Файл: Повышение несущей способности механического привода..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
с некоторого значения величины — , зависящего от Твердости
рабочих поверхностей, продолжительности работы и |
конструк |
|
ции |
опор. В гл. 1 даны зависимости для определения |
размеров |
этих |
передач, исходя из работоспособности подшипников каче |
|
ния |
сателлитов. |
|
Одним из важнейших условий для повышения надежности и снижения весогабаритных характеристик механического привода является знание законов распределения удельных давлений в кине матических парах и умение ими управлять. Это находит отра жение в п. 21, где показано, что с помощью продольной коррекции можно существенно улучшить закон распределения удельных нагрузок по ширине зубчатого венца и значительно увеличить несущую способность. Аналогичной проблеме посвящены иссле дования в п. 22, где показана возможность значительного увели чения долговечности подшипников качения сателлитов за счет управления законом распределения нагрузки среди тел качения.
Глава 8 посвящена исследованию влияния деформаций элемен тов соединения вал—ступица на продольное и тангенциальное распределение удельных давлений в шлицевых соединениях.
Использование эффекта многопоточности позволяет получить наиболее компактные и экономичные передачи с регулируемым передаточным отношением. В гл. 7 рассматриваются многопоточ ные бесступенчатые передачи типа с — I [68], в которых замыка ющим механизмом служит регулируемый электропривод постоян ного тока, либо объемный гидропривод. Переход от однопоточных электрических и гидрообъемных трансмиссий к многопоточным электромеханическим (ЭМП) или гидромеханическим (ГМП) поз воляет снизить габариты, вес и потери на трение. Это объясняется тем, что через регулируемую ветвь, как правило, передается только часть полной мощности двигателя.
Известно, что обычно электроили гидромашины занимают большую часть объема и веса передачи, а потери мощности в них значительно превышают потери в планетарном механизме.
Эффективной мерой воздействия на габаритно-весовые показа тели и к. п. д. является выбор кинематической схемы базового механизма, обеспечивающей минимальные установочные мощ ности электроили гидромашины. Обычно в качестве критериев оценки схемы многопоточной бесступенчатой передачи исполь зуются доля мощности, передаваемой регулирующей ветвью, и отсутствие замкнутой (циркулирующей) мощности в заданном диапазоне регулирования. Для передач с механическими вариа торами такие критерии вполне удовлетворительны. Но они совер шенно недостаточны при использовании электроили гидрообъ емных вариаторов многопоточных передач, так как в этих слу чаях необходимо считаться с другим важным положением —• обеспечение минимальной суммарной установочной мощностью электроили гидромашины (стр. 178).
11
Понятие установочной мощности используется при анализе
однопоточных гидрообъемных передач, |
например, |
применительно |
|
к трансмиссиям |
транспортных машин |
196]. При |
рассмотрении |
многопоточных |
передач обычно это |
понятие отождествляется |
с максимальной передаваемой мощностью. В действительности (см. гл. 7) установочная мощность может во много раз превышать максимальную передаваемую мощность.
Известно, что использование существующих методов расчета для приборных зубчатых передач во многих случаях оказывается недопустимым.
В гл. 5 предлагается методика оценки нагрузочной способ ности приборных передач, основанная на статистических методах планирования экспериментов.
Г Л А В А 1
НЕСУЩАЯ СПОСОБНОСТЬ ЗАЦЕПЛЕНИЯ
ИРЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫБОРУ ТИПОВ
ПЕРЕДАЧ
1. Несущая способность передач, лимитируемая контактной и изгибной прочностью зубьев
Размеры зубчатых пар находят обычно из расчетов на проч ность рабочих поверхностей зубьев. Следовательно, исходными положениями этих расчетов определяется вес передач, стоимость их и эксплуатационные расходы.
Размеры зубчатых передач из условия прочности рабочих поверхностей зубьев определяются по формуле *
Ь. «1-1" |
Ь сгаЛиг |
Здесь верхний знак относится к внешнему, а нижний •— к вну треннему зацеплению (рис. 1.1)
При р = 0:
ьР=тг1Г1г |
к г с / с м 2 ; |
|
f 1 - 2 ) |
|
v . |
Щ m a x |
Sin 2 а t |
w . |
|
|
Щ ср ' т к |
s i n 2 а |
' |
|
|
К ~— ^'^ — 8 а |
|
|
|
При р =f 0: |
|
|
|
|
^ |
= |
кгс/см2 . |
' |
(1.3) |
Значения # к и кт[п даны в работе [71 ] стр. НО.
