Файл: Повышение несущей способности механического привода..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В формуле (8.29) Э(. — центральный угол, под которым видна

дуга

AUMr

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Угловой шаг для г'-й шлицевой пары ДВ(. можно найти как раз­

ность

центральных

углов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A0/

=

0 < - 0 , - i .

 

 

(8.30)

Соответствующая

величина

радиального

смещения ut

(рис. 8.6)

равна

 

и, — г, — 0,5d„

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*ср

 

 

 

 

 

 

Так как согласно рис. 8.7, где через

 

 

 

осд обозначен угол зацепления,

а через

 

 

 

а 1

угол профиля

зуба,

величине uL

 

 

 

соответствует

величина

тангенциаль­

 

 

 

ного

смещения

т>„(.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=

Щ t g

« д .

 

 

(8.32)

 

 

 

то полная

величина

тангенциального

 

 

 

смещения

шлица

отверстия

от

номи­

 

 

 

нального

среднего положения

в

/-за­

Рис. 8.7. Связь

радиального

цеплении

будет:

 

 

 

 

 

 

и тангенциального смещения

 

 

«•>,-

=

К

+ V

 

 

для

шлицев

треугольного

 

 

 

(8.33)

профиля

В формуле

(8.33)

через т) ш обозначено

тангенциальное смеще­

ние, возникающее из-за неравенства угловых шагов вала и отвер­ стия

К

=

(ГсР +

0,5и,) 6 9 № >

(8.34)

где 6 8 ( S — накопленная

ошибка

углового шага в направлении от

диаметра к диаметру

 

 

 

69,

 

 

(8.35)

Исходя из величины тангенциального смещения т>,., получаем фактическую величину зазора в /-зацеплении ct в виде

 

Сп

|0,

(8.36)

1

2 c o s a n

 

 

где сп — номинальная величина нормального зазора в соедине-

^НИИ.

Для свободной сборки соединения необходимо, чтобы

2 | т).т а х | cos а д =s£ с„.

(8.37)

Условие (8.37) позволяет определить либо максимально до­ пустимую величину овальности, либо найти необходимую вели­ чину зазора в зацеплении.

14 В. Н . Кудрявцев и др.

209



Законы распределения смещений f>t. (i) и зазоров ct (i) дают возможность перехода как к определению крутящего момента, передаваемого соединением в зависимости от числа находящихся в зацеплении шлиц, так и к определению нагрузки на наиболее нагруженную пару.

Максимальную нагрузку, очевидно, будет нести шлицевая

пара, имеющая минимальный зазор cm i n и минимальную

погон­

ную податливость

A,m i n

(см2 /кгс).

При вступлении в

зацепление

i-и шлицевой пары с податливостью %[ и с зазором с{,

нагрузка

на пару, первой

вступившей в

зацепление (индекс I ) ,

будет

 

<?! =

<7шах =

КГС/СМ.

 

(8.38)

Крутящий момент (кгс-см/см), вызвавший эту нагрузку и со­ ответствующий вступлению в зацепление шлицевой пары с индек­ сом т>у- (последовательность индексации / будет соответствовать последовательности вступления шлицевых пар в контакт) най­ дется, как сумма

 

 

Тк» = Т; = 2%д1г„

(8.39)

 

 

 

/=1

 

 

где коэффициент

2

учитывает

период

функции $7 (г).

Соответствующий

коэффициент тангенциальной

(поперечной)

неравномерности

определится

как

отношение

 

Методика исследования работы соединения при сопряжении овального вала с цилиндрическим отверстием (случай значительно более редкий) аналогична рассмотренной. Разница будет в знаке величины йщ, положительной в области малого диаметра и отри­ цательной в области большого. (Для случая эллиптического от­ верстия мы имели отрицательные значения т}„г в области малого диаметра.)


ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИМЕР РАСЧЕТА РОЛИКОВОГО ПОДШИПНИКА, РАЗМЕЩЕННОГО В РАСТОЧКЕ САТЕЛЛИТА

С ПОДАТЛИВЫМ ОБОДОМ

Выполним

расчет

подшипника

сателлита,

представленного

на рис. 6.7. Исходные данные

для расчета

представлены в

табл. I . Ролики

в подшипнике

размещены попарно, поэтому

в формулу

(6.34)

для

вычисления контактной

деформации вве­

дена суммарная длина контактной линии двух роликов. В преде­ лах допусков на изготовление деталей подшипника и с учетом воз­ можных вариантов сборки были выделены четыре значения ради­ ального зазора д. Относительный зазор в подшипнике вычислен

при значении окружного усилия Ft =

400 кгс,

соответствующего

номинальному

режиму

нагрузки

в

зацеплениях

планетарной

передачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система уравнений

(6.47)

имеет

аналитическое

решение.

Для

нечетного

числа

нагруженных тел

качения п

получим

 

 

 

[(i 1)Y]

 

2

 

 

 

 

 

 

Ft

= Bcos

Ut

9n [tgat

+

A1]-£Tcos[2(i-l)y]

+

 

 

96я

H_

1 — З А

-^jCos[Z{i-\)y\

 

 

 

 

 

P

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

для n

четного

имеем

 

 

 

 

 

 

 

 

P*,

= В cos

 

 

 

д

 

2

 

 

 

 

Ft-

 

 

 

XFt

'_

 

 

 

 

 

Ш С 0

2

li — -

 

1

Гя

н

 

зл, X

 

 

 

 

96я

 

 

 

X

5

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

L

р

 

 

 

x l £ 7 C 0 S

В этих зависимостях коэффициенты Аъ А% и В определяются по одинаковым формулам для расчетных схем на рис. 6.8, а и б,

14*

'

211


Геометрические параметры подшипника

Т а б л и ц а I

 

Наименование

Обозначение

Размер­

Величина

и формула

ность

 

 

Момент инерции обода сател­ лита

Радиус центра тяжести попе­ речного сечения обода сателлита

Число тел качения в одном ряду

Число рядов тел качения

Диаметр ролика

Длина ролика без фасок

Суммарная длина контактной линии

Податливость в контакте ро­ лика с беговыми дорожками

Модуль упругости первого рода

Относительная податливость обода

Относительный зазор в подшипнике при значении тангенциаль­ ного усилия в зацеплении Ft = = 400 кг и значениях радиаль­ ного посадочного зазора в см

Угол зацепления

Расстояние от окружности цен­ тра тяжести поперечного сечения до начальной окружности

 

/

 

см 4

 

0,2173

 

Р

 

СМ

 

2,836

 

г

 

 

7

 

m

 

1

2

 

dp

 

см

 

1,1

 

h

 

см

 

1,0

 

 

 

 

 

 

щ

 

см

 

2,0

.

5 , 6 2 - Ю - 8

см/кгс

 

2,81 - Ю - 8

Х ~

 

2 / р

 

 

 

 

 

Е.

принято

кгс/см 2

 

2,1 - 10 6

 

рз

 

 

17,85

 

KEJ

 

 

 

 

 

 

 

 

д =

0,00

|

0,00

д

а =

о,оо15 j

 

1,33

 

д =

0,0022

 

2,00

 

д =

0,0030

 

2,67

 

Щ

 

град

 

24° 13'

 

Н

 

см

 

0,673

Относительное плечо окружной

Н

0,237

 

силы

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

I I

Значения сумм

S K в зависимости от

числа нагруженных роликов п при г =

7

Суммы

Число нагруженных

роликов

 

 

n ==3

n = 4

 

n = 5

 

 

 

 

S i

2,2470

2,2470

'

1,8020

 

s2

0,5550

—0,5550

 

—1,2470

 

Ss

—0,8020

—0,8020

 

0,4450

 

Si

—0,8020

0,8020

 

0,4450

 

5 5

0,5550

0,5550

 

—1,2470

 

s .

2,2470

—2,2470

 

1,8020

 

2 12