Файл: Повышение несущей способности механического привода..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

с некоторого значения величины — , зависящего от Твердости

рабочих поверхностей, продолжительности работы и

конструк­

ции

опор. В гл. 1 даны зависимости для определения

размеров

этих

передач, исходя из работоспособности подшипников каче­

ния

сателлитов.

 

Одним из важнейших условий для повышения надежности и снижения весогабаритных характеристик механического привода является знание законов распределения удельных давлений в кине­ матических парах и умение ими управлять. Это находит отра­ жение в п. 21, где показано, что с помощью продольной коррекции можно существенно улучшить закон распределения удельных нагрузок по ширине зубчатого венца и значительно увеличить несущую способность. Аналогичной проблеме посвящены иссле­ дования в п. 22, где показана возможность значительного увели­ чения долговечности подшипников качения сателлитов за счет управления законом распределения нагрузки среди тел качения.

Глава 8 посвящена исследованию влияния деформаций элемен­ тов соединения вал—ступица на продольное и тангенциальное распределение удельных давлений в шлицевых соединениях.

Использование эффекта многопоточности позволяет получить наиболее компактные и экономичные передачи с регулируемым передаточным отношением. В гл. 7 рассматриваются многопоточ­ ные бесступенчатые передачи типа с I [68], в которых замыка­ ющим механизмом служит регулируемый электропривод постоян­ ного тока, либо объемный гидропривод. Переход от однопоточных электрических и гидрообъемных трансмиссий к многопоточным электромеханическим (ЭМП) или гидромеханическим (ГМП) поз­ воляет снизить габариты, вес и потери на трение. Это объясняется тем, что через регулируемую ветвь, как правило, передается только часть полной мощности двигателя.

Известно, что обычно электроили гидромашины занимают большую часть объема и веса передачи, а потери мощности в них значительно превышают потери в планетарном механизме.

Эффективной мерой воздействия на габаритно-весовые показа­ тели и к. п. д. является выбор кинематической схемы базового механизма, обеспечивающей минимальные установочные мощ­ ности электроили гидромашины. Обычно в качестве критериев оценки схемы многопоточной бесступенчатой передачи исполь­ зуются доля мощности, передаваемой регулирующей ветвью, и отсутствие замкнутой (циркулирующей) мощности в заданном диапазоне регулирования. Для передач с механическими вариа­ торами такие критерии вполне удовлетворительны. Но они совер­ шенно недостаточны при использовании электроили гидрообъ­ емных вариаторов многопоточных передач, так как в этих слу­ чаях необходимо считаться с другим важным положением —• обеспечение минимальной суммарной установочной мощностью электроили гидромашины (стр. 178).

11


Понятие установочной мощности используется при анализе

однопоточных гидрообъемных передач,

например,

применительно

к трансмиссиям

транспортных машин

196]. При

рассмотрении

многопоточных

передач обычно это

понятие отождествляется

с максимальной передаваемой мощностью. В действительности (см. гл. 7) установочная мощность может во много раз превышать максимальную передаваемую мощность.

Известно, что использование существующих методов расчета для приборных зубчатых передач во многих случаях оказывается недопустимым.

В гл. 5 предлагается методика оценки нагрузочной способ­ ности приборных передач, основанная на статистических методах планирования экспериментов.

Г Л А В А 1

НЕСУЩАЯ СПОСОБНОСТЬ ЗАЦЕПЛЕНИЯ

ИРЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫБОРУ ТИПОВ

ПЕРЕДАЧ

1. Несущая способность передач, лимитируемая контактной и изгибной прочностью зубьев

Размеры зубчатых пар находят обычно из расчетов на проч­ ность рабочих поверхностей зубьев. Следовательно, исходными положениями этих расчетов определяется вес передач, стоимость их и эксплуатационные расходы.

Размеры зубчатых передач из условия прочности рабочих поверхностей зубьев определяются по формуле *

Ь. «1-1"

Ь сгаЛиг

Здесь верхний знак относится к внешнему, а нижний •— к вну­ треннему зацеплению (рис. 1.1)

При р = 0:

ьР=тг1Г1г

к г с / с м 2 ;

 

f 1 - 2 )

v .

