Файл: Стеклов, М. Л. Горизонтальные гидравлические турбины. Конструкция и расчет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 0
М. Л. СТЕКЛОВ
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ
ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ
Т У Р Б И Н Ы
КОНСТРУКЦИЯ И РАСЧЕТ
ЛЕНИНГРАД
„ М А Ш И Н О С Т Р О Е Н И Е 11! ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
1 9 7 4
Твонтродькь
ЭКЗЕМПЛЯР
I___
С79
УДК 621.224-131.2
С т е к л о в М. Л. Горизонтальные гидравличе ские турбины. Конструкция и расчет. Л., «Машино строение» (Ленингр. отд-ние), 1974, 216 с.
В книге рассмотрены различные типы современных горизонтальных гидротурбин, в том числе крупней ших в мире.
Показаны характерные особенности проточного тракта горизонтальных гидроагрегатов; дано описа ние основных узлов и рекомендации по их конструи рованию.
Освещены вопросы монтажа горизонтальных ги дротурбин. Значительное внимание уделено смазке опорных подшипников и подпятников.
Книга предназначена для инженерно-техниче ских работников, занимающихся вопросами проекти рования, расчета и эксплуатации гидротурбин. Она также может быть полезна студентам вузов соответ ствующих специальностей.
Табл. 10. Ил. 104. Список лит. 29 назв.
Рецензент канд. техн. наук Н. К- Б а р к о в
Редактор канд. техн. наук Л. Я- Б р о н ш т е й н
30314-135 С 038(01)—74
© Издательство «Машиностроение», 1974 г.
П Р Е Д И С Л О В И Е
XXIV съезд КПСС наметил большую программу дальнейшего развития энергетики нашей страны. За годы Советской власти построено много гидростанций, общая установленная мощность которых превышает 30 млн. кВт. Значительную часть этой мощ ности составляют низконапорные ГЭС, удельный вес их в даль нейшем будет возрастать. Сроки и стоимость строительства гидро станций в значительной степени зависят от типа гидротурбин и габаритов их проточного тракта. Опыт проектирования и строи тельства низконапорных гидростанций показал, что наиболее целе сообразными для них являются горизонтальные гидротурбины, из которых наиболее перспективные — капсульные. Благодаря прямоосному проточному тракту горизонтальные турбины по сравнению с вертикальными имеют более высокие энергетические показатели и большую пропускную способность. Более простая форма проточного тракта турбины и ее меньшие габариты позво ляют строить более экономичные ГЭС в ускоренные сроки.
За последние годы в отечественной и зарубежной технической литературе появились работы, посвященные различным вопросам, связанным с проектированием, исследованием и эксплуатацией горизонтальных гидроагрегатов.
В монографиях Л. Б. Бернштейна «Прямоточные и погружен ные гидроагрегаты», «Приливные электростанции в современной энергетике», в его обзоре «Капсульные и шахтные гидроагрегаты» широко освещаются проблемы наиболее эффективного использо вания энергии приливов, подробно рассматривается опыт создания горизонтальных гидроагрегатов. В монографии Г. А. Свинарева и А. А. Меловцева «Горизонтальные капсульные турбины осевого типа» излагаются вопросы создания проточного тракта горизон тальных капсульных агрегатов и дается описание различных конструкций узлов, разработанных Харьковским турбинным за водом им. С. М. Кирова при создании горизонтальных турбин Киевской ГЭС.
Предлагаемая книга в основном посвящена проблемам кон струирования узлов и деталей горизонтальных капсульных тур бин и расчетам их на прочность. В ней подводятся итоги работы по созданию горизонтальных агрегатов отечественными заводами.
1* 3
В главах I и II освещены этапы эволюции горизонтальных ги дротурбин от прямоточных до капсульных и указана перспектива и развитие в будущем. Изложены особенности проточного тракта различных типов горизонтальных гидроагрегатов и даны характе ристики его энергетических показателей; приведены также не которые сведения по кавитации.
В главе III рассмотрены различные компоновки горизонталь ных гидроагрегатов, в том числе и крупнейших в мире капсуль ных, изготовленных на ленинградских заводах, Металлическом им. XXII съезда КПСС и «Электросила» им. С. М. Кирова; кратко изложена также система охлаждения горизонтальных гидрогене раторов.
- В главах IV и V дано описание конструкций важнейших узлов турбин: рабочего колеса, направляющего аппарата, подшипни ков, в том числе двухрядных сегментных с грузонесущей способ ностью более 200 тс,. Изложена также методика расчетов флан цевого соединения валов турбины и генератора, направляющего аппарата и др.
Глава VI содержит описание конструкций некоторых вспомо гательных механизмов горизонтальных гидротурбин и систем смазки подшипников и подпятника агрегата.
В главе VII показаны особенности изготовления крупных дета лей горизонтальных капсульных гидротурбин и монтажа этих турбин.
