Файл: Петрина, Н. П. Объемные гидромашины (насосы и двигатели).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В. Необходимость и размеры (объем)

воздушных колпаков.

Размеры определяются в зависимости от требуемой величины

с т е п е н и

( к о э ф ф и ц и е н т а )

н е р а в н о ­

м е р н о с т и

д а в л е н и я © * ,

которой принято

считать:

 

 

 

 

б -

0,014 - 0,05,

(2.45)

где Ртах. и Pnun

~ наибольшее и наименьшее давления

для

 

данного колпака, определяемые по урав­

 

нениям (2.41) и ( 2 . 4 3 ) ;

 

*Pwwj-pmtoi

Рср=

g

среднее

давление

воздуха

в колпаке.

Обычно принимается

для

всасывающих колпаков 5 * 0 , 0 2 - 0 , 0 5 ,

для напорных 6 а*

0,01-

0,05.

При 6 <

0,025

движение жидкости

в трубопроводах почти установившееся. Чем длиннее трубопро­ вод, тем меньше значение 6*. Допуская, что воздух в кол­ паке сжимается и расширяется по изотерме, т. е.

p K V K = const,

получим для двух

крайних его состояний

 

 

Ритах

Уктох ^

 

 

Pumin

^кпнп

откуда после ряда

преобразований получим

 

VKCP

g

 

где Д\Г

на основании обработки графиков подачи имеет

следующие

величины.

 

 

Кратность действия

насоса

Простого

действия

0,55-F-S

Двойного

действия

0,21-F-S

Тройного

действия

0,009-F-S

Четвертого действия

C.042-F-5

96


Так как воздух занимает примерно 2/3 объема колпака, то полный его объем будет

V * = f - V , c p = f - ^ - '

(2.46)

На кораблях (судах) обычно применяются насосы

четырех­

кратного действия как приводные, так и прямодействующие. В трубопроводах этих насосов, как уже отмечалось, движение жидкости достаточно равномерное; поэтому насосы небольшой подачи и неответственного назначения воздушных колпаков не имеют.

Кроме того нет необходимости снабжать корабельные насо­ сы всасывающими воздушными колпаками, так как всасывающие трубопроводы гидравлически короткие. Воздушными колпаками оборудуются насосы быстроходные и работающие на длинные трубопровода, давление жидкости в которых, по условиям работы потребителей, не должно меняться (котельные питатель­ ные насосы, пржарно-напорные, топливные, масляные,осушитель­ ные с длинными всасывающими трубопроводами). Вопрос о вы­ боре колпаков решается в каждом отдельном случае путем расчетов насоса и обслуживаемой системы.

§ 2 . 8 . Клапаны

Назначение и устройство

Назначение клапанов состоит в том, чтобы периодически соединять и разобщать всасывающий и напорный трубопроводы с рабочей полостью насоса. К клапанам предъявляются сле­

дующие основные требования: полная герметичность в закрытом состоянии; посадка тарелки клапана на седло (гнездо) без стука; минимальные гидравлические, сопротивления; способ­ ность к быстрому открытию и закрытию. Эти требования в срответствии с основными параметрами насоса удовлетворяются

97

выбором типа клапана, принятыми соотношениями его разме­ ров, числом двойных ходов поршня и материалами, из которых изготовляются детали клапана.

Большинство современных поршневых насосов для перекачи­ вания однородных жидкостей (чистой воды, нефтепродуктов и т. д . ) снабжено самодействующими тарельчатыми клапанами - весовыми (рис. 2.21) или пружинными (рис. 2 . 2 2 ) , которые открываются и закрываются силами, действующими на тарелку клапана (рис. 2 . 2 3 ) . Клапаны являются наиболее уязвимой частью поршневых насосов. Их надежность чаще всего опре­ деляет надежность насоса, поэтому клапаны требуют к себе квалифицированного внимания.

