Файл: Петрина, Н. П. Объемные гидромашины (насосы и двигатели).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
в минуту (об/мин). В поршневых |
(плунжерных) машинах за п |
|
принимается число двойных ходов |
поршня |
в минуту. |
Назначение или выбор числа |
оборотов |
гидромашины зависит |
от ряда условий, из которых наиболее важными являются усло вия общего характера: заданная степень экономичности, весо вые и габаритные показатели, услоЕ.;я прочности рабочего
органа, оптимальные размеры рабочих полостей, |
требования |
к надежности, долговечности и уровню шума; для |
насосов, |
кроме того,частными условиями могут быть - тип насоса и его |
двигателя, допустимая по условиям кавитации высота всасыва ния; для гидропроводов - заданная скорость движения выход
ного |
звена (штока, вала) |
и требования к хорошей |
заполняемо- |
||
сти |
рабочих камер жидкостью. |
|
|
||
|
5. Высота всасывания и подпор насоса. Существует не |
||||
сколько понятий этих параметров, которые |
относятся только |
||||
к насосам, а |
именно: |
|
|
|
|
|
а) геометрическая |
высота всасывания |
z b |
(рис.1.2) - |
|
вертикальное |
расстояние |
от нижнего уровня жидкости (НУ) |
|||
до оси насоса |
(у горизонтальных насосов) |
или до горизон |
тальной оси напорного патрубка (у одноступенчатых вертикаль ных насосов);
б) рабочая (текущая) вакуумметрическая высота всасы вания насоса Нщквысота всасывания, которая получается во время нормальной работы насоса и определяется по показа
нию вакуумметра, |
как разность между |
б а р о м е т р и ч е |
||
с к и м ( а т м о с ф е р н ы м ) |
д а в л е н и е м |
р а |
||
на нижнем уровне |
HV и абсолютным давлением р ь во |
входном |
||
сечении В-В всасывающего патрубка, |
|
|
|
|
|
Н » ™ - - 5 * ^ - |
м |
с т . жидк. |
( I - 2 4 ) |
Величина Н4 а к представляет собой затрату некоторой части напора насоса Н для преодоления всех сопротивлений при движении жидкости во всасывающем трубопроводе. Иначе говоря, Н В я к представляет собой удельную энергию, которую сообщает
32
жидкости рабочий |
орган |
для ее движения с уровня |
НУ |
до всасывающего |
патрубка |
насоса. |
|
В общем случае эта энергия затрачивается на то, чтобы |
|||
жидкость, поднимаясь со |
скоростью с 6 на высоту |
могла бы |
преодолеть гидравлические сопротивления всасывающего трубо провода h T 6 . B процессе эксплуатации высота всасывания H j a K может изменяться, однако она не должна превосходить высоты всасывания, допустимой по условиям кавитации. Эта высота всасывания характеризует гидравлические свойства насоса и
всасывающего трубопровода, |
она представляет |
к о л и ч е |
|
с т в е н н о е |
с о о т |
в е т с т в и е |
этих свойств. |
Для оценки |
бескавитационной работы насоса |
вводятся |
следующие понятия вакуушетрической высоты всасывания, по лучаемые при условии, что Рну=Ра= Ю,33 м вод. ст . ;
в) критическая высота всасывания, Н & я к - вакуумметрическая высота всасывания, при которой вследствие кавитации начинают уменьшаться коэффициент полезного действия, на пор и потребляемая насосом мощность;
г) срывная высота всасывания, Н б а к - вакуумметрическая высота всасывания, при которой вследствие кавитации резко
и значительно уменьшаются к. п. д . , |
напор и |
потребляемая |
||||
насосом мощность, что вызывает отказ |
насоса |
(срыв |
работы); |
|||
д) допустимая высота всасывания, Н 8 |
а к - |
вакуумметриче |
||||
ская высота всасывания, при которой |
обеспечивается |
беска- |
||||
витационная работа |
насоса. Это спецификациоиная (номиналь |
|||||
ная) высота всасывания, |
которая должна -быть |
всегда |
больше |
|||
( ДОП |
