Файл: Ахмедов, Р. Б. Газ в народном хозяйстве Узбекистана.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ков смежных горелочных устройств, установленных в обоих ярусах стенки топочной камеры, изменялись синхронно и одинаковым образом.

В процессе исследования были изучены

следующие

варианты: прямоток — низ, низ — прямоток,

прямоток —

верх и верх — прямоток при нагрузках парогенератора 20, 25 и 35 т/ч (боковой воздух закрыт).

Исследования показали, что регулированием интен­ сивности крутки и изменением направления вращения воздушных потоков смежных горелочных устройств, на­ ходящихся в аэродинамическом взаимодействии, воз­ можно управлять динамикой топочных газов, изменять распределение температурного поля в топочном объеме и, как следствие, регулировать температуру дымовых га­ зов на выходе из топки и температуру перегретого пара.

При использовании байпасного метода регулирова­ ния топочных процессов установлено, что при подаче воздуха через боковые отверстия высокотемпературное ядро факела существенно поднимается по высоте топ­ ки, и среднее значение температуры газов на выходе растет. Разница в температурах газов, заполняющих холодную воронку с подачей и без подачи бокового воз­ духа, достигает 300—400°, разница в температурах га­

зов, покидающих топку,— 60—80°.

пароперегревателя

Динамические

характеристики

при использовании байпасного метода

более

благо­

приятны для целей автоматического регулирования.

Экспериментально исследованы также

динамические

характеристики

пароперегревателя

парогенератора

НЗЛ-40/50, оборудованного двумя

блочными

горе-

лочными устройствами с соударяющимися факелами, установленными в один ярус. Выявлено, что горелочные устройства позволяют осуществить распредели­ тельный способ регулирования топочных процессов и, как следствие, температуры перегретого пара путем изменения относительного месторасположения мак­ симума температуры пламени.

С целью исследования влияния совместно-раздель­ ного сжигания природного, коксового и доменного га­ зов на нагрузку и температуру перегретого пара экспе­ риментально получены динамические характеристики парогенератора ТП-13Б изменением количественного соотношения и вида сжигаемых топлив.

170


Возмущения наносились одновременным изменением расходов: а) одного газа, б) двух газов, в) трех газов; при этом расходы остальных газов стабилизировались, либо были равны нулю.

По разгонным характеристикам парогенератора оп­ ределены динамические параметры по каналам «рас­ ход газов— нагрузка».

Коэффициент передачи по каналу доменного газа в 25 раз меньше, чем по каналу природного, и в 12 раз меньше, чем по каналу коксового; постоянная времени по каналу доменного газа в 1,8 раза больше, чем по ка­ налу природного газа, и в 1,5 раза больше, чем по кана­ лу коксового газа, а запаздывание соответственно больше в 1,7 и 1,5 раза.

При различных соотношениях сжигаемых газов в смеси коэффициент передачи объекта по каналам «рас­

ход газов — температура перегретого пара»

меняется,

а именно возмущение расходами доменного

и коксово­

го газов приводит к его уменьшению, постоянная вре­ мени имеет некоторый разброс, запаздывание сущест­ венно не изменяется. Постоянная времени по каналу доменного газа в 1,3 раза больше, чем по каналам кок­ сового и природного газов; запаздывание тракта по га­ зовой стороне в 2 раза меньше, чем по каналу впрыс­ кивающего пароохладителя.

На боковых стенках топки исследуемого парогене­ ратора ТП-13Б размещены встречно по три в ряд ком­ бинированные реверсивные горелочные устройства, поз­ воляющие изменением степени крутки и направления вращения газовоздушных потоков смежных горелок перемещать ядро факела по высоте топки и тем самым изменять температуру перегретого пара. Исследованные следующие направления вращения газовоздушных по­ токов горелок условно названы: низ — прямоток, пря­ моток — низ, верх — прямоток, прямоток — верх. Во вре­ мя опытов остальные параметры парогенератора под­ держивались в соответствии с режимной картой.

