Файл: Семидуберский, М. С. Насосы, компрессоры, вентиляторы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

поршня вода будет перемещаться по всасывающей трубе через цилиндр насоса в нагнетательную трубу. Характерным признаком поршневых насосов является принудительное выталкивание жид­ кости поршнем в сторону нагнетания. Поршень насоса приводится в движение от электрического двигателя или двигателя внутрен­

него сгорания, а иногда от парового двигателя.

Графическое изображение изменения давления в цилиндре пор­ шневой машины в зависимости от положения поршня называется индикаторной диаграммой. Нормальная индикаторная диаграмма насоса имеет вид прямоугольни­

ка

abed

со слегка искаженными

углами

(рис.

5). Линия А —А ат­

мосферного

давления

пересекает

диаграмму

только тогда, когда

в

цилиндре

создается

разреже­

ние. Если же насос работает под заливом, т. е. установлен ниже уровня перекачиваемой жидкѳ-

Рис. 4. Схема действия поршне­

Рис. 5. Нормальная индикаторная

вого насоса

диаграмма

сти, то в цилиндре в период всасывания давление выше атмосфер­ ного; в этом случае линия А —А атмосферного давления пройдет ниже диаграммы.

Для нормального всасывания давление в цилиндре ррлзр дол­ жно быть меньше ра. Поэтому линия всасывания проходит ниже линии Л—А (длина линии ab — ход поршня). Для открывания всасывающего клапана, создающего механическое и гидравличе­ ское сопротивление, абсолютное давление в цилиндре должно быть еще меньше, чем рразр. При нагнетательном ходе поршня всасывающий клапан закрывается, и давление в цилиндре мгно­ венно возрастает до давления нагнетания рн. Больше того, в на­ чале нагнетания по вышеуказанным причинам давление в цилиндре должно быть несколько выше рп. После того как откроется нагне­ тательный клапан, давление в цилиндре рн остается постоянным (линия нагнетания cd параллельна оси абсцисс). С помощью инди­ каторной диаграммы контролируется работа насоса и определяет­ ся его индикаторная мощность.

8


§3. Детали поршневых насосов

Косновным деталям поршневого насоса (рис. 6) относятся кор­ пус, поршень, сальники и клапаны.

Корпус 3 насоса представляет собой главную несущую конст­ рукцию, в которой монтируются все рабочие и движущиеся дета­ ли: поршень 14, клапаны 10 и 15, сальник 13, воздушные колпаки16

16 и 9. При помощи корпуса вся машина крепится на фундаменте, поэтому он выполняется прочным и жестким. Корпус состоит из цилиндра и рабочих камер, обычно отливаемых из чугуна. Для крупных насосов высокого давления они растачиваются из сталь­ ной поковки. Если насос предназначается для перекачивания жид­ кости, химически действующей на чугун, то корпус его отливается из сплавов (например, из хромоникелевой стали), реже — из брон­ зы), или же чугунные цилиндры имеют внутри бронзовые гильзы, если насос перекачивает слабые кислоты. Пришедшие в негодность гильзы периодически заменяются новыми, чем достигается боль-

9


шой срок службы корпуса. На корпусе устраиваются приливы для присоединения арматуры.

Поршни могут выполняться в виде диска или цилиндра; по­ следние называются плунжерами, скалками или нырялами. Пор­

шни применяются лишь в точно расточенных цилиндрах

и в насо­

сах, рассчитанных на небольшое давление

(1 • 105-г 2 -ІО5

Н/м2),

 

что позволяет уменьшить разме­

 

ры

насосной

камеры.

Поршень

 

отливается из чугуна. Чтобы пор­

 

шень не заедал в цилиндре, диа­

 

метр его должен быть иа

1 % (не

 

более) меньше диаметра цилин­

 

дра,

а

зазор

менаду

поршнем 1

 

и зеркалом цилиндра необходи­

 

мо

уплотнить (рис. 7,

а)

метал­

 

лическими пружинящими

коль­

 

цами 2,

кожаными

манжетами,

 

пеньковой набивкой.

Уплотнение

Рис. 7. Уплотнение поршня

металлическими кольцами (рис.

7, б)

применяется исключитель­

 

 

но

при

перекачивании

чистой

воды, холодной или горячей. Такие кольца изготовляются из мяг­ кого чугуна или бронзы и имеют прорезь, благодаря чему могут пружинить, и в свободном состоянии наружный диаметр их больше, чем внутренний диаметр цилиндра. Преимуществом таких уплот­

нений является

возможность

 

использовать их после долго­

 

го перерыва в работе

(при ус­

 

ловии, если применяется нер­

 

жавеющий металл), что поз­

 

воляет

немедленно

пустить■

 

насос в работу. Кожаные ман­

 

жеты (толщина кожи 3-г-5 мм)

 

быстро высыхают, а пенько­

 

вые быстро изнашиваются и не

 

обеспечивают надежного

уп­

 

лотнения. Те и другие пригод­

 

ны при температуре жидкости

 

не выше 30°С. Иногда для уп­

 

лотнения

боковая

поверхность

j

поршня

покрывается

бабби-

том.

