Файл: Петрина, Н. П. Объемные гидромашины (насосы и двигатели).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
насосной установки всасывающий трубопровод не был заполнен жидкостью, то из него надо сначала удалить (откачать) воздух. Насосы объемные и струйные это делают сами, поэтому они на зываются самовсасывающими. Центробежные и осевые насосы не обладают способностью к сухому всасыванию и, если они не снабжены специальными воздуховсасывающими устройствами, то перед пуском в работу их всасывающие трубопровода и сами насосы необходимо заполнять (заливать^ перекачиваемой жидко стью.
2 . Гидропривод. На рис. 1.3 показана структурная, а на рис. 1.4 принципиальная схема гидропривода с открытой си стемой циркуляции жидкости (масла). Гидропривод состоит из гидропередачи, устройств управления, вспомогательных устройств и вспомогательных линий (трубопроводов) .
|
Управление |
|
|
||
|Л1ри6оЭной~! |
|
гиЭроЭби- |
("исполнитель"-"} |
||
Насос |
ный .механизм.) |
||||
1^ дбиготель [" |
г а т е л ь |
|
|||
|
|
\ (ногрцжа) | |
|||
РИС. |
1.3. Структурная схема |
гидропривода |
Рис.1.4. Принципиальная схема гидропривода с открытой
системой циркуляции жидкости |
21 |
|
Гидропередача является силовой (основной) частью гидропривода и состоит из насоса 3, гидродвигателя 8 и магистрального трубопровода (линии - 2,5,9 и 1 0 ) . В насосе механическая энергия приводного двигателя преобразуется в механическую (гидравлическую) энергию жидкости (масла), а в гидродвигатвле энергия жидкости преобразуется в механи
ческую энергию выходного звена (штока или вала). Магистраль ная линия состоит из следующих трубопроводов - всасывающе го 2, напорного 5, подающего жидкость от насоса к двигате лю, и сливного 9 и 10, отводящего жидкость от двигателя.
Устройства управления - распределитель 7 и предохра нительный клапан б, - служащие для изменения давления жидко сти, ее расхода или направления движения, что необходимо для изменения режимов работы насоса или гидродвигателя.
Вспомогательные устройства - один или несколько резервуаров (цистерн) I , фильтр 4 , гидроаккумуляторы, охла дители и т. п . , выполняющие функции хранения и поддержа ния необходимого качества рабочей жидкости.
Вспомогательные трубопроводы (линии), которые соеди няют какое-либо устройство управления или вспомогательное устройство с магистральной линией, например, магистральный трубопровод 5 соединяется с цистерной I вспомогательным трубопроводом I I .
Гидропривод с открытой системой циркуляции жидкости действует так. Насос засасывает рабочую жидкость из цистер ны и подает ее в напорный трубопровод, на котором располо жены фильтр и распределитель, подающий жидкость в гидро двигатель. От гидродвигателя жидкость через распределитель отводится в цистерну. В случае чрезмерного давления в напор ном трубопроводе открывается предохранительный клапан и жидкость направляется в цистерну.
При закрытой системе циркуляции жидкость от двигателя подается к насосу по трубопроводу 12, показанному пунктир ной линией.
22
§ 1.3. Параметры насосов и гидропередач
Технические данные, характеризующие конструктивные и эксплуатационные свойства машины, называются параметрами.
Основными эксплуатационными (энергетическими) параметра ми являются подача (производительность), напор (давление), мощность, коэффициент полезного действия, высота всасывания, число оборотов вала, крутящий момент на валу. В зависимости от практических надобностей пользуются номинальными (специ фикацийиными) , рабочими, нормальными (оптимальными), теоре тическими и расчетными параметрами.
Номинальными являются параметры машины, на основании которых она рассчитывается и создается и при которых она может работать длительное время. Зти параметры обычно оговариваются в соответствующих технических документах, спецификациях (технических условиях) на изготовление гид равлической машины, и поэтому они иногда называются спецификационными параметрами. Этим параметрам соответствует номинальный, спецификационный режим работы гидромашины.
Гидравлические (воздушные) машины часто эксплуатируются при изменяющихся условиях (изменение подачи, напора, числа оборотов и т . п . ) , чему соответствуют параметры переменных режимов работы, которые для краткости назовем рабочими па раметрами.
Рабочие параметры, которым соответствует наибольшая величина к. п. д. машины, называют оптимальными (нормальны ми) . Обычно стремятся выбирать гидромашину с номинальными параметрами, которые при эксплуатации обеспечивали бы воз можно больший к. п. д.
