Файл: Уломов, В. И. Динамика земной коры Средней Азии и прогноз землетрясений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

•Т а р и м с к а я п л а т ф о р м а (или плита), на западе разделяю* Щая Тянь-Шань и Кунь-Лунь, так же, как и Индийская, докембрийского возраста. Тарим — это область умеренного поднятия, принадлежащая к участкам слабой новейшей тектонической актив­ ности (Синицын, 1957, 1959; Резвой, 1964). В центральной части Таримской платформы без заметных нарушений залегают мезозой­ ские и кайнозойские отложения. В предгорных прогибах, располо­ женных у подножий Тянь-Шаня и Кунь-Луня донеогеновая поверх­ ность погружается до глубины 3000 м, несколько поддвигаясь под эти горные сооружения (Резвой, 1962; Беляевский, 1948 и др.). В зоне сочленения Тарима с Тянь-Шанем известна целая система активных в сейсмическом отношении новейших тектонических на­ рушений, связанных с блоковыми перемещениями фундамента платформы. А. Гансер рассматривает Тарим как древнюю жесткую глыбу, которая своим движением к северу создала изогнутые вос­ точные дуги Тянь-Шаня.

Ц е н т р а л ь н о - К а з а х с т а н е к а я и Т у р а н с к а я ч а с т и У р а л о-С и б и р с к о й платформы, располагающиеся к северу и западу от Тянь-Шаня, сформировались в основном на протяжении палеозоя, после герцинского этапа складчатости (более 200 млн. лет назад). Поэтому эту платформу называют эпппалеозойской или эпнгерцинскон. Складчатый фундамент, представленный здесь дислоцированными геосинклинальными формациями палеозоя, в пределах платформы залегает на разной глубине. На западе,-в равнинной части Узбекистана и Туркмении, он достаточно погру­ жен (до 5—10 км), а мезозойские отложения достигают значи­ тельной мощности (Туранская плита); на востоке палеозойский фундамент почти повсеместно выведен на поверхность (Централь­ но-Казахстанский щит).

Новейшую информацию о тектонике Туранской плиты и Цент­ рально-Казахстанском щите можно найти у И. С. Вольвовского и др. (1966) и Б. А. Петрушевского (1955). В отличие от Индостана и Тарима эпигерцинская платформа Туранской низменности и Центрального Казахстана отнесена к категории «молодых» плат­ форм. На них в противоположность древним широко распростране­ ны линейные выходы складчатого фундамента. Наиболее крупным из них в пределах Урало-Сибирской платформы является Урал. Сравнительно меньшие— цепь Кызылкумских палеозойских гор­ ных массивов( Каратау, Нуратау и др.) — расположены на тер­ ритории Средней Азии.

На юге Туранская плита граничит с областью альпийской складчатости, на северо-востоке — с Центрально-Казахстанским щитом, а на севере через Кустанайскую седловину соединяется с Западно-Сибирской плитой. На востоке она сливается с Западно- Тянь-Шаньской эпиплатформенной орогенной областью. Единого мнения о границе между этими структурами не существует. Одни исследователи (Резвой, 1962; Таль-Вирский, 1964; Борисов, 1964) считают ее довольно четко выраженной в виде системы глубинных

4 - 3 9

49



разломов, оконтуривающмх западные отроги Тянь-Шаня, Другие (Рыжков, 1962; Рыжков, Давлятов и др., 1965) отрицают наличие здесь резкой границы и причисляют к орогену Кызылкумские воз-, вышенностм.

Интенсивный процесс трещинообразования на поверхности зем­ ли в Кызылкумах и высокая сейсмичность восточной части Туранской плиты указывают на то, что значительная часть Туранской плиты активно вовлечена в современные движения (Каржаув, Уломов, 1966; Уломов, Ибрагимов, Безродный, 1971; Уломов, 1971, 1972, 1973; и др.).

С к л а д ч а т ы е о б л а с т и

В морфологическом плане высокогорное поднятие Централь­ ной Азии представляет собой, по выражению Д. И. Резвого (1964), выдвинутую на большую высоту плосковерхую глыбу с поднятыми краями (Гималаи, Памир, Кунь-Лунь) и несколько опущенной средней частью (Тибет). В пределах Тибета высота рельефа меня­ ется в интервале 5000—6000 м, а в Гималаях достигает максималь­ ных значений (Джомолунгма — 8848 м).

