Файл: Повышение несущей способности механического привода..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Угол (3 для прямобочных и треугольных шлицев есть ве­ личина переменная. Пределы его изменения для прямобочных шлицев определяются неравенством

Т а б л и ц а

8.1

0,5&

^ „

0,56

(8.16)

 

 

 

Rr

 

 

 

 

 

 

Значения удельной жесткости

а для треугольных

шлицев

 

шлицевого контакта

 

 

 

 

0,5S„

, л

,

0,55/,

(8,17)

кгс/см2

кгс/см3

10—20

0,5 - 10 5

50

1

- 10s

100

2

- 1 0 6

200

2,5 - 10 5

.300 и более

3,3

- 10 5

Изменение угла для следующим неравенством:

arccos Ri

6)

где Se — толщина зуба по окружно­ сти выступов; Sh — толщина зуба по дуге, соответствующей глубине за­ хода

/ ? m a x = . 0 , 5 £ > - f ;

Rn

0,5d + f

Здесь

/ — размер

фаски,

равный

обычно.радиусу закругления у осно­

вания

зуба.

 

 

 

эвольвентных

шлицев определяется

 

: arccos

- ~ ,

 

(8.18)

<*R

 

 

He

2x

6)

 

8Rcosp f7777'

Рис. 8.4. Нормальные и тангенциальные перемещения для щлицевых зубьев различной формы

причем

arccos

=

30°.

 

Из зависимостей (8.13),

(8.14),

(8.15) следует, что при

равных

ср и R

 

 

 

 

бдгп : бд,э : бдгт =

cos (а +

Р): c o s ^ : cos р\

(8.19)

Принимая за единицу нормальные перемещения в соединении с прямобочными шлицами, получим, что эти перемещения для

204


эволызентных шлицев составляют в среднем 1,15, а для треуголь­

ных с углом профиля

в 30° примерно 1,17.

 

 

Из зависимости (8.11) следует, что напряжения смятия в этих

соединениях в

1,15—1,17 раз больше, чем в соединениях с пря-

мобочными

шлицами.

 

 

 

 

Однако

учет неравномерности

распределения

нагрузки

по

глубине захода

дает

преимущества

соединениям

с эвольвент-

ным профилем

шлицевых зубьев. Именно для беззазорного

за­

цепления (центрирование по боковым сторонам) нормальное перемещение постоянно по всей глубине захода, так как

N3 • (pR cos arccos фГ0. (8.20)

Формула (8.20) показывает на наилучшие условия распреде­ ления напряжений смятия по глубине захода, когда теорети­ ческое значение коэффициента неравномерности Кпр. э 1.

Под коэффициентом неравномерности распределения напря­ жений смятия по глубине захода для любого поперечного сече­ ния соединения, определенного продольной координатой z, по­ нимается отношение

 

 

 

k

 

— - is

 

(8.21)

 

 

 

л н р .

з

0 ср

 

 

где при

загрузке

по

всей

глубине

захода

 

 

 

 

 

а (г, у) dy

 

 

 

 

°"ср =

 

 

(8.22)

Для

соединений с

прямобочными

шлицами:

где

 

,X

= ( 0 , 5 D — / ) 9Cy cospm l n ,

 

 

 

 

V (0,5D

— / ) 2

— б 2

 

 

cosp m l n

=

 

 

 

 

 

0,5/J — /

 

а 0 с р принимается

согласно

рис.

8.5

 

~ \ yCyRcosfidy,

где

C O SP :

(0,5D — / ) cosPmin — у

R

Следовательно,

 

 

 

 

 

 

о-ср =

< F y

l(0,5D

- /) cos p m l n

-

0,5ft3 ]

 

_

( 0 , 5 D - f l c o s f 5 m i n

 

D

(8.23)

H P - з

( 0 | 5 D

_ f ) c o s

p m l n _ 0 _ 5 А з

~

D—h3'

 

205


Формула (8.23) показывает, что при начальном контакте по_ плоскости коэффициент неравномерности распределения напря­ жений смятия по глубине захода не зависит от величины пере­

даваемого

соединением

крутящего

момента.

 

 

 

 

 

 

 

 

Для соединений с треугольными шлицами аналитическое вы­

ражение

коэффициента

kHp3

оказывается

весьма

громоздким.

Однако из-за большого

 

числа

шлицев значение

углов

р с р

весьма

малы и обычно не превышают

1,5—2,5°. Следовательно,

 

несмотря

 

 

 

 

 

 

 

 

на

большую

разницу

между

 

 

 

 

 

 

 

 

Pmln и

Рср ( отношение Jcp

 

3 )

 

 

 

 

 

 

 

 

при

переходе

от D к

 

dcp

(или

 

 

 

 

 

 

 

 

dR) значения косинусов

(а + Р)

 

 

 

 

 

 

 

 

изменяются незначительно. Вы­

 

 

 

 

 

 

 

 

числения

показывают,

 

что зна­

 

 

 

 

 

 

 

 

чения /г1 ф . з для этих

соединений

 

 

 

 

 

 

 

 

можно брать даже ниже, чем

 

 

 

 

 

 

 

 

для

 

прямобочных,

а

именно

 

 

 

 

 

 

 

 

^нр.з -

1,05, тогда как значения

 

 

 

 

 

 

 

 

^нр. 3по формуле

(8.23)

дости­

 

 

 

 

 

 

 

 

гают

 

1,1

и

более.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотренная

картина

не

 

 

 

 

 

 

 

 

учитывает

 

боковых

зазоров

в

 

 

 

 

 

 

 

 

зацеплении,

характерных для

 

 

 

 

 

 

 

 

центрирования

по

наружному

 

 

 

 

 

 

 

 

и внутреннему

диаметрам. Од­

 

 

 

 

 

 

 

 

нако при достаточной

величине

Рис.