Расчетными параметрами являются основные эксплуатацион ные параметры, служащие для определения (расчета) геометри ческих форм и размеров машины. В процессе проектирования стремятся к тому, чтобы расчетные параметры отвечали спецификационным и оптимальным параметрам. Для этой цели выпол няются специальные опытно-конструкторские исследования. 9 „
Те параметры, которые могла бы иметь машина при отсут ствии потерь энергии вследствие трения и утечек жидкости, называются теоретическими.
Кконструктивным параметрам относятся габариты, вес
ит . д.
I . Подача (производительность), расход и объемный к. п. д. Количество жидкости ( г а з а ) , подаваемое насосом
(вентилятором, компрессором) в единицу времени через на порный патрубок, называется действительной подачей или производительностью, чему в гидродвигателях соответствует понятие действительного расхода. Для капельных жидкостей
различают объемную подачу Q. , |
выражаемую в м3 /час,м3 /мин, |
||
л/сек |
и т. д. и весовую G = )(Q. |
т/час, кГ/сек |
и т . д . ; |
у - |
удельный вес жидкости, который в единицах |
измерения |
МКГСС выражается в кГ/м3 . В системе международных единиц измерения (СИ) исключается понятие весовой подачи, т. к. для этой системы не существует понятие удельного веса.
Поэтому вместо весовой подачи можно пользоваться массовой
подачей |
М , которая представляет собой расход массы m |
кг |
||||
в единицу времени, |
т. е . |
М=^г |
кг/сек. |
|
|
|
Между неподвижными и подвижными частями машины имеются |
||||||
щелевые |
зазоры ( § |
2 , 1 0 , 3 . 5 ) , |
где протекает |
(циркулирует) |
||
некоторое количество жидкости из полости |
высокого |
в |
||||
полость |
низкого |
давления. В связи с этим |
существуют |
|
||
понятия: |
|
|
|
|
|
|
а) для насосов - теоретическая подача (производитель |
||||||
ность) , |
имеющая следующее |
уравнение |
|
|
б) для гидродвигателей - теоретический расход жидко сти, который можно представить так
где Цд.т - расход жидкости, который был бы достаточен для
*Для параметров гидродвигателей дан индекс д , параметры насосов особых индексов не имеют.
24
нормального действия гидродвигателя,однако вследствие про
течек о;д для двигателя |
необходим |
больший расход (^называе |
||||||||||
мый действительным |
расходом. |
|
|
|
|
|
|
|||||
Следовательно, |
для |
обратимых |
гидромашин вместо |
уравнений |
||||||||
( I . I ) |
и (1.2) |
получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
Q=Q-r±q, |
, |
|
|
|
|
||
где знак " + " относится |
к работе |
гидромашины |
в режиме |
двига |
||||||||
теля, а знак " - " к работе в режиме насоса (генератора). |
||||||||||||
Подача насоса |
От и расход двигателя 0 Л |
определяют раз |
||||||||||
меры рабочих |
полостей |
(камер) гидромашины,в связи с чем |
||||||||||
эти величины иногда называют геометрической подачей |
и г е о |
|||||||||||
метрическим |
расходом. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Подачу |
(расход) относят к конечному промежутку |
времени, |
||||||||||
т. е. осредняют по времени, а именно: |
|
|
|
|
||||||||
где V |
- объем жидкости, |
проходящий через машину за |
неко |
|||||||||
торый промежуток времени |
t a - t H |
. Так поступают |
потому, что |
|||||||||
в рабочих полостях гадромашин движение жидкости |
неустановив |
|||||||||||
шееся, и поэтому за равные промежутки времени |
d t |
через |
||||||||||
машин}' проходят разные |
объемы жидкости dV, Дня изучения |
|||||||||||
гидромалины часто |
бывает |
необходимо знать истинную, |
|
|||||||||
м г н о в е н н у ю |
|
подачу (расход) |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
п |
|
d V |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
м г н = " e f t - |
' |
|
|
|
|
( 1 > 3 ) |
однако для целого потока трудно бывает определить функцию
Q M r H = t p ( t ) . |
Объемные |
к. п. |
д. насоса и гидродвигателя, |
|
учитывающие |
протечки |
через |
щелевые зазоры, |
соответственно |
равны: |
|
|
|
|
|
|
|
Q |
|
|
|
П 0 = |
Т Т |