Г Л А В А I
РАЗВИТИЕ КОНСТРУКЦИЙ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ ГИДРОАГРЕГАТОВ
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Горизонтальными называют гидроагрегаты с горизонтальным или несколько наклонным валом. Гидроагрегаты с горизонталь ными гидротурбинами применялись еще в первой половине XIX столетия, в начальный период развития гидротурбостроения. Осевые рабочие колеса в то время еще не были известны и все тур бины в основном выполнялись с радиально-осевыми рабочими ко лесами. Гидротурбины различались по способу подвода воды
к рабочему колесу и в зависимости от типа подводящей камеры разделялись:
на открытые— турбина в открытой камере (рис. 1.1); котельные — турбина в котельной камере (рис. 1.2); фронтальные— турбина во фронтальной камере (рис. 1.3); спиральные — турбина в спиральной камере (рис. 1.4).
До конца XIX в. гидротурбины выполнялись сравнительно небольших мощностей и служили для непосредственного привода машин. С открытием возможности передачи электрической энер гии на большие расстояния (1886— 1891 гг.) гидротурбины стали применяться в качестве двигателей генераторов переменного тока, в связи с чем их мощность стала быстро возрастать.
Возможность увеличения размеров гидроагрегатов при повы шении их единичных мощностей ограничивалась следующими кон структивными особенностями горизонтальных гидротурбин:
1) установка с горизонтальной турбиной большого размера становилась громоздкой и неудобной для обслуживания;
5
2) ухудшились условия крепления агрегата к фундаменту, в связи с чем для обеспечения необходимой жесткости крупных деталей требовалось значительное повышение металлоемкости машин;
Я) увеличивались нагрузки на опорные подшипники, а их из готовление на эти большие нагрузки в то время не было освоено.
При больших размерах турбин их стали выполнять верти
кальными, что позволило избежать вышеперечисленных ограни чений.
<3
Вертикальные гидротурбины получили широкое распростра нение и получили название классических. Их единичные мощ ности стали расти бурными темпами. В настоящее время имеются вертикальные турбины, мощность которых превышает 500 тыс. кВт. Рассматривается возможность повышения мощности таких турбин до одного миллиона кВт и более. Однако в дальнейшем выясни лось, что при напорах ниже 20—25 м энергетически более целе
сообразно применение гидро |
|
||||||
турбин |
горизонтального ти |
|
|||||
па. Это объясняется тем, что |
|
||||||
спрямленный |
|
проточный |
|
||||
тракт горизонтальной |
гидро |
|
|||||
турбины |
позволяет форсиро |
|
|||||
вать |
расход |
через |
нее без |
|
|||
существенного |
увеличения |
|
|||||
потерь, неизбежного в вер |
|
||||||
тикальной турбине, проточ |
|
||||||
ная |
часть которой непрямо- |
|
|||||
осна. |
|
|
же горизон |
|
|||
Применение |
|
||||||
тальной компоновки у высо |
|
||||||
конапорных турбин нецелесо |
|
||||||
образно, |
поскольку |
в |
этом |
|
|||
случае |
увеличение |
расхода |
|
||||
приводит к |
развитию |
кави |
|
||||
тационных явлений. |
Борьба |
|
|||||
с ними |
требует |
увеличения |
|
||||
заглубления |
турбин, |
|
а это |
|
|||
удорожает строительство. |
|
||||||
Развитию горизонтальных |
|
||||||
компоновок |
гидроагрегатов |
Рис. 1.4. Горизонтальная турбина в спи |
|||||
с |
прямоосным |
проточным |
ральной камере |
||||
трактом значительно |
способ |
|
ствовало появление гидротурбин с осевыми рабочими колесами, открывшими возможность рационального применения гидротур бин при низких напорах. Исследователи и проектировщики столкнулись с необходимостью создания компоновки агрегата более целесообразной, чем существующие вертикальные.
В результате исследований было установлено, что при освое нии энергетических ресурсов равнинных рек можно достигнуть значительного экономического эффекта при установке горизон тальных гидроагрегатов с прямоосным проточным трактом.
Поскольку создание таких агрегатов было связано с трудностью размещения генератора, американский инженер Леруа Харза в 1919 г. предложил располагать ротор генератора на лопастях рабочего колеса турбины. Эта идея долгое время не могла быть
осуществлена вследствие больших трудностей, |
связанных как |
с таким размещением ротора генератора, так и |
с выполнением |
7
надежного уплотнения для предохранения генератора от воды. Лишь в 1938 г. на р. Иллер в Германии впервые была построе на ГЭС Штейнбах, на которой были установлены изготовленные фирмой «Эшер Висс» четыре такие турбины единичной мощ ностью по 1840 кВт.
Проточный тракт в этих турбинах прямоосный, обеспечивает прямой поток, вследствие чего в Советском Союзе такие турбины названы прямоточными.
За период с 1938 по 1957 г. фирмами «Эшер Висс» (Швейцария) и «Фойт» (ФРГ) было изготовлено более 75 таких турбин, в основ ном с пропеллерными рабочими колесами, суммарной мощностью около ПО тыс. кВт. Все они были установлены на реках Иллер, Лех, Заалех и др.