Щ m a x

Sin 2 а t

w .

 

 

Щ ср ' т к

s i n 2 а

'

 

 

К ~— ^'^ — 8 а

 

 

При р =f 0:

 

 

 

 

^

=

кгс/см2 .

'

(1.3)

Значения # к и кт[п даны в работе [71 ] стр. НО.

Обозначения и определения даны на стр. 3.

13


Рис. 1.1. Цилиндрические передачи с внешним и внут­ ренним зацеплением

220

250 .

300НВ2

56

58

60

62HRC

Рис. 1.2. Ориентировочные значения

k o p при N3

>

yVg#: а — твер­

дость рабочих поверхностей зубьев меньше НВ

350; б

твердость

 

рабочих

поверхностей

зубьев ^

HRC

56:

 

/ — прямозубые

передачи; 2 — косозубые передачи с HBi — НВ2 =

30—60; 3 —- пере­

дачи с высоким перепадом твердостей (HRCt

>

50). Верхние участки заштрихованных зон

соответствуют передачам высокой точности с минимальной неравномерностью распределе­ ния нагрузки по ширине зубчатого венца

14

Коэффициент контактных напряжений определяется по фор­ муле

2

(1.4)

С к = 0 , 9 1 8о— кгс/см2 .

пр

Допустимое значение этого коэффициента

C w = 0 , 9 1 8 - ^ - кгс/см2 .

(1.5)

Ориентировочные значения величины kop приведены на рис. 1.2. Из формулы (1.1) получены зависимости для определения

основных размеров зубчатой пары (рис. 1.1):

d = ^ № 1 ) = _ L { / Ш ^ Ш = i f Z K Z с м . ( i 6 )

 

aw = 0,5(u±l)dM

= 0,b(u ±

\

)

У

^ - см.

(1.7)

Объем

зубчатой пары определяется

 

по

формуле

 

 

Здесь

V 2

= V 1 / C , 1

+

Va /C,2

см2 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= х б Х ь

1 / 2

=

Т "

 

 

 

 

где /Сз 1 и

Кз2—коэффициенты

заполнения

шестерни и колеса.

Величина К3 равна отношению объема

зубчатого

колеса

к ве­

личине

Ъш(£~ш. Для шестерни принимаем /Сз 1 — 1. Для

колеса

с внутренними зубьями,

выполненного

в виде обода

(рис. 1.1, б),

 

h

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Величина-т— обычно

колеблется

от

0,5

до1 0,1.

 

 

 

 

h

 

 

 

 

 

 

 

 

В дальнейшем принимаем -т— •= 0,07ч-0,08 и K3i^

0,3-^-0,35.

Для стальных зубчатых колес получим зависимость для

опре--

деления суммарного веса шестерни и колеса при внешнем зацеп­ лении *

С?2 =

6,2- l O - ' f t X i ( и 2 К з 2 + Кз1)

кг.

(1.8)

* Зависимости для

определения

используются

для получения

сравни­

тельных характеристик передач различных типов и поэтому неизбежная

погреш­

ность, связанная с разбросом величины

К3, не может существенно повлиять на

конечные результаты.

 

 

 

 

15


Учтя формулу (1.1), найдем зависимость для определения веса шестерни и колеса из условия прочности рабочих поверхностей зубьев:

 

 

 

-

 

 

 

 

й*

 

к г -

 

(1 -9)

Момент тихоходного

вала передачи

обозначим через

Гт .

Для

одноступенчатой

передачи

Т т =

Т2-

 

 

 

 

 

 

Сомножитель

при

выражении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12,4ТТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЮЧ0р

 

 

 

 

 

 

обозначим х. т -

е -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

G

^ = w X

K r

- -

'

 

(

U 0 )

Для

одноступенчатой

цилиндрической

передачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(1.11)

Для зубчатой пары внешнего зацепления во многих

случаях

целесообразно использовать

величину

К3, равную отношению

веса шестерни и колеса к весу сплошных

цилиндров

dm,

bw

и

dwi,

bw.

