Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
а)
а
'//1 |
■ |
1 |
|
|
|
|
П акгауз |
|
|
|
|
|
|
Рис. 1. Схема |
расстановки |
автомобилей на |
постах |
Б о к о в а я |
р а с с т а н о в к а |
удобна при |
организации |
пере |
движения подвижного состава в пределах фронта погрузки или разгруз
ки по поточной системе, что особенно |
важно при эксплуатации авто |
поездов . |
|
Т о р ц о в а я р а с с т а н о в к а |
автомобилей получила широ |
кое распространение при выполнении погрузочно-разгрузочных работ
на складах, оборудованных грузовыми рампами. |
Она сокращает дли |
|
ну фронта и обеспечивает |
удобства для выполнения погрузочно-раз |
|
грузочных работ со стороны заднего борта автомобиля. |
||
При с т у п е н ч а т о й |
р а с с т а н о в к е |
создаются большие |
удобства для использования погрузочно-разгрузочных машин. |
||
Фронт погрузки (разгрузки) І ф ориентировочно определяют: |
||
при боковой расстановке автомобилей |
|
|
|
Тф = |
N (La + а) + а м; |
при торцовой расстановке автомобилей |
|
Ьф = N (Яа + Ь) + Ь м,
где N — количество автомобилей; La — длина автомобиля;
Ва — ширина автомобиля; а я В— расстояние между автомобилями при боковой и торцовой
схеме их расстановки; принимают следующие значения рас стояний: а — не менее 1 м, b — не менее 1,5 м.
Пропускная способность погрузочно-разгрузочных пунктов. По грузочно-разгрузочные пункты должны обеспечивать минимальное
время |
простоя автомобилей под погрузкой и |
разгрузкой. Одним |
|
из важнейших параметров |
пункта погрузки-разгрузки является его |
||
пропускная способность. |
|
|
|
Под |
п р о п у с к н о й |
с п о с о б н о с т ь ю |
погрузочно-разгру |
зочного пункта понимается максимальное количество единиц подвиж ного состава (или объема груза в тоннах), которое может быть погру жено или выгружено в единицу времени (обычно в течение одного ча са). Пропускная способность пункта оказывает значительное влияние на производительность автомобилей и зависит от пропускной спо собности и количества постов погрузки и разгрузки,
*2
Пропускную способность поста М определяют по формулам:
Мт= —^— т/ч; Ма = — 5— авт/ч,
|
|
|
Цн |
Іт 9Ѵ'1н |
|
где tT — время на погрузку и выгрузку |
1 т груза, |
ч; |
|
||
q — грузоподъемность автомобиля, |
т; |
|
автомо |
||
у — коэффициент |
использования грузоподъемности |
||||
биля; |
неравномерности |
прибытия |
автомобилей на |
||
г|н — коэффициент |
|||||
пост погрузки или разгрузки. Он зависит от организации |
|||||
работы автомобилей, |
погрузочно-разгрузочных |
пунктов |
|||
и принимается равным |
1—2. |
|
|
|
Коэффициент, неравномерности определяют делением суммы вре мени среднего отклонения от графика прибытия автомобилей под по грузку (разгрузку) и ритма работы пункта на установленный графи ком ритм работы этого пункта.
Например, если среднее время отклонения от графика прибытия автомоби лей (определяемое делением суммарной величины всего времени отклонения от графика прибытия автомобилей на количество всех прибытий автомобилей за час,
смену и т. д.) составляет 5 |
мин, а ритм работы пункта составляет 10 мин, то коэф |
фициент неравномерности |
прибытия для данного пункта составит 1,5 [(5 + |
+ 10) : 10]. |
|
По пропускной способности поста определяют производительность |
|
поста Qa за сутки |
|
|
Ql —МтТт/сутки-, Qan= M aT авт/сутки, |
где Т — время работы поста в сутки, ч.
Пропускная способность погрузочно-разгрузочного пункта П, имеющего п постов с одинаковой пропускной способностью, может быть рассчитана по формуле
П = Мп.
