Файл: Петрина, Н. П. Объемные гидромашины (насосы и двигатели).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
опыты, скорость подъема и посадки не подчиняются каким-ли
бо строгим |
закономерностям*. |
|
|
|
|
|
|||
|
Практикой установлена зависимость между высотой подъема |
||||||||
клапана и |
диаметром отверстия |
седла |
(гнезда) |
клапана: |
|||||
|
Определим теоретическую величину х к „ . Для этой |
цели |
|||||||
напишем уравнение |
сплошности для проточных каналов |
клапана: |
|||||||
|
|
|
f , C 4 = K K f t 0 C d C H |
, |
|
|
(2.52) |
||
и видоизменим уравнение |
(2.47) |
таким образом: |
|
|
|||||
|
|
P = ( P < - P x ) f < = f ^ h K |
f l = f 4 ^ K r t - ^ ^ |
|
(2.53) |
||||
где |
- |
Хкл~ коэффициент |
гидравлического сопротив |
||||||
|
|
|
ления открытого |
клапана, |
вычисленный |
||||
|
|
|
по |
скорости |
в |
щели клапана |
Си»,', |
||
|
hK „=0,5f5 м |
- потеря напора в клапане, |
зависящая |
||||||
|
|
|
от его устройства; с увеличением напо |
||||||
|
|
|
ра насоса ее |
увеличивают. |
|
|
|||
|
Из уравнений |
( 2 . 5 0 ) , |
(2.52) |
и |
(2.53) получим: |
|
где ju.=-p=r - коэффициент расхода клапанач. £ |
|
||||
Величины ju,7 |
к , С , J |
сами зависят от величины |
|||
подъема клапана, |
поэтому |
точное аналитическое определение |
|||
высоты х к |
я почти невозможно. Однако уравнение |
^2.54) |
|||
позволяет |
исследовать взаимосвязь величин |
определяющих |
|||
действие |
клапана . |
|
|
|
|
1 I . А.Э.Роттэ. Испытания насосных установок. |
М..1967. |
||||
стр. 94. |
|
|
|
|
|
2 . Х.Г.Давлетшин. Исследование движения клапана глубинно |
|||||
го насоса с применением скоростной киносъемки |
Сб.трудов |
||||
Уфимского нефт. инст., вып. П, 1958. |
|
|
|||
8 Строго говорятнадо |
было бы учитывать |
и коэффициент |
сжатия потока £ , которым обычно пранебоегают ввиду трудно сти его определения.
В момент отрыва тарелки клапана от своего гнезда раз
ность |
давлений р < - р х |
|
должна быть тем большей, чем больше |
|||||
сила |
тяжести клапана |
& |
первоначальное сжапге |
пружины R |
||||
к число двойных ходов |
поршня в минуту п . |
ото |
достаточно |
|||||
наглядно |
иллюстрируется |
линиями BP |
и СМ |
на индикаторной |
||||
диаграмме |
(см. рис. 2 |
. 1 9 ) : |
в начал |
.ъй период |
всасывания |
|||
давление |
под поршнем должно |
быть меньше, чем в |
течение |
остального времени всасывающего хода поршня; а в начальный период нагнетания - больше, чем в течение остального време ни хода нагнетания. Высота подъема клапана будет тем боль ше, чем больше его площадь, число двойных ходов поршня и скорость жидкости в седле клапана и чем меньше его вес, упругость пружины и коэффициент расхода. Для увеличения раз ности давления необходим некоторый промежуток времени, поэтому всасывающий клапан откроется с запозданием, т. е . после того, как поршень уже пройдет некоторую часть своего всасывающего хода.
Взаимопротивоположные влияния силы инерции клапана и упругости пружины приводят, при изменяющейся величине гид равлического сопротивления и скорости обтекания клапана,
ктому, что клапан достигает максимальной величины подъема
впромежутке между углами от Ц> = 90° до Ц» = 180°, что подтверждают опыты*
Опытами установлено, что совместное увеличение высоты подъема клапана г числа двойных ходов поршни или увеличение каждого же них порознь сверх некоторого предела,вызывает стук клапана в результате удара его тарелки о седло (гнез до) и преждевременное их срабатывание.Из уравнения (2.54) следует,что для уменьшения высоты подъема клапана при уве личении числа двойных ходов поршня необходимо уменьшать
вес |
клапана |
увеличивая упругость пружины R, что ш нахо |
|
дит |
применение |
на |
практике. |
1 |
Х.Г.Давлетшин. |
Исследование движения клапана глубинного |
насоса с применением скоростной киносъемки. Сб.трудов Уфимского нефт. инст., вып. П, 1958.