( 1 - 4 ) |
и |
|
|
|
|
|
|
|
Q A |
(1.5) |
25
2 . Напор* (давление) и гидравлический к. п. д. Прира щение удельной энергии (давления) жидкости, проходящей через
насос, |
называется |
н а п о р о м |
и измеряется в едини |
||||||||
цах |
столба |
жидкости или в единицах давления кгс/смг . Он |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
определяется |
как раз |
|||
|
|
|
|
|
|
Рман |
ность механической |
||||
|
Рвок |
|
|
|
энергии в напорном |
||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
патрубке Ен |
и в прием |
|||||
г/. |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
Уг^- |
|
|
ном (всасывающем)Е6. |
||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
Принимая в |
качестве |
||||
0 |
|
|
У |
|
|
0 |
|||||
|
|
|
|
плоскости |
сравнения |
||||||
|
|
2ьак |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
ось насоса 0-0 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
(рис. 1.5), получим |
||||
|
|
|
|
|
|
|
следующие |
уравнения |
|||
|
|
|
|
|
|
|
энергии относительно |
||||
Рис.1.5. Схема насосного агрегата |
этой плоскости |
||||||||||
|
с - |
Рн |
. |
. Сн |
_ |
Р мин |
|
< 1 |
|
|
(1.6) |
|
Е г у |
+ |
У* + 1 д - |
|
|
2д |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Е 6 = Т ~ У 1 ' 2д |
У |
у * + |
2д |
|
(1.7) |
|||
|
|
|
|
|
|||||||
где |
давления в кгс/м* |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
Рн и р а |
- |
абсолютное в напорном и приемном |
|||||
|
|
|
|
|
|
патрубках; |
|
|
|
|
|
|
|
Рман= Рабе- Ра~ |
монометрическое, |
избыточное |
в напор |
||||||
|
|
|
|
|
|
ном патрубке; |
|
|
|
|
|
|
|
Рбак~Ра~Рь~ вакуумметрическое |
(вакуум) |
|
в прием |
||||||
|
|
|
|
|
|
ном (всасывающем) |
патрубке; |
|
|||
|
|
|
|
р а |
- |
барометрическое, |
атмосферное, которое |
*П0 ГОСТу 6134-58 - напор, по ГОСТу 14658-69 - давление.
2 Здесь и дальше кГ=кгс - килограмм-сила.
26
|
|
|
в качестве |
номинального |
принимается |
||||||
|
|
|
равным 760 мм/рт. ст. или |
|
|||||||
|
|
|
10.33 м вод. |
ст. |
|
|
|
|
|||
|
Сь и Сн |
- |
скорости |
в приемном и напорном |
|||||||
|
|
|
патрубках, |
м/с . |
|
|
|
||||
Высота расположения вакуумметра z 6 Q K |
на величину р в а к |
не |
|||||||||
влияет, т. к. трубка, соединяющая вакуумметр с патрубком |
|||||||||||
насоса заполнена не жидкостью, а воздухом. Поэтому в урав |
|||||||||||
нении (1.7) допущено, |
что z 6 a K = Q , |
это |
не |
сделано |
в |
уравне |
|||||
нии (1.6) д л я 2 м п н , т . |
к. трубка манометра |
всегда |
заполнена |
||||||||
жидкостью. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В соответствии с понятием напора по уравнениям ( 1 . 6 ; и |
|||||||||||
(1.7) получим: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
н = Е н - Е в |
= ^ + у |
+ % ^ |
- |
м с т . |
жи9к. {^Р); |
|
( 1 . 8 ) |
||||
или |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н= |
^ |
+ У + 2 м а н + — |
|
|
|
|
|
(1.9) |
|||
В условиях эксплуатации (для простоты пользования этими |
|||||||||||
уравнениями) можно допустить, |
что |
|
у » 0 * |
2 M a H » Q |
И С Н « С В , |
||||||
так как допустимая при этом погрешность |
находится в |
преде |
|||||||||
лах погрешности отсчета по шкалам приборов. При этих усло |
|||||||||||
виях еледует,что -^р* - высота,на которую могла |
бы |
поднять |
|||||||||
ся идеальная жидкость от насоса, |
а ^ ~ |
- высота подъема |
|||||||||
до насоса. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В технической документации и каталогах для насосов |
|||||||||||
величина напора часто |
дается в м вод. ст. при |
температуре |
|||||||||
воды 20°С и ее |
удельном весе |
t - |
1000 кгс/м3. |
Это условие |
является особенно важным для правильного понимания допусти мой номинальной вакууметрической высоты всасывания .насосов, которые могут работать на жидкостях с изменяющимися физи ческими свойствами.
Для перевода Н из м вод. ст. в метры столба другой жидкости Н„,имеющей YflKrc/u3 можно использовать зависи мость:
27