Файл: Сидоренко, В. А. Вопросы безопасной работы ВВЭР к 10-й годовщине пуска первого блока Нововоронежской атомной электростанции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
10
Очевидно, что при увеличении масштаба первичного нарушения техническая сложность и стоимость защитных мер возрастает, и
неизбежна тенденция перехода от мер, сохраняющих установку в работе, к мерам, направленным лишь на защиту населения. Поэтому предельным и потому более всеобъемлющим понятием "безопасности АЭС" является наличие на АЭС мер, обеспечивающих защиту насе ления от вредного, главным образом радиационного, воздействия со стороны АЭС как при нормальной ее работе, так и при наруше ниях нормальной работы.
Также очевидно, что меры и средства, направленные на обеопв'
чение безопасности АЭС по отношению в первым группам нарушений
("калым" нарушениям, которые могут быть полностью нейтрализова ны либо развитие которых может быть предотвращено), большей частью тождественны мерам и средствам, направленным на обеспе чение надежности атошой электростанции как источника энергии,
т.е. невыполнение иди неполное выполнение атомной электростан цией своей основной задачи является, как цравило, результатом действия определенных ограничений мощности или параметров огра ничений, связанных с возникновением нарушения или поломкой обо рудования и вводимых с тем, чтобы не была реализована возмож ность выйти за "безопасный предел" (здесь следует подчеркнуть,
что возможности увеличения мощности любого реактора, т.е. его тепловыделения, сверх номинальной очень велики, ограничен теп лоотвод).
Обеспечение безопасности такими мерами, которые не сохраня ют рабочий режим, проявляется в qhw w w h h h надежности.
II
Естественное распределение усилий и внимания разработчиков,
технология изготовления, возможности контроля и порядок эксплуа
тации практически приводят к тому, что вероятность повреждения уменьшается с увеличением его масштаба, а это означает, что экономически целесообразные меры обеспечения надежности АЭС при менительно к "большим" нарушениям перестали; быть тождественны ми мерам обеспечения безопасности, т.е. защиты, населения. Эко номически нецелесообразно усложнять конструкцию и увеличивать стоимость станции для того, чтобы предотвратить возможный ее простой из-за такого нарушенияили повреждения.которое может не произойти за все время существования АЭС, Опасность дня населе ния того же самого повреждения или нарушения определяется исхо дя из других критериев, и требования к защитным мерам с точки зрения безопасности могут оказаться другими.
Остается открытым вопрос,являются ли мер!, обеспечивающие требуемую с экономической точки зрения надежность оборудования АЭС, избыточными дня обеспечения безопасности населения приме
нительно к "большим" повреждениям на АЭС или эти меры являют
ся недостаточными для целей безопасности. Существуют мнения,
утверждающие избыточность, или, по крайней мере, достаточность этих мер. Тем не менее с самого начала развития атомной энерге тики возникла и существует проблема “потенциальной опасности"
АЭС, исходящая из того, что на АЭС могут возникнуть нарушения,
последствия которых могут цредставлять опасность для населения.
В связи с этим возникает проблема " максимальной проект ной аварии".
Как уже было сказано, по мере возрастания масштаба рассмат риваемого нарушения целенаправленность защитных мер переносится
12
с сохранения работоспособности АЭС на защиту населения. Однако даже при такой одноцелевом назначении этих защитных мер их техническая сложность и стоимость безусловно возрастают с уве личением масштаба нарушения. Практически это приводит к тому,
что в каждом конкретном проекте АЭС устанавливается предельное рассматриваемое нарушение, последствия которого могут быть дос таточно надежно локализованы предусматриваемыми мерами без опасного радиационного воздействия на население. Применительно к реакторам ВВЭР за пределами рассматриваемых проектом наруше
ний остаются либо разрывы крупных сосудов (корпусов), либо раз рывы сосудов и крупных трубопроводов.
Неопределенность в назначении "максимальной проектной ава
рии" с точки зрения обеспечения безопасности населения может быть скомпенсирована выбором площадки для АЭС на достаточном
расстоянии от больших скоплений населения. |
|
|
Естественно, что при возникновении |
нарушения, |
превышающе |
го по своим масштабам максимальную проектную аварию, |
предусмот |
ренные защитные устройства могут оказаться недостаточно эффек
тивными и последствия аварии выйдут за пределы, предусмотрен
ные проектом. Поэтому в некоторых алучаях практикуется анализ
"максимально мыслимой аварии", когда не исключается оплавление активной зоны вне связи с глубиной проработки защитных устройств Чем больше реально случившаяся авария цревышает максимальную проектную , тем ближе реальные условия могут оказаться к послед ствиям, характеризуемым "максимально мыслимой аварией".
