Файл: Петрина, Н. П. Объемные гидромашины (насосы и двигатели).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис.4.14.Циклоида

ных профилей

винтов

состоит

 

в следующем.

 

 

Рис. 4.15.Построение

Для образования

профиля

циклоидальных профилей

АВ ведомого

винта ( р и с . 4 . I I )

 

примем в качестве производящей окружности начальную окруж­ ность 2 ведущего Еинта (рис. 4.15) и на продолжении ее ра­ диуса (? выбере».' точку а которая лежит на начальной ок­ ружности Т. Так как точка а принадлежит окружности 2,

208

т. е. с ней связана жестко, то при качении этой окружности, в направлении вращения часовой стрелки, по начальной окруж­ ности I точка а опишет кривую а А Ъ4 - часть удлиненной эпициклоида. Совместно работающими профилями являются эпи­ циклоиды Q-i^i ведомой шестерни и точка а на ведущей образующей шестерни, такое зацепление называется точечным.

Профиль TJ Е

(рис. 4 . I I ) или a. to (рис.

4.15) ведущего

винта образуется

точкой с ц , принадлежащей

начальной окруж­

ности I , при качении ее по начальной окружности 2 в направ­ лении против вращения часовой стрелки. Таким образом полу­ чается эпициклоида ato. При этом совместно работающими про­

филями являются эпициклоида аЪ

на ведущей шестерни и

точка а А

на ведомой шестерни,

что и в этом случае

создает

точечное

зацепление. Из рассмотренного следует, что

цикло­

идальные профили создают двухточечное зацепление, это на­ глядно показано на рис. 4 . I I точками а и а^. Такое зацеп­ ление обеспечивает хорошее уплотнение винтов между собой.

В отличие от геликоидальных насосов, где в зацеплении находятся винтовые поверхности, у циклоидальных насосов зацепление осуществляется по линиям. Линий зацепления

(взаимного

касания) будет

две: для кривой лАЬг

и точки a

линией зацепления в проекции на неподвижную плоскость

(пло­

скость поперечного сечения винтов) будет дуга

31 с •

для

кривой аЪ

и точки

линией зацепления будет дуга О . ^ .

При совместной работе

винтов острые кромки

а и

a t

будут изнашиваться вследствие передачи усилия с ведомого

на ведущий

винт, а также

от ударов и толчков при пусках и

остановках насоса и т. д . , что увеличит зазоры в уплотнениях винтов и, следовательно, увеличит протечки. Этот недоста­

ток

устраняют

притуплением,

снятием фаски с ведомого винта,

что

показано буквой

L на рис. 4 . I I . При этом для сохране­

ния уплотнения

теоретический

профиль исправляют

(корригиру­

ют) ,

делая его

более

полным

(с дугой a V рис.

4 . 1 5 ) .

 

В процессе разработки (создания) циклоидальных профилей

преследовались

также

цели:

 

 

209



а) возможное уменьшение размеров насоса; б) получение насоса с большим -числом оборотов;

в) достаточная прочность и жесткость ведомых винтов; г) разгрузка ведомых винтов от передачи крутящего мо­

мента двигателя, т. е. от силового взаимодействия с ведущим винтом;

д) упрощение конструкций режущего инструмента и техно-

логии.

Эги требования выполняются, если циклоидальные профили получают при соотношении размеров, указанных на рис. 4 . I I ,

соблюдаться закон Монтелиуса о герметичности винтовых на­ сосов: если при числе ведомых винтов m принято число их заходов Z . то число заходов ведущего винта %, должно быть:

(4.10)

3 . Уравнения подачи (производительности)

Соображения, изложенные по поводу уравнений ( 4 . 9 ) , справедливы и для циклоидальных насосов, для которых подачу принято выражать в функции от начального диаметра.

Ввиду геометрического подобия циклоидальных профилей в

уравнении (4.8) коэффициент

к ДДя разных подач

будет

один и тот же при одном и том же угле подъема

винтовой

линии J5.

