Файл: Повышение несущей способности механического привода..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
Зависимости для определения аНр при этом виде разрушения можно представить в следующем виде:
|
j |
w |
= ^ i ^ L r / ^ e |
кгс/см2 . |
(1.18) |
Как |
правило, |
в |
современных методах |
расчета |
[54, 69, 7 1 , |
87, 90, |
127, 134, 143, |
156 и др.] величина Кн является |
постоянной |
для данного материала и термообработки. Однако многочислен ные данные свидетельствуют о большом влиянии величины сум марной скорости качения & 2 , равной абсолютной величине алгеб раической суммы скоростей качения касающихся точек контак тирующих поверхностей [20, 89, 150 и др. ] . По этим данным, например, с увеличением vz от 5 до 45 м/с несущая способность, лимитируемая сопротивлением выкрашиванию, возрастает в 2,5 раза. Положительное влияние скорости отмечалось при сравне нии состояния рабочих поверхностей быстроходных и тихоходных ступеней [87, 154]. Но наличие выкрашивания (и порой даже очень значительного) не всегда позволяет сделать правильный вывод о доле потерянной работоспособности. Имеющиеся крите рии выкрашивания условны и существенно отличаются у разных исследователей [67]. При определении предельной нагрузки исходят из числа ямок, приходящихся на зуб или на единицу поверхности [119]; за предельную принимается также нагрузка', при которой площадь, пораженная выкрашиванием, составляет некоторую заданную часть рабочей поверхности [90, 155]. Чем больше и2 и меньше колебания нагрузки, тем точнее отмеченные критерии могут отразить существо дела. При очень больших vx (например, превышающих 40 м/с) появление даже небольшого выкрашивания очень часто может оказаться признаком неизбеж ности быстро прогрессирующей формы этого разрушения.
При малых скоростях, больших колебаниях нагрузки и дей ствии кратковременных перегрузок упомянутые выше критерии выкрашивания, по которым устанавливаются предельные вели чины контактных напряжений^ в очень малой степени могут ха рактеризовать долю потеренной работоспособности и являются весьма условными показателями. При малых скоростях и при большой степени выкрашивания передача может работать при неощутимых признаках изменения эксплуатационных показате лей (вибраций, шума, потерь на трение) в течение времени, кото рому соответствует число циклов N, во много раз превышающее NH6. При указанном режиме, помимо разрушений, связанных с развитием усталостных трещин, возможны или даже неизбежны повреждения неусталостного характера (в результате адгезион ных процессов, пластического деформирования и т. д.), меня ющих характер развития выкрашивания или даже полностью исключающих его появление. Но интенсивность износа даже при он, существенно превышающих (например, на 40%) допустимые
18
значения, полученные по используемым в настоящее время крите риям выкрашивания, обычно очень мала и вызванное ею утонение зубьев даже при N3, в несколько раз превышающем, NH6 (при твердостях рабочих поверхностей < # В 3 5 0 ) , составляет очень малую часть начальной толщины. Незначительна обычно при малых скоростях и доля потерянной работоспособности.
Переменные нагрузки и повторные кратковременные пере грузки, задерживая или предупреждая развитие опасных форм выкрашивания, могут оказаться источником повышения несущей способности по сравнению с принимаемой (см., например, [102]).
