Файл: Серов, Н. К. Процессы и мера времени проблемы методологии структурно-диахронического исследования в современной науке.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процессы п мера времени. Серов Н. К. 1974, изд-во «Наука»,

Лешшгр. отд., Л., 191 с.

Исследование разнообразных по своей прпроде процессов состав­ ляет одну из центральных задан современной науки, Опираясь на дпалектпко-матерпалистпческоо понимание мира, теория диахро­ нического анализа использует в изучении процессов системный подход и в свою очередь обогащает этот подход. Обсуждение проблем диахронического анализа в книге сопровождается крат­ ким обзором истории и совремепного состоящія диахронических исследований в естествознании, технических и общественных науках. Особо выделяются прикладные аспекты теории диахрони­ ческого анализа.

Книга рассчитана на исследователей и аспирантов в разных от­ раслях знания, па всех интересующихся современным состоянием

науки.

І

------- --

"

 

Гос. публ«<.':чая

 

J

nav⅛sιo∙∙∙∙

""«я

 

'

b4Λnn'∙∙

∙*'

 

 

∙> J ; ..

—~∙<y- √HTΛΛ<∙ ' -ОГО ЗАЛА

А. С. MA M3 ИН

C 60200-536 1085-74

© Издательство «Наука»

042 (02)-74

ВВЕДЕНИЕ

Структурно-дпахропическое исследование1 по­ нимается как особый вид исследования действительности, основная задача которого состоит в выявлении особенно­ стей построения во времени разнообразных по природе процессов. При этом основное внимапие сосредоточивается па количественно определенных характеристиках продол­

жительности процессов п пх отдельных фаз или стадий, на особенностях порядка следования друг за другом различ­ ных фаз процесса пли частных событий, па характеристи­ ках частоты, ритмики, скорости протекания отдельных со­ бытий, их распределения на протяжении целостного про­ цесса, и т. и. Иными словами, в центре внимания струк­ турно-диахронического исследования находятся разно­ образные композиционные и структурно-морфологические характеристики развертывания реальных явлений во времени.

Типичные вопросы, которые ставит перед собой структурно-диахроническое исследование, это: когда может наступить то или иное состояние в ходе изуча­ емого процесса? как быстро оно изменится илп как долго сохранится? сколько времени занимает то пли иное со­ бытие, явление, процесс? в чем сходство или различие

развертыванпя во времени двух пли нескольких процессов? В качестве элементов диахронической структуры процессов рассматриваются отдельные типичные состо­

яния, фазы или

стадии процесса. Это могут быть, на-1

1 Термин «структурно-диахроническое исследование» построен

на основе понятий

«структура» и «диахрония». Структура —

определенное сочетание составных частей целого, строение, вну­ треннее устройство целого из некоторых элементов, связанных между собой закономерно упорядоченным образом; диахрония — буквально разпомомонтность, разновременность, протяженность во времени.

1* 3


пример, состояния динамического равновесия или какието повторяющиеся события; стадии роста или спада; максимумы и минимумы в колебательных процессах;

периоды спокойного,

«плавного» протекания процесса

или, наоборот, резких

качественных изменений, скачков

в развитии явления, нарушений и возмущений в его ходе, и т. и. Полноправным элементом структуры процессов являются также и паузы между содержательными со­ бытиями.

Структурно-диахроническое исследование конкретных процессов может проводиться в самых различных обла­ стях науки — в медицине п физиологии, в метеорологии и геологии, в радиотехнике и физике земного магнитного поля, в психологии п истории. В целом ряде физических, технических, химических, физиологических и других дис­ циплин этот тип последований получил более пли менее широкое распространение как один из инструментов в ар­ сенале паучных методов познания действптельпостн, как важная составная часть в комплексе разнообразных средств и способов исследования.

Однако в силу исторически сложившихся условий развития отдельных отраслей знания оказалось, что уро­ вень разработки п применения частных методик струк- турпо-дпахроппческого исследования в разных областях науки очепь неравномерен. В ряде случаев попользуются лпшь сравнительно узкие, частпые методики, лишь от­ дельные разновидности пз всего многообразия форм диа­ хронического исследования. В некоторых разделах со­ временной науки (например, в возрастной пспхологии, социологии, педагогике) только еще начинают обсу­ ждаться проблемы постановки и проведения структурно­ диахронического анализа явлений.

Между тем в условиях иаучпо-техппческой революции не остается пп одной такой отрасли пауки, которая была бы непричастна к решению актуальных практических задач построения коммунистического общества.2 Без на­ дежного научного обоснования становится невозможным

осуществление

крупномасштабных преобразований в при­

роде,

технике

и обществе, прогнозпрование

и

плапиро-

2 Б.

