Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
тнй, предназначенные для хранения продуктов, необходимых для обеспечения производственной деятельности этих предприятий (склады материалы-іо-технического снабжеиня предприятий).
Склады должны иметь подъездные пути с твердым и ровным покры тием, обеспечивающие бесперебойную подачу к складам и выезд с них автомобилей и автопоездов различной грузоподъемности. По назначе нию и в зависимости от рода груза склады разделяются на у н и в е р
с а л ь н ы е |
(для хранения различных грузов) |
и с п е ц и а л и з и- |
р о в а н н ы е |
(для хранения грузов определенного наименования). |
|
По устройству склады бывают о т к р ы т ы е |
(площадки или плат |
формы, предназначенные для грузов, не боящихся атмосферных осад
ков и температурных колебаний), |
п о л у о т к р ы т ы е или навесы |
|||||
без стен (служат для хранения грузов, требующих защиты |
от |
атмо |
||||
сферных осадков, но не боящихся |
температурных |
колебаний), |
з а - |
|||
к р ы т ы е (в том числе этажные), |
б у н к е р н ы е |
и с и л о с н ы е , |
||||
в том числе элеваторы для насыпных грузов, |
р е з е р в у а р ы |
для на |
||||
ливных грузов и х о л о д и л ь н и к и |
для скоропортящихся продуктов. |
|||||
В зависимости от сроков хранения различают склады к р а т к о |
||||||
с р о ч н о г о и склады |
д о л г о с р о ч н о г о хранения. |
|
|
|||
По принадлежности |
склады |
бывают |
в е д о м с т в е н н ы е |
'(обслуживающие определенных грузоотправителей и грузополуча телей, например, холодильники, элеваторы и др.) и о б щ е г о поль-
з о в а н и я, |
предназначенные для |
приема и выдачи грузов всех от |
правителей и получателей. |
а в т о м а т и з и р о в а н н ы е |
|
* Особую |
категорию составляют |
склады, на которых все подъемно-транспортные операции выполняются машинами и устройствами без участия операторов этих машин.
Автотранспортные организации общего пользования в своем рас поряжении могут иметь склады, предназначенные для приема, кон центрации, хранения и выдачи различных грузов (преимущественно мелких отправок). Такие склады имеют, например, грузовые автомо бильные станции, которые организуют междугородные перевозки гру зов различных клиентов.
На склады грузы принимают по договорам или отдельным заявкам клиентов. Грузы принимают по наружному осмотру, обмеру, счету мест и весу.
За хранение грузов на складе, выполнение погрузочно-разгрузоч ных операций, сортировку и укрупнение партий груза с заказчика взимается плата по существующим тарифам.
Использование складов. Склады должны соответствовать опреде ленным технико-эксплуатационным требованиям:
иметь размеры, достаточные для хранения и внутрискладской пе реработки заданного количества грузов с учетом перспективы роста и сезонности перевозок;
обеспечивать комплексную механизацию погрузочно-разгрузоч ных и внутрискладских операций с грузами при минимальных затра тах труда и средств;
иметь удобные подъездные пути, необходимый грузовой фронт и соответствующие погрузочно-разгрузочнь“*
17
обеспечивать быстрое выполнение погрузочно-разгрузочных и складских операций в любое время суток и года;
отвечать требованиям сохранности грузов, пожарной охраны и тех ники безопасности.
Некоторые типы складов (преимущественно универсальные) долж ны быть оборудованы р а м п а м и, т. е. площадками с твердым по крытием, устроенными на уровне погрузочной высоты транспортных средств (как правило, не более 1300 мм). Рампы на складах позволяют выполнять погрузку и выгрузку грузов с заездом соответствующих грузоподъемных машин на платформы автомобилей и в вагоны. Для этого они имеют регулируемые по высоте площадки (рис. 2).
Склады характеризуются определенными показателями работы. Расчетное количество груза в тоннах, которое можно единовремен
но хранить на складе, |
называется |
в м е с т и м о с т ь ю |
склада. |
От |
|||
ношение хранящегося |
груза на складе Еф к вместимости |
склада Ес |
|||||
называется к о э ф ф и ц и е н т о м |
и с п о л ь з о в а н и я |
в м е |
|||||
с т и м о с т и с к л а д а |
фе. |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
Еф |
|
|
|
|
|
|
|
~ЁГ' |
Важным показателем работы склада является коэффициент ис |
|||||||
пользования |
площади |
склада фп, |
определяемый отношением |
пло |
|||
щади склада, |
занятой |
грузом Fr, ко всей площади склада Fc |
■ |
|
|||
|
|
|
|
|
tn = |
Zu |
|
|
|
|
|
|
|
|
Fc ‘ |
Коэффициент использования площади склада учитывает проходы н проезды, весовые устройства и т. п. В зависимости от вида груза он колеблется в пределах от 1,3 до 2.
