ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
Ф. X. БУРУМКУЛОВ, А. И. КУБАРЕВ, Б. М. МОРОЗОВ, А. А. САМГИН
Допущено Управлением кадров и учебных заведений Госстандарта СССР
в качестве учебного пособия для ВИСМ
ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
Москва — 1974
УДК 658.516+658.562(075.7) |
■-------------- |
"Ч t |
Гос.публичная |
|
|
|
научно - твхни .в «ая |
|
|
библии;>зна |
. F* |
|
ОКЗЕМПЛЯР |
|
. |
ЧИТАЛЬНОГ О ЗАЛА |
|
J L . |
|
|
Ф. |
X. Бурумкулов и др. С т а н д а р т и з а ц и я |
и к а ч е |
с т в о |
ма шин . Издательство стандартов. 1974 г., с. |
220. |
Настоящее учебное пособие написано в соответствии с про граммой по курсу «Стандартизация и качество машин», читае мому во Всесоюзном институте повышения квалификации ру ководящих инженерно-технических работников в области стандартизации, качества продукции и метрологии (ВИСМ). В нем изложены вопросы обеспечения качества изделий маши ностроения. Основное внимание уделено единству методов оценки качества, терминам и понятиям в области проблемы ка чества, номенклатуре показателей качества, методам оценки уровня качества. Подробно освещены также вопросы аттеста ции качества изделий, государственного и ведомственного над зора, приведены элементарные сведения из теории вероятностей и математической статистики. Наряду с этим изложены основ ные сведения о статической и динамической прочности, износо стойкости, коррозионной стойкости и т. д.
Учебное пособие рассчитано на слушателей— заочников ВИСМ, а также может быть полезно студентам вузов и техни кумов. Рис. 57, табл. 8, библ. 10.
1—8—5
jg) Издательство стандартов, 1974
Г Л А В А I |
КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ |
|
И МЕТОДЫ ЕГО ОЦЕНКИ |
§1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ»
Врезультате производственной деятельности промышленных предприятий осуществляется непрерывный процесс создания мате риальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребно стей общества. Все многообразие материальных ценностей, рассмат риваемых как овеществленный результат народнохозяйственной деятельности, предназначенный для удовлетворения определенных
потребностей, называется п р о д у к ц и е й .
Понятие «продукция» является обобщающим и охватывает в об щем случае изделия и продукты ’.
И з д е л и я м и называются результаты работы производствен ного предприятия21. Количество изделий характеризуется дискрет ной величиной, исчисляемой, например, в экземплярах, штуках и других счетных единицах. К изделиям относятся машины и приборы, а также их элементы (детали, узлы, блоки), швейные изделия и обувь, торты и ювелирные изделия и другие предметы производст венного и бытового назначения.
П р о д у к т а м и называются результаты работы производст венного предприятия. Их количество характеризуется непрерывной величиной, исчисляемой, например, в килограммах, кубических, квадратных или погонных метрах, литрах. Это могут быть металли ческие и неметаллические материалы, полезные ископаемые, газ, масла и другие нефтепродукты, краски, ткани, овощи, зерно.
По способу использования вся промышленная продукция может быть разделена на два класса:
первый — потребляемая продукция; второй — эксплуатируемая продукция.
Потреблением называется такое использование продукции, при котором она расходуется сама. Например, топливо сгорает, мате
1 В ГОСТ 2.116—71 «Карта технического уровня и качества продукции» под изделием условно понимается любая продукция производственного предприятия, включая материал, вещество и т. д.
2 Определение понятия «изделие», установленное в ГОСТ 2.101—68 «Виды из делий», относится не к изготовленной продукции, а к продукции проектируемой и подлежащей изготовлению на предприятии в какое-то время.
3
риалы перерабатываются в изделия, продукты питания употреб ляются в пищу.
Э к с п л у а т а ц и е й называется такое использование продук ции, при котором расходуется ее ресурс, а масса самой продукции практически не уменьшается. Физическая сущность и закономер ность процесса расходования ресурса входят в область изучения науки о надежности машин.