Μ. К е д п о в. О науках

фундаментальных

и

приклад­

ных.— Вопросы

филосогЪии. 1972,

№ 10; Д. Μ. Гвишиани,

С. P. M и к у л и и с к и й. Научно-техническая революция и со­ циальный прогресс. — Коммунист, 1971, № 17, и др,


вапие процессов экономического и социального развития. Поэтому вопрос об уровне структурно-диахронических исследований в разных отраслях знання перестает быть частным делом конкретных наук.

В связи с этим важное значение приобретает фило­ софско-методологический анализ частных методических достижений в отдельных научных дисциплинах, их си­ стематизация и обобщение. Для этого имеется не только падежная общеметодологическая база в виде системы тео­ ретико-познавательных принципов материалистической диалектики, по и специфические объективные условия для выработки обобщенных понятий и методик исследо­ вания. Действительно, время, как и пространство, является всеобщей основной формой существования матерни: «В мире пет ничего, кроме движущейся материи, п дви­ жущаяся материя не может двигаться иначе, как в про­ странстве и во времени».3 Из этого следует, что времен­ ные характеристики явлений — их продолжительность, частота, ритмика и т. п. — универсальны по своей примепиімюсти для описання и анализа любых форм движения материи, для любых по природе процессов.

Всякий процесс, без каких-либо исключений, может быть охарактеризован своей диахронической структурой, которая отражает объективное наличие метрической, количественно размеренной основы реальных явлений, наличие своеобразной временной «канвы» каждого яв­ ления. Сосредоточивая внимание на изучении структурно­ морфологических характеристик процессов, мы можем на этой стадии исследования аналитически абстрагиро­ ваться от их предметного содержания точно так же, как отвлекаемся от вещественных характеристик некоторого объекта, от его материала, массы, цвета, запаха при изу­ чении геометрической формы предметов.

Аналогия между структурно-диахроническим иссле­ дованием и геометрией, основанная на аналогии сущности времени и пространства как форм движений материи, достаточно глубока, чтобы послужить ориентиром в раз­ работке методологических проблем обобщенных способов изучения структурно-морфологических п композицион­ ных характеристик процессов. Именно в этом направле­ нии, как представляется, можно видеть обнадеживающие

3 В. И. Л е и п и. Поли. собр. соч., т. 18, с. 181.

5

перспективы обобщения уже накопленного в ряде кон­ кретных паук методического опыта в изучении морфо­ логии процессов.

Результатом подобного обобщения и должно быть в конечном итоге обеспечеппе возможностей переноса методов структурно-диахронпческого исследования в те области теоретической и прикладной науки, где они по тем пли иным причинам пока не получили достаточ­ ного развития. Под таким углом зрения из множества методологических проблем структурно-диахронического исследования можно выделить первоочередные, главные для данного этапа аналитического рассмотрения. Это прежде всего анализ связи теоретических предпосылок структурно-диахронического исследования с основопола­ гающими принципами и категориями материалистической диалектики. Далее, проблемы определения основных по­ нятий, таких как «процесс», «модуль продолжительности процесса», «хропоструктура (диахроническая структура) процесса» и др.; классификации процессов по их мор­ фологическим характеристикам; стандартной регистрации процессов в целях дальнейшего пх анализа п сопоставле­ ния; обобщения экспериментальных данных и связанные с ппмп проблемы планирования экспериментальных ис­ следований во времени. Иакопец, это проблемы выясне­ ния условий воспроизводимости процессов в зависимости от пх размещения на фоне более круппых, более масштабпых процессов, а также поиска прпчпппо-следствеп- иых отношений между параллельно или последовательно протекающими процессами.

Примерно в этом порядке и выдерживается дальней­ шее пзложеипе.

Автор выражает глубокую признательность всем принявшим участие в обсуждеппи п подготовке рукописи к печати.


1’ Jl Л В А I

ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТРУКТУРНО-ДИАХРОНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

§ 1. Теория познания материалистической диалектики и структурно-диахроническое исследование

Положение о том, что «мир состоит не из гото­ вых, законченных предметов, а представляет собой сово­ купность процессов, в которой предметы, кажущиеся не­ изменными, равно как и делаемые головой мысленные .их снимки, понятия, находятся в беспрерывном изменении, то возникают, то уничтожаются», Ф. Энгельс определял как великую основную мысль диалектического мировоззре­ ния.1 Мир представляет собой, по Энгельсу, «вечный круго­ ворот, в котором движется материя, — круговорот, кото­ рый завершает свой путь лишь в такие промежутки вре­ мени, для которых наш земной год уже ие может служить достаточной единицей измерения... круговорот, в кото­ ром каждая конечная форма существования материи — безразлично, солнце или туманность, отдельное животное пли животный вид, химическое соединение или разложе­ ние — одинаково преходяща и в котором ничто не вечно, кроме вечно изменяющейся, вечно движущейся материи и законов ее движения и изменения».21

Признаиие материального единства мира, неотдели­ мости материи от движения и движения от материи, а также признание объективной упорядоченности, зако­ номерности движения и изменения материи составляют элементы диалектико-материалистической картины мира.