Анализ показывает, что динамические параметры регулируемого участка пароперегревателя не остаются постоянными при изменении тепловой нагрузки и схем вращения газовоздушных потоков горелок; канал впры­ скивающего пароохладителя более быстродействующий, чем канал реверсивных горелочных устройств; имеет

171


место неоднозначность кривой разгона при перемене направления вращения газовоздушных потоков горелочных устройств. Следовательно, в целях повышения надежности и экономичности парогенератора высоко­ частотные колебания температуры перегретого пара следует компенсировать системой впрыскивающих па­ роохладителей, низкочастотные — изменением схем вра­ щения газовоздушных потоков реверсивных горелочных устройств.

Глава V II. ГАЗ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

РЕСПУБЛИКИ

ГАЗ В МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Последовательное проведение курса на создание сырьевой базы и индустриализацию республик Сред­ ней Азии привело к бурному развитию черной и цвет­ ной металлургии Узбекистана.

Более 100 месторождений полезных ископаемых раз­ ведано советскими учеными в недрах Средней Азии, в том числе месторождения руд цветных и редких метал­ лов. В рекордно короткий срок в Узбекистане построены такие гиганты черной и цветной металлургии, как Уз­ бекский металлургический завод им. В. И. Ленина, Алмалыкский горно-металлургический комбинат и Уз­ бекский комбинат тугоплавких и жаропрочных метал­ лов.

Ныне Алмалыкский горно-металлургический комби­ нат им. В. И. Ленина — одно из крупнейших предприя­ тий цветной металлургии страны. В огромном коли­ честве поставляет комбинат промышленности медь, свинец, цинк. Комбинат отличается высоким уровнем технической оснащенности. Механизация и автоматиза­

ция — на всех

участках производства, от добычи руды

до получения

металлов.

На Алмалыкском медеплавильном заводе впервые в

стране смонтирована и освоена печь кислородно-взве- шанной плавки, завод первым в отрасли освоил плавку меди на природном газе, а для ускорения технологиче­ ских процессов использовано кислородное дутье.

Основой черной металлургии республики является Узбекский металлургический завод им. В. И. Ленина. УМЗ — крупнейшее и единственное в своем роде пред­ приятие тяжелой индустрии республики и всей Сред­

ней Азии. Настоящей технической революцией для завода явился перевод его на природный газ. Это важней­ шее мероприятие не только повысило культуру произ­ водства, но и дало возможность интенсифицировать все технические процессы. В частности, благодаря гази­ фикации предприятия и внедрению достижений науки и техники, рационализаторских предложений площадь пода мартеновских печей возросла на 24%, а исполь­ зование передовых методов сжигания природного газа ускорило время плавки и увеличило съем металла с квадратного метра площади пода.

По проекту вес плавки должен составлять 35 т, а сталевары завода после реконструкции, мартенов и внедрения новшеств достигли 117 т. Таким образом, проектная мощность УМЗ перекрыта более чем в три раза.

Природный газ как технологическое топливо при­ шел и на другие предприятия республики.

В настоящее время на производство чугунного литья расходуется значительное количество дорогостоящего кокса, который завозится из Караганды, Кузбасса и дру­ гих районов страны, а с развитием металлургической и машиностроительной промышленности возрастет и по­ требление кокса.

В таких условиях особо важную роль приобретает использование природного газа, как дешевого замени­ теля кокса. Применение природного газа в доменных и мартеновских печах показало его высокую эффектив­ ность. Широкие возможности применения высококало­ рийного газа имеются и в так называемой малой ме­ таллургии — при вторичной плавке чугуна в вагранках.

Специалисты подсчитали, что при стоимости 1 г кокса 23 руб. и стоимости 1000 м3 природного газа, поч­ ти эквивалентных 1 т кокса, равном 12 руб., экокомический эффект — существенный. А если учесть полноту сгорания сравниваемых топлив в агрегатах, добавить к этому экономию от снижения эксплуатационных расходов, которые существенны при отоплении их коксом, разгруз­ ку железнодорожного транспорта от перевозок, то эконо­ мический эффект на единицу продукции литейных це­ хов возрастет еще больше.