В этом

случае

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х = И ^ М

.

'

(1.11а)

Расчет на изгиб зубьев прямозубых

передач производится

по

формуле

[71]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а ^ Т ^ 7 ^ а

" >

К Г С / С М '

 

 

 

из которой имеем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М

; =

™ ^ с

м

. .

 

 

( U 2 )

 

При

Р =^ О имеем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^

 

=

i

 

^

-

 

 

 

(1.13)

Подставив значения bwd\ из формул

(1.12) и (1.13) в формулу

(1.8), получим:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при

р = О

 

 

 

 

 

 

(1 +

в « ) ,

 

 

 

 

 

 

 

 

l2,4T2K3KFbKFZl

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ' =

 

 

H F ( 7 a ^

 

— '

 

< U 4 >

при

р 4= О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 0 3 ( V o f p ) 8 a

 

и

 

 

^

'

15


Вкруглых скобках в знаменателе подставляется меньшее из двух значений произведений соответственно для шестерни и ко­ леса.

Вбольшинстве случаев имеется возможность реализовать условие

GZF^GSH

(1.16)

и поэтому в дальнейшем при сравнении весов передач различных типов за основу принимается зависимость (1.9).

П р и м е ч а н и я : 1. Условие (1.16) не выполняется в передачах сосравни - тельно малыми значениями N3, поскольку с уменьшением JV3 растет величина от-

т

ношения - = ~ допускаемых моментов из условия контактной и изгибной ПрОЧ- ^ТFp

Т

ности зубьев. Отношение - = —- увеличивается с переходом от нереверсивной на-

грузки к реверсивной, а также с возрастанием твердости

рабочих поверхностей

и числа зубьев г. В связи с

этим увеличение г (с

целью

снижения, например,

виброактивности, объема зуборезных работе потерь

на трение в зацеплении) на­

талкивается

на ограничения,

диктуемые требованиями, предъявляемыми к весу

и габаритам

привода (см.

ниже).

 

 

2. Если

в проектируемой

передаче не выполнено условие (1.16), то несущая

способность лимитируется изгибной прочностью зубьев и не использована нагру­ зочная способность из условия прочности рабочих поверхностей зубьев. Чтобы из­ бежать имеющийся при этом перерасход веса передачи, надо воспользоваться од­ ним из следующих мероприятий или их сочетанием: повысить точность изготовле­ ния; увеличить Y с помощью коррекции; воспользоваться специальной обработкой выкружки зуба, повышающей изгибную прочность зубьев; уменьшить число зубь­ ев; снизить величину Крь (см. стр. 33).

К расчету зубьев на контактную прочность. Для анализа исход­ ных положений, принятых в основу оценки несущей способности зубчатых передач, лимитируемой контактной прочностью зубьев, целесообразно воспользоваться зависимостью

Fnp =

КсрпроНр -

,

( l . 17)

 

Ань

 

 

связывающую допустимую

нормальную

нагрузку между

зубьями

с параметрами, оказывающими наибольшее влияние на величину этой нагрузки. Здесь Кс — постоянная величина.

Наибольшее влияние на размеры и вес передачи оказывает

величина оИр.

Так, с увеличением

аНр в 1,41 раза (при

К3 = const)

величина G s / 7

уменьшается в два

раза [см. формулы

(1.10), (L.2)

и (1.4)].

 

 

 

Это указывает на большую ответственность рекомендаций, каса­ ющихся назначения величины аНр. Отклонения в сторону зани­ жения влекут неоправданное увеличение веса, габаритов и стои­ мости, а завышение приводит к росту эксплуатационных расходов

из-за

необходимости частой замены зубчатых пар и связанных

с этим

простоев и может вызвать аварию.

Обычно целью расчетов на контактную прочность является предупреждение преждевременного выхода из строя из-за разви­ тия усталостного выкрашивания.

2 В. Н. Кудрявцев и до .

I

"•. •

17"