В указанных классах продукция подразделяется на пять групп: первая — сырье и природные топлива: различные виды полезных ископаемых, природное жидкое, твердое и газообразное топливо, естественные строительные и декоративные материалы, драгоцен
ные минералы и прочие ископаемые; вторая — материалы и продукты: искусственные топлива, сма
зочные материалы, заготовки, слябы, прокат, проволока, ткани, ме ховые материалы, строительные, целлюлозно-бумажные и лесома териалы, электро-, радио-, кино- и фотоматериалы, медицинские препараты и пищевые продукты, не вошедшие в первую группу;
третья — расходные изделия: дозированные продукты, выпускае мые в упаковке, например, кондитерские изделия, аптекарские и пар фюмерно-косметические товары в промышленной упаковке, консер вы в банках, жидкое топливо и смазочные материалы в бочках, га зы в баллонах, нити, провода и кабели в катушках, бобинах, бух тах;
четвертая — неремонтируемые изделия, работоспособность кото рых не восстанавливается после отказа (электровакуумные и полу проводниковые приборы, крепежные изделия, подшипники качения, клиновые ремни, многие зубчатые колеса) и различные механизмы разового использования;
пятая — ремонтируемые изделия: часть сложных машин, меха низмов и приборов длительного использования, например, техноло гическое оборудование, сельскохозяйственные и транспортные ма шины, некоторые измерительные приборы, радио- и электронная ап паратура, мебель, швейные изделия, обувь.
Важной особенностью продукции является ее принадлежность к определенному месту и определенному периоду времени производ ства. Например, по месту производства можно различать продукцию конкретного участка, цеха, завода, отрасли, наконец, государства. По времени производства можно выделить продукцию, изготовлен ную за час, сутки, смену, квартал, год, пятилетку и т. д.
Если рассмотрению подлежит группа изделий или некоторое ко личество продукта, не объединенных указанными свойствами, на пример, изготовленных на различных предприятиях, в разных стра нах и в разные годы, или о времени и месте изготовления которых нет достоверных сведений, то эти изделия не могут быть отнесены к категории продукции и, следовательно, постановка вопроса о качест ве этой группы изделий неправомерна.
Каждый вид продукции обладает целым набором специфических свойств, позволяющих отличить конкретный вид продукции от лю
4
бого другого. С в о й с т в о м продукции называется объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании и потреб лении или эксплуатации.
У каждого вида продукции может быть очень много свойств
иедва ли их можно все перечислить. Кроме того, в зависимости от условий и обстоятельств в изделии могут обнаруживаться все новые
иновые свойства.
Свойства будущего изделия формируются и учитываются при составлении задания на проектирование и при проектировании. В процессе изготовления изделия свойства его реализуются и кон кретизируются. В процессе эксплуатации происходит проявление и поддержание свойств изделия согласно условиям его использова ния. Чем сложнее изделие, тем более сложным комплексом свойств оно обладает, тем сложнее формы проявления их.
Среди всего многообразия свойств продукции можно выделить простые и сложные.
Простое свойство, это, например, цвет изделия, срок службы, производительность. Примером сложного свойства может служить надежность, которая включает четыре простых свойства изделия: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.
Любое свойство продукции можно характеризовать словесно, численно, в виде таблицы, графика, функции. Качественная или ко личественная характеристика свойств продукции называется п р и- з н а к о м п р о д у к ц и и .
Примерами качественных признаков продукции могут служить цвет материала, форма изделия, наличие на поверхности детали защитного покрытия, профиль проката, способ скрепления деталей (сварка, склейка, клепка, свинчивание), способ настройки или ре гулировки (ручной, полуавтоматический, автоматический).
К качественным признакам продукции относятся так называе мые альтернативные признаки, используемые, например, при стати стическом контроле. Альтернативными называют признаки, которые могут иметь только два взаимоисключающих варианта, например,
наличие или отсутствие дефекта |
или какого-либо элемента в из |
делии. |
п а р а м е т р продукции дает чис |
Количественный признак или |
ленную характеристику отдельных свойств. Так, химический состав материала, степень полимеризации пластмассы являются примера ми структурных параметров; угол заточки сверла, коэффициент формы зуба — примеры геометрических параметров. Эти и другие параметры изделия имеют точное количественное выражение .
Разумеется, не все свойства продукции имеют одинаковую зна чимость: одни из них могут оказаться важнейшими, другие второ степенными, а третьи могут совсем не иметь значения и никак не отражаться на эффективности использования данной продукции.
Например, для современного автомобиля такие свойства, как про бег до капитального ремонта, удельный расход горючего, литровая мощность двигателя, можно признать важнейшими. Свойства, ха-
растеризующие, например, комфортабельность и качество отделки автомобиля-самосвала в ряде случаев могут расцениваться как вто ростепенные. А такие свойства, как плавучесть (отрицательная), проницаемость кузова для радиоактивных излучений, пуленепробиваем'ость, электропроводность не имеют значения для легкового ав томобиля в обычном исполнении и поэтому не подлежат определе нию. Они не отражают способность машины выполнять ее основные функции и поэтому не входят в состав качества изделия.
