Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тнй, предназначенные для хранения продуктов, необходимых для обеспечения производственной деятельности этих предприятий (склады материалы-іо-технического снабжеиня предприятий).

Склады должны иметь подъездные пути с твердым и ровным покры­ тием, обеспечивающие бесперебойную подачу к складам и выезд с них автомобилей и автопоездов различной грузоподъемности. По назначе­ нию и в зависимости от рода груза склады разделяются на у н и в е р ­

с а л ь н ы е

(для хранения различных грузов)

и с п е ц и а л и з и-

р о в а н н ы е

(для хранения грузов определенного наименования).

По устройству склады бывают о т к р ы т ы е

(площадки или плат­

формы, предназначенные для грузов, не боящихся атмосферных осад­

ков и температурных колебаний),

п о л у о т к р ы т ы е или навесы

без стен (служат для хранения грузов, требующих защиты

от

атмо­

сферных осадков, но не боящихся

температурных

колебаний),

з а -

к р ы т ы е (в том числе этажные),

б у н к е р н ы е

и с и л о с н ы е ,

в том числе элеваторы для насыпных грузов,

р е з е р в у а р ы

для на

ливных грузов и х о л о д и л ь н и к и

для скоропортящихся продуктов.

В зависимости от сроков хранения различают склады к р а т к о ­

с р о ч н о г о и склады

д о л г о с р о ч н о г о хранения.

 

 

По принадлежности

склады

бывают

в е д о м с т в е н н ы е

'(обслуживающие определенных грузоотправителей и грузополуча­ телей, например, холодильники, элеваторы и др.) и о б щ е г о поль-

з о в а н и я,

предназначенные для

приема и выдачи грузов всех от­

правителей и получателей.

а в т о м а т и з и р о в а н н ы е

* Особую

категорию составляют

склады, на которых все подъемно-транспортные операции выполняются машинами и устройствами без участия операторов этих машин.

Автотранспортные организации общего пользования в своем рас­ поряжении могут иметь склады, предназначенные для приема, кон­ центрации, хранения и выдачи различных грузов (преимущественно мелких отправок). Такие склады имеют, например, грузовые автомо­ бильные станции, которые организуют междугородные перевозки гру­ зов различных клиентов.

На склады грузы принимают по договорам или отдельным заявкам клиентов. Грузы принимают по наружному осмотру, обмеру, счету мест и весу.

За хранение грузов на складе, выполнение погрузочно-разгрузоч­ ных операций, сортировку и укрупнение партий груза с заказчика взимается плата по существующим тарифам.

Использование складов. Склады должны соответствовать опреде­ ленным технико-эксплуатационным требованиям:

иметь размеры, достаточные для хранения и внутрискладской пе­ реработки заданного количества грузов с учетом перспективы роста и сезонности перевозок;

обеспечивать комплексную механизацию погрузочно-разгрузоч­ ных и внутрискладских операций с грузами при минимальных затра­ тах труда и средств;

иметь удобные подъездные пути, необходимый грузовой фронт и соответствующие погрузочно-разгрузочнь“*

17


обеспечивать быстрое выполнение погрузочно-разгрузочных и складских операций в любое время суток и года;

отвечать требованиям сохранности грузов, пожарной охраны и тех­ ники безопасности.

Некоторые типы складов (преимущественно универсальные) долж­ ны быть оборудованы р а м п а м и, т. е. площадками с твердым по­ крытием, устроенными на уровне погрузочной высоты транспортных средств (как правило, не более 1300 мм). Рампы на складах позволяют выполнять погрузку и выгрузку грузов с заездом соответствующих грузоподъемных машин на платформы автомобилей и в вагоны. Для этого они имеют регулируемые по высоте площадки (рис. 2).

Склады характеризуются определенными показателями работы. Расчетное количество груза в тоннах, которое можно единовремен­

но хранить на складе,

называется

в м е с т и м о с т ь ю

склада.

От­

ношение хранящегося

груза на складе Еф к вместимости

склада Ес

называется к о э ф ф и ц и е н т о м

и с п о л ь з о в а н и я

в м е ­

с т и м о с т и с к л а д а

фе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Еф

 

 

 

 

 

 

 

~ЁГ'

Важным показателем работы склада является коэффициент ис­

пользования

площади

склада фп,

определяемый отношением

пло­

щади склада,

занятой

грузом Fr, ко всей площади склада Fc

 

 

 

 

 

 

tn =

Zu

 

 

 

 

 

 

 

Fc ‘

Коэффициент использования площади склада учитывает проходы н проезды, весовые устройства и т. п. В зависимости от вида груза он колеблется в пределах от 1,3 до 2.

