Файл: Повышение несущей способности механического привода..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
|
ВВЕДЕНИЕ |
Одной из |
важнейших задач машиностроения в соответствий |
с решениями |
X X I V съезда КПСС является дальнейшее повыше |
ние эффективности оборудования путем увеличения единичных мощностей агрегатов, улучшения качества и надежности. Сниже ние веса и габаритов машин при одновременном увеличении долго вечности являются важнейшими условиями дальнейшего про гресса в машиностроении. В связи с этим повышаются требования к весо-габаритным характеристикам и надежности механических передач, являющихся неотъемлемой частью подавляющего боль шинства современных машин, механизмов и приборов.
Размеры зубчатых колес определяются из расчетов зубьев на прочность и поэтому нормами, заложенными в эти расчеты, определяются удельные давления, кинематика относительного движения в контакте, а следовательно, напряжения (объемные, контактные) и теплонапряженность. Таким образом, научным уровнем и экспериментальной обоснованностью методов расчета (наряду с технологическими показателем и характером обслужи вания) определяются долговечность передач, их вес, стоимость
иэксплуатационные расходы.
В книге приводится анализ исходных положений, относящихся
к дасчетам зубчатых передач^ на прочность^ даны |
рекомендации |
|||
к их уточнению; "отмечены факторы, оказывающие |
существенное |
|||
влияние на |
конечный результат, обоснованный |
учет |
которых |
|
в настоящее время затруднителен из-за отсутствия |
необходимых |
|||
теоретических |
и |
экспериментальных данных. Это |
не отмечается |
|
в существующих |
методах, что создает впечатление |
благополучия |
||
и уверенности там, где в действительности надо проявить |
осторож |
ность. В связи с этим приводимый ниже анализ будет способство вать принятию более обоснованных решений и повышению надеж-, ности проектируемых машин.
Важнейшими мероприятиями, направленными к снижению габаритов и веса зубчатых передач, являются повышение несущей способности зацепления и использование эффекта многопоточности.
Повышение несущей |
способности |
зацепления |
достигается |
за счет мероприятий, |
позволяющих |
увеличить |
допускаемые |
7
контактные и изгибные напряжения и использования более рацио* нальной геометрии зацепления.
Для эвольвентных передач допускаемое усилие между зубьями обычно принимается прямо пропорциональным произведению при
веденного радиуса |
кривизны |
р п р на минимальную |
величину |
сум |
|||
марной |
длины |
контактных |
линий |
/ т 1 п . |
|
|
|
Повышение |
/ m i n |
благотворно как |
в косозубых, так и в прямо |
||||
зубых |
передачах. |
Но в последнем |
случае / т 1 п — |
величина |
ди |
скретная и при современном состоянии данного вопроса доста точно обосновано влияние / т 1 п можно учесть в широком диапазоне скоростей в том случае, если в расчетных формулах примем 1тЫ
=ЬШЕ (га). Отсюда следует, что при е„ > 2, т. е. при Е (е„) ---2
можно ожидать существенного повышения несущей способности по сравнению с вариантом с Е (еа ) = 1. Однако в исследовании [24] зафиксированы незначительные преимущества прямозубых передач с Е (еа ) = 2 по сравнению с обычными прямозубыми передачами с Е (е„) = 1. В гл. 2 показано, что эффективность высокого коэффициента перекрытия зависит от точности разме ров и величины коэффициента контактных напряжений, харак теризующего степень загруженности передачи. Даны зависимости и графики, позволяющие судить о возможном повышении несущей способности при использовании высоких еа. С помощью этих зависимостей можно установить область рационального приме нения рассматриваемого варианта и объяснить причины скромных результатов, полученных в работе [24], при экспериментирова нии с передачами, имеющими га > 2. Применение рассматривае мого варианта позволяет повысить несущую способность прямо зубых передач на 40—60% как из условия контактной прочности зубьев, так и из условия их изгибной прочности.
Из всех известных способов повышения несущей способности, лимитируемой прочностью рабочих поверхностей зубьев и дости гаемых воздействием на геометрию зацепления, наиболее эффек тивным является переход от эвольвентного зацепления к зацеп лению Новикова. Отношение допустимых нагрузок зацепления Новикова и эвольвентного, зависящее от чисел зубьев, угла наклона и передаточного отношения, в среднем колеблется от 1,7 до 2,2 (см. стр. 30). Но это важное достоинство зацепления Нови кова может быть эффективно использовано обычно при значи тельных величинах N3 (отнесенных к максимальной из действу ющих нагрузок), что, например, характерно для передач, рабо тающих при достаточно постоянных или малоизмсняющихся нагрузок. Это связано с тем, что в передачах Новикова отношение предельных нагрузок из условия контактной и изломной проч ности зубьев значительно больше, чем в эвольвентных передачах и поэтому при многих распространенных режимах нагружения недостаточная изломная прочность зубьев не позволяет исполь зовать преимущества, обусловленные высокой несущей способ ностью, лимитируемой контактной прочностью зубьев.