В последнее время накоплен значительный опыт по рациональному использованию природного газа в ли­

174


тейном производстве. Природный газ успешно исполь­ зуется для подогрева воздуха, подаваемого в вагранки (вагранки с подогревом дутья), для замены части кокса в ваграночном процессе путем вдувания его через газогорелочные устройства в дополнительные фурмы вагран­ ки (коксогазовые вагранки) и, наконец, в чисто газовых вагранках. При этом достигается определенный экономи­ ческий эффект.

В частности, в коксогазовых вагранках себестои­ мость чугуна снижается в среднем до 2 руб. на 1 т при экономии 27,2%. При переводе вагранок с холодного дутья на горячее (подогрев дутья природным газом до 500°) себестоимость снижается до трех рублей на 1 т, экономия кокса составляет в среднем 30%. При переводе вагранок на коксогазовый вариант с подогревом дутья (метод комбинированного использования топлива) эконо­ мия кокса составляет в среднем 40,5%. При переводе ваг­ ранок на коксогазовый вариант с подогревом дутья отходящими газами (до 300°) экономия по топливу со­ ставляет в среднем 38,1%- В газовых вагранках и печах (без кокса) себестоимость 1 г жидкого чугуна сни­

жается на 9—13 руб.

При чисто газовой плавке чугун получается более прочный, чем из коксовой вагранки. Такое преимущест­

во газовой вагранки

эксплуатационники

используют

для замены определенной части стальных

отливок чу­

гунными. Сравнение

стоимости стальных

и чугунных

отливок показывает, что при стоимости тонны стально­ го литья 233 руб., а чугунного—139 руб. (условия заво­ да) дополнительная экономия от такой замены опре­ деляется разностью цен и составит 94 руб/г.

Научно-исследовательские работы по разработке совершенных конструкций вагранок и печей малой ме­ таллургии, работающих без использования кокса, дали определенные положительные результаты. Основное внимание в этих работах уделено теплообменным про­

цессам,

протекающим

в рабочих камерах

этих печей,

а также

максимально

были

использованы

достижения

Института СредазНИИГаза

в области рационального

сжигания газа в газопотребляющих установках. Достаточно отметить, что использование при разра­

ботке печей, созданных в СредазНИИГазе, методов регу­ лирования топочных процессов позволило решить ряд

175


'проблем в ваграночном производстве, то есть газовые вагранки стали многорежимными, экономичными, а по перегреву чугуна — современными.

Одна из конструкций газовых чугуноплавильных пе­ чей приведена на рис. 11. Как видно из рисунка, печь СредазНИИГаза представляет собой шахту с при­ строенной к ней камерой перегрева. Шахта 1 печи имеет конусную форму с диаметром 900 мм у основания и 660

.мм у загрузочного окна. Кладка стен у подины шахты имеет прямоугольную форму, что упрощает соединение шахты с камерой перегрева 4.

Рис. 11. Газовая чугуноплавильная печь.

_ В торцевой стенке камеры перегрева установлены две газовые горелки полного предварительного смеше­

ния

(боковые) 5 и одна

горелка

незавершенного пред­

варительного смешения

газа с

воздухом

(централь­

ная)

6. Для поддержания шихты при работе

печи на

основание шахты накладывается в виде решетки холо­ стая огнеупорная колоша 2. Холостая колоша с кана­

лами 3 выкладывается так,

чтобы высокотемператур­

ные продукты сгорания газа

не омывали с большой ско­

ростью огнеупоры самой печи, то есть они подводятся

в шахту через каналы в

нижней части колоши. При та­

ком выпуске продуктов

горения

из камеры

перегрева

в шахту создаются «застойные» зоны для газов

под

сводом и у боковых стен камеры

перегрева,

что

не­

сколько предохраняет огнеупоры печи от прямого

воз­

176