Файл: Петрина, Н. П. Объемные гидромашины (насосы и двигатели).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
2
Рис.2.17 Конструкция гидромотора ГРП-2А
мешены три ряда цилиндров, по 18 штук в каждом. Каждые три поршня (плунжера) 15, расположенные в меридианной плоскости, соединены траверсой 9, на концах которой свободно насажены катки 6 с бронзовыми втулками. Каждый плунжер зафиксирован относительно траверсы штифтом 13.
При вращении ротора катки движутся (катятся) по четырехходовым копирам (направляющим) 12 и 5, а траверсы перемеща ются в радиальных пазах ротора. Исследования показывают, что
для увеличения равномерности вращающего (крутящего) |
момента |
|
и уменьшения механического трения профиль копиров |
- |
участки |
кривых DEF желательно выполнять по архимедовой |
спирали. |
Если ротор вращается в сторону, указанную стрелкой, то на участке профиля копира F E поршни совершают холостой ход (опорожнение цилиндров), а на участке ED - рабочий ход (наполнение цилиндров). Таким образом, каждый поршень при четырехходовом копире совершает четыре хода опорожнения цилиндров и четыре хода наполнения рабочей жидкостью под давлением, создаваемым насосом.
Вал гидродвигателя вращается в сферических роликовых подшипниках 19 и I ; подшипники размещены в расточках крышек 2 и I I .
Вкрышке 8 имеются две кольцевые выточки А и Б, к каждой из которых подходят по два канала для подвода и отвода ра бочей жидкости. Трубы гидросистемы присоединены к крышке фланцем 4 .
Вцилиндрическом маслораспределителе 3 просверлено во семь продольных каналов для подвода и отвода рабочей жидко сти к цилиндрам. Четыре канала сообщаются с кольцевой выточкой А и остальные четыре - с высотой Б.
Обозначив i кратность действия каждого из 2 поршней, получим уравнение среднего расхода высокомоментного гидро мотора:
Q T . c P = l 2 P S ^ |
м'/с |
, |
(2.30) |
85
чему соответствует среднее значение вращающего (активного) момента
M T C p = - % ^ = ^ l z F 5 P 1 0 l ( кге-м, |
(2.31) |
где F - площадь поршня, м ;
S- ход поршня, м;
р- давление жидкости, кгс/сма.
Путем увеличения кратности действия в L раз можно, при прочих равных условиях, во столько же раз» увеличить подачу или уменьшить число оборотов гидродвигателя. В некоторых гидродвигателях путем увеличения кратности действия до 10-12 удается получить вращающий момент до 5000 кге-м при устой-давых оборотах равных 2-10 об/мин.
§ 2 . 6 . Давление в цилиндре (под поршнем) в периоды всасывания и нагнетания кривошипно-поршневого насоса
Для нормальной работы насоса необходимо, чтобы жидкость
не отрывалась от |
поршня и следовала |
его |
закону движения |
|
2 . 1 5 ) . |
Неустановившееся движение жидкости вызывает периоди |
|||
ческие |
изменения |
(пульсации) подачи |
и |
давления, что для |
многих потребителей (механизмов, технических средств) неже лательно или недопустимо. Уравнения давления под порпнем в период всасывания и нагнетания можно пол/тшть на основа
нии изрестного из гидромеханики уравнения неустановившегося
движения для |
идеальной |
жидкости: |
|
|
||
9 |
! |
р |
^ |
С2 \ |
i Эс |
п |
a r ( z + T + a g - ) + |
- g - а г = 0 - |
|||||
Умножав э^о уравнение |
на cli |
и проинтегрировав его для |
дв^х произвольных сечений потока, получим уравнение в форме
уравнения Д.Берцуллх: |
|
|
. |
|
|
|
|
|
|
дс |
- di = const. |
Z |
2q~Zz |
1 |
2g g |
9 t |
86
Для тех же сечений потока реальной жидкости с учетом потерь энергии получим уравнение Д.Бэрнулли для неустано вившегося движения реальной жидкости.:
|
V |
2д |
|
^ - d i , ( 2 . 3 2 ) |
1 |
2 |
У |
||
где |
- |
сумма потерь энергии на трение по длине и на ме |
||
|
|
стные |
сопротивления; |
|
I |
- |
длина |
поточа; |
gj at d i - инерционный напор.