Обозначения и определения даны на стр. 3.
13
Рис. 1.1. Цилиндрические передачи с внешним и внут ренним зацеплением
220 |
250 . |
300НВ2 |
56 |
58 |
60 |
62HRC |
||
Рис. 1.2. Ориентировочные значения |
k o p при N3 |
> |
yVg#: а — твер |
|||||
дость рабочих поверхностей зубьев меньше НВ |
350; б — |
твердость |
||||||
|
рабочих |
поверхностей |
зубьев ^ |
HRC |
56: |
|
||
/ — прямозубые |
передачи; 2 — косозубые передачи с HBi — НВ2 = |
30—60; 3 —- пере |
||||||
дачи с высоким перепадом твердостей (HRCt |
> |
50). Верхние участки заштрихованных зон |
соответствуют передачам высокой точности с минимальной неравномерностью распределе ния нагрузки по ширине зубчатого венца
14
Коэффициент контактных напряжений определяется по фор муле
2 |
(1.4) |
С к = 0 , 9 1 8о— кгс/см2 . |
пр
Допустимое значение этого коэффициента
C w = 0 , 9 1 8 - ^ - кгс/см2 . |
(1.5) |
Ориентировочные значения величины kop приведены на рис. 1.2. Из формулы (1.1) получены зависимости для определения
основных размеров зубчатой пары (рис. 1.1):
d = ^ № 1 ) = _ L { / Ш ^ Ш = i f Z K Z с м . ( i 6 )
|
aw = 0,5(u±l)dM |
= 0,b(u ± |
\ |
) |
У |
^ - см. |
(1.7) |
|||
Объем |
зубчатой пары определяется |
|
по |
формуле |
|
|
||||
Здесь |
V 2 |
= V 1 / C , 1 |
+ |
Va /C,2 |
см2 . |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
= х б Х ь |
1 / 2 |
= |
Т " |
|
|
|
|
||
где /Сз 1 и |
Кз2—коэффициенты |
заполнения |
шестерни и колеса. |
|||||||
Величина К3 равна отношению объема |
зубчатого |
колеса |
к ве |
|||||||
личине |
Ъш(£~ш. Для шестерни принимаем /Сз 1 — 1. Для |
колеса |
||||||||
с внутренними зубьями, |
выполненного |
в виде обода |
(рис. 1.1, б), |
|||||||
|
h |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Величина-т— обычно |
колеблется |
от |
0,5 |
до1 0,1. |
|
|
||||
|
|
h |
|
|
|
|
|
|
|
|
В дальнейшем принимаем -т— •= 0,07ч-0,08 и K3i^ |
0,3-^-0,35. |
|||||||||
Для стальных зубчатых колес получим зависимость для |
опре-- |
деления суммарного веса шестерни и колеса при внешнем зацеп лении *
С?2 = |
6,2- l O - ' f t X i ( и 2 К з 2 + Кз1) |
кг. |
(1.8) |
|
* Зависимости для |
определения |
используются |
для получения |
сравни |
тельных характеристик передач различных типов и поэтому неизбежная |
погреш |
|||
ность, связанная с разбросом величины |
К3, не может существенно повлиять на |
|||
конечные результаты. |
|
|
|
|
15
Учтя формулу (1.1), найдем зависимость для определения веса шестерни и колеса из условия прочности рабочих поверхностей зубьев:
|
|
|
- |
|
|
|
|
й* |
|
к г - |
|
(1 -9) |
|
Момент тихоходного |
вала передачи |
обозначим через |
Гт . |
Для |
|||||||||
одноступенчатой |
передачи |
Т т = |
Т2- |
|
|
|
|
|
|||||
|
Сомножитель |
при |
выражении |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
12,4ТТ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЮЧ0р |
|
|
|
|
|
|
|
обозначим х. т - |
е - |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
G |
^ = w X |
K r |
- - |
' |
|
( |
U 0 ) |
||
Для |
одноступенчатой |
цилиндрической |
передачи |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(1.11) |
|
Для зубчатой пары внешнего зацепления во многих |
случаях |
||||||||||||
целесообразно использовать |
величину |
К3, равную отношению |
|||||||||||
веса шестерни и колеса к весу сплошных |
цилиндров |
dm, |
bw |
и |
|||||||||
dwi, |
bw. |
В этом |
случае |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Х = И ^ М |
. |
' |
(1.11а) |
|||||||
Расчет на изгиб зубьев прямозубых |
передач производится |
по |
|||||||||||
формуле |
[71] |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а ^ Т ^ 7 ^ а |
