Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§2. ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ

ИСПОСОБЫ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

Транспортный процесс включает погрузку, перевозку и выгрузку грузов. Погрузка и выгрузка грузов, или погрузочно-разгрузочные работы, — это подъемно-транспортные операции, выполняемые со­ ответственно у грузоотправителей и грузополучателей при перевозке грузов подвижным составом любого вида транспорта.

На автомобильном транспорте погрузочно-разгрузочные работы выполняют при перевозках грузов автомобилями и автопоездами. В связи с тем, что расстояния автомобильных перевозок являются, как правило, небольшими, в общих затратах общественно полезного труда по перемещению грузов автомобильным транспортом погрузочно-раз­ грузочные работы составляют значительный удельный вес.

Погрузочно-разгрузочные работы состоят из основных и вспомо­ гательных подъемно-транспортных операций. К о с н о в н ы м о п е ­ р а ц и я м относятся: захват или подача груза к погрузочно-разгру­ зочной машине, подъем, перемещение и опускание груза или выдача его машиной, укладка в штабель, взятие из штабеля и др. К в с п о ­

м о г а т е л ь н ы м о п е р а ц и я м

относятся: застроповка и отстро-

повка

груза, накладывание и снятие захватных устройств, направле­

ние и

оттяжка грузов, крепление

грузов, подготовка подвижного

состава к погрузочно-разгрузочным работам, крепление пакетов, передача сигналов крановщикам и др. Вспомогательные операции в отличие от основных не являются тяжелыми.

Поскольку погрузочно-разгрузочные работы относятся к наибо­ лее тяжелым и трудоемким операциям, важное значение имеет спо­ соб их выполнения. Существует несколько способов выполнения по­ грузочно-разгрузочных работ: вручную, механизированный, комплек­ сно-механизированный и автоматизированный.

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ в р у ч н у ю , т. е. грузчиками, народное хозяйство несет большие потери из-за уве­ личенных простоев автомобилей под погрузкой и разгрузкой и боль­ ших затрат физического труда.

При м е х а н и з и р о в а н н о м способе погрузочно-разгрузоч­ ные работы выполняют грузоподъемными машийами и механизма­ ми. Поэтому степень механизации труда, т. е. отношение объема машин­ ных работ (выполняемых машинами) ко всему объему работ (определя­ емому суммированием машинных работ и работ, выполняемых вруч­

ную), в

погрузочно-разгрузочном процессе может

быть различной.

В связи

с этим различают работы ч а с т и ч н о

м е х а н и з и р о ­

в а н н ы е и п о л н о с т ь ю м е х а н и з и р о в а н н ы е .

При частичной или неполной механизации погрузочно-разгрузоч­ ных работ погрузка на автомобили (или выгрузка его с автомобилей) выполняется машинами или механизмами не полностью, т. е. с при­ менением физического труда рабочих.

Если при погрузке или разгрузке грузов физический труд рабочего не применяется, то погрузочно-разгрузочные работы являются полно­ стью механизированными.

7


Особую категорию составляют к о м п л е к с н о - м е х а н и з и - р о в а н н ы е погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые толь­ ко при помощи машины или системы машин без применения какоголибо ручного труда рабочих. При комплексно-механизированных по­ грузочно-разгрузочных ^работах труд человека сводится лишь к управ­

лению машинами.

погрузочно-разгрузочных

При а в т о м а т и з и р о в а н н ы х

работах машина или система машин выполняет транспортные операции по заданной программе без применения труда человека даже по управ­ лению этими машинами.

§3. ВРЕМЯ ПРОСТОЯ АВТОМОБИЛЕЙ В ПУНКТАХ ПОГРУЗКИ И РАЗГРУЗКИ

Отличительной особенностью автомобильного транспорта являет­ ся выполнение перевозок грузов, как правило, на короткие расстояния. Поэтому время простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой за­ нимает большой удельный вес в общем времени их работы (в среднем до 25%). Этот показатель в зависимости от способа выполнения погру­ зочно-разгрузочных работ является различным, что оказывает суще­ ственное влияние на уровень производительности труда и себестоимо­ сти автомобильных перевозок.

В эксплуатационной деятельности автотранспортных предприя­ тий время простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой определяет­ ся из путевых листов, в которых грузовладельцы с участием водителей делают отметки о прибытии на данный объект и убытии с объекта ав­ томобиля по каяадой ездке.

Время между прибытием и убытием автомобилей у грузоотправи­ телей и грузополучателей составляет время простоя их под погрузкойразгрузкой. Это время состоит из следующих элементов: времени ожидания погрузки-разгрузки; времени маневрирования автомобиля в пунктах погрузки-разгрузки; времени выполнения погрузочно-раз­ грузочных работ; времени оформления документов.

