Файл: Петрина, Н. П. Объемные гидромашины (насосы и двигатели).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
Рис.4.14.Циклоида
ных профилей |
винтов |
состоит |
|
в следующем. |
|
|
Рис. 4.15.Построение |
Для образования |
профиля |
циклоидальных профилей |
|
АВ ведомого |
винта ( р и с . 4 . I I ) |
|
примем в качестве производящей окружности начальную окруж ность 2 ведущего Еинта (рис. 4.15) и на продолжении ее ра диуса (? выбере».' точку а которая лежит на начальной ок ружности Т. Так как точка а принадлежит окружности 2,
208
т. е. с ней связана жестко, то при качении этой окружности, в направлении вращения часовой стрелки, по начальной окруж ности I точка а опишет кривую а А Ъ4 - часть удлиненной эпициклоида. Совместно работающими профилями являются эпи циклоиды Q-i^i ведомой шестерни и точка а на ведущей образующей шестерни, такое зацепление называется точечным.
Профиль TJ Е |
(рис. 4 . I I ) или a. to (рис. |
4.15) ведущего |
винта образуется |
точкой с ц , принадлежащей |
начальной окруж |
ности I , при качении ее по начальной окружности 2 в направ лении против вращения часовой стрелки. Таким образом полу чается эпициклоида ato. При этом совместно работающими про
филями являются эпициклоида аЪ |
на ведущей шестерни и |
||
точка а А |
на ведомой шестерни, |
что и в этом случае |
создает |
точечное |
зацепление. Из рассмотренного следует, что |
цикло |
идальные профили создают двухточечное зацепление, это на глядно показано на рис. 4 . I I точками а и а^. Такое зацеп ление обеспечивает хорошее уплотнение винтов между собой.
В отличие от геликоидальных насосов, где в зацеплении находятся винтовые поверхности, у циклоидальных насосов зацепление осуществляется по линиям. Линий зацепления
(взаимного |
касания) будет |
две: для кривой лАЬг |
и точки a |
|
линией зацепления в проекции на неподвижную плоскость |
(пло |
|||
скость поперечного сечения винтов) будет дуга |
31 с • |
для |
||
кривой аЪ |
и точки |
линией зацепления будет дуга О . ^ . |
||
При совместной работе |
винтов острые кромки |
а и |
a t |
|
будут изнашиваться вследствие передачи усилия с ведомого |
||||
на ведущий |
винт, а также |
от ударов и толчков при пусках и |
остановках насоса и т. д . , что увеличит зазоры в уплотнениях винтов и, следовательно, увеличит протечки. Этот недоста
ток |
устраняют |
притуплением, |
снятием фаски с ведомого винта, |
||
что |
показано буквой |
L на рис. 4 . I I . При этом для сохране |
|||
ния уплотнения |
теоретический |
профиль исправляют |
(корригиру |
||
ют) , |
делая его |
более |
полным |
(с дугой a V рис. |
4 . 1 5 ) . |
|
В процессе разработки (создания) циклоидальных профилей |
||||
преследовались |
также |
цели: |
|
|
209
а) возможное уменьшение размеров насоса; б) получение насоса с большим -числом оборотов;
в) достаточная прочность и жесткость ведомых винтов; г) разгрузка ведомых винтов от передачи крутящего мо
мента двигателя, т. е. от силового взаимодействия с ведущим винтом;
д) упрощение конструкций режущего инструмента и техно-
логии.
Эги требования выполняются, если циклоидальные профили получают при соотношении размеров, указанных на рис. 4 . I I ,
соблюдаться закон Монтелиуса о герметичности винтовых на сосов: если при числе ведомых винтов m принято число их заходов Z . то число заходов ведущего винта %, должно быть:
(4.10)
3 . Уравнения подачи (производительности)
Соображения, изложенные по поводу уравнений ( 4 . 9 ) , справедливы и для циклоидальных насосов, для которых подачу принято выражать в функции от начального диаметра.