Г и м а л а и

— это узкое и вытянутое в виде дуги более чем на

2000 км

высокогорное поднятие, оконтуривающее Центральную

Азию с

юга.

По данным А.

Гансера и других исследователей

(Кришнан, 1954; Wadia, 1949),

оно почти со всех сторон окружено

областями иного геологического строения. Исключение составляет юго-западная часть, связывающая Гималаи с Индостаном. По мнению А. Гансера (1965), только небольшая часть этого горного сооружения образовалась из геосинклинали, а в основном оно воз­ никло из активизированной области Индийского щита, т. е. сложе­ но теми же породами, что и докембрийская Индийская платформа.

К подобным заключениям приходят и некоторые советские исследователи (Синицын, 1955; Резвой, 1964, 1964; Бархатов, 1964). Поддерживая мнение А. Гансера о негеосинклинальном происхож­ дении Гималаев, Д. П. Резвой считает, что при анализе вопроса о происхождении следует говорить не об «альпийской орогении», а об эпохе новейшего горообразования, захватившего ту часть азиат­ ского материка, куда входят и Гималаи.

Одним из важнейших разрывных нарушений Гималаев являет­ ся Главный пограничный разлом (Mein Boundary Fault), отчетли­ во прослеживающийся на всем протяжении предгорий со стороны Индостана. Это крутопадающий к северо-востоку взброс, по кото­ рому древние толщи надвинуты на молодые отложения предгор­ ных прогибов Индийской платформы (Middlemiss, 1890; Medlicott, 1864, Griesbach, 1891, Laczi, 1907; Heim, Gansser, 1939 и др.). Неко­ торые исследователи, в том числе А. Гансер, считают, что плос­ кость этого разрыва на глубине существенно выполаживается, создавая огромный шарьяж протяженностью в сотни километров.

Другое крупное тектоническое нарушение с явно выраженными

50


чертами глубинного разлома — структурный шов Инда, отделяю­ щий Гималаи от Каракорума. Этот разлом прослеживается вдоль северных границ Гималаев на протяжении более двух тысяч кило­ метров.

Толщина земной коры в Гималаях, по А. Гансеру (1967), 35—

40 км,

а глубина залегания очагов землетрясений

не превышает

30 км.

По данным других исследователей (Резвой,

1964), толщина

коры здесь не менее 70 км. Такое разногласие, по-видимому, объ­ ясняется отсутствием необходимой информации о глубинном строек нии. В то же время А. Гансер (1967) считает, что ...«среди горных цепей Азии Гималаи выделяются таким перемещением по надви­ гам, которое указывает на сокращение земной коры на 400 км в плане». Тибетская зона Гималаев (или зона Тетиса), по мнению А. Гансера, не создавалась в геосинклинальных условиях. Палео­ зойские и мезозойские образования здесь близки скорее к платфор­ менным и если в палеозое-мезозое существовала геосинклиналь, то она целиком оказалась погребенной между Тибетом и Гималаями. При этом А. Гансер указывает на наличие структурного шва Инда.

Ти б е т во многих отношениях напоминает Таримскую плат­ форму, отличаясь от нее общей приподнятостью, возникшей на но­ вейшем этапе развития (Синицын, 1959; Резвой, 1964). Высотные отметки колеблются здесь в пределах 5—6 км, а в отдельных мес­ тах достигают 7 км. С севера Тибетское нагорье оконтуривается высокогорной зоной Кунь-Луня, с юга — дугой Гималаев, а на северо-западе переходит в поднятие хребтов Каракорум—Памир— Гиндукуш. А. Гансер, являясь сторонником мобилизма, придает большое значение горизонтальным движениям земной коры и счи­ тает причиной поднятия Тибета так же, как и собственно Гималаев, значительное поддвигание под них Индийского щита.