 

 

 

 

 

 

Плунжеры или скалки име­

 

ют удлиненную форму и изго­

 

товляются из чугуна (рис. 8).

 

Поверхность

их должна

быть

 

гладкой. При малых диамет­

 

рах, когда

масса

плунжера

действия:

невелика,

ОН

делается

СПЛОШ-

/ — плунжер; 2 —шток; 3 — палец для

 

 

 

 

 

 

крепления плунжера

10


ным; при диаметрах более 100 мм плунжеры изготовляются из чугуна или стали в виде полых стаканов с бронзовой обли­ цовкой для защиты рабочей поверхности от ржавления. Точной расточки цилиндра для плотного прилегания плунжера здесь не требуется, так как плунжер не касается стенок цилиндра, и уплот­ нение обеспечивается наружным сальником. В насосах двойного действия плунжеры должны быть герметически закрыты с двух сторон. Конец плунжера делают закругленным для уменьшения сопротивления движению воды.

Вода

Рис. 9. Сальник с мягкой на­

Рис. 10. Нормальный сальник

бивкой

 

Сальники служат для уплотнения поршневых штоков и плун­ жеров. Сальниковая набивка в зависимости от условий работы может быть из мягких металлических колец (бронза, чугун), хлоп­ чатобумажной в виде шнура, пропитанного маслом с тальком, или пеньковой (1 на рис. 9). Для крепления нажимной буксы 2 ста­ вятся 2^-6 болтов или шпилек (в зависимости от диаметра штока), рассчитываемых на трехкратное давление в сальнике. Иногда для предохранения от просачивания жидкости или воздуха к сальни­ ковой коробке 1 (рис. 10) присоединяется трубка, подводящая к сальнику от насоса воду или масло под давлением. Грундбукса 5 удерживает набивку 2 в сальнике. Нажимной буксой 3 регули­ руется уплотнение. Среди набивки сальника помещено полое металлическое кольцо 4, называемое «фонарным». Через его ради­ альные отверстия в сальник подается специальная уплотняющая или смазывающая шток жидкость (например, масло). Если при этом поддерживать в уплотняющей жидкости давление, несколько более высокое, чем максимальное в рабочей камере, то в сальнике создается так называемый гидравлический затвор, не пропускающий

11

Рис. 11. Тарель­ чатый клапан с нижними направ­ ляющими ребра­ ми

перекачиваемую жидкость. Если специальная уплотняющая

жидкость не подводится, то

утечки отводятся

через отверстие

в сальниковой

коробке.

 

 

 

му

Клапаны являются ответственными деталями насоса и поэто­

должны

удовлетворять

следующим основным

требованиям:

а)

свободно и легко открываться и опускаться на седло без удара,

для чего их необходимо снабжать пружинами;

б)

оказывать воз­

можно меньшее гидравлическое сопротивление при подъеме с сед­ ла и протекании через них жидкости; в) в за­ крытом состоянии плотно закрывать отвер­ стие и не пропускать жидкости в обратном

направлении, иначе уменьшается

объемный

к. п. д. насоса; г) направляющие

приспособ­

ления клапана должны действовать без за­ щемления.

 

Клапаны бывают самодействующие и при­

нудительного

действия.

Первые

приводятся

в

действие

благодаря

разности

давлений

с

обеих сторон клапана;

вторые — перемеща­

ются специальными распределительными уст­ ройствами, работающими согласованно с дви­ жением поршня. Современные поршневые на­ сосы оборудуются исключительно самодейст­ вующими клапанами.

Клапаны могут быть весовыми или пру­ жинными. Весовым клапаном отверстие за­ крывается под действием собственного веса. Однако он используется очень редко, так как в момент посадки в результате инерции он ударяется о седло. В насосах чаще всего приме­ няются пружинные клапаны, которые закры­ ваются под действием пружины. Клапаны бы­ вают тарельчатыми и шаровыми. В обычных конструкциях насосов чаще всего применяет­

ся пружинный тарельчатый клапан из бронзы, причем седло может иметь плоскую или коническую форму. Уплотнение между седлом и поверхностью клапана 2 обеспечивается прокладкой или притир­ кой клапана к седлу (рис. 11). Для надежности посадки тарельча­ тый клапан имеет направляющие ребра 3. В клапанной коробке устраивается ограничитель хода 1, который не дает клапану выпа­ дать из седла; он располагается так, чтобы клапан при работе насоса об него не ударялся. На рис. 12 представлен клапан с кони­ ческой пружиной / и с верхним направляющим стержнем 2, име­ ющим то же назначение, что и направляющие ребра в клапане. Седло 3 клапана укрепляется в корпусе насоса на резьбе.