8 |
" |
. |
• |
Известны примеры, когда при замене эвольвентной пары, вызванной поломкой зубьев, парой с зацеплением Новикова, дальнейшие поломки зубьев, в передаче не возникали. Подобное положение наблюдалось в трансмиссии троллейбусов. Такие же случаи имеются там, где нагрузки существенно выше допусти мых для звольвентных передач из условия прочности рабочих поверхностей зубьев. Это связано с тем, что изломная прочность звольвентных зубьев в большей степени зависит от состояния рабочих поверхностей и резко падает при их значительном по вреждении, вызванном перегрузками> Результаты эксперимен тальных исследований [4] показывают, что разброс в величинах предельных нагрузок, вызывающих поломки зубьев в зацеплении Новикова, сравнительно мал.
В тех случаях, когда Ns достаточно велико и исключены трудно фиксируемые по величине перегрузки, применение заце пления Новикова при твердостях рабочих поверхностей «=: НВ 350, позволяет получить величину kop, близкую к тем значениям, которые допускаются для звольвентных передач с цементирован ными и закаленными зубьями (см. стр. 30).
Передачи с минимально возможными весом и габаритами можно получить только при использовании эффекта многопоточности. Сочетание многопоточности с эффективными мерами повышения несущей способности зацепления [например, использование раз личных видов химико-термических упрочнений в. сочетании с по вышенной точностью или применение зацепления Новикова (см. стр. 28)] является особенно эффективным для получения передач с минимальными размерами. Известно, что в самой схеме многих планетарных передач заложены возможности получения значительно меньших габаритов и весов, чем в обычных, так на зываемых рядных передачах (передачах с неподвижными осями зубчатых колес). Эта возможность обусловливает появление других условий, которые способствуют повышению несущей способности зацепления и, следовательно, приводят к дальней шему снижению габаритов и веса. С переходом от обычных пере дач к планетарным намного уменьшаются диаметры зубчатых колес. Эхо позволяет увеличить их твердость, если окончательной является, например, термообработка — улучшение; уменьшение размеров во многих случаях может послужить причиной вполне оправданного перехода к более качественным материалам, более совершенной технологии, использованию наиболее эффективных упрочнений рабочих поверхностей, переходу к более высокой степени точности и т. д. Все это способствует существенному снижению габаритов и веса. В гл. 4 показано, что эффективность поверхностных упрочнений со сравнительно тонким упрочненным слоем (например, азотирования) падает с ростом величины при веденного радиуса кривизны в зоне контакта. В этом случае переход от однопоточной передачи к многопоточной позволяет полностью использовать эффект, который может дать азотирование.
9
Многопоточные передачи.завоевали настолько прочное место, что многие узлы машин трудно представить без их применения. Можно привести немало примеров, когда без использования эффекта многопоточности оказывается под угрозой возможность осуществления того или иного начинания. Так, в бульбовом гидро генераторе [34] энергия гидротурбины через мультипликатор поступает к генератору. В этом случае ограниченные диаметраль ные габариты делают необходимым использование многопоточной передачи. Другим примером являются судовые приводы, о раз мерах которых можно судить по колесу тихоходной ступени, диаметр которого достигает 5 м. Имеется предложение поместить гребной винт и двигатель — газовую турбину в специальную капсулу [142], закрепленную к борту судна. Для осуществления этого варианта необходимо использовать многопоточные передачи.
Существует много различных типов планетарных передач, значительно отличающихся при одинаковых основных показате лях размерами, весом, к. п. д. и особенностями изготовления. Для получения варианта, близкого к оптимальному, большое значение имеют данные, позволяющие сравнить различные типы передач по важнейшим характеристикам. Применительно к пере дачам с неподвижными осями зубчатых колес существуют реко мендации, касающиеся разбивки передаточных отношений среди отдельных ступеней из условия одинаковой степени загружен ности их рабочих поверхностей [59; 60; 7 1 ; 81; 86] . Имеются рекомендации к разбивке передаточных отношений цилиндриче
ских передач с |
учетом весовых характеристик |
[47; 60; 81; 97] . |
В работе [81 ] |
даны исследования, касающиеся |
разбивки пере |
даточных отношений, удовлетворяющих некоторым ^требованиям (минимальное суммарное межосевое расстояние, номинальный объем передачи и др.) при обеспечении, равнопрочности отдельных ступеней. Сравнение суммарных весов зубчатых колес передач с неподвижными осями зубчатых колес и передач 2К—Н и ЗК при водится в монографии [47], указания к выбору типов передач имеются в работах [25, 47, 50, 52, 62, 64, 68, 71, 104, 105, 112]. В гл. 1 приводятся данные, позволяющие сравнить суммарные веса зубчатых колес как передач с неподвижными осями (однопоточных и многопоточных), так и наиболее распространенных планетарных передач. Кривые зависимости G 2 от исходных пара метров позволяют найти разбивки передаточных отношений много ступенчатых передач, обеспечивающие минимальное значение GZH. Даны формулы для определения основных размеров различных типов передач, облегчающие выбор оптимальных схем.
|
Известно, что несущая способность планетарных передач во |
||
многих |
случаях лимитируется не зацеплениями, а работоспособ |
||
ностью |
подшипников качения. Это относится |
к передачам 2К—Н |
|
с |
двумя внутренними зацеплениями с малой |
разностью z2 — г ъ |
|
к |
передачам К—Н—V [68] и к передачам |
2К—Н с наружным |
и внутренним зацеплением и одновенечным сателлитом, начиная
ю