Критерии выкрашивания, как правило, принимаются инва риантными к углу наклона зуба. Это не отражает существа дела, поскольку влияние одной и той же степенипоражения выкраши ванием на эксплуатационные свойства косозубых и прямозубых передач не одинаково. В прямозубых передачах повреждению от выкрашивания в первую очередь подвержена зона однопарного зацепления, развитие его с последующим обминанием при водит к нарушениям в работе передачи, снижающим эксплуата ционные показатели даже при сравнительно малых скоростях. Этого не наблюдается при малых и средних скоростях в косозубых
передачах, для которых существующие критерии |
выкрашивания |
||
в таких условиях приемлемы гораздо в |
меньшей |
степени, чем |
|
для прямозубых. Рассмотрим прямозубую |
и косозубую передачи |
||
с одинаковыми dwl и Ьш, |
изготовленные |
из одного и того же |
|
материала с одинаковыми |
механическими |
характеристиками. |
|
Полагаем, что в обоих случаях действует наибольшая на |
|||
грузка, не вызывающая |
выкрашивания в |
прямозубой передаче. |
Из стендовых испытаний передач с твердостью рабочих поверх
ностей ^НВ 350 |
известно, что в |
этом случае в косозубой пере |
|
даче (не подверженной разрушениям неусталостного |
характера) |
||
с погрешностями |
изготовления, |
соответствующими |
седьмой и |
более низким степеням точности по ГОСТ 1643—56, возникает выкрашивание. В зависимости от погрешностей, характеризу ющих прилегание, выкрашивание может распространиться на некоторую часть поверхности ножек. В то же время на поверх ности зубьев прямозубой передачи будет отсутствовать выкраши вание. Это объясняется тем, что прямозубой передаче в зоне минимальной контактной прочности (при отсутствии перекосов) действительная длина контактной линии равна ширине зубчатого венца, так как в работе находится только одна пара зубьев.
Таким образом, действительная длина линии контакта равна теоретической и удельные нагрузки могут быть близкими к рас четным. В косозубой передаче теоретически должно участвовать в работе не менее двух пар зубьев, но вследствие погрешностей изготовления неизбежна, по крайней мере в первый период ра боты, значительная равномерность распределения нагрузки среди
одновременно работающих |
зубьев, либо даже (в зависимости |
от погрешностей и величин |
удельной контактной нагрузки) отсут- |
2* |
19 |
ствие касания там, где теоретически оно имеется (см. стр. 37). Неравномерность увеличивается вследствие концентрации удель ных нагрузок к полюсу, вызванной . переменностью величины суммарной жесткости и влиянием (в первый период работы) лриработочного износа, зависящего от начальной чистоты по верхностей. Это приводит к возникновению на отдельных участ ках давлений существенно больших, чем в прямозубой передаче, обуславливающих возникновение выкрашивания. Однако при данном уровне нагрузки возникшее выкрашивание, а также приработочный износ и возможное пластическое деформирование вызовут разгрузку первоначально перегруженных зон и развитие выкрашивания прекратится и оно не возникнет при дальнейшем
повышении нагрузки, достаточной для появления |
выкрашивания |
в прямозубой передаче. |
|
Если при оценке нагрузочной способности этой |
недогруженной |
косозубой передачи воспользоваться приведенными выше крите риями, то придется признать появившееся выкрашивание про грессивным и косозубую передачу — потерявшей ресурс работо способности.
Неприемлемы существующие критерии выкрашивания и для косозубых эвольвентных передач с высоким перепадом твердости (например, при НВ1—НВ2'> НВ1Щ. В этом случае [71; 87] в первый период работы удельные нагрузки на ножках колеса существенно превышают допустимые для них величины и возни кает выкрашивание, разгружающее их. При использовании полной несущей способности таких передач вся поверхность ножек усеяна мелкими раковинами выкрашивания и при этом передача может
работать |
неограниченное |
время. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Об условностях критериев выкрашивания свидетельствует |
|||||||||||||||
большой |
разброс |
в |
величинах / п и |
N т |
[см. формулу |
(1.18)]. |
||||||||||
Так, |
независимо |
от |
твердостей |
контактирующих |
поверхностей |
|||||||||||
в |
методе |
[134] имеем Nт |
= |
107 , |
тогда |
как |
в методике |
[90] (и |
||||||||
это гораздо |
ближе |
к действительности) |
имеем |
NH6 |
— 25 - Ю 7 |
при |
||||||||||
твердости |
~HRC |
60 и Nm |
— (1-нЗ)-107 |
при |
твердости ^НВ |
350. |
||||||||||
В |
методиках |
[143; |
159] при твердостях |
до НВ 350 имеем NH6 |
< |
|||||||||||
< |
107 |
и |
NH5 |
не |
превышает |
1,7* 107 |
при |
высоких твердостях. |
Величина показателя степени т наклонного участка кривой усталости колеблется от 4 до 16. Такой разброс в величинах NH6 и т приводит к весьма существенным расхождениям & конечных результатах расчета при использовании различных методов.