К а ч е с т в о п р о д у к ц и |
и — это совокупность свойств про |
дукции, обусловливающих ее |
пригодность удовлетворять опреде |
ленные потребности в соответствии с ее назначением.
Определение понятия «качество продукции» было сформулиро вано в результате анализа нескольких десятков определений, встре чавшихся в последние годы в отечественной и зарубежной литерату ре, и является теперь стандартным (ГОСТ 15467—70). Из этой фор мулировки следует, что, во-первых, не все свойства изделия входят в понятие «качество»; во-вторых, качество продукции определяется потребностью общества в данном виде продукции, и если по какимлибо причинам потребность в этом виде продукции полностью ис чезла, то и качество ее будет равно нулю; в третьих, удовлетворение потребности должно происходить в точном соответствии с назначе нием данного вида продукции.
§ 2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА
Качество изделия включает различные конструктивные и техно логические свойства, обусловливающие трудоемкость производства изделия и эффективность его эксплуатации, определяющие приспо собленность изделия к техническому обслуживанию и ремонтам, хранению и транспортированию.
Для объективной оценки качества любой продукции ее свойства необходимо охарактеризовать количественно. Такая количественная характеристика свойств продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребле ния, называется п о к а з а т е л е м к а ч е с т в а п р о д у к ц и и . Иными словами, показателями качества продукции являются те па раметры изделия, которые характеризуют ее качество. Таким обра зом, понятие «параметр» значительно шире понятия «показатель качества продукции». Например, конструктивные размеры шарико подшипника (диаметр шариков, желобов), являются его параметра ми, но не характеризуют качество. В то же время ресурс подшипни ка является показателем его качества и одновременно параметром.
В большинстве случаев показатели качества находятся в функ циональной или стохастической зависимости от параметров. Напри мер, ресурс подшипников зависит от таких параметров, как кон структивные размеры подшипника и его элементов. Эта зависи мость носит корреляционный характер.
6
Показатели качества используются для получения объективной количественной информации о качестве конкретного вида продук ции или группы разнородной продукции. В этом случае большое значение имеет единство методов классификации, определения и применения показателей качества.
Первым официальным документом, в котором содержалась классификация показателей качества изделия, были «Общие мето дические указания о проведении государственной аттестации каче ства промышленной продукции», разработанные и утвержденные Госстандартом СССР в 1969 г. В последующие годы был утвержден и введен в действие ряд государственных стандартов, методических указаний и других документов, дополнивших эту классификацию.
В 1970—1975 гг. намечено разработать и ввести в действие комплекс государственных стандартов, в которых будет приведена общая классификация основных технико-экономических показате лей качества, обязательная для всех отраслей народного хозяйства
ивсех видов продукции. К их числу относятся действующие стан дарты ГОСТ 16431—70 «Качество продукции. Показатели качества
иметоды оценки уровня качества продукции. Термины и определе ния», ГОСТ 16456—70 «Качество продукции. Эргономические пока затели. Номенклатура» и ГОСТ 16503—70 «Промышленные изде лия. Номенклатура и характеристика основных показателей надеж ности».
Кроме того, по каждому типу продукции разрабатываются госу дарственные стандарты, содержащие полную номенклатуру кон кретных показателей качества, необходимых для определения уров ня качества продукции данного типа. Предусмотрена также разра ботка стандартов на показатели качества отдельных видов продук ции. Этим стандартам присвоен заголовок «Система показателей качества продукции» и общий номер 4 с точкой. Например, ГОСТ 4.9—68 «Система показателей качества продукции. Приборы радио метрические. Номенклатура показателей качества».
В структуре показателя качества можно выделить следующие элементы: наименование, формулировку, размерность, численное значение (номинальное и предельное). У некоторых показателей качества может отсутствовать размерность, формулировка может совпадать с наименованием.
Если показатель качества отражает одно свойство изделия (на пример, производительность, грузоподъемность, энергоемкость, ре сурс) , он называется е д и н и ч н ы м . Разновидностью единичного показателя качества является относительный показатель — отноше ние единичного показателя качества продукции к соответствующему базовому показателю, выражаемый в отвлеченных числах или про центах.
Показатель качества продукции, относящийся к нескольким ее свойствам, называется к о м п л е к с н ы м . Примером комплексно го показателя качества является коэффициент готовности изделия,
7