Ги н д у к у ш, ю ж н а я ч а с т ь П а м и р а , К а р а к о р у м яв­ ляются крупными поднятиями Высокой Азии. Они представлены дугой, имеющей общее «гималайское» простирание, но выпуклой в противоположную сторону (на северо-восток). Это горное соору­ жение несколько уступает Гималаям по высоте, но почти в два раза превосходит по ширине. Гиндукуш-Каракорумская дуга возникла в результате «стремления» (по Гансеру) материка Гондваны к северу и отделяется от расположенных южнее Гималаев системой глубинных разломов.

В строении пояса главная роль принадлежит геосинклинально­ му комплексу отложений верхнего палеозоя и мезозоя. Почти всю­ ду на поверхность выходит допалеозойский кристаллический фун­ дамент. Западная часть пояса (Гиндукуш) известна сейсмологам как «гнездо» глубоких очагов землетрясений. Глубина залегания гипоцентров достигает здесь 250—300 км, в то время как на ос­ тальной территории Средней Азии они расположены, как правило, в пределах «гранитного» слоя земной коры (Уломов, 1966).

Существенно, что подкоровые очаги землетрясений встречаются и у восточного окончания Гималаев, а также в других аналогичных

51


по глубинному строению и характеру деформирования земной-коры районах альпийской складчатости (например,'Западные'Карпаты-).

П а м и р о-Т я н ь-Ш а н ь с к и й о р о г е н характеризуется спе­ цифическим структурным планом и историей геологического раз­

вития, тесно связанной со всей

Высокой Азией. По

выражению

Д. II. Мушкетова, «стиснутая

между двумя древними

жесткими

массами Индии и Сибири, пластичная «орогеиовая» полоса сред­ неазиатских и гималайских цепей, все более сужающаяся-и сжи­ маемая на протяжении всей геологической истории, от кембрия и до наших дней, испытывает наибольшее на Земле пзмятие и на­ громождение между меридианами 70 и 74°, где теснейшим образом сходятся и южно-тянынаньские — алайские цепи, и кнтай-кунь- луньскне и индогималайскне, создавая тем самым поистине «кры­ шу мира» или «пуп Земли» — Памир» (Мушкетов, 1936).

О сближении и взаимодействии Ангарпды и Гондваны в резуль­ тате горизонтальных перемещений земной коры писали Д. В. Наливкин, Д. Н. Вадиа, Ф. Коссмат, Г. Штилле и др. Для объясне­ ния дугообразного строения Памира и Тянь-Шаня, и прежде всего, направленности дуг выпуклостью навстречу друг другу создава­ лись представления о дифференцированности горизонтальных дви­ жений. В частности, Д. В. Налнвкин считал, что движение Ангариды к югу закончилось в палеозое, а в мезозое-кайнозое господст­

вовало только движение

Гондваны к северу.

О движении к северу

Сибирской платформы высказываются

Ю. М. Шейнманн (1964)

и С. А. Захаров (1971), объясняя причину

разновозрастное™ поясов Тянь-Шаня прохождением оболочки ли­ тосферы над фиксированными «мантийными поясами», и периоди­ ческой ее «зонной плавкой». Аналогичная направленность переме­ щения Сибирской платформы вычислена по палеомагнитным дан­

ным (Храмов, 1965; и др.).

Наконец, поиски доказательств сходства между дугообраз­ ностью структур Азиатского мобильного пояса и современными океаническими островными дугами (П. Н. Кропоткин, В. А. Кузне­ цов, В. А. Апродов, А. И. Суворов и др.), несомненно, внесли жи­ вую струю в представления об эволюции земной коры. Эти иссле­ дования перекликаются с возникновением неомобилистских гипо­ тез и, прежде всего, таких, как плитовая тектоника.

Итак, земная кора, вернее вся литосфера Высокой Азии, судя по геологическим, сейсмическим и другим геофизическим данным, испытывает колоссальное тангенциальное сжатие, существенным образом определяющее формирование прилегающих геоструктур и. в первую очередь, Памира и Тянь-Шаня. Активные сжимающие усилия действуют главным образом со стороны Индийской докембрийской платформы и направлены с юга на север.

Гималайская высокогорная дуга, возродившаяся в неоген-чет- вертичное время в результате новейших тектонических движений, уже в начале мезозоя (более 200 млн. лет назад), по-видимому, представляла собой океаническую островную дугу, подобную

52