 

 

 

 

 

Так, для

односторонних насосов при ходе

винтовой линии

о— 3 U-W ?

 

 

 

 

 

 

 

 

мэ

 

( 4 . I I )

При ходе

винтовой

линии

S = ^ r d

 

 

 

q T =

£,24-10

\ &

>

(4.12)

210


г Д е

d w мм

,

п

о§/мин.

 

 

Действительная

подача

 

 

Для обеспечения заданной подачи необходимо не допускать

перетекание

жидкости

из полости нагнетания Б в

полость

всасывания

А

(рис.

4.16) и должен соблюдаться

закон

— Н а п р а в л е н и е Збижения жиЭкосгли

Р И С . 4.Т6. Взаимное зацепление винтов

20 L

15

10

D

КН СМ 2

20

60

100

140

180

Рис. 4 . 17 . Зависимость относительной длины винтов J j - от давления на-

гнетания

Монтелиуса о герметичности зацеп­ ления. При вращении винтов в на­ правлениях, указанных стрелками, впадины замыкаются во" всасывающей полости и раскрываются в полости нагнетания. Если принять длину винтов меньше хода 5 , то жидкость будет перетекать по впадинам веду­ щего и ведомых винтов из нагнета-

тельной

во всасывающую

полость,

Длина винтов и рубашки

корпуса

н а с о с а u

^ к о т о р ы х

устраняются

211

вьпверассмотреиные протечки жидкости, определяется по гра­ фику (рис. 4 . 1 7 ) , из которого следует, что чем больше давление нагнетания (напор), тем большее число шагов (гер­ метизированных объемов) должны иметь винты, т. е. длина винтов прямо пропорциональна напору.

4 . Силы, действующие на винты

Суммарная осевая сила Р f действующая со стороны на­ гнетательной полости в направлении всасывающей, представля­ ет собой произведение разности давлений р = Рн- Р& на площадь поперечного сечения рабочей камеры насоса

(рис. 4 . I I ) :

P = ( F + F 0 ) p = 3 , 4 d 2 w p .

Результирующая осевой силы, действующей на ведущий винт (рис. 4.18) с учетом его разгрузки при помощи поршня диа­ метром d 2 , будет

Р 4 = е , 5 3 о 1 ^ ( р н - р в ) - ^ d f ( p H - p n ) ~ £ d|(ftrP.)(4.i3)

допуская,что Рн-Ра~Рн_ Рв=Р , получим

или

Р,~ 2 , 5 l 2 w f )

(4.14)

Рис. 4 . 18 . Разгрузка осевой силы ведущего винта

212


Обозначив диаметр разгрузочного поршня ведомого винта d 5 , n o аналогии с предыдущим, получим

 

P 2 = ( ( W d 2 w

- f

d§) р ,

(4.15)

или

 

 

 

 

 

Р 2 « :

 

 

(4.16)

В уравнениях (4.13)

и

(4.15)

величины 2 , 5 3 d 4 w

и

0,42 d z w

являются одновременно

площадями поперечных сече­

ний и проекций винтовых поверхностей, на которые действует разность давлений р.

Осевые силы воспринимаются упорными подшипниками или

уравновешиваются двухсторонним

всасыванием жидкости

 

(рис. 4 . 3 ) .

 

 

 

 

 

 

 

Радиальные силы Р г

возникают на ведомых

винтах

 

вследствие несимметоичного распределения давления р

на их

поверхностях, что можно показать на рис. 4 . 19, где

А - впа­

дина, соединенная со всасывающей полостью, В -

впадина,

соединенная с нагнетательной

полостью. На длине

шага

винта

t эти впадины разделяются

нарезками ведущего

винта С и

ведомого D. Поэтому для произвольного положения сечения

ведомого винта в его впадинах

будет давление

р в

и

р н

(рис. 4 . 2 0 ) . Предположим,

что

это положение

определяется

Рис. 4 . 19 . Радиальные силы

213