102
При закрытии клапана справедливо уравнение (2.51).кото рое отличается от уравнения (2.50) появлением силы сопротив ления слоев жидкости под тарелкой клапана W . Для посадки тарелки в гнездо необходимо из клапанной щели удалить (выдавить) жидкость, для чего необходим некоторый промежуток времени. Поэтому тарелка садится не мгновенно, а с некоторым
опозданием, т. е. при угле Lp>180°. |
|
Под влиянием суммы первых четырех величин уравнения |
|
(2.51) может значительно |
ускориться посадка клапана, и при |
относительно большом хК ц |
может появиться удар тарелки кла |
пана о седло, что субъективно воспринимается в виде стука. |
|
Посадка клапанов прямодействукщих насосов находится |
|
в более благоприятных условиях, так как поршни этих насосов |
|
в своих крайних положениях останавливаются на некоторое |
|
время, что на рис. 2.12,в |
показано линиями a-t>. Время |
остановки поршней обычно бывает достаточным для своевремен
ного открытия и закрытия клапанов. Таким образом, |
устраняет |
||||||||
ся запаздывание открытия и закрытия клапанов. |
|
||||||||
|
Ввиду трудности аналитического определения допустимой |
||||||||
высоты подъема клапана и предельного числа двойных |
ходов, |
||||||||
в целях исключения стука клапанов, рядом исследователей |
|||||||||
(Л.Клейном, Г.Бэргом, И.И.Куколевским и др.) |
были проведены |
||||||||
многочисленные опыты, которыми установлена граница стука |
|||||||||
клапанов при помощи уравнения |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
n - x K n m a x « 5004-ТОО, |
|
(2.55) |
||||
где |
х к л |
п,^- наибольшая допусшая |
высота подъема |
клапана, |
|||||
|
|
|
мм; |
|
|
|
|
|
|
|
|
П - |
данное число двойных ходов поршня в минуту. |
||||||
|
TF.OIM образом, ч и с л о |
д в о й н ы х |
х о д о в |
||||||
п о р ш н я |
о г р а н и ч и в а е т с я |
н е |
т о л ь |
||||||
к о |
я в л е н и я м и |
к а в и т а ц и и , н о |
i н е |
||||||
д о п у с т и м о с т ь ю |
с т у к а |
(ударов) |
к л а п а |
||||||
н о в , |
так как это явление |
может |
привести |
к преждевремен |
|||||
ному разрушению тарелок |
и износу |
гнезд |
клапанов. |
|
103
§ 2 . 9 . Вакуумметрическая высота всасывания,число оборотов (двойных ходов) поршня и кавитационная
характеристика насоса
I . Сухое всасывание (самовсасывание). При длительном бездействии насоса его всасывающий трубопровод заполнен воздухом, т. е. он сухой. Удаление (откачка) этого воздуха называется сухим всасыванием, или самовсасыванием. В период откачки воздуха из всасывающего трубопровода и заполнения его перекачиваемой жидкостью насос работает как компрессор. Следовательно, к этому пусковому (начальному) периоду наи более удобно применить изотермический процесс, что позво лит в простом виде рассмотреть условие заполнения всасываю щего трубопровода жидкостью и условие пуска насоса в дей ствие. Обозначим:
" V ^ « F S
V B p
V T p
-объем, описываемый поршнем (теоретический" объем цилиндра);
-объем вредного пространства, который равен объему рабочей камеры, когда поршень нахо дится в крайнем левом положении (рис.2.1),
чему |
соответствует |
Vr = 0; |
- объем |
всасывающего |
трубопровода; |
\ = — 1 = - относительный объем вредного пространства.