При наличии постов с разной пропускной способностью
П = Мі + М 2 "I- ... -\-Мп,
где Мі, М 2 , ... , Мп — пропускная способность каждого поста. Пропускную способность фронта погрузочно-разгрузочных работ
определяют так же, как и пропускную способность погрузочно-раз грузочного пункта. Пропускную способность фронта погрузочно-раз грузочных работ рассчитывают для того, чтобы правильно распреде лить по отдельным складам или площадкам погрузочно-разгрузочного пункта общее количество автомобилей, необходимое для завоза и вы воза грузов-
1»
П р и м е р. Определить пропускную способность пункта в тоннах Ят и в единицах подвижного состава Л я, если на пункте имеется четыре поста, грузы перевозят автомобилями ЗИЛ-130, время на погрузку 1 т груза 6 мин, автомо били на посты погрузки прибывают равномерно т]и = 1, коэффициент исполь зования грузоподъемности у = 1.
п |
5 |
Ят = Мтп=------= |
= 50 т/ч; |
І’Г I'll! |
0,1-1 |
п
/7а—Мя п
trQVbi
4
8 авт/ч.
0,1 -5 -М
Количество постов погрузки и разгрузки. Чтобы обеспечить вы полнение погрузочно-разгрузочных работ при наименьших затратах труда и времени простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой для погрузочно-разгрузочных пунктов с заданным объемом работ, важно определить потребное количество постов погрузки и разгрузки.
Для пункта с суточным объемом работ Qc при продолжительности работы поста в сутки Т необходимое количество постов определяют по формуле
_ Qc |
Qc QcІт |
11т |
|
Qn |
м*т |
т |
|
|
|
Если задано количество автомобилей Ае, которые необходимо по грузить или разгрузить за единицу времени (например, за сутки), то количество постов необходимо иметь
'Г |
Ч» |
В этой формуле Ае равнозначно количеству автомобиле-ездок, |
вы |
полненных определенным |
количеством автомобилей за единицу вре |
|
мени . |
|
|
При координации работы погрузочно-разгрузочных пунктов и ав |
||
томобилей учитывают ритм работы пунктов R и интервал движения |
||
автомобилей |
/ а. |
п у н к т а называется период времени ме |
Р и т м о м |
р а б о т ы |
|
жду отправлением погруженных или разгруженных автомобилей из |
пункта. Ритм работы пункта зависит от времени простоя автомобиля
под погрузкой или разгрузкой |
/п(р> и количества |
постов на пункте |
И н т е р в а л д в и ж е н и я |
а в т о м о б и л е |
й — время, через- |
которое автомобили прибывают на пункт погрузки или разгрузки, определяется делением времени оборота автомобиля to6 на количество автомобилей Аы, работающих на маршруте
^об ^дв |
Р UTß -<П.+ *р Ч, |
14
гДе /дв — время автомобиля в движении, |
ч; |
/г — длина ездки с грузом, км; |
|
ß — коэффициент использования пробега; |
|
/д-р — время простоя автомобиля под |
погрузкой-разгрузкой, ч; |
ѵт— техническая скорость, км/ч. |
|
При условии равенства ритма работы пункта и интервала движе ния автомобилей (R — / а) пункт будет равномерно загружен работой, а автомобили не будут простаивать в ожидании погрузки и раз грузки.
Из этого равенства можно определить необходимое количество по стов погрузки или разгрузки
N = ‘ п(Р) |
Ли |
Л м < п(р) „ |
||
|
|
|
/об |
Ѵ |
Количество автомобилей для бесперебойной работы пункта |
|
|||
Ntos |
во /п(р) — /т <7Ѵ> |
|||
АЛІ |
||||
/п(р) 11ц |
|
|
|
|
отсюда |
|
|
|
|
|
л |
|
N io б |
|
|
Лм — |
|
, |
|
|
|
|
qyti т]н • |
|
Необходимое количество автомобилей для освоения |
известного |
|||
объема работ пункта определяется по формуле |
|
|
|
|
Л, |
. Q.C /об |
|
Tqy |
||
|
Следует иметь в виду, что если автомобили перевозят грузы на раз ных маршрутах и /о0 на каждом маршруте будет различным, то в последних формулах /об должно быть подсчитано как средневзвешен ная величина.