Применительно к большим и, безусловно, крайне редким нарушениям
(типа катастрофы) считается возможным опираться на допусти мость "аварийных" уровней радиационного воздействия на населе ние, превышающих нормальные предельно-допустимые.
13
Наиболее полно и последовательно проблема потенциальной опаонооти может быть решена на основе количественного вероят ностного подхода, который рассматривает количественную эффек тивность предусматриваемых цроектом мер и не ограничивает рас смотрение повреждений условно назначаемой максимальной аварией.
Количественный подход к обеспечению и обоснованию безопасности АЭС на воех ее уровнях может и должен внедряться по мере появ ления и накопления практических данных по их эксплуатации.
Кратко очерченный выше круг вопрооов примерно определяет те рамки, в которых автор попытался в представленных ниже раз делах проанализировать особенности развития отечественных водо водяных реакторов для АЭС и основные физические и технические проблемы безопасности, характерные для этих реакторов.
Часть I
РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК РЕАКТОРНЫХ УСТАНОВОК И АТОМНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ С ВОДО-ВОДЯНЫМИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ РЕАКТОРАМИ
17
I.1. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОЕКТА ПЕРВОГО ВВЭР И ИХ ПОСЛЕДУЮЩ ТРАНСФОРМАЦИЯ
Современные характеристики первого ВВЭР довольно широко известны, и поэтому интересно проследить их предысторию и даль нейшую стабилизацию.
Исходные характеристики реактора, изложенные в самом пер вом задании на проектирование, отражают опыт разработки реак торов других типов и по существу фиксируют отцравную точку, от которой начинается довольно быстрый процесс оптимизации.
К маю 1955 года в ИАЭ была подготовлена серия технических заданий на цроектирование энергетических реакторов с водяным и газовым охлаждением, которым были присвоены индексы ВЭС-1,
ВЭС-2, ЭВГ и ЭГ.
Нейтронно-физические особенности реактора с водяным замед лителем, позволявшие получить большие мощности при малом раз мере активной зоны и глубокое выжигание урана, открывали перед этим реактором широкие технические и экономические перспективы и выдвинули его на первый план в проводившихся эскизных црора-
ботках реакторов для атомных электростанций. Стоимостные оцен ки по этому типу реактора давали наиболее обнадеживающие ре зультаты.
Были рассмотрены следующие варианты:
-водо-водяной реактор ВЭС-1 (водяная электростанция - I)
салюминиевой конструкцией активной зоны для низких параметров пара (двухконтурная схема, насыщенный пар давлением 3 ата);
Го . П б"Ч-чН^Я
нау |
^ ч.1ч ’ мая |
|
б-: > .о |
- |
С'' О Р |
9 • Т |
|
.«Л/ТЯ Р |
ЧИТ.-Г.ь |
• '.ГО З А Л А |
18
- такой se реактор БЭС-2 о заменой алюминия на цирконий
для выработки пара более выооних параметров (двухконтурная охема,
насыщенный пар давлением 29 ата);
- водяной реактор ЭНГ (энергетический водо-гаяовый) с исполь
зованием газового теплоносителя для перегрева пара |
(перегретый |
|
Оп\• |
|
|
пар давлением 29 ата при температуре 400 w |
* |
энергии разра |
- помимо этого в то время в Институте |
атомной |
батывался и был значительно продвинут вопроо о возможности исполь зования уран-графитового реактора с газовым охлаждением для целей энергетики, поэтому атомная электростанция с реактором ЭГ (энер гетический газовый) также была включена в число сравниваемых ва риантов;
- отдельно был раоомотрен вариант комбинированной атомной
электростанции с водо-водяным реактором типа ВЭС-2 для производст
ва насыщенного пара и графито-газового реактора типа ЭГ для перег рева этого пара.
Из воех рассмотренных вариантов "для первой энергетической
станции" было отдано предпочтение аппарату ВЭС-2 с турбинами, ра ботающими на насыщенном нерадиоактивном паре среднего давления.
Было признано рациональным также вести разработку энергетической установки с аппаратом ЭГ, поскольку он позволял работать на необо-
гащенном уране и обещал неплохие экономические показатели.