V t
Предположим, что в начале пуска насоса поршень нахо дится в крайнем левом положении, чему будет соответствовать давление в рабочей камере, равное атмосферному давлению ра« Когда поршень придет в крайнее правое положение, давление под поршнем р х определится из уравнения изотермического процесса:
Pa (VTP+V4 ,)=PX(VT P+VB P+VT) ,
откуда
Г, = D |
Утр^Уьр |
(2.56) |
104
1
Через некоторое время работы насоса
|
|
|
|
, |
У ТР |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
т |
z |
V n |
' |
|
|
|
|
где |
2, - кратность |
действия |
насоса; |
|
|
|
|
||||
|
|
И - число оборотов (двойных ходов) |
насоса, |
|
|||||||
из |
всасывающего трубопровода воздух |
в количестве |
V T p |
||||||||
будет |
|
удален (откачан) и давление |
р х |
. |
станет достаточным |
||||||
для подъема жидкости на заданную высоту |
z b |
(рис.2.18). |
|||||||||
Уравнение (2.56) |
теперь |
примет |
вид: |
|
|
|
|
||||
|
|
р |
* = |
р » ^ = р |
» " £ г ' |
|
|
( 2 ' 5 7 ) |
|||
откуда |
следует, |
что |
с увеличением |
Д. |
увеличивается |
р* , |
|||||
а значит, будет уменьшаться высота подъема |
2 ь , |
что |
сле |
||||||||
дует |
из основного уравнения гидростатики: |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
Р а = * 2 в + рх , |
|
|
|
|
||
где |
# |
- удельный |
вес |
жидкости. |
|
|
|
|
|
Вредное пространство ухудшает высоту подъема жидкости тем больше, чем больше жидкость насыщена воздухом и чем хуже уплотнение (герметичность) всасывающего тракта насоса.
Поршневой насос не будет способен к сухому всасывай;™, если в напорном трубопроводе имеется большое давление на гнетания р н . Применив для хода нагнетания тот же изотер мический процесс, получлм
откуда, давление под поршнем в конце хода нагнетания:
Рнк^Рн V b P |
' |
(2.58) |
Если окажется, что давление воздуха в напорном трубо проводе Рн>Рнх > т 0 поршень насоса не сможет вытолкнуть (откачать) воздух из всасывающего трубопровода. В таком случае необходимо уменьшить объем воздуха в рабочей камере путем ее заполнения перекачиваемой жидкостью, или же надо заполнить жидкостью весь всасывающий трубопровод. Из рас смотренного следует, что для ускорения пуска насоса и его
105
надежности всасывающий трубопровод должен быть заполнен жидкостью.
2 . Допустимая вакуумметрическая высота всасывания. При проектировании и эксплуатации поршневых насосов наи больший интерес представляет допустимая высота всасывания
(1.33) |
и соответствующее ей допустимое число двойных ходов |
||||||||||
поршня. |
В уравнениях |
(2.35) |
и (2.43) |
можно так изменить |
|||||||
члены, |
заключенные в скобки, что давление под поршнем |
р х |
|||||||||
окажется равным или станет даже меньше упругости паров р„ |
|||||||||||
жидкости при данной температуре*, что вызовет явление |
|
||||||||||
кавитации. Зто явление |
возможно в начальный момент всасы |
||||||||||
вающего хода |
поршня |
( |
ср = 9 0 ° ) , когда |
из |
располагаемой |
||||||
энергии |
-ч|р- |
или |
- у ^ |
будет затрачиваться некоторая |
ее |
||||||
часть на создание ускорения жидкости во всей всасывающей |
|||||||||||
линии (трубопровод-насос) |
и на преодоление |
наибольшей |
|||||||||
величины сопротивления |
всасывающего клапана. |
|
|
||||||||
В деаэрированной воде кавитация начнется при давлении |
|||||||||||
всасывания р х |
= р п |
. В воде, |
насыщенной воздухом, |
кавитацион- |
|||||||
ные каверны будут |
возникать |
при давлении |
р * > р п . |
Паровые |
|||||||
или парогазовые пузырьки могут возникать |
в щелях |
клапанов |
|||||||||
( х к п ) |
при больших скоростях жидкости |
С< |
ИЛИ Сил, в |
|
|||||||
клапанных коробках или в цилиндрах насоса. |
В поршневых |
|
насосах явление кавитации сопровождается гидравлическими ударами потока жидкости о торец поршня, что может вызвать недопустимые механические напряжения и преждевременный износ деталей насоса, В начальной, первой стадии кавитации, когда уменьшение подачи еще незаметно, на первой половине
хода всасывания возможен отрыв жидкости от поршня,а на вто
рой, замедлящейся |
половине хода поршня,жидкость его дого |
|||
няет,что сопровождается |
гидравлическим ударом.Во второй, |
|||
1 |
Давление р х |
меньше |
р п |
может получиться только при |
расчете или в течение короткого промежутка времени при пере |
||||
охлаждении жидкости. При обычных физических условиях пре |
||||
делом уменьшения |
р х является давление р п . |
106