Шаровые клапаны (рис. 13) применяются при перекачивании густых и засоренных жидкостей. Они отливаются из чугуна или бронзы, а в некоторых случаях покрываются снаружи слоем рези­ ны. Применяются также клапаны из сплошной резины со свин-

12


цовой или стальной сердцевиной. Для возможности изменения их веса шаровые клапаны изготовляются пустотелыми и заполняют­ ся металлическими опилками. Диаметр шара во избежание закли­ нивания его равен 1,5 диаметра седла. Достоинством шаровых клапанов, по сравнению с тарельчатыми, является лучшая обте­ каемость, а недостатком — неполная их герметичность.

Рис. 12. Клапан с верхним

Рис. 13. Шаровой клапан:

направлением

/ — корпус

клапана; 2 —крышка; 3

 

шар;

4 — сменное седло

Откидные клапаны применяются в насосах с малым числом ходов и при небольших давлениях. Материалом для уплотнения в этом случае служит резина или кожа. Поэтому откидные клапаны не имеют специального шарнира. Они снабжены ограничителем, который препятствует излишнему открыванию клапана жид­ костью.

§ 4. Арматура поршневых насосов

Поршневая насосная установка должна быть оборудована сле­ дующей арматурой (см. рис. 6): а) приемная сетка 17 с клапаном, установленным на конце всасывающего трубопровода; приемный клапан удерживает жидкость в корпусе насоса и во всасывающей трубе после остановки насоса; б) предохранительный клапан 8 (рычажный или пружинный) для защиты насоса и напорного тру­ бопровода от разрушения при гидравлическом ударе, во время которого через предохранительный клапан сбрасывается жидкость и давление падает; предохранительный клапан помещается между обратным клапаном и задвижкой непосредственно за насосом на напорном трубопроводе или на напорном воздушном колпаке; в) обратный клапан 11 на напорном трубопроводе; он не пропу­ скает жидкость из трубопровода при прекращении подачи, а при

13

параллельной работе насосов — из одного насоса в другой; г) спе­ циальные клапаны 4 на корпусе насоса, служащие для пополне­

ния нагнетательного колпака 6 воздухом,

который

поглощается

н увлекается

жидкостью в нагнетательную трубу; д)

задвижка 12

на

напорной трубе, устанавливается в непосредственной близости

к

насосу; е)

задвижка на всасывающей

трубе устанавливается

в тех случаях, когда жидкость подводится к насосу под напором или когда всасывающая труба насоса соединена со всасывающими трубами других насосов, работающих с ним параллельно; ж) водо­ указательные стекла 1 и 5 на всасывающем и нагнетательном кол­ паках для наблюдения за уровнем жидкости в них; 3) манометр 7, устанавливается на напорном патрубке насоса или на напорном колпаке; и) вакуумметр 2, устанавливается на всасывающем тру­ бопроводе непосредственно у насоса или на всасывающем колпа­ ке; к) краники для спуска воздуха.

5.Классификация поршневых насосов

Взависимости от конструкции, назначения и условий работы поршневые насосы классифицируются следующим образом.

По числу подач за один двойной

ход поршня насоса

(прямой

и обратный ход) — насосы: а) простого действия;

при одном двой­

 

 

ном

ходе

поршня

насос

 

 

один

 

раз

всасывает

 

 

и

один

 

раз

нагнетает

 

 

(см. рис. 1); б) двойного

 

 

действия:

за

один

двой­

 

 

ной

 

ход

поршня

насос

 

 

всасывает

и

нагнетает

 

 

два

 

раза

(рис.

14);

 

 

в) тройного действия, или

 

 

строенные

насосы

(сое­

 

 

диненные вместе три на­

 

 

соса

простого

действия,

 

 

подающие жидкость в од­

 

 

ну

нагнетательную

тру­

 

 

бу, рис. 15); г) четверно­

 

 

го

 

действия,

 

которые

 

 

состоят

из

двух

насосов

 

 

двойного действия, име­

Рис. 14. Схема

насоса двойного действия

ющих общую

всасываю­

.

.

щую

и

общую

нагнета-

тельную

трубы;

д)

диф­

ференциальные (рис. 16), которые работают на всасывающей сто­

роне как насосы

простого действия, на нагнетательной — как

насосы двойного

действия.

По производительности: а) малой — до 15 м3/ч; б) средней —

15-г-60 м3/ч; в) большой — свыше 60 м3/ч.

14