Вместимость складов зависит от площади, необходимой для рацио­ нального размещения грузов в соответствии с их родом и с учетом дли­ тельности и способов хранения. На вместимость складов влияет не

Рис. 2. Регулируемые по высоте площадки у рамп складов

18


только род груза и площадь склада, но и расчетная нагрузка на пол склада е. В одноэтажных складах предусматривается нагрузка на пол до 3,5 тс/м2; в многоэтажных складах с повышением этажности нагруз­

ка,

как правило, уменьшается и на втором этаже не превышает 2 тс/м2,

а на третьем — 1,2 тс/м2.

Пс определяют

 

Среднесуточную пропускную способность склада

по формуле

 

 

 

 

 

гг

 

Fee

 

 

Я

с = ------ ------- Т,

 

 

 

1.2фпТ

где

1,2 — коэффициент неравномерности прибытия

и отправления

 

грузов;

 

 

 

 

Т — срок хранения груза, сутки.

 

оборота скла­

да

Для анализа работы склада применяют коэффициент

Коб, равный отношению полусуммы поступления грузов Qn и от­

правления Q0 за рассматриваемый промежуток времени к вместимости

склада:

 

 

 

 

 

 

К „ г ,=

. С?п -f Qo

 

 

 

2Fr,

 

 

 

 

Использование вместимости склада зависит от способа размещения и укладки грузов внутри склада и способа выполнения внутрискладских грузоподъемных операций. Для наиболее полного исполь­ зования необходимо располагать грузы по схеме, предусматривающей размещение их в максимальном количестве при обеспечении соответ­ ствующих условий для работы людей и применения машин с учетом соблюдения правил техники безопасности.

Тарно-упаковочные грузы укладываются в штабеля высотой до 3 м и более. Высота штабеля при ручной укладке не должна превы­ шать 2 м. Штабельная укладка может быть прямой и перекрестной. Последняя обеспечивает лучшую устойчивость штабеля.

Штабеля размещают по прямоугольной схеме и по ступенчатой с выступами. Грузы в мешках укладывают в штабель вперевязь, катные грузы — на торце не более двух рядов и внакат до пяти рядов (при наличии прокладов).

Тяжелые и громоздкие грузы укладывают ближе к месту погрузки и разгрузки. Не допускается совместное хранение в одном помещении склада грузов, издающих запах или выделяющих пыль, с грузами, воспринимающими запах и поглощающими пыль.

Особенно тщательно должно быть организовано хранение химика­ тов, взрывоопасных и ядовитых веществ. Для грузов этой категории существуют специальные правила хранения и транспортирования, ко­ торые должны быть хорошо известны работникам транспорта и складов.

Взвешивание грузов. Количество перевезенного груза учитывают взвешиванием, а также пересчетом. Взвешивание грузов применяют для незатаренных сельскохозяйственных продуктов, цемента и т. п., а так­ же для многих видов тарно-штучных грузов, учет которых в отдель­ ных единицах затруднен.

19


При перевозках грузов автомобильным транспортом для взвеши­ вания применяют товарные и автомобильные, а в отдельных случаях и вагонные весы. Товарные весы общего назначения используют для взвешивания отдельных партий тарных и штучных грузов. Автомобиль­ ные и вагонные весы предназначены для взвешивания главным обра­ зом незатаренного груза вместе с подвижным составом.

Автомобильные весы широко применяют на элеваторах, сахарных заводах, овощехранилищах и т. п.Для определения массы груза авто­ мобиль на этих весах взвешивают 2 раза: при отправлении — сначала автомобиль без груза, а потом с грузом, а при получении — сначала загруженный автомобиль, а потом без груза. Разность результатов двух взвешиваний в том и другом случае указывает массу груза.

На предприятиях, где используют автопоезда, следует устанавли­ вать автомобильные весы, обеспечивающие взвешивание автопоезда без расцепки.