Рис. 2 . 2 1 . Весовой

Рис.2.22.Конструкция

Рис.2.23.Схема

тарелчатый клапан

тарелчатых пружинных

самодействующе-

 

клапанов: а)с

бронзо-

го пружинного

 

вой тарелкой;

б)с ре-

тарелчатого

 

зиновой тарелкой

клапана

Роторно-поршневые насосы и двигатели вместо клапанов снабжаются системой каналов: А и Б в цапфе 3 радиального насоса (см. рис. 2.9) или (7'и 8) в распределительной голов­ ке 3 осевого насоса (см. рис. 2 . 7 ) .

98


Уравнение сил, действующих на тарелку клапана

Наиболее характерные силы, действующие на тарелку пру­ жинного клапана следующие:' сила суммарного гидродинамиче­ ского давления, сила инерции тарелки и пружины клапана, сила тяжести тарелки и пружины, упругость пружины, силы

гидравлического трения, сила реакции от изменения количества

движения перед и над тарелкой.

 

 

Т. Сила суммарного

гидродинамического

давления Р

, ко­

торая необходима для открытия (подъема),

например

тарелки

всасывающего клапана,

будет:

 

 

P - P i ^ - p * n r ~ ( P r P * ) f «

'

{ 2 Л 7 )

а для закрытия (опускания, посадки на гнездо):

 

где ( t » d 4 , так как d ,-+(2т4) мм. Сила Р явля­ ется подъемной силой, она отрывает тарелку клапана от гнезда, затем поднимает и удерживает ее в поднятом состоянии до тех пор, пока существует разность давлений р 4 - р х . В мертвой точке, например в конце хода всасывания, давление в цилинд­

ре мгновенно изменяет свою величину от р* до р£ >Р<

,

поэтому Р Х > Р

,

т. е. направление вектора силы гидродина­

мического

давления меняется по величине и по направлению,

теперь

эта сила

клапан закрывает.

 

2. Сила инерции тарелки и пружины клапана для приводных

(кривошипных)

насосов:

 

 

3

-jf- CO^T COS Ц)«.-•— СОCOS Ц>,

(2.49)

где

& -

сила

тяжести тарелки и пружины клапана в жидко­

 

 

сти;

 

 

р- площадь поршня;

-площадь отверстия в седле клапана (для .упрощения допускаем f, ~ F ) .

99



Сила 3

в начале

открытия клапана

(ф = (f)

является силой

сопротивления, так

как она направлена против Р . Во

второй

половине

хода поршня при cf=904-180°

эта сила

меняет

знак

на обратный и поэтому действует в том же направлении, что

и Р .

 

 

 

 

 

3 . Сила тяжести тарелки и пру*

чк клапана

в жидкости & j

эта сила для всасывающего клапана всегда направлена противо­

положно

силе

Р .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 .

Упругость пружины

R

имеет

тоже направление, что

и сила

& .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Силы, которыми можно пренебречь ввиду их малости:

 

а) сила трения направляющих устройств клапана;

 

б) сила реакции как результат изменения количества

движения жидкости перед тарелкой и

над

тарелкой;

 

в) разность сил инерции жидкости перед тарелкой и за

тарелкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уравнение

сил, действующих на тарелку при ее

подъеме:

 

 

 

P - & - R ± U = 0

 

 

 

 

(2.50)

и при посадке

на седло

(гнездо):

 

 

 

 

 

 

 

 

PX + & + R T D - W = 0

,

 

 

(2.51)

 

W

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

где

- сила сопротивления слоев жидкости под

тарелкой

 

 

клапана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 . Высота подъема тарелки клапана

и ее

удар

 

 

 

 

о

седло

 

 

 

 

 

 

Высота подъема тарелки

клапана х к п

(рис.

2.23) должна

обеспечить минимально возможные гидравлические потери в

клапане, для чего х к л

надо увеличивать,

и вместе с тем

не допускать появления ударов тарелки о седло клапана,

что

требует уменьшения х к „ .

Эти противоречивые

требования

разрешаются только опытным путем, и поэтому в конструкциях клапанов предусматриваются ограничения величины подъема тарелки клапана. Следует заметить, что тарелка клапана поднимается весьма быстро (рывком). Причем, как показывают

100