В 1951 г. на одной из установок Иллерского каскада была вве дена в эксплуатацию прямоточная турбина с поворотными лопа стями рабочего колеса.
Наиболее крупная прямоточная турбина была создана в Со ветском Союзе на Ленинградском металлическом заводе им. XXII съезда КПСС (ЛМЗ). В 1953 г. она была установлена на Орта-
чальской ГЭС. Параметры турбины: |
напор 7— 11,25 м, |
мощность |
|||
6300 кВт, |
диаметр |
рабочего |
колеса |
3,3 м, скорость |
вращения |
125 об/мин. |
Позднее |
на ГЭС |
были |
установлены еще |
две такие |
турбины. Агрегаты проработали сравнительно недолго, так как при их эксплуатации в некоторых узлах турбины и генератора выявились существенные неполадки. Эти неполадки и тяжелые условия эксплуатации турбин из-за агрессивной с взвешенными образивными частицами воды в р. Куре привели к замене прямо точных агрегатов вертикальными.
Работы исследователей и конструкторов в поисках рациональ ных компоновок низконапорных агрегатов привели к созданию новых типов горизонтальных турбин: шахтных и капсульных, или погруженных.
В связи с тем, что поток, проходя через шахтные агрегаты, меняет все же направление, они были названы полупрямоточными. Полупрямоточный (шахтный) агрегат характеризуется располо жением генератора в шахте, выполненной в железобетонном бычке обтекаемой формы. Первые четыре таких агрегата с поворотноло пастными турбинами единичной мощностью 1490 кВт при напоре 4,6 м и диаметром рабочего колеса 3,05 м были установлены на ГЭС Вадринау на р. Мозель (Франция).
В Советском Союзе горизонтальная полупрямоточная турбина мощностью 21 800 кВт при напоре 16 м с диаметром рабочего колеса 4,5 м была установлена в 1958 г. на Камской ГЭС. Для такого типа агрегатов эта турбина является наиболее мощной, она успешно эксплуатируется и в настоящее время.
Капсульный агрегат характеризуется размещением малогаба ритного генератора и примыкающей к нему части турбины в одной общей капсуле обтекаемой формы. Капсула вместе с расположен*
8
ными в ней турбиной и генератором находится внутри потока, по этому такие агрегаты называют иногда погруженными.
Два первых капсульных агрегата мощностью по 195 кВт были изготовлены фирмой «Эшер Висс» и в 1936 г. установлены на не большой ГЭС Росцин, построенной на р. Парзенте (ПНР). Выяв ленные в процессе эксплуатации трудности с системой охлаждения генератора послужили поводом к отказу фирмы от капсульных агрегатов и переходу на изготовление прямоточных.
В отечественной практике под руководством чл.-корр. АН СССР
проф. Б. К. Александрова в 1944 г. был выполнен проект круп ного капсульного агрегата для Камской ГЭС. Он не был осущеществлен, так как в то время не были известны малогабаритные генераторы, и потому в проекте был принят обычный, который привел к большой металлоемкости агрегата и не позволил выпол нить форму проточного тракта турбины достаточно рациональ ной.
Капсульные агрегаты получили развитие лишь после того, как во Франции фирмой «Альстом» был создан малогабаритный гене ратор с форсированным охлаждением. В результате совместной работы французских турбинной и генераторной фирм выполнено много капсульных агрегатов.
Первый такой агрегат мощностью 810 кВт был установлен в 1953 г. на ГЭС Костэ. Для создания оптимальной конструкции капсульного агрегата фирмами «Нейрпик» и «Альстом» (Франция) изготовлен ряд опытных машин, которые установлены на ГЭС Аржанта, Комбейрак, Сен-Мало и Бомон-Монт. Опыт изготовле ния и эксплуатации этих агрегатов позволил фирмам отработать компоновку и выполнить большую серию капсульных агрегатов для приливных и русловых гидростанций.
В отечественной практике капсульные агрегаты также полу чили широкое распространение. С такими агрегатами уже рабо
тают гидростанции: Киевская, Череповецкая, |
Перепадные II, |
III и IV Ингурского каскада и два крупнейших |
в мире агрегата, |
установленные на Саратовской ГЭС. В ближайшее время будут введены в строй капсульные агрегаты 2-й очереди Череповецкой ГЭС и агрегаты Каневской ГЭС. Технические характеристики капсульных агрегатов приведены в табл. 1.1.
Все современные горизонтальные турбины (прямоточные, полупрямоточные и капсульные), применяемые при низких напорах, по сравнению с вертикальными, имеют следующие преимущества:
1)более высокие значения к. п. д. и пропускной способности турбины;
2)возможность уменьшения при той же мощности диаметра
рабочего колеса; 3) применение горизонтальных агрегатов позволяет упростить
конструктивную схему гидроузла в целом и в ряде случаев отка заться от отдельного здания ГЭС и разместить агрегаты в теле плотины;
9