^ А. Давление под поршнем р л в период всасывания
определим из уравнения ( 2 . 3 2 ) . Оно применительно ко всей длине трубопровода \,ъ при движении
внем жидкости со скоростью
Cg |
в период всасывания, |
||
когда |
поршень движется вправо |
||
со скоростью |
с , а на уро |
||
вень А-А действует при этом |
|||
постоянное (в частном |
случае, |
||
атмосферное) |
давление |
р а |
|
(рис.2.18). |
Обозначим |
пло |
скость сравнения А-А и гидрав лические сопротивления, со стояние из сопротивлений по длине трубопровода, местных сопр">тивлений и сопротивлений всасывающего клапана насоса,
Z h . Тогда для участка от А-А до торцовой поверхности поршня,
Рис. 2.18.Принципиальная схема насоса простого дей
ствия
87
приняв, что |
1'л=1/ь + 1 ь * , |
можно написать уравнение |
Последний член этого |
уравнения называется и н е р ц и |
||
о н н ы м |
н а п о р о м |
и представляет собой ту энергию, |
|
которую необходимо затратить для того, чтобы всей массе |
|||
жидкости, находящейся во всасывающем трубопроводе, клапан |
|||
ной коробке |
и цилиндре насоса (i B - * - x) |
сообщить ускорение, |
Зг
равное ^ f - . Для приводных |
(кривошипных) насосов оно |
будет |
ОТ |
|
|
составлять |
|
|
|
o o 2 r cosq>. |
(2.34) |
Так как скорость зависит только от времени, то |
|
|
Эс _ dx |
|
|
9i |
~" d t ' |
|
У корабельных насосов диаметры всасывающих трубопроводов обычно на всей длине 1 в постоянны и несущественно отлича ются от диаметров цилиндров, поэтому вместо уравнения (2.33) получим уравнение давления под поршнем в период всасывания:
Для суждения о характере изменения давления |
р х |
необ |
|
ходимо оценить изменение переменных членов уравнения |
( 2 . 3 5 ) . |
||
Выше было отмечено, что скорость поршня невелика и поэтому |
|||
ее влиянием на р х |
можно пренебречь. Существенное |
влияние |
|
может оказыватьZfy |
за счет сопротивления клапана главным |
образом в момент его открытия (отрыва от седла), и в большей
*Для упрощения выводов допускаем, что на длине {"ъ дви жение такое же как и на длине i B .
88
мере - инерционный напор, который в первой половине хода является инерционным сопротивлением. Действительно, в первой
|
Г |
_ . |
\ . |
no |
, имеем |
i'e+X |
. л „ |
, |
|
половине хода, т. е. |
при ф = 0 |
|
* а д " |
со'Г |
|||||
а при q) |
= 9 0 и |
этот |
член равен |
|
нулю, Следовательно, |
в на- |
|||
чале хода |
поршня (при х = 0) |
инерционные |
и гидравлические |
||||||
сопротивления |
будут |
наибольшими, |
|
и в начальный момент |
|
всасывания давление под поршнем будет наименьшим. При движе нии поршня во второй половине хода знак его ускорения меня ется на обратный, т. е. при Ц) = 90 ~ 180°, C0SU> стано вится отрицательным. Это значит что энергия, затраченная на ускорение жидкости в первой половине хода, возвращается во
второй половине хода |
и давление |
рх |
увеличивается.Изложен |
||||||
ное можно иллюстрировать графиком зависимости Рх = Ч г ( х ) , |
|||||||||
где |
линией |
BDE |
показано |
измене- |
п |
||||
ние |
р х |
(на рис. 2.19,как и на |
|
|
|||||
рис. 2 . 1 , 00 - абсолютный вакуум, |
|
||||||||
АА - атмосферное давление).Линия |
|
|
|||||||
давления |
B D E |
|
построена с учетом |
|
|||||
суммирования значений |
последних |
|
|
||||||
четырех членов |
уравнения (2.35) |
|
Рх |
||||||
в зависимости |
от |
хода |
поршня х . |
|
|||||
|
|
||||||||
При этом отрезок |
BD |
характеризует |
Ра |
||||||
инерционное и гидравлическое |
сопро |
||||||||
тивление всасывающего клапана в мо |
|
||||||||
мент его отрыва от седла в началь |
|
||||||||
ный период |
всасывания. Следователь- |
Рис. 2.19. Зависи |
|||||||
но, явление кавитации и отрыв |
|
||||||||
мость давления под порш |
|||||||||
жидкости от поршня можно ожидать |
|
нем в период всасыва |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ния и нагнетания (рас- |
|
в начале всасывающего хода поршня, четная индикаторная |
|||||||||
когда р х |
|
принимает наименьшее |
|
диаграмма) |
|||||
значение. |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Б. Давление под поршнем |
р' |
в период нагнетания. Дав |
||||||
ление под поршнем р х |
в период нагнетания так же непостоян |
но, как и давление всасывания, что объясняется теми же при
чинами. Уравнение неустановившегося движения в форме уравне89