Соответствующим стандартом предусмотрен выпуск следующих автомобильных весов А-10, А-25М, А-25Б, А-50 и А-100 грузо­ подъемностью 10; 25; 50 и 100 т соответственно.

Товарные весы выпускают трех категорий: гиревые — грузоподъемностью 0,5; 1; 2; 3 т;

шкальные — грузоподъемностью 50; 100; 150; 200; 300; 500; 1000; 2000; 3000 кг.

Освоен выпуск тензометрических автомобильных весов ВАТ-30, рассчитанных на взвешивание автомобилей и автопоездов общей массой до 30 т. Принцип определения массы у таких весов основан на измере­ нии напряжений, возникающих в деталях агрегата и улавливаемых чувствнтельным датчиком.

Автомобильные весы (в том числе и тензометрические) имеют пе­ чатный механизм, автоматически фиксирующий установленную ими массу подвижного состава.

Глава III

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

§ (. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

Наиболее распространенной формой организации работы грузчи­ ков и грузоподъемных машин является постоянное их закрепление за погрузочно-разгрузочными постами или пунктами. В этом случае до­ стигается соответствующая специализация грузчиков и машин по ус­ ловиям выполнения погрузочно-разгрузочных работ, виду груза, ти­ пам применяемого подвижного состава и т. п., что в конечном итоге способствует повышению производительности труда грузчиков и ме­ ханизаторов.

20

Однако постоянное закрепление грузчиков и грузоподъемных машин за определенным погрузочно-разгрузочным пунктом возможно только при наличии устойчивого объема работ, обеспечивающего их высокую выработку. Если на данном объекте в течение смены необходимо вы­ полнить погрузочно-разгрузочные работы в небольшом объеме (на­ пример, пять-семь тонно-операцмй), то постоянное закрепление груз­ чиков и тем более грузоподъемных машин за этим объектом в большин­ стве случаев экономически будет нецелесообразным.

На таких объектах погрузочно-разгрузочные работы выполняют грузчики или грузоподъемные машины, прибывающие вместе с по­ движным составом автомобильного транспорта.

Аналогичная форма организации погрузочно-разгрузочных работ и при перевозках грузов торговли, мелкопартионных грузов, а также грузов, требующих особых приемов работы с ними (крупногабарит­ ные и тяжеловесные грузы, баллоны с кислородом и др.). При этой фор­ ме организации работы грузчики и грузоподъемные машины в течение смены могут выполнять погрузочно-разгрузочные операции на не­ скольких пунктах, что в подобных случаях обеспечивает более произ­ водительное их использование.

Вариант организации погрузочно-разгрузочных работ (постоянное закрепление грузчиков или грузоподъемных машин за пунктами либо поочередное обслуживание этих пунктов по мере прибытия автомоби­ лей) выбирают после тщательного анализа условий работы и выполне­ ния соответствующих технико-экономических расчетов.

Так как при выполнении автомобильных перевозок многих видов груза встречается значительное количество погрузочно-разгрузочных пунктов с небольшими, неустойчивыми или временными объемами работ, возникает необходимость в развитии централизованной формы обслуживания этих пунктов грузоподъемными машинами, сосредото­ чиваемыми в системе автомобильного-транспорта.

Бригады и их роль в организации погрузочно-разгрузочных работ на постах. С целью организации работы грузчиков и механизаторов на погрузочно-разгрузочных постах создают бригады, насчитывающие, как правило, от 5 до 15 чел. Руководителями бригад (или бригадира­ ми) назначают наиболее опытных грузчиков и механизаторов без осво­ бождения от основной работы.

Бригадир расстанавливает членов бригады по рабочим местам, сле­ дит за правильными приемами работ, ведет учет выполненной работы и оформляет наряды. Если в состав бригады, помимо механизаторов, включены водители, то такие бригады называют комплексными. При создании комплексных бригад закрепляют определенное количество автомобилей за погрузочно-разгрузочными машинами. Комплексные бригады работают по единому плану и графику, что позволяет значи­ тельно повысить производительность как автомобилей, так и погру­ зочно-разгрузочных машин.

На одном погрузочно-разгрузочном пункте могут работать несколь­ ко бригад грузчиков и механизаторов, рассредоточенных по складам, участкам и постам. Руководителем работ этих бригад может быть на­ значен прораб, который отвечает за выполнение плана погрузки и вы­

21