Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а)

а

'//1

1

 

 

 

 

П акгауз

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Схема

расстановки

автомобилей на

постах

Б о к о в а я

р а с с т а н о в к а

удобна при

организации

пере­

движения подвижного состава в пределах фронта погрузки или разгруз­

ки по поточной системе, что особенно

важно при эксплуатации авто­

поездов .

 

Т о р ц о в а я р а с с т а н о в к а

автомобилей получила широ­

кое распространение при выполнении погрузочно-разгрузочных работ

на складах, оборудованных грузовыми рампами.

Она сокращает дли­

ну фронта и обеспечивает

удобства для выполнения погрузочно-раз­

грузочных работ со стороны заднего борта автомобиля.

При с т у п е н ч а т о й

р а с с т а н о в к е

создаются большие

удобства для использования погрузочно-разгрузочных машин.

Фронт погрузки (разгрузки) І ф ориентировочно определяют:

при боковой расстановке автомобилей

 

 

Тф =

N (La + а) + а м;

при торцовой расстановке автомобилей

 

Ьф = N (Яа + Ь) + Ь м,

где N — количество автомобилей; La — длина автомобиля;

Ва — ширина автомобиля; а я В— расстояние между автомобилями при боковой и торцовой

схеме их расстановки; принимают следующие значения рас­ стояний: а — не менее 1 м, b — не менее 1,5 м.

Пропускная способность погрузочно-разгрузочных пунктов. По­ грузочно-разгрузочные пункты должны обеспечивать минимальное

время

простоя автомобилей под погрузкой и

разгрузкой. Одним

из важнейших параметров

пункта погрузки-разгрузки является его

пропускная способность.

 

 

Под

п р о п у с к н о й

с п о с о б н о с т ь ю

погрузочно-разгру­

зочного пункта понимается максимальное количество единиц подвиж­ ного состава (или объема груза в тоннах), которое может быть погру­ жено или выгружено в единицу времени (обычно в течение одного ча­ са). Пропускная способность пункта оказывает значительное влияние на производительность автомобилей и зависит от пропускной спо­ собности и количества постов погрузки и разгрузки,

*2


Пропускную способность поста М определяют по формулам:

Мт= —^— т/ч; Ма = — 5— авт/ч,

 

 

 

Цн

Іт 9Ѵ'1н

где tT — время на погрузку и выгрузку

1 т груза,

ч;

 

q — грузоподъемность автомобиля,

т;

 

автомо­

у — коэффициент

использования грузоподъемности

биля;

неравномерности

прибытия

автомобилей на

г|н — коэффициент

пост погрузки или разгрузки. Он зависит от организации

работы автомобилей,

погрузочно-разгрузочных

пунктов

и принимается равным

1—2.

 

 

 

Коэффициент, неравномерности определяют делением суммы вре­ мени среднего отклонения от графика прибытия автомобилей под по­ грузку (разгрузку) и ритма работы пункта на установленный графи­ ком ритм работы этого пункта.

Например, если среднее время отклонения от графика прибытия автомоби­ лей (определяемое делением суммарной величины всего времени отклонения от графика прибытия автомобилей на количество всех прибытий автомобилей за час,

смену и т. д.) составляет 5

мин, а ритм работы пункта составляет 10 мин, то коэф­

фициент неравномерности

прибытия для данного пункта составит 1,5 [(5 +

+ 10) : 10].

 

По пропускной способности поста определяют производительность

поста Qa за сутки

 

 

Ql —МтТт/сутки-, Qan= M aT авт/сутки,

где Т — время работы поста в сутки, ч.

Пропускная способность погрузочно-разгрузочного пункта П, имеющего п постов с одинаковой пропускной способностью, может быть рассчитана по формуле

П = Мп.

При наличии постов с разной пропускной способностью

П = Мі + М 2 "I- ... -\-Мп,

где Мі, М 2 , ... , Мп — пропускная способность каждого поста. Пропускную способность фронта погрузочно-разгрузочных работ

определяют так же, как и пропускную способность погрузочно-раз­ грузочного пункта. Пропускную способность фронта погрузочно-раз­ грузочных работ рассчитывают для того, чтобы правильно распреде­ лить по отдельным складам или площадкам погрузочно-разгрузочного пункта общее количество автомобилей, необходимое для завоза и вы­ воза грузов-


П р и м е р. Определить пропускную способность пункта в тоннах Ят и в единицах подвижного состава Л я, если на пункте имеется четыре поста, грузы перевозят автомобилями ЗИЛ-130, время на погрузку 1 т груза 6 мин, автомо­ били на посты погрузки прибывают равномерно т]и = 1, коэффициент исполь­ зования грузоподъемности у = 1.

п

5

Ят = Мтп=------=

= 50 т/ч;

І’Г I'll!

0,1-1

п

/7а—Мя п

trQVbi

4

8 авт/ч.

0,1 -5 -М

Количество постов погрузки и разгрузки. Чтобы обеспечить вы­ полнение погрузочно-разгрузочных работ при наименьших затратах труда и времени простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой для погрузочно-разгрузочных пунктов с заданным объемом работ, важно определить потребное количество постов погрузки и разгрузки.

Для пункта с суточным объемом работ Qc при продолжительности работы поста в сутки Т необходимое количество постов определяют по формуле

_ Qc

Qc QcІт

11т

Qn

м*т

т

 

 

Если задано количество автомобилей Ае, которые необходимо по­ грузить или разгрузить за единицу времени (например, за сутки), то количество постов необходимо иметь

Ч»

В этой формуле Ае равнозначно количеству автомобиле-ездок,

вы­

полненных определенным

количеством автомобилей за единицу вре­

мени .