В р е м я о ж и д а н и я п о г р у з к и - р а з г р у з к и не­ редко составляет значительную часть от общего времени простоя ав­ томобиля под погрузкой-разгрузкой. Сокращение его может быть до­ стигнуто при правильной организации перевозок грузов, четкой и рит­ мичной работы погрузочно-разгрузочных пунктов и автомобилей на линии. Количество автомобилей, обслуживающих пункты погрузки и

разгрузки,

должно соответствовать

пропускной способности этих

пунктов.

 

 

В р е м я

м а н е в р и р о в а н и я

а в т о м о б и л я в пунктах

погрузки и разгрузки зависит от размеров площадки для маневрирова­ ния, типа подвижного состава (автомобиль большой или малой гру­ зоподъемности без прицепа, автопоезд в составе автомобиля с одним или несколькими прицепами и т. п.), благоустройства подъездных пу­ тей и принятой схемы расстановки подвижного состава и грузоподъем­ ных машин.

8


В р е м я в ы п о л н е н и я п о г р у з о ч н о - р а з г р у з о ч ­ н ы х р а б о т определяется способом их выполнения, грузоподъем­ ностью автомобилей и видом груза. При выполнении этих работ вруч­ ную время простоя автомобилей под погрузкой-разгрузкой зависит не только от грузоподъемности автомобиля, но и от количества и клас­ сификации грузчиков и вида груза, а при механизированном способе выполнения погрузочно-разгрузочных работ — от типа машины, ее производительности и условий работы машины (вид груза, расстояние перемещения груза и др.).

Непосредственно погрузочно-разгрузочные работы (захват груза, его подъем, перемещение и т. п.) относят к основным операциям. До­ полнительными операциями являются открытие или закрытие бортов

или дверей кузова автомобиля,

взвешивание или пересчет грузов,

укрепление брезента, увязка грузов, навешивание пломбы и др.

В р е м я о ф о р м л е н и я

д о к у м е н т о в (путевого листа,

товарно-транспортной накладной и др.) при неправильной организа­ ции работ нередко превышает время, затрачиваемое на выполнение основных операций — погрузку и выгрузку грузов. При совмещении времени на оформление документов со временем на выполнение погру­ зочно-разгрузочных работ простои автомобилей в пунктах погрузки и разгрузки уменьшаются.

Н о р м ы в р е м е н и п р о с т о я а в т о м о б и л е й в п у н ­ к т а х п о г р у з к и и р а з г р у з к и устанавливают в резуль­ тате нормирования затрат труда на отдельные операции. Они зависят от грузоподъемности автомобилей, вида груза и способа выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

В табл. 1 приведены нормы времени простоя автомобилей под по­ грузкой и разгрузкой (в минутах). Эти нормы установлены на всю грузоподъемность, возможную для данного груза.

Нормы времени на выполнение погрузочно-разгрузочных опера­ ций увеличиваются при перевозке грузов в автомобилях со специали­ зированными кузовами на 10%.

При взвешивании грузов на автомобильных весах норма времени увеличивается на 4 мин, при взвешивании или повторной перевеске грузов на десятичных или сотенных весах — на 9—18 мин в зависи­ мости от грузоподъемности автомобиля.

На каждый заезд автомобиля в промежуточные пункты погрузки и разгрузки устанавливается дополнительная норма времени — 9 мин, а при погрузке и выгрузке грузов, требующих особой осторожности и мелкоштучных грузов, требующих пересчета, нормы времени уве­ личиваются на 25%.

При выгрузке деталей и конструкций зданий и сооружений в слу­ чаях, когда строительство осуществляется методом монтажа непо­ средственно с транспортных средств, при погрузке и выгрузке крупно­ габаритных грузов и грузов большой массы, требующих специальных устройств для их крепления, пылевидных грузов из автомобилейцистерн при помощи пневматической системы норма времени может быть установлена по соглашению сторон.

9


Грузоподъемность

автомобиля

(автопоезда), т

Основные нормы вре­ мени на погрузку или разгрузку (за

исключением автомо­ билей-самосвалов) при механизирован­ ном способе выпол­ нения работ

навалоч­

прочие

грузы,

ные гру ­

включая

зы, вклю­ растворы

чая

вязкие строитель­

II

полу-

ные,

вязкне

штучные

 

 

и т. д.

Дополнительное время при немеханнзнрованном способе выпол­ нения работ

погрузке

при раз­

билей-

 

грузке

 

(кроме

 

автомо-

при

самосва-

лов)

 

Т а б л и ц а 1

Основные нормы вре­ мени на налив пли слив самотеком цистерн, установлен­ ных на шасси авто­ мобилей соответст­ вующей грузоподъ­ емности

жидкие грузы

вязкие грузы

ассенизационные грузы

До 1,5 включительно

4

9

10

4

7

10

п

Свыше 1,5

до 2,5

5

10

10

5

11

14

17

включительно . . .

