Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
§2. ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ
ИСПОСОБЫ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ
Транспортный процесс включает погрузку, перевозку и выгрузку грузов. Погрузка и выгрузка грузов, или погрузочно-разгрузочные работы, — это подъемно-транспортные операции, выполняемые со ответственно у грузоотправителей и грузополучателей при перевозке грузов подвижным составом любого вида транспорта.
На автомобильном транспорте погрузочно-разгрузочные работы выполняют при перевозках грузов автомобилями и автопоездами. В связи с тем, что расстояния автомобильных перевозок являются, как правило, небольшими, в общих затратах общественно полезного труда по перемещению грузов автомобильным транспортом погрузочно-раз грузочные работы составляют значительный удельный вес.
Погрузочно-разгрузочные работы состоят из основных и вспомо гательных подъемно-транспортных операций. К о с н о в н ы м о п е р а ц и я м относятся: захват или подача груза к погрузочно-разгру зочной машине, подъем, перемещение и опускание груза или выдача его машиной, укладка в штабель, взятие из штабеля и др. К в с п о
м о г а т е л ь н ы м о п е р а ц и я м |
относятся: застроповка и отстро- |
|
повка |
груза, накладывание и снятие захватных устройств, направле |
|
ние и |
оттяжка грузов, крепление |
грузов, подготовка подвижного |
состава к погрузочно-разгрузочным работам, крепление пакетов, передача сигналов крановщикам и др. Вспомогательные операции в отличие от основных не являются тяжелыми.
Поскольку погрузочно-разгрузочные работы относятся к наибо лее тяжелым и трудоемким операциям, важное значение имеет спо соб их выполнения. Существует несколько способов выполнения по грузочно-разгрузочных работ: вручную, механизированный, комплек сно-механизированный и автоматизированный.
При выполнении погрузочно-разгрузочных работ в р у ч н у ю , т. е. грузчиками, народное хозяйство несет большие потери из-за уве личенных простоев автомобилей под погрузкой и разгрузкой и боль ших затрат физического труда.
При м е х а н и з и р о в а н н о м способе погрузочно-разгрузоч ные работы выполняют грузоподъемными машийами и механизма ми. Поэтому степень механизации труда, т. е. отношение объема машин ных работ (выполняемых машинами) ко всему объему работ (определя емому суммированием машинных работ и работ, выполняемых вруч
ную), в |
погрузочно-разгрузочном процессе может |
быть различной. |
В связи |
с этим различают работы ч а с т и ч н о |
м е х а н и з и р о |
в а н н ы е и п о л н о с т ь ю м е х а н и з и р о в а н н ы е .
При частичной или неполной механизации погрузочно-разгрузоч ных работ погрузка на автомобили (или выгрузка его с автомобилей) выполняется машинами или механизмами не полностью, т. е. с при менением физического труда рабочих.
Если при погрузке или разгрузке грузов физический труд рабочего не применяется, то погрузочно-разгрузочные работы являются полно стью механизированными.
7
Особую категорию составляют к о м п л е к с н о - м е х а н и з и - р о в а н н ы е погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые толь ко при помощи машины или системы машин без применения какоголибо ручного труда рабочих. При комплексно-механизированных по грузочно-разгрузочных ^работах труд человека сводится лишь к управ
лению машинами. |
погрузочно-разгрузочных |
При а в т о м а т и з и р о в а н н ы х |
работах машина или система машин выполняет транспортные операции по заданной программе без применения труда человека даже по управ лению этими машинами.
§3. ВРЕМЯ ПРОСТОЯ АВТОМОБИЛЕЙ В ПУНКТАХ ПОГРУЗКИ И РАЗГРУЗКИ
Отличительной особенностью автомобильного транспорта являет ся выполнение перевозок грузов, как правило, на короткие расстояния. Поэтому время простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой за нимает большой удельный вес в общем времени их работы (в среднем до 25%). Этот показатель в зависимости от способа выполнения погру зочно-разгрузочных работ является различным, что оказывает суще ственное влияние на уровень производительности труда и себестоимо сти автомобильных перевозок.
В эксплуатационной деятельности автотранспортных предприя тий время простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой определяет ся из путевых листов, в которых грузовладельцы с участием водителей делают отметки о прибытии на данный объект и убытии с объекта ав томобиля по каяадой ездке.
Время между прибытием и убытием автомобилей у грузоотправи телей и грузополучателей составляет время простоя их под погрузкойразгрузкой. Это время состоит из следующих элементов: времени ожидания погрузки-разгрузки; времени маневрирования автомобиля в пунктах погрузки-разгрузки; времени выполнения погрузочно-раз грузочных работ; времени оформления документов.