" > |
К Г С / С М ' |
|
|
|
|||||
из которой имеем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
М |
; = |
™ ^ с |
м |
. . |
|
|
( U 2 ) |
|||
|
При |
Р =^ О имеем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^ |
|
= |
i |
|
^ |
- |
|
|
|
(1.13) |
Подставив значения bwd\ из формул |
(1.12) и (1.13) в формулу |
||||||||||||
(1.8), получим: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
при |
р = О |
|
|
|
|
|
|
(1 + |
в « ) , |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
l2,4T2K3KFbKFZl |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
2 ' = |
|
|
H F ( 7 a ^ |
|
— ' |
|
< U 4 > |
|||
при |
р 4= О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 0 3 ( V o f p ) 8 a |
|
и |
|
|
^ |
' |
15
Вкруглых скобках в знаменателе подставляется меньшее из двух значений произведений соответственно для шестерни и ко леса.
Вбольшинстве случаев имеется возможность реализовать условие
GZF^GSH |
(1.16) |
и поэтому в дальнейшем при сравнении весов передач различных типов за основу принимается зависимость (1.9).
П р и м е ч а н и я : 1. Условие (1.16) не выполняется в передачах сосравни - тельно малыми значениями N3, поскольку с уменьшением JV3 растет величина от-
т
ношения - = ~ допускаемых моментов из условия контактной и изгибной ПрОЧ- ^ТFp
Т
ности зубьев. Отношение - = —- увеличивается с переходом от нереверсивной на-
грузки к реверсивной, а также с возрастанием твердости |
рабочих поверхностей |
|||
и числа зубьев г. В связи с |
этим увеличение г (с |
целью |
снижения, например, |
|
виброактивности, объема зуборезных работе потерь |
на трение в зацеплении) на |
|||
талкивается |
на ограничения, |
диктуемые требованиями, предъявляемыми к весу |
||
и габаритам |
привода (см. |
ниже). |
|
|
2. Если |
в проектируемой |
передаче не выполнено условие (1.16), то несущая |
способность лимитируется изгибной прочностью зубьев и не использована нагру зочная способность из условия прочности рабочих поверхностей зубьев. Чтобы из бежать имеющийся при этом перерасход веса передачи, надо воспользоваться од ним из следующих мероприятий или их сочетанием: повысить точность изготовле ния; увеличить Y с помощью коррекции; воспользоваться специальной обработкой выкружки зуба, повышающей изгибную прочность зубьев; уменьшить число зубь ев; снизить величину Крь (см. стр. 33).
К расчету зубьев на контактную прочность. Для анализа исход ных положений, принятых в основу оценки несущей способности зубчатых передач, лимитируемой контактной прочностью зубьев, целесообразно воспользоваться зависимостью
Fnp = |
КсрпроНр -— |
, |
( l . 17) |
|
•Ань |
|
|
связывающую допустимую |
нормальную |
нагрузку между |
зубьями |
с параметрами, оказывающими наибольшее влияние на величину этой нагрузки. Здесь Кс — постоянная величина.
Наибольшее влияние на размеры и вес передачи оказывает
величина оИр. |
Так, с увеличением |
аНр в 1,41 раза (при |
К3 = const) |
величина G s / 7 |
уменьшается в два |
раза [см. формулы |
(1.10), (L.2) |
и (1.4)]. |
|
|
|
Это указывает на большую ответственность рекомендаций, каса ющихся назначения величины аНр. Отклонения в сторону зани жения влекут неоправданное увеличение веса, габаритов и стои мости, а завышение приводит к росту эксплуатационных расходов
из-за |
необходимости частой замены зубчатых пар и связанных |
с этим |
простоев и может вызвать аварию. |
Обычно целью расчетов на контактную прочность является предупреждение преждевременного выхода из строя из-за разви тия усталостного выкрашивания.
2 В. Н. Кудрявцев и до . |
I |
"•. • |
17" |