8.5. Эпюра

загрузки

прямобоч-

крутящего момента

на

стороне

ного

шлица

по глубине

захода

 

его подвода

(снятия) к соедине­

 

 

 

 

 

 

 

 

нию,

 

т. е.

там,

где

нагрузка

на

него максимальна,

 

контакт

шлицевой

пары происходит

по

всей глубине

захода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Величину

крутящего

момента

7 ^ ,

обеспечивающего

при дан­

ной

величине

бокового

 

зазора

А 0 контакт

в

шлицевой

 

паре

по

полной

глубине захода

 

на расстоянии

г от торца,

где Т (0) =

0,

можно

найти

по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

rp

 

XAoKt

sh I

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(8.24)

 

 

 

 

Т « Р =

d c p ( c h X z - l )

К Г С ' С М -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где Ki— крутильная жесткость шлицевого вала в кгс-см2 ; А,- параметр, определяемый по выражению

cd"

К:

Вдлина соединения.

205

Ч


32. Влияние овальности вала или отверстия на окружную неравномерность распределения усилий по шлицевым парам

Овальность или эллиптичность является одной из ошибок в форме цилиндрических поверхностей, которая в большей или меньшей степени имеется у всех теоретически круглых в попе­ речном сечении деталей. Обычная овальность цилиндрической детали, т. е. разность наибольшего и наименьшего диаметра, не превосходит 1/3—1/2 величины поля допуска. При большей величине овальности у вала и отверстия рекомендуется сборка соединений с подбором, когда малый диаметр совмещают с малым, а больший с большим. В практике, однако, встречаются случаи когда приходится производить сборку цилиндрического вала с отверстием, овальность которого далеко выходит за эти пределы. Передача таким соединением крутящего момента происходит при значительной тангенциальной неравномерности распределения окружного усилия по зубьям. При этом с увеличением крутящего момента, нагружающего соединение, растет количество вступаю­ щих в зацепление шлицевых пар и падает неравномерность рас­ пределения окружного усилия.

В общем случае тангенциальная (поперечная) неравномерность распределения нагрузки в соединениях с овальностью сопрягае­

мых

деталей

зависит от

следующих причин:

 

1), от различной величины угловых шагов шлицев вала и шли­

цев

отверстия;

 

 

 

 

 

2) от тангенциальной

разнозазорности,

вызываемой

различ­

ной

величиной

радиальных зазоров

контактирующихся

зубьев;

3)

из-за неодинаковой

глубины

захода

контактирующихся

зубьев.

Первые две причины наиболее существенны.

Пусть заданная эллиптичность отверстия определяется согласно

рис.

8.6

как

= г а а х ,

(8.25)

 

 

а—Ъ

где

ы т а х

наибольшее расстояние

между средней

окружностью

номинального зацепления (зацепления вала) и искаженной в эл­ липс средней окружностью шлицевого .отверстия.

Величина u m a x по условиям свободной сборки меньше ра­ диального зазора в зацеплении. Условие (8.25) справедливо при постоянстве длины средней окружности зацепления:

ndcp = п - B + rfa = const,

(8.26)

где DB — номинальный размер наружного диаметра шлицевого вала; da — номинальный размер внутреннего диаметра шлице­ вого отверстия, так как при этом .значений u m a x =^ 0,01 d умень­ шение одного диаметра примерно равно увеличению другого.

207


Считая таким образом полуоси а и b известными

а — 0,5dcp

г w m a x ; b ~ 0,5dcp

w,n a x ,

вычислим угол, под которым из начала координатной системы, расположенной в центре соединения, видна / — дута эллипса, соответствующая i — шагу (рис. 8.6).

У1

t

Рис. 8.6. Взаимное расположение средних окружно­ стей цилиндрического вала и эллиптического отвер­ стия

Отсчет шагов будем вести от вертикального малого диаметра к горизонтальному большому. Величина шага, постоянная в силу

условия

(8.26),

определится

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i =

-^>

 

 

 

 

(8-27)

где

п—число

шлицевых

пар

соединения.

 

Длина дуги эллипса М0 /И,- выражается через неполный эллип­

тический

интеграл

I I

рода

Е (/г2,

ср,-)

в

виде:

 

 

 

^

 

 

 

ч>(

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

MJAt

= tt

=

a\ У 1

k2

sin2

cpdcp = aE (k\ Ф ( ) ,

(8.28)

где

k%

параметр

 

эллипса

= a 2 — б 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

&2

 

 

 

 

Ф —

параметрический

угол, определяемый

через параметрическое

уравнение эллипса

 

=

a sin ф,

у — b cos ф)

 

 

 

 

 

 

,

,

 

bx

, n

 

b

 

(8.29)

 

 

 

 

 

tg m = — =

tg 0, —

 

208

 

 

 

 

ь

T«

 

ay

ъ

1

a