Вместимость складов зависит от площади, необходимой для рацио нального размещения грузов в соответствии с их родом и с учетом дли тельности и способов хранения. На вместимость складов влияет не
Рис. 2. Регулируемые по высоте площадки у рамп складов
18
только род груза и площадь склада, но и расчетная нагрузка на пол склада е. В одноэтажных складах предусматривается нагрузка на пол до 3,5 тс/м2; в многоэтажных складах с повышением этажности нагруз
ка, |
как правило, уменьшается и на втором этаже не превышает 2 тс/м2, |
|||
а на третьем — 1,2 тс/м2. |
Пс определяют |
|||
|
Среднесуточную пропускную способность склада |
|||
по формуле |
|
|
|
|
|
|
гг |
|
Fee |
|
|
Я |
с = ------ ------- Т, |
|
|
|
|
1.2фпТ |
|
где |
1,2 — коэффициент неравномерности прибытия |
и отправления |
||
|
грузов; |
|
|
|
|
Т — срок хранения груза, сутки. |
|
оборота скла |
|
да |
Для анализа работы склада применяют коэффициент |
|||
Коб, равный отношению полусуммы поступления грузов Qn и от |
||||
правления Q0 за рассматриваемый промежуток времени к вместимости |
||||
склада: |
|
|
|
|
|
|
|
К „ г ,= |
. С?п -f Qo |
|
|
|
2Fr, |
|
|
|
|
|
Использование вместимости склада зависит от способа размещения и укладки грузов внутри склада и способа выполнения внутрискладских грузоподъемных операций. Для наиболее полного исполь зования необходимо располагать грузы по схеме, предусматривающей размещение их в максимальном количестве при обеспечении соответ ствующих условий для работы людей и применения машин с учетом соблюдения правил техники безопасности.
Тарно-упаковочные грузы укладываются в штабеля высотой до 3 м и более. Высота штабеля при ручной укладке не должна превы шать 2 м. Штабельная укладка может быть прямой и перекрестной. Последняя обеспечивает лучшую устойчивость штабеля.
Штабеля размещают по прямоугольной схеме и по ступенчатой с выступами. Грузы в мешках укладывают в штабель вперевязь, катные грузы — на торце не более двух рядов и внакат до пяти рядов (при наличии прокладов).
Тяжелые и громоздкие грузы укладывают ближе к месту погрузки и разгрузки. Не допускается совместное хранение в одном помещении склада грузов, издающих запах или выделяющих пыль, с грузами, воспринимающими запах и поглощающими пыль.
Особенно тщательно должно быть организовано хранение химика тов, взрывоопасных и ядовитых веществ. Для грузов этой категории существуют специальные правила хранения и транспортирования, ко торые должны быть хорошо известны работникам транспорта и складов.
Взвешивание грузов. Количество перевезенного груза учитывают взвешиванием, а также пересчетом. Взвешивание грузов применяют для незатаренных сельскохозяйственных продуктов, цемента и т. п., а так же для многих видов тарно-штучных грузов, учет которых в отдель ных единицах затруднен.
19
При перевозках грузов автомобильным транспортом для взвеши вания применяют товарные и автомобильные, а в отдельных случаях и вагонные весы. Товарные весы общего назначения используют для взвешивания отдельных партий тарных и штучных грузов. Автомобиль ные и вагонные весы предназначены для взвешивания главным обра зом незатаренного груза вместе с подвижным составом.
Автомобильные весы широко применяют на элеваторах, сахарных заводах, овощехранилищах и т. п.Для определения массы груза авто мобиль на этих весах взвешивают 2 раза: при отправлении — сначала автомобиль без груза, а потом с грузом, а при получении — сначала загруженный автомобиль, а потом без груза. Разность результатов двух взвешиваний в том и другом случае указывает массу груза.