Исходный вариант реактора БЭС-2 характеризовался следующими
параметрами: |
- |
|
700 Мвт |
тепловая мощность реактора |
|
||
электрическая мощность на айнах |
|
- |
165 Ывт |
станции |
|
||
давление первичного теплоносителя - |
|
|
80 ата |
19 |
|
температура на входе в реактор |
- 250°С |
на выходе из реактора |
- 260° С |
параметры пара перед турбиной |
- сухой насыщенный пар |
размеры активной зоны: |
давлением 29 ата |
|
|
диаметр |
3,7 м |
высота |
3,2 м |
размеры тепловыделяющих элементов: |
|
диаметр в оболочке |
23,6 мм |
длина |
200 мм |
кассета с тепловыделяющими элементами
циркониевая труба диаметром 100 мм при толщине стенки 0,о-1 мм
в сечении кассеты 7 твэл с шагом 34 мм, общее чиоло кассет - 1040 шт.
максимальная тепловая нагрузка на поверхности тепловыделяющих элементов
максимальная температура поверхности твэл - 284°С
корпус реактора внутренним диаметром около 4 м, плакированный изнутри нержавеющей сталью; между активной зоной и корпусомстальной экран.
Предполагалось, что реактор будет иметь смешанную загруз ку из естественного урана и урана 2^-ного обогащения, причем пер воначальная загрузка составляла Н О тонн естественного урана и
12-15 тонн 2/£-ного. Рассматривалась возможность изготовления сердечников твэл из компактного или порошкового металлического урана, урано-магниевой металлокерамики и спеченной двуокиси урана.
20
Загрузка и выгрузка топлива в реактор предполагалась от
дельными кассетами при работе реактора без изменения его рабо чих параметров с ежесуточной заменой до 15 кассет.
Компенсация избыточной реактивности, управление реактором
и аварийная защита осуществлялись при помощи поглощающих стерк-
ней, выполненных из карбида бора в циркониевой оболочке или
бариевой стали н снабженных вытеснителями воды.
Бее стержни предполагались одинаковыми по конструкции диаметром
10 см, общее количество - 15 2 шт. Каналы стержней регулирования и защиты располагаются между кассетами.
Рассматривалась возможность движения теплоносителя через
активную зону как сверху вниз, так и снизу вверх.
В сентябре 1955 года было проведено уточнение технического задания на реактор ВЭС-2, который а этого времени получил ивдеко
“ВВЭР". На этой отадии уже удалось учесть многие специфические особенности, характерные для водо-водяного реактора.
Уточнение коснулось следующих характеристик.
В качестве основного варианта была принята загрузка естест -
венного урана в виде спеченной двуокиси. Обогащение в кассетах с обогащенным ураном было увеличено до 25$, в качеотве топлив ной композиции было решено использовать металлокерамику, состав ленную из двуокиси урана и алюминиевого сплава. Загрузка урана в активную зону была сокращена до 80 тонн.
Основным требованием, определившим выбор топливных компо зиций, явилось требование устойчивости топлива при длительной
работе в условиях энергетического реактора (отсутствие формоизме нения, максимальное влияние на герметичность оболочки).
В дальнейшем этот выбор был подкреплен дополнительными требованиями устойчивости топливной композиции к размыва нию водой первого контура, чтобы обеспечить наилучшие радиа
21
ционные условия и наименьшее загрязнение первого контура в слу чае выхода из строя тепловыделяющих элементов. Применение дву окиси в качестве делящегося материала не является оптимальным
с точки зрения физики топливного оикла. Такое решение рассмат
ривалось как компромисс, частично удовлетворяющий физичеокие и технические требования.
Было принято шестигранное поперечное сечение кассет с тол
щиной стенок 1,5 мы и расстоянием между стенками кассет 5 мы.
Ери шаге между кассетами 104 мы их общее количество составило
835 шт. Размеры активной зоны были изменены: диаметр 3,2 н,
высота 3,5 м.
Твэлы из естественной двуокиси урана имели сердечники
диаметром 15 мм, толщину циркониевой оболочки 0,7-0,8 мм, шаг решетки 21-23 мм.
Хвалы из обогащенного урана вмели сердечник диаметром 8 ш ,
шаг решетки 12,5 мы. Длина твэлов не регламентировалась, но былс выставлено требование ограничения расстояния между торцами двух последовательно расположенных элементов (до 5 мм для "естест венных" твэл), чтобы избежать чрезмерного перенапряжения торцо вой чаоти твэл из-за воплеока нейтронного потока.
Функции компенсации реактивности я аварийной защиты были переданы подвижным каооетам о обогащенным ураном, занимающим чаоть ячеек активной зоны,загруженных обогащенным топливом
(НК - 60 шт., АЗ - 12 шт.). верхней части подвижных кассет предусматривались поглощающие нейтроны внтеонителн воды.
Выбор такой схемы компенсации реактивности овязанбыл с тем,
что обычный поглотитель тепловых нейтронов в реакторе о водяным замедлителем обладает малой эффективностью из-за малой длины