В отличие от механистического материализма материя

понимается при этом предельно широко,

как «объектив-

1

К. M а р к с и Ф. Э н г о л ь с. Соч., т. 21, с.

302.

2

Там же, т. 20, с. 362—363.

 

7

пая реальность, данная нам в ощущении».34Эта обобщен­ ная категория охватывает, таким образом, не только вещественные, более или менее оформленные предметы, но и дисперсные образования типа туманности или газо­ вого облака, так же как и всевозможные физические поля, существующие вокруг вещественных объектов и их объ­ единении.

Диалектико-материалистическая картина мира в от­ личие от идеалистических систем диалектики не нужда­ ется в признании сверхъестественных, виематериальпых спл, порождающих изменение и движение материи. При­ рода, включая жизнь и мыслящую материю, развивается в силу всеобщей взаимосвязи явлений, в силу взаимоза­ висимости и теснейшей связи всех сторон каждого явле­ ния, за счет наличия «противоречивых, взаимоисключа­ ющих, противоположных тенденций во всех явлениях и процессах природы (и духа и общества в том числе) »/ за счет внутренних импульсов к развитию, даваемых «проти­ воречием, столкновением различных сил и тенденций, дей­ ствующих на данное тело или в пределах данного явления пли внутри данного общества».56

Существенное отличие материалистической диалек­ тики от всех предшествующих философских систем при­ суще также пониманию и других важнейших сторон развития: «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высо­ кой базе («отрицание отрицания»), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; — развитие скачко­ образное, катастрофическое, революционное; — „перерывы постепенности“1; превращение количества в качество».5

Органический элемент этого мировоззрения состав­ ляет теория познания. Выводы о принципиальной позна­ ваемости вечно изменяющегося объективного мира основан в теории познания диалектического материализма на не­ разрывной связи учения о бытии и учения о его отраже­ нии в сознании, представляющем собой продукт высокоор­ ганизованной материи.

Главная задача познания объективного мира во всех отраслях научного исследования — это познание «всех

3 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 18, с. 149. 4 Там же, т. 29, с. 317.

s Там же, т. 26, с. 55. 6 Там же.

8


процессов мира в их „самодвижении“, в пх споитанѳпном развитии, в их живой жизни».7 То обстоятельство, что мир находится в непрерывном движении п изменении, обу­ словливает исторический характер человеческих понятий, пх развитие от внешнего к внутреннему, от явлений к сущности, от абстрактного к конкретному, от относит тельной истинности к абсолютной.

Сложный, противоречивый процесс познаппя законо­ мерностей движения матерни связывается в диалектико­ материалистической теории познания с практикой, причем эта связь двоякая. Человеческая практика выступает, во-первых, в качестве необходимого элемента познания, как исходный и конечный этапы познания конкретных явлений, как критерий истины. Во-вторых, — ив этом принципиальное отличие марксистско-ленинской теории познания от прежних философских теорий — практика предопределяет целевую установку процесса познания,

при которой главной целью этого

процесса

становится

не только объяснение мира, ио и его преобразование.

Постановка преобразовательных

целей

превращает

диалектико-материалистическую теорию познания в мощ­ ный инструмент для решения общеметодологических про­ блем изучения действптельностп, возникающих в различ­ ных отраслях современной науки, в естественных, технических и общественных науках.

Как известно, преобразовательные задачи человече­ ской практики предъявляют особенно строгие требования к научному зпапию в отношении его полноты, точности и надежности. Но на разных стадиях своего развития на­ учное знание о конкретных явлениях в различной степени удовлетворяет этим требованиям. И эти стадии зачастую бывают достаточно длительны для того, чтобы поколения исследователей могли забыть, утерять пз вида представ­ ления об историческом, развивающемся характере выра­ батываемых ими научных понятий, что приводит к ил­ люзии 'совершенства, законченности, неизменности 'этих понятий. В таких случаях выдвижение преобразователь­ ных задач оказывает революционизирующее действие иа застоявшиеся разделы знания, служит стимулом к их усовершенствованию, расширению и углублению.

7 Там же, т. 29, с. 317.

9