При относительно небольших Ыэ (близких, например, к числу циклов, принимаемому за базовое) использование для расчетов кривых контактной усталости, базирующихся на существующих критериях выкрашивания, приводит к серьезным погрешностям, поскольку к моменту развития выкрашивания до состояния, принимаемого в соответствии с существующими данными за пре дельные, не наблюдается каких-либо отклонений от нормальной работы. Но при этом предполагается (не всегда справедливо),
20
что выкрашивание, развиваясь, выведет передачу из строй. Процесс-этот длителен и негативное влияние его может про явиться только при весьма продолжительной работе. Отсюда
следует, что использование |
кривых контактной выносливости |
при проектировании передач |
с относительно малыми N3 связано |
с неоправданным занижением несущей способности. Отклонения от действительного результата увеличиваются с уменьшением N3. Это известно из опыта эксплуатации передач кратковременного действия.
П р и м е р . |
Имеем две совершенно одинаковые передачи I и |
I I . |
Принимаем |
|||||
N]3= |
107 , |
a Nu3 |
= 20 - 10 7 . Если, например, |
твердости рабочих |
поверхностей |
|||
НВ 350, то |
по |
данным методик [134] и |
[ 7 1 ] , |
отношение допускаемых |
нагрузок |
|||
передач |
I и I I |
равно соответственно 1 и |
1,7. Последний результат намного ближе |
к данным экспериментов и эксплуатации. Однако в этой области необходимы даль
нейшие уточнения, поскольку имеются основания считать, что отношения |
нагру |
зок в данном случае может заметно превышать 1,7 и оно не одинаково при |
[ 5 = 0 |
и Р =h О- |
|
Слабо изучен вопрос о несущей способности открытых пере дач, в которых обычно наблюдается удаление поверхностных слоев в результате различных видов износа неусталостного ха рактера. Протекание этого процесса в зависимости от видов износа и их сочетаний, геометрии зацепления, кинематики и смазки очень мало изучено.
В этих передачах редко наблюдается выкрашивание и связано это с тем, что в результате неусталостных видов износа поверх ностные слои обычно снимаются еще до тога, как успевают в них развиться усталостные трещины. Возможно, что именно это обстоя тельство явилось причиной появления рекомендации [54], в соот ветствии с которыми допускаемые напряжения для открытых
передач следует |
брать |
на 50% большими, чем для |
закрытых. |
По данным [72; |
73], |
полученным экспериментально |
примени |
тельно к реечной передаче судоподъемника Красноярской ГЭС, допускаемое напряжение составляет приблизительно 55% от допускаемого напряжения для закрытой передачи. Нетрудно
показать, что |
отношение допускаемых нагрузок |
по данным [54] |
и результатам |
экспериментов [72; 73] равно |
приблизительно |
восьми. Это свидетельствует о необходимости осторожного под хода к проектированию открытых передач.
Ориентировочно можно рекомендовать их рассчитывать (при достаточной смазке и отсутствии интенсивного образивного из носа) по нормам, предназначенным для закрытых передач, если сравнительно невелико эквивалентное число циклов изменения напряжений, например не превышает 2-107 .
Эта рекомендация несмотря на ориентировочность может пре- _ дупредить или заметно уменьшить появление открытых передач с недопустимо низкой долговечностью.
В условиях малой интенсивности износа и допущения зна чительного уменьшения толщины зуба (например, на 25%
21