Файл: Семидуберский, М. С. Насосы, компрессоры, вентиляторы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

П Р И Л О Ж Е Н И Е

ПРИМЕРНЫЕ ИНСТРУКЦИИ к ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ПРЕДМЕТУ «НАСОСЫ, КОМПРЕССОРЫ И ВЕНТИЛЯТОРЫ»

Ознакомление

Лабораторно-практическая

работа

№ 1 (2

ч)

разборка

с различными

конструкциями центробежных

насосов,

 

 

 

и сборка

насоса

 

 

 

 

Цель работы. Изучение конструкций центробежных насосов и приобретение

практических

навыков по разборке

и сборке их,

а также

изучение

характера

и степени износа

отдельных

деталей.

 

материалы.

Центробежные

Оборудование,

приспособления,

инструменты,

насосы (1.5К-6, 2К-6, секционный—З-н-4

шт), столы-верстаки,

штангенциркуль,

шлифовальная наждачная бумага, щетки стальные, обтирочный материал, мо­ лотки, керосин, масло машинное, ключи гаечные, сальниковая набивка, уровень рамный слесарный.

Порядок выполнения лабораторной работы

1. Ознакомиться с правилами техники безопасности и правилами поведения при работе в лаборатории.

2 . Проверить исправность рабочих инструментов.

3.Подготовить рабочее место и насос к разборке.

4.Разобрать насос вначале на отдельные сборочные единицы, а затем — на детали.

5. Прочистить и протереть детали (в особенности привалочные поверхности

ипосадочные места).

6.Подготовить, если требуется, сальниковую набивку.

7.Снять эскизы и размеры с основных деталей.

8.Смазать детали и собрать насос, установив его горизонтально. При этом

использовать рамный уровень.

9.

Оформить отчет вчерне и предъявить преподавателю для проверки.

 

Порядок разборки и сборки насосов типа НДС

1.

Разъединить полумуфты, соединяющие валы насоса и двигателя.

2 .

Вывернуть все трубки и масленки, снять трубки для подачи воды в саль­

ники.

3.Снять крышки сальников.

4.Снять крышку насоса.

5.Отвернуть гайки, крепящие верхние крышки подшипников, снять послед­

ние.

6.Вынуть ротор вместе с подшипниками из корпуса насоса.

7.Снять полумуфту и вынуть шпонку.

8.Снять внешние крышки корпусов подшипников.

9.Снять распорную трубку со стороны муфты.

10.Снять корпуса подшипников.

11.Отвернуть гайку, снять шайбу.

12.Снять с вала шарикоподшипники (с помощью съемника).

13.Снять с вала упорные втулки, крышки сальников, грундбуксы и уплот­ няющие кольца.

14.Отвернуть и снять защитные втулки вала, снять приставки.

224


15. Снять с вала рабочее колесо и вынуть шпонку.

Сборка насоса производится в последовательности, обратной разборке. Ввиду ограниченного времени производится неполная разборка.

Лабораторная работа № 2 (2 ч)

Пуск в ход, остановка и регулирование центробежного насоса

Цель работы. Практическое изучение последовательности пуска и остановки

центробежного насоса, регулирования его, а также приобретение навыков по испытанию насосов.

Оборудование и приборы. Центробежный насос с замкнутой циркуляцион­

ной системой использования воды,

в

которую

входят:

всасывающая

труба

(1,5-:-2 м) и нагнетательный трубопровод общей длиной

35-г 40 м (по

пери­

метру помещения) с 1 0 1 5 местными

сопротивлениями;

на

нагнетательном тру­

бопроводе установлена

регулирующая задвижка

и

обратный

клапан. Центро­

бежный насос (1,5К-6),

нижний бак

НБ

емкостью

1

1,5

м3,

верхний бак ВБ

Рис. I. Лабораторная насосная установка

емкость 0,8—1,0 м3 (рис. I); манометр на нагнетательной линии, вакуумметр на всасывающей линии, пусковая аппаратура (магнитный пускатель); устройство для заливки насоса; секундомер; тахометр.

 

 

Порядок выполнения лабораторной работы

 

Пуск

в ход

и

регулирование

 

 

1. Ознакомиться

с правилами техники безопасности и правилами поведе­

ния при

работе

в

лаборатории.

места (убраны ли

лишние пред­

2. Проверить

подготовленность рабочего

меты, есть ли ограждения, заземления и т. д.).

(не более 20-:-25

с) для провер­

3. Пустить насос

вхолостую до его заливки

ки правильности направления вращения.

 

 

4.Остановить насос.

5.Подготовить насос к пуску: залить насос, проверить, закрыта ли задвиж­

ка 1, краны на манометре и вакуумметре.