Свыше 2,5 до 4 вклю-

6

12

12

6

15

19

23

чительно ...............

Свыше 4 до

7 вклю-

7

15

14

7

18

23

28

чительно ...............

Свыше 7 до

10 вклю-

8

20

17

8

22

28

33

чительно ...............

Свыше 10 до 15 вклю-

10

25

20

9

26

33

 

чительно ...............

----

Свыше 15

.

15

30

22

10

28

37

П р и м е ч а н и е .

Для

автомобилей-самосвалов,

работающих

по

обычным ^

тарифам при перевозках навалочных грузов, включая вязкие н лолувязкие, нор­ мы времени простоя под разгрузкой установлены (в минутах): грузоподъемно­

стью до 6 т включительно—4;

свыше 6 до

Ю т включительно —6;

свыше

10 т —8.

 

прочих грузов, включая строи­

При перевозках автомобилями-самосвалами

тельные растворы, приведенные выше нормы увеличиваются на 2 мни.

автомо­

Нормы времени на выполнение

погрузочно-разгрузочных работ для

билей-самосвалов, занятых на транспортировании породы и полезных ископаемых на открытых разработках, а также при перевозке массовых навалочных грузов промышленности и строительства, при применении исключительных тарифов, установлены в следующих размерах (в минутах):

 

 

 

 

 

 

Погрузка

Разгрузка

Грузоподъемностью до

3,5

т

включительно

2,0

1,0

»

свыше 3,5 до

5 т

»

2,2

1,8

»

»

5

»

10»

»

3,0

2,0

»

1 0 »

25 »

»

3,2

2,8

»

»

25 т

 

 

5,0

3,0

Нормы времени простоя автомобиля при механизированной по­ грузке и выгрузке контейнеров массой брутто 0,625 и 1,25 т уста­ навливаются в размере 4 мин на каждую операцию, контейнеров мас­

сой брутто 2,5(3) и 5 т —7 мин

и контейнеров массой

брутто 10 и

20 т — 10 мин; при загрузке или

выгрузке контейнеров вручную без

снятия их с автомобиля норма времени устанавливается

по каждому

10


контейнеру

в зависимости от его массы брутто: от 10 до 82 мин —

на первый

контейнер и от 7 до 41 мин — на второй и каждый по­

следующий контейнер в данной ездке.

Время простоя автомобиля в пунктах погрузки и разгрузки свы­ ше предельных норм относят к сверхнормативным простоям. За сверх­ нормативные простои под погрузкой и разгрузкой заказчик уплачи­ вает автотранспортному предприятию соответствующий штраф.

Глава II

ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ ПУНКТЫ И СКЛАДЫ

§ 1. ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ п у н к т ы

Погрузочно-разгрузочным пунктом называется объект, где прини­ мают и отправляют, подготавливают, сортируют, хранят, погружают, выгружают грузы и оформляют документы. Погрузочно-разгрузочные пункты бывают постоянными и временными.

На п о с т о я н н ы х п у н к т а х погрузку и выгрузку грузов выполняют регулярно в течение длительного времени. К таким пунк­

там относятся различные предприятия,

торгово-оптовые базы, метал­

лобазы, элеваторы и т. п.

осуществляют работу с интер­

На в р е м е н н ы х п у н к т а х

валами или в течение небольшого отрезка времени (зерноочиститель­ ные тока, небольшие строительные объекты и т. п.).

Погрузочно-разгрузочные пункты имеют в своем составе п о г р у ­ з о ч н о - р а з г р у з о ч н ы е п о с т ы , т. е. площадки, на которых осуществляется непосредственно погрузка или разгрузка. При выпол­ нении погрузочно-разгрузочных работ механизированным способом посты оснащают соответствующими грузоподъемными машинами.

Погрузочно-разгрузочные посты в пределах одной площади обра­ зуют фронт погрузочно-разгрузочных работ. Размер фронта зависит от количества постов, габаритных размеров автомобилей и применяемых грузоподъемных машин.

Помимо постов, погрузочно-разгрузочные пункты должны иметь подъездные пути и площадки для маневрирования автомобилей, склад­ ские помещения для хранения и подсортировки грузов, весовые устрой­ ства, служебные и бытовые помещения, необходимый инвентарь и устройства, применяемые при выполнении погрузочно-разгрузочных операций.

В пределах фронта погрузочно-разгрузочных работ применяют сле­ дующие схемы расстановки автомобилей: боковую (рис. 1, а), торцо­ вую (рис. 1, б), косоугольную, или ступенчатую (рис. 1, е).

При выборе схемы расстановки автомобилей учитывают располо­ жение складов на территории грузового двора, наличие и расположе­ ние подъездных путей, возможность наиболее целесообразной расста­ новки погрузочно-разгрузочных машин, тип подвижного состава и др.

П