблюдения необходимых условий, что приводит к определенным дефектам (большие внутренние нап ряжения, прижоги, трещины и т. д.), которые в дальнейшем не всегда удается устранить самой тщательной заточкой и доводкой.
Помимо двух вышеприведенных факторов, которые в какой-то мере являются случайными и поэтому могут быть исключитель ны, существует еще один неизбежный фактор — внутренние нап
ряжения первого рода, всегда возникающие при напайке плас тин.
В результате многочисленных экспериментов замечено, что при обработке титакогого сплава ВТЗ-1 выкрашивание наблюдается при любом сочетании скоростей резания и подач на зуб. Следователь но, в этом случае невозможно построение кривых безопасности, разграничивающих зоны наличия и отсутствия выкрашивания.
Для определения влияния чистоты рабочих поверхностей инст румента на процесс выкрашивания были проведены специальные эксперименты.
Установлено, что по сравнению с абразивной заточкой, алмаз ная заточка и доводка до десятого класса чистоты значительно сужает диапазон выкрашивания, а с дальнейшим повышением чис тоты поверхностей диапазон выкрашивания остается неизменным. Следовательно, в смысле ограничения выкрашивания нецелесо образно доводить чистоту режущих поверхностей выше десятого класса. Даже при алмазной заточке и доводке твердых сплавов, когда поверхностный слой формируется при малых толщинах сре за и в условиях сравнительно низких температур, вследствие неод нородности пластической деформации, в поверхностном слое возни кают остаточные сжимающие напряжения, а из-за неравномерного
32
нагрева по сечению пластины — остаточные растягивающие нап ряжения. Вследствие же значительного различия величин коэф
фициентов |
линейного расширения |
карбидной |
и кобальтовой фаз, |
карбидные |
зерна испытывают |
сжатие, а |
кобальт — растяже |
ние. |
|
|
|
Следовательно, в любой пластине твердого сплава даже с иде ально доведенной поверхностью, всегда существует силовое поле имеющее на различных участках наружной поверхности и внутри пластины разную интенсивность. Это обусловлено остаточными напряжениями второго и третьего родов, неоднородностями
и др.
Имея в виду все вышеизложенное, надо полагать, что меха низм выкрашивания режущей кромки можно представить в сле дующем виде.
В процессе резания в режущей части инструмента возникают напряжения, которые, складываясь с остаточными напряжениями, уже имеющимися в твердом сплаве, вызывают появление пиков на пряжений на отдельных участках поверхности твердого сплава, прилегающих к режущей кромке. Эти напряжения особенно не благоприятны при переменных нагрузках в условиях прерывисто го резания.
При торцовом фрезеровании инструмент подвергается пере менным силовым и тепловым нагрузкам. Вследствие односторон него приложения нагрузки при врезании в металл и выходе из контакта в зубе фрезы возникают значительные циклические нап ряжения, которые могут превышать в отдельных точках предел выносливости инструментального материала и, в связи с анизот ропией прочностных свойств твердых сплавов, привести к выкра шиваниям режущей части инструмента.
Циклические напряжения обуславливают также появление мельчайших усталостных трещин в поверхностных слоях инстру ментального материала, прилегающих к режущей кромке зуба фрезы, что, в свою очередь, способствует выкрашиванию.
Наибольшее влияние на процесс выкрашивания при торцовом фрезеровании оказывает явление приваривания (адгезии) струж ки к твердосплавному зубу фрезы при выходе из контакта с обра батываемой заготовкой. При повторном вступлении в контакт про исходит отрыв стружки, причем вместе со стружкой удаляются мелкие частички инструментального материала. Такой отрыв ма-
3. А . И . Бетанели |
33 |
термала твердосплавной пластины обуславливается внутренними напряжениями на поверхности, анизотропией и другими факто рами, рассмотренными выше. При повторных резах микро выкрашивания, уже возникшие на режущей кромке, служат до полнительными концентраторами напряжений и к тому же увели чивают шероховатость кромки. Поэтому возрастают интенсив ность и сила приваривания новых стружек. Это приводит к тому, что появляются новые очаги выкрашивания, которые еще больше ухудшают микрорельеф режущих поверхностей. Происходит рас шатывание и выкрашивание зерен карбидов и отдельных блоков твердого сплава. Повышается склонность поверхностного слоя к' разрушению и отрыву от основной массы.
При увеличении скорости резания увеличивается разогрев кон тактных слоев инструмента, что приводит к уменьшению остаточ ных напряжений в поверхностных слоях твердого сплава и уве личивает пластичность этих слоев. При достижении определенных «критических» скоростей резания разогрев контактных слоев инс трумента достигает таких температур, что остаточные напряжении в поверхностных слоях за счет пластических деформаций выравни ваются. Уменьшается также и сила резания. Все это приводит к тому, что выкрашивание материала инструмента в заметном объе ме не происходит. Увеличение пластичности твердого сплава ком пенсирует также динамический удар при врезании, который воз растает с увеличением скорости резания.
§ 1.4. М ЕСТНЫ Е СКОЛЫ РЕЖ УЩ ЕЙ ЧАСТИ ТВЕРДОСП ЛАВНОГО ИНСТРУМЕНТА ПРИ ТОРЦОВОМ ФРЕЗЕРОВАНИИ
Условия проведения экспериментов [24,26] были такие же, как и при исследовании выкрашивания. Установлено, что местные ско лы наступают при меньших подачах на зуб, чем предельные («ло мающие») подачи (sz<s„p) в определенном диапазоне критических скоростей резания.
На рис. 1.13 даны фотографии местных сколов вдоль задней поверхности твердосплавного ножа Т15К6 при sz=0,32-10~3 м/зуб. Видно, что с увеличением скорости резания выкрашивания режущей кромки при о=1,82 м/сек (о=110 м./мин) и о=2,3 м/сек (п-138 м/мин) переходят в местные сколы, которые неизбежно наступают при скорости о—2,88 м/сек (о=173 м/мин)- и выше.
34
Рис. |
1.13. |
Местные |
сколы вдоль задней |
поверхности при |
попутном |
|||||
[ фрезеровании стали |
40Х фрезой с |
механическим креплением твер |
||||||||
|
■ |
досплавных пластин |
Т15К6(х16) |
|
|
|
||||
|
у=0°;.а= 15°; |
^ = 1 0 °; ср=60°; |
срі=30°; ^=0°; |
|
|
|
||||
На |
рис. |
s2=0,3 2 |
• |
ІО“ 3 м/зуб; |
b = 2 |
• 10"3м. |
|
|
сплава |
|
1.14 |
аналогичные сколы |
наблюдаются ѵдля |
||||||||
Т5 К 1Э . |
В этом случае |
после определенной скорости |
— |
1,82 м/сек |
||||||
(у= Н 0 |
м/мин) также |
неизбежно возникают сколы вдоль зад |
||||||||
ней поверхности, |
однако подачи на зуб (sz=0,6 . 10~3м/зуб) |
в два |
35