225


6.Открыть кран на манометре и пустить насос. Продолжительная работа насоса при закрытой задвижке не допускается.

7.Открыть кран на вакуумметре и плавно открыть задвижку.

8.Задвижку открывать с паузами для записи показаний манометра, соот­ ветствующих 0,00; 0,25; 0,50; 0,75 и полному открытию задвижки.

То же повторить в обратном порядке. Таким образом, можно получить 3-ь4

средних значения давления, которые соответствуют 3-^4 значениям производи­

тельности. При каждом из З-г-4 положений задвижки

1 следует определить

соот­

ветствующую производительность насоса с помощью

мерного (верхнего)

бака

ВБ. Полученные значения давлений и соответствующие им значения производи­

тельности позволяют построить кривую р Q.

 

 

 

9. Определить частоту вращения вала насоса тахометром.

 

Остановка

насоса.

 

 

 

 

 

 

10.

Медленно закрыть задвижку на нагнетательной трубе, следя за изме­

нением

показаний

манометра.

 

 

 

 

11.

Закрыть кран на вакуумметре.

 

 

 

12.

Выключить

двигатель.

 

 

 

 

13.

Закрыть

кран

на

манометре.

 

(если не предстоит

14.

Выпустить воду

из насоса и циркуляционной системы

испытание насоса).

 

 

 

 

 

 

 

Испытание

насоса.

 

на

конце нагнетательной

трубы

над мерным

баком

15.

Открыть

вентиль 3

ВБ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.

Закрыть вентиль 4 на нижней сливной трубе мерного бака.

 

17.

Пустить

насос

( 0 , 5 1

мин).

 

 

 

18. Открыть задвижку с паузами (до полного открытия), во время которых

снять показания манометра, а по мерному баку определить производительность.

Если на установке

нет

вакуумметра, полное давление

насоса определить

по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р =

Р^Лнас + рм + Рgz,

где

2 — расстояние между

осью

насоса и местом присоединения манометра.

ней

19.

После каждого определения производительности открыть вентиль на ниж­

сливной трубе мерного

бака

и слить воду. На это время насос остановить

(если

нет обводной трубы

для

перепуска воды из насоса непосредственно

внижний бак).

20.Остановить насос, слить воду из бака и насоса.

21.Данные свести в таблицу:

Номер

Емкость

Время за­ Производи­

Полное давле­

Мощность, кВт \Примечание

замеров

бака, м3

полнения, с тельность, м3,'с

ние, Н/м2

22. По данным таблицы построить кривые р Q и N Q.

23. Составить

схему насосной

установки.

 

24. Оформить отчет вчерне и

представить преподавателю для проверки.

На насосной установке можно выполнить, кроме этого, следующие работы.

Экспериментальная

проверка

уравнения

Бернулли

 

(рис. I, труба II)

 

Определение скорости жидкости по трубе, скоростного и пьезометрического

напоров.

общих потерь давления

и

сверка полного давления по мано­

Определение

метру на насосе (рис. I, труба II).

 

сопротивлений

(вход в трубу, колено,

Определение коэффициентов местных

тройник, вентиль — по установке III, рис.

I).

 

 

226


Лабораторно-практическая работа № 3 (1 ч)

Ознакомление с конструкциями шестеренных, лопастных и осевых поршне­ вых насосов

Цель работы. Изучение конструкций, а также приобретение учащимися на­

выков в разборке и сборке масляных насосов, широко применяемых в металло­ режущих станках, гидравлических прессах, землеройных, дорожных и других машинах.

Оборудование, инструменты и материалы. Насосы (4-Н5 шт.); стол-верстак;

ключи гаечные; штангенциркуль; личные напильники, шлифовальная наждачная бумага. Обтирочный материал, керосин; масло машинное.

Порядок выполнения лабораторной работы

1. Ознакомиться с правилами безопасности при выполнении слесарных и ре­ монтных работ.

2.Подготовить рабочее место, инструменты, материалы и насосы (к раз­ борке) .

3.Разобрать насос на отдельные сборочные единицы и детали.

4.

Прочистить

и протереть

детали

(в особенности привалочные поверхно­

сти и посадочные места).

 

 

 

 

5.

Снять эскизы и

размеры

с основных деталей

(не менее двух), при этом

особое

внимание

обращать

на

наиболее

изношенные

места для описания их

характера в отчете.

и

собрать насос.

 

6.

Смазать детали

 

7.Каждая бригада разбирает и собирает не менее двух насосов.

8.Вычислить производительность насоса по заданной частоте вращения

иснятым основным размерам насоса.

9.Оформить отчет вчерне и предъявить преподавателю для проверки.