 

 

При координации работы погрузочно-разгрузочных пунктов и ав­

томобилей учитывают ритм работы пунктов R и интервал движения

автомобилей

/ а.

п у н к т а называется период времени ме­

Р и т м о м

р а б о т ы

жду отправлением погруженных или разгруженных автомобилей из

пункта. Ритм работы пункта зависит от времени простоя автомобиля

под погрузкой или разгрузкой

/п(р> и количества

постов на пункте

И н т е р в а л д в и ж е н и я

а в т о м о б и л е

й — время, через-

которое автомобили прибывают на пункт погрузки или разгрузки, определяется делением времени оборота автомобиля to6 на количество автомобилей Аы, работающих на маршруте

^об ^дв

Р UTß -<П.+ *р Ч,

14


гДе /дв — время автомобиля в движении,

ч;

/г — длина ездки с грузом, км;

 

ß — коэффициент использования пробега;

/д-р — время простоя автомобиля под

погрузкой-разгрузкой, ч;

ѵт— техническая скорость, км/ч.

 

При условии равенства ритма работы пункта и интервала движе­ ния автомобилей (R / а) пункт будет равномерно загружен работой, а автомобили не будут простаивать в ожидании погрузки и раз­ грузки.

Из этого равенства можно определить необходимое количество по­ стов погрузки или разгрузки

N = ‘ п(Р)

Ли

Л м < п(р) „

 

 

 

/об

Ѵ

Количество автомобилей для бесперебойной работы пункта

 

Ntos

во /п(р) — /т <7Ѵ>

АЛІ

/п(р) 11ц

 

 

 

 

отсюда

 

 

 

 

 

л

 

N io б

 

Лм —

 

,

 

 

 

qyti т]н •

Необходимое количество автомобилей для освоения

известного

объема работ пункта определяется по формуле

 

 

 

 

Л,

. Q.C /об

Tqy

 

Следует иметь в виду, что если автомобили перевозят грузы на раз­ ных маршрутах и /о0 на каждом маршруте будет различным, то в последних формулах /об должно быть подсчитано как средневзвешен­ ная величина.

П р и м е р 1. Определить потребное количество постов погрузки и разгруз­ ки для бесперебойной работы 10 автомобилей ЗИЛ-555, если известно, что длина

ездки с грузом /г = 2,5 км, коэффициент использования пробега ß =

0,5,

ко­

эффициент использования грузоподъемности у = 1,

техническая

скорость ѵт=

=

20 км/ч, время погрузки автомобиля /п = 6 мин, время разгрузки автомоби­

ля

tp — 3

мин, автомобили прибывают в пункты погрузки и разгрузки

равно­

мерно.

оборота автомобиля

 

 

 

 

 

 

 

 

Время

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/о б =

S” + /n + /p =

оп „

г + 0,1

-)-0,05 = 0,4

ч.

 

 

 

ѵтр

20-0,5

 

 

 

 

 

Интервал движения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/об

0,4

=

0,04

ч.

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество постов погрузки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Nn =

/п

0,1 = 2,5 ^

3

поста.

 

 

 

 

 

0,04

 

 

 

 

15


Количество постов разгрузки

tp_

0,05

Л^р

ПОСТ.

 

0,04

П р и м е р 2. Определить необходимое количество постов погрузки на пред­

приятии и количество автомобилей для

выполнения перевозок тарно-штучных

грузов,

если

известно, что перевозки выполняют автомобили ГАЗ-53А, суточный

грузооборот

предприятия

Qc =

320 т,

продолжительность работы постов Т —

■= 10 ч,

коэффициент

использования

грузоподъемности

автомобиля

у = 1,

время простоя автомобиля под погрузкой

tn = 12

мин, время простоя

автомо­

биля под разгрузкой /р =

18 мин, длина

ездки

с грузом

/г = 8 км,

техни­

ческая

скорость ѵт =

32

км/ч,

коэффициент использования пробега ß = 0,5,

коэффициент

неравномерности

прибытия

автомобилей на

предприятие і]и =

= 1, 2.

 

 

1

т груза

 

 

 

 

 

Время на погрузку

 

 

 

 

 

_

tn

12

Гт = ----- = —— = 3 мин = 0,05 ч.

 

<7Ѵ 4-1

 

Пропускная способность одного поста погрузки

 

 

 

 

 

1

 

 

0,05-1,2 =16,6 т/ч.

Количество постов погрузки

 

 

 

 

 

 

320

 

Nn -

МтТ

16,6-10 = 2 поста.

Время оборота автомобиля

 

 

 

^об — о + + tp

8

+ 0 ,2 + 0 ,3 = 1 ч.

32-0,5

»тР

 

 

Необходимое количество автомобилей

 

 

 

 

 

Qc tod

320-1

 

 

Tqy

= 8 авт.

 

 

10-4-2

П р и м е р 3. Определить средневзвешенное время оборота автомобиля за смену, если известно, что автомобиль работает на трех разных маршрутах и время оборота на одном маршруте составляет 0,6 ч, на втором — 1,2 ч и на третьем — 1,8 ч; причем автомобиль выполняет за смену всего шесть ездок, из них: на пер­ вом маршруте — три ездки, на втором — две и на третьем — одну ездку.

Средневзвешенное время оборота автомобиля за смену составит

3-0,6 + 2 -1,2+ 1 -1,8

§ 2. СКЛАДЫ

Классификация складов. Для хранения грузов и выполнения от­ дельных операций с ними (прием и выдачу, погрузку и выгрузку, сор­ тировку и группировку отправок) сооружают различные склады.

Склады размещаются в пунктах заготовки или производства про­ дукта (склады заготовительные, производственно-отпускные) в местах перевалки груза с одного вида транспорта на другой (склады железно­ дорожные, портовые, базисные и др.). Существуют склады предприя-

16