П р и м е р 1. Определить потребное количество постов погрузки и разгруз ки для бесперебойной работы 10 автомобилей ЗИЛ-555, если известно, что длина
ездки с грузом /г = 2,5 км, коэффициент использования пробега ß = |
0,5, |
ко |
|||||||
эффициент использования грузоподъемности у = 1, |
техническая |
скорость ѵт= |
|||||||
= |
20 км/ч, время погрузки автомобиля /п = 6 мин, время разгрузки автомоби |
||||||||
ля |
tp — 3 |
мин, автомобили прибывают в пункты погрузки и разгрузки |
равно |
||||||
мерно. |
оборота автомобиля |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Время |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/о б = |
S” + /n + /p = |
оп „ |
г + 0,1 |
-)-0,05 = 0,4 |
ч. |
||
|
|
|
ѵтр |
20-0,5 |
|
|
|
|
|
|
Интервал движения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/а |
/об |
0,4 |
= |
0,04 |
ч. |
|
|
|
|
|
10 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество постов погрузки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Nn = |
/п |
0,1 = 2,5 ^ |
3 |
поста. |
||
|
|
|
|
|
0,04 |
|
|
|
|
15
Количество постов разгрузки
tp_ |
0,05 |
Л^р |
ПОСТ. |
|
0,04 |
П р и м е р 2. Определить необходимое количество постов погрузки на пред
приятии и количество автомобилей для |
выполнения перевозок тарно-штучных |
|||||||||
грузов, |
если |
известно, что перевозки выполняют автомобили ГАЗ-53А, суточный |
||||||||
грузооборот |
предприятия |
Qc = |
320 т, |
продолжительность работы постов Т — |
||||||
■= 10 ч, |
коэффициент |
использования |
грузоподъемности |
автомобиля |
у = 1, |
|||||
время простоя автомобиля под погрузкой |
tn = 12 |
мин, время простоя |
автомо |
|||||||
биля под разгрузкой /р = |
18 мин, длина |
ездки |
с грузом |
/г = 8 км, |
техни |
|||||
ческая |
скорость ѵт = |
32 |
км/ч, |
коэффициент использования пробега ß = 0,5, |
||||||
коэффициент |
неравномерности |
прибытия |
автомобилей на |
предприятие і]и = |
||||||
= 1, 2. |
|
|
1 |
т груза |
|
|
|
|
|
|
Время на погрузку |
|
|
|
|
|
_ |
tn |
12 |
■ |
|
Гт = ----- = —— = 3 мин = 0,05 ч. |
||||
|
<7Ѵ 4-1 |
|
||
Пропускная способность одного поста погрузки |
|
|
||
|
|
|
1 |
|
|
|
0,05-1,2 =16,6 т/ч. |
||
Количество постов погрузки |
|
|
|
|
|
|
|
320 |
|
|
Nn - |
МтТ |
16,6-10 = 2 поста. |
|
Время оборота автомобиля |
|
|
|
|
^об — о + + tp |
8 |
+ 0 ,2 + 0 ,3 = 1 ч. |
||
32-0,5 |
||||
»тР |
|
|
||
Необходимое количество автомобилей |
|
|
|
|
|
|
Qc tod |
320-1 |
|
|
|
Tqy |
= 8 авт. |
|
|
|
10-4-2 |
П р и м е р 3. Определить средневзвешенное время оборота автомобиля за смену, если известно, что автомобиль работает на трех разных маршрутах и время оборота на одном маршруте составляет 0,6 ч, на втором — 1,2 ч и на третьем — 1,8 ч; причем автомобиль выполняет за смену всего шесть ездок, из них: на пер вом маршруте — три ездки, на втором — две и на третьем — одну ездку.
Средневзвешенное время оборота автомобиля за смену составит
3-0,6 + 2 -1,2+ 1 -1,8
§ 2. СКЛАДЫ
Классификация складов. Для хранения грузов и выполнения от дельных операций с ними (прием и выдачу, погрузку и выгрузку, сор тировку и группировку отправок) сооружают различные склады.
Склады размещаются в пунктах заготовки или производства про дукта (склады заготовительные, производственно-отпускные) в местах перевалки груза с одного вида транспорта на другой (склады железно дорожные, портовые, базисные и др.). Существуют склады предприя-
16