Лабораторно-практическая работа № 4 (1 ч)

Разборка и сборка

малогабаритного передвижного компрессора

(например,

0-16А). Разборка и сборка клапанов компрессоров

 

Цель работы. Ознакомление с устройством, конструкцией, основными дета­

лями передвижного

компрессора, а также приобретение

навыков

в разборке

и сборке его и определении степени износа отдельных деталей.

передвижной

Оборудование, инструменты, материалы. Малогабаритный

компрессор, клапаны

стационарных компрессоров, ключи

гаечные, наждачная

бумага, личные напильники, штангенциркуль, обтирочный материал, керосин,, масло машинное, густая смазка для подшипников.

Порядок выполнения работы

1. Ознакомиться с правилами техники безопасности при выполнении сле­

сарных и ремонтных работ и правилами

поведения

в лаборатории.

2.

Подготовить рабочее

место, оборудование,

инструменты и материалы.

3.

Снять крышку блока,

промыть

керосином,

протереть салфеткой насухо.

4.Произвести замеры зазоров (вредного пространства) в крайнем положении поршня.

5.Разобрать компрессор на отдельные сборочные единицы и детали.

6.Разобрать клапаны стационарных компрессоров.

7.Прочистить и протереть детали.

8.Снять эскизы и основные размеры (блок цилиндров, крышка блока,,

поршень, предохранительный клапан, клапаны стационарных компрессоров).

9.Смазать детали и собрать компрессор.

10.■Собрать клапаны стационарных компрессоров.

11.Каждой бригаде разобрать и собрать не менее двух сборочных единиц.

12.Оформить отчет вчерне и предъявить преподавателю для .проверки.

227


 

Лабораторная работа № 5 (2 ч)

 

Пуск в

ход и регулирование стационарного

компрессора

Цель работы.

Ознакомление с порядком и приемами

пуска современного

поршневого компрессора. Ознакомление с автоматикой защиты при его эксплу­ атации и регулирования производительности.

Оборудование и приборы. Действующая компрессорная установка (в лабо­

ратории или на производстве), манометры на компрессоре; термометры на ком­ прессоре; индикаторы на компрессоре; щит управления компрессором; дроссель­ ное устройство и привод к нему для регулирования производительности комп­

рессора; система охлаждения; система

смазки; ресивер, масловлагоотделитель.

Порядок

выполнения

лабораторной работы

1. Ознакомиться с правилами поведения на территории завода и в машин­

ном зале компрессорной

станции.

установки с системами смазки, охлаж­

2. Составить схему компрессорной

дения и коммуникаций внутри машинного зала и с контрольно-измерительными приборами.

3. Ознакомиться с правилами подготовки компрессора к пуску (до заня­ тия). На занятиях преподаватель проверяет знание этих правил учащимися.

4.Ознакомиться с приспособлением для вывода поршней иЗ мертвых поло­ жений (при пуске в ход).

5.Пустить компрессор (вхолостую).

6.Прослушать его работу.

7.Перевести компрессор на рабочий ход.

8.Записать показания манометров, термометров.

9.Записать максимальное и минимальное давления непосредственно с инди­ каторной диаграммы.

10.Записать марку и техническую характеристику компрессора, диаметры цилиндров, ход поршня, род и тип двигателя.

11.Составить отчет вчерне и предъявить преподавателю для проверки.

Лабораторная работа № 6 (2 ч)

Изучение конструкции вентилятора. Пуск в ход и регулирование. Давление вентилятора, его вакуум. Совместная работа вентиляторов

Цель работы. Изучение конструкции вентиляторов и приобретение прак­

тических навыков по пуску, регулированию и определению его давления и про­ изводительности.

Оборудование и

приборы.

Вентилятор

для разборки— 1

шт. Вентиляторы

в рабочем состоянии

(2 шт),

соединенные-

по

специальной схеме для возмож­

ности их изолированной, а. также совместной

работы (рис.

II). Анемометр ча­

шечный для определения скорости воздуха — 1

шт. Жидкостные манометры для

определения давления и вакуума—2 шт. Тахометр для

определения частоты

вращения— 1 шт. Линейки 350

мм и 650

мм

для замера

сечения воздуховода

и диаметра колеса. Резиновые шланги с внутренним диаметром 5э-6 мм для

присоединения

жидкостных

манометров.

 

 

 

Порядок

выполнения работы

1. С помощью линейки определить номер разборного вентилятора.

2.

Вычертить или

зарисовать

специальную схему вентиляторной установки.

3.

Присоединить

жидкостный

манометр к вентилятору / (штуцеру а), а ва­

куумметр— к

вентилятору

/ / (штуцеру г).

228