На предприятиях, где используют автопоезда, следует устанавли вать автомобильные весы, обеспечивающие взвешивание автопоезда без расцепки.
Соответствующим стандартом предусмотрен выпуск следующих автомобильных весов А-10, А-25М, А-25Б, А-50 и А-100 грузо подъемностью 10; 25; 50 и 100 т соответственно.
Товарные весы выпускают трех категорий: гиревые — грузоподъемностью 0,5; 1; 2; 3 т;
шкальные — грузоподъемностью 50; 100; 150; 200; 300; 500; 1000; 2000; 3000 кг.
Освоен выпуск тензометрических автомобильных весов ВАТ-30, рассчитанных на взвешивание автомобилей и автопоездов общей массой до 30 т. Принцип определения массы у таких весов основан на измере нии напряжений, возникающих в деталях агрегата и улавливаемых чувствнтельным датчиком.
Автомобильные весы (в том числе и тензометрические) имеют пе чатный механизм, автоматически фиксирующий установленную ими массу подвижного состава.
Глава III
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
§ (. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
Наиболее распространенной формой организации работы грузчи ков и грузоподъемных машин является постоянное их закрепление за погрузочно-разгрузочными постами или пунктами. В этом случае до стигается соответствующая специализация грузчиков и машин по ус ловиям выполнения погрузочно-разгрузочных работ, виду груза, ти пам применяемого подвижного состава и т. п., что в конечном итоге способствует повышению производительности труда грузчиков и ме ханизаторов.
20
Однако постоянное закрепление грузчиков и грузоподъемных машин за определенным погрузочно-разгрузочным пунктом возможно только при наличии устойчивого объема работ, обеспечивающего их высокую выработку. Если на данном объекте в течение смены необходимо вы полнить погрузочно-разгрузочные работы в небольшом объеме (на пример, пять-семь тонно-операцмй), то постоянное закрепление груз чиков и тем более грузоподъемных машин за этим объектом в большин стве случаев экономически будет нецелесообразным.
На таких объектах погрузочно-разгрузочные работы выполняют грузчики или грузоподъемные машины, прибывающие вместе с по движным составом автомобильного транспорта.
Аналогичная форма организации погрузочно-разгрузочных работ и при перевозках грузов торговли, мелкопартионных грузов, а также грузов, требующих особых приемов работы с ними (крупногабарит ные и тяжеловесные грузы, баллоны с кислородом и др.). При этой фор ме организации работы грузчики и грузоподъемные машины в течение смены могут выполнять погрузочно-разгрузочные операции на не скольких пунктах, что в подобных случаях обеспечивает более произ водительное их использование.
Вариант организации погрузочно-разгрузочных работ (постоянное закрепление грузчиков или грузоподъемных машин за пунктами либо поочередное обслуживание этих пунктов по мере прибытия автомоби лей) выбирают после тщательного анализа условий работы и выполне ния соответствующих технико-экономических расчетов.
Так как при выполнении автомобильных перевозок многих видов груза встречается значительное количество погрузочно-разгрузочных пунктов с небольшими, неустойчивыми или временными объемами работ, возникает необходимость в развитии централизованной формы обслуживания этих пунктов грузоподъемными машинами, сосредото чиваемыми в системе автомобильного-транспорта.
Бригады и их роль в организации погрузочно-разгрузочных работ на постах. С целью организации работы грузчиков и механизаторов на погрузочно-разгрузочных постах создают бригады, насчитывающие, как правило, от 5 до 15 чел. Руководителями бригад (или бригадира ми) назначают наиболее опытных грузчиков и механизаторов без осво бождения от основной работы.
Бригадир расстанавливает членов бригады по рабочим местам, сле дит за правильными приемами работ, ведет учет выполненной работы и оформляет наряды. Если в состав бригады, помимо механизаторов, включены водители, то такие бригады называют комплексными. При создании комплексных бригад закрепляют определенное количество автомобилей за погрузочно-разгрузочными машинами. Комплексные бригады работают по единому плану и графику, что позволяет значи тельно повысить производительность как автомобилей, так и погру зочно-разгрузочных машин.
На одном погрузочно-разгрузочном пункте могут работать несколь ко бригад грузчиков и механизаторов, рассредоточенных по складам, участкам и постам. Руководителем работ этих бригад может быть на значен прораб, который отвечает за выполнение плана погрузки и вы
21