Ввиду геометрического подобия циклоидальных профилей в
уравнении (4.8) коэффициент |
к ДДя разных подач |
будет |
|||
один и тот же при одном и том же угле подъема |
винтовой |
||||
линии J5. |
|
|
|
|
|
Так, для |
односторонних насосов при ходе |
винтовой линии |
|||
о— 3 U-W ? |
|
|
|
|
|
|
|
|
мэ /ч |
|
( 4 . I I ) |
При ходе |
винтовой |
линии |
S = ^ r d |
|
|
|
q T = |
£,24-10 |
\ & |
> |
(4.12) |
210
г Д е |
d w мм |
, |
п |
о§/мин. |
|
|
|
Действительная |
подача |
|
|||
|
Для обеспечения заданной подачи необходимо не допускать |
|||||
перетекание |
жидкости |
из полости нагнетания Б в |
полость |
|||
всасывания |
А |
(рис. |
4.16) и должен соблюдаться |
закон |
— Н а п р а в л е н и е Збижения жиЭкосгли
Р И С . 4.Т6. Взаимное зацепление винтов
20 L
15
10
D
КН СМ 2
20 |
60 |
100 |
140 |
180 |
Рис. 4 . 17 . Зависимость относительной длины винтов J j - от давления на-
гнетания
Монтелиуса о герметичности зацеп ления. При вращении винтов в на правлениях, указанных стрелками, впадины замыкаются во" всасывающей полости и раскрываются в полости нагнетания. Если принять длину винтов меньше хода 5 , то жидкость будет перетекать по впадинам веду щего и ведомых винтов из нагнета-
тельной |
во всасывающую |
полость, |
Длина винтов и рубашки |
корпуса |
|
н а с о с а u |
^ к о т о р ы х |
устраняются |
211
вьпверассмотреиные протечки жидкости, определяется по гра фику (рис. 4 . 1 7 ) , из которого следует, что чем больше давление нагнетания (напор), тем большее число шагов (гер метизированных объемов) должны иметь винты, т. е. длина винтов прямо пропорциональна напору.
4 . Силы, действующие на винты
Суммарная осевая сила Р f действующая со стороны на гнетательной полости в направлении всасывающей, представля ет собой произведение разности давлений р = Рн- Р& на площадь поперечного сечения рабочей камеры насоса
(рис. 4 . I I ) :
P = ( F + F 0 ) p = 3 , 4 d 2 w p .
Результирующая осевой силы, действующей на ведущий винт (рис. 4.18) с учетом его разгрузки при помощи поршня диа метром d 2 , будет
Р 4 = е , 5 3 о 1 ^ ( р н - р в ) - ^ d f ( p H - p n ) ~ £ d|(ftrP.)(4.i3)
допуская,что Рн-Ра~Рн_ Рв=Р , получим
или
Р,~ 2 , 5 l 2 w f ) |
(4.14) |
-а
'л
Рис. 4 . 18 . Разгрузка осевой силы ведущего винта
212
Обозначив диаметр разгрузочного поршня ведомого винта d 5 , n o аналогии с предыдущим, получим
|
P 2 = ( ( W d 2 w |
- f |
d§) р , |
(4.15) |
|
или |
„ |
|
|
|
|
|
Р 2 « : |
• |
|
|
(4.16) |
В уравнениях (4.13) |
и |
(4.15) |
величины 2 , 5 3 d 4 w |
и |
|
0,42 d z w |
являются одновременно |
площадями поперечных сече |
ний и проекций винтовых поверхностей, на которые действует разность давлений р.
Осевые силы воспринимаются упорными подшипниками или
уравновешиваются двухсторонним |
всасыванием жидкости |
|
|||||
(рис. 4 . 3 ) . |
|
|
|
|
|
|
|
Радиальные силы Р г |
возникают на ведомых |
винтах |
|
||||
вследствие несимметоичного распределения давления р |
на их |
||||||
поверхностях, что можно показать на рис. 4 . 19, где |
А - впа |
||||||
дина, соединенная со всасывающей полостью, В - |
впадина, |
||||||
соединенная с нагнетательной |
полостью. На длине |
шага |
винта |
||||
t эти впадины разделяются |
нарезками ведущего |
винта С и |
|||||
ведомого D. Поэтому для произвольного положения сечения |
|||||||
ведомого винта в его впадинах |
будет давление |
р в |
и |
р н |
|||
(рис. 4 . 2 0 ) . Предположим, |
что |
это положение |
определяется |
Рис. 4 . 19 . Радиальные силы
213