В р е м я о ж и д а н и я п о г р у з к и - р а з г р у з к и не редко составляет значительную часть от общего времени простоя ав томобиля под погрузкой-разгрузкой. Сокращение его может быть до стигнуто при правильной организации перевозок грузов, четкой и рит мичной работы погрузочно-разгрузочных пунктов и автомобилей на линии. Количество автомобилей, обслуживающих пункты погрузки и
разгрузки, |
должно соответствовать |
пропускной способности этих |
пунктов. |
|
|
В р е м я |
м а н е в р и р о в а н и я |
а в т о м о б и л я в пунктах |
погрузки и разгрузки зависит от размеров площадки для маневрирова ния, типа подвижного состава (автомобиль большой или малой гру зоподъемности без прицепа, автопоезд в составе автомобиля с одним или несколькими прицепами и т. п.), благоустройства подъездных пу тей и принятой схемы расстановки подвижного состава и грузоподъем ных машин.
8
В р е м я в ы п о л н е н и я п о г р у з о ч н о - р а з г р у з о ч н ы х р а б о т определяется способом их выполнения, грузоподъем ностью автомобилей и видом груза. При выполнении этих работ вруч ную время простоя автомобилей под погрузкой-разгрузкой зависит не только от грузоподъемности автомобиля, но и от количества и клас сификации грузчиков и вида груза, а при механизированном способе выполнения погрузочно-разгрузочных работ — от типа машины, ее производительности и условий работы машины (вид груза, расстояние перемещения груза и др.).
Непосредственно погрузочно-разгрузочные работы (захват груза, его подъем, перемещение и т. п.) относят к основным операциям. До полнительными операциями являются открытие или закрытие бортов
или дверей кузова автомобиля, |
взвешивание или пересчет грузов, |
укрепление брезента, увязка грузов, навешивание пломбы и др. |
|
В р е м я о ф о р м л е н и я |
д о к у м е н т о в (путевого листа, |
товарно-транспортной накладной и др.) при неправильной организа ции работ нередко превышает время, затрачиваемое на выполнение основных операций — погрузку и выгрузку грузов. При совмещении времени на оформление документов со временем на выполнение погру зочно-разгрузочных работ простои автомобилей в пунктах погрузки и разгрузки уменьшаются.
Н о р м ы в р е м е н и п р о с т о я а в т о м о б и л е й в п у н к т а х п о г р у з к и и р а з г р у з к и устанавливают в резуль тате нормирования затрат труда на отдельные операции. Они зависят от грузоподъемности автомобилей, вида груза и способа выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
В табл. 1 приведены нормы времени простоя автомобилей под по грузкой и разгрузкой (в минутах). Эти нормы установлены на всю грузоподъемность, возможную для данного груза.
Нормы времени на выполнение погрузочно-разгрузочных опера ций увеличиваются при перевозке грузов в автомобилях со специали зированными кузовами на 10%.
При взвешивании грузов на автомобильных весах норма времени увеличивается на 4 мин, при взвешивании или повторной перевеске грузов на десятичных или сотенных весах — на 9—18 мин в зависи мости от грузоподъемности автомобиля.
На каждый заезд автомобиля в промежуточные пункты погрузки и разгрузки устанавливается дополнительная норма времени — 9 мин, а при погрузке и выгрузке грузов, требующих особой осторожности и мелкоштучных грузов, требующих пересчета, нормы времени уве личиваются на 25%.
При выгрузке деталей и конструкций зданий и сооружений в слу чаях, когда строительство осуществляется методом монтажа непо средственно с транспортных средств, при погрузке и выгрузке крупно габаритных грузов и грузов большой массы, требующих специальных устройств для их крепления, пылевидных грузов из автомобилейцистерн при помощи пневматической системы норма времени может быть установлена по соглашению сторон.
9
Грузоподъемность
автомобиля
(автопоезда), т
Основные нормы вре мени на погрузку или разгрузку (за
исключением автомо билей-самосвалов) при механизирован ном способе выпол нения работ
навалоч |
прочие |
|
грузы, |
||
ные гру |
включая |
|
зы, вклю растворы |
||
чая |
вязкие строитель |
|
II |
полу- |
ные, |
вязкне |
штучные |
|
|
|
и т. д. |
Дополнительное время при немеханнзнрованном способе выпол нения работ
погрузке |
при раз |
|
билей- |
||
|
грузке |
|
|
(кроме |
|
|
автомо- |
|
при |
самосва- |
|
лов) |
||
|
Т а б л и ц а 1
Основные нормы вре мени на налив пли слив самотеком цистерн, установлен ных на шасси авто мобилей соответст вующей грузоподъ емности
жидкие грузы |
вязкие грузы |
ассенизационные грузы |
До 1,5 включительно |
4 |
9 |
10 |
4 |
7 |
10 |
п |
|
Свыше 1,5 |
до 2,5 |
5 |
10 |
10 |
5 |
11 |
14 |
17 |
включительно . . . |
||||||||
Свыше 2,5 до 4 вклю- |
6 |
12 |
12 |
6 |
15 |
19 |
23 |
|
чительно ............... |
||||||||
Свыше 4 до |
7 вклю- |
7 |
15 |
14 |
7 |
18 |
23 |
28 |
чительно ............... |
||||||||
Свыше 7 до |
10 вклю- |
8 |
20 |
17 |
8 |
22 |
28 |
33 |
чительно ............... |
||||||||
Свыше 10 до 15 вклю- |
10 |
25 |
20 |
9 |
26 |
33 |
|
|
чительно ............... |
---- |
|||||||
Свыше 15 |
. |
15 |
30 |
22 |
10 |
28 |
37 |
— |
П р и м е ч а н и е . |
Для |
автомобилей-самосвалов, |
работающих |
по |
обычным ^ |
тарифам при перевозках навалочных грузов, включая вязкие н лолувязкие, нор мы времени простоя под разгрузкой установлены (в минутах): грузоподъемно
стью до 6 т включительно—4; |
свыше 6 до |
Ю т включительно —6; |
свыше |
10 т —8. |
|
прочих грузов, включая строи |
|
При перевозках автомобилями-самосвалами |
|||
тельные растворы, приведенные выше нормы увеличиваются на 2 мни. |
автомо |
||
Нормы времени на выполнение |
погрузочно-разгрузочных работ для |
билей-самосвалов, занятых на транспортировании породы и полезных ископаемых на открытых разработках, а также при перевозке массовых навалочных грузов промышленности и строительства, при применении исключительных тарифов, установлены в следующих размерах (в минутах):
|
|
|
|
|
|
Погрузка |
Разгрузка |
Грузоподъемностью до |
3,5 |
т |
включительно |
2,0 |
1,0 |
||
» |
свыше 3,5 до |
5 т |
» |
2,2 |
1,8 |
||
» |
» |
5 |
» |
10» |
» |
3,0 |
2,0 |
» |
1 0 » |
25 » |
» |
3,2 |
2,8 |
||
» |
» |
25 т |
|
|
5,0 |
3,0 |
Нормы времени простоя автомобиля при механизированной по грузке и выгрузке контейнеров массой брутто 0,625 и 1,25 т уста навливаются в размере 4 мин на каждую операцию, контейнеров мас
сой брутто 2,5(3) и 5 т —7 мин |
и контейнеров массой |
брутто 10 и |
20 т — 10 мин; при загрузке или |
выгрузке контейнеров вручную без |
|
снятия их с автомобиля норма времени устанавливается |
по каждому |
10
контейнеру |
в зависимости от его массы брутто: от 10 до 82 мин — |
на первый |
контейнер и от 7 до 41 мин — на второй и каждый по |
следующий контейнер в данной ездке.
Время простоя автомобиля в пунктах погрузки и разгрузки свы ше предельных норм относят к сверхнормативным простоям. За сверх нормативные простои под погрузкой и разгрузкой заказчик уплачи вает автотранспортному предприятию соответствующий штраф.
Глава II
ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ ПУНКТЫ И СКЛАДЫ
§ 1. ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ п у н к т ы
Погрузочно-разгрузочным пунктом называется объект, где прини мают и отправляют, подготавливают, сортируют, хранят, погружают, выгружают грузы и оформляют документы. Погрузочно-разгрузочные пункты бывают постоянными и временными.
На п о с т о я н н ы х п у н к т а х погрузку и выгрузку грузов выполняют регулярно в течение длительного времени. К таким пунк
там относятся различные предприятия, |
торгово-оптовые базы, метал |
лобазы, элеваторы и т. п. |
осуществляют работу с интер |
На в р е м е н н ы х п у н к т а х |
валами или в течение небольшого отрезка времени (зерноочиститель ные тока, небольшие строительные объекты и т. п.).
Погрузочно-разгрузочные пункты имеют в своем составе п о г р у з о ч н о - р а з г р у з о ч н ы е п о с т ы , т. е. площадки, на которых осуществляется непосредственно погрузка или разгрузка. При выпол нении погрузочно-разгрузочных работ механизированным способом посты оснащают соответствующими грузоподъемными машинами.
Погрузочно-разгрузочные посты в пределах одной площади обра зуют фронт погрузочно-разгрузочных работ. Размер фронта зависит от количества постов, габаритных размеров автомобилей и применяемых грузоподъемных машин.
Помимо постов, погрузочно-разгрузочные пункты должны иметь подъездные пути и площадки для маневрирования автомобилей, склад ские помещения для хранения и подсортировки грузов, весовые устрой ства, служебные и бытовые помещения, необходимый инвентарь и устройства, применяемые при выполнении погрузочно-разгрузочных операций.
В пределах фронта погрузочно-разгрузочных работ применяют сле дующие схемы расстановки автомобилей: боковую (рис. 1, а), торцо вую (рис. 1, б), косоугольную, или ступенчатую (рис. 1, е).
При выборе схемы расстановки автомобилей учитывают располо жение складов на территории грузового двора, наличие и расположе ние подъездных путей, возможность наиболее целесообразной расста новки погрузочно-разгрузочных машин, тип подвижного состава и др.
П