\ |
|
|
|
|
|
т, |
|
. .КОЫТ ..CP |
цАОЛ |
|
|
|
Высоты всасывания |
Н 6 И К , r\WK и |
Н а а к |
в отличие |
о т Н в а к , |
характеризуют только всасывающее действие насоса при соот ветствующих его режимах работы и являются предельными для
всасывающего |
трубопровода. |
||
Подпор у |
насоса - |
сумма избыточного напора жидкости |
|
рg М01Н |
|
|
|
— х — 1 вступающей |
во |
входной патрубок насоса, и ее кинети- |
|
|
|
|
33 |
ческой энергии -цг |
•> |
определяемая формулой |
Подпор необходим для предупреждения кавитации у насос
ных установок, перекачивающих |
жидкости |
с |
повышенной темпе |
|||||||||||
ратурой или вязкостью, |
когда Р н у < р |
или, |
когда |
необходимо |
||||||||||
иметь большое число оборотов вала насоса. |
|
|
|
|||||||||||
Подпор создается за счет расположения всасывающего |
|
|||||||||||||
патрубка насоса |
под уровнем |
|
|
например, при |
гидростати |
|||||||||
ческом |
(пьезометрическом) |
подпоре |
z n 0 A n ( р и с . 1 . 2 ) , или |
за |
||||||||||
счет |
напора другого насоса, |
путем совместной |
последователь |
|||||||||||
ной работы двух насосов. Уравнение |
(1,25) |
можно |
получить |
|||||||||||
по уравнению Д.Бернулли, относительно плоскости |
сравнения |
|||||||||||||
0-0 (оси насоса) |
для сечения |
Н<У< , где |
абсолютное давление |
|||||||||||
р н у < р а , и |
сечения В-В, |
где |
давление р ^ м а н > р а и |
скорость |
с в , |
|||||||||
|
M - v - t |
|
Р».ман+Ра • |
С| , у. |
|
|
|
|||||||
откуда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
u |
подп |
_ |
Рь.ман |
, |
с в |
_ |
Рну~Рп |
. 7 |
|
_ ь |
( т |
9 с\ |
|
|
н |
|
— ^ — |
|
<Lq~~— |
+ |
^поди |
п т в . и . ^ ь ; |
§ 1.4. Кавитация и допустимая высота всасывания насоса
I . Причины, виды и следствия кавитации. Кавитацией называется процесс образования в зоне (области) минимально го давления жидкости парогазовых каверн (полостей, пузырей) с последующим их уничтожением (захлопыванием). Процесс кавитации представляет собой сложный комплекс явлений - зарождение каверн, их рост, деление и слияние, перемещение, смыкание (захлопывание, уничтожение), что сопровождается ударами частиц жидкости о стенки канала, электрохимическим взаимодействием жидкости с металлом стенок и т. п. Сложность явлений кавитации породила к настоящему времени около двад-
34
цати ее теорий, среди которых наиболее известной (распрост раненной) является теория Релея (1917 г . ) . По этой теории в зонах потока, где устанавливается давление, равное давле нию паров жидкости при данной ее температуре, начинается выделение микроскопических пузырьков газов, которые затем
наполняясь парами жидкости, увеличиваются в объеме и превра щаются в каверны. Количество и размер парогазовых кавитационных каверн зависит от рода жидкости, ее насыщенности газами, от условий течения (скорости жидкости, гидравличе ских сопротивлений и т. п . ) .
Каверны могут уноситься потоком в зону повышенного давления, где они под действием этого давления будут мгно венно сжиматься (захлопываться), вследствие чего газы раст ворятся в жидкости, а пары превратятся в жидкость (сконден сируются) . На месте уничтожившейся каверны возникнет пустая полость, куда мгновенно, с большими ускорениями устремятся частицы жидкости. Такое чрезвычайно ускоренное движение частиц жидкости порождает ее удары о стенки канала, поэтому материал приобретает губчатое (рыхлое) строение и механиче ски разрушается, что принято называть кавитационной эрозией.
Высокочастотная киносъемка показывает, что кавитационный пузырек в воде может за 0,002 сек вырасти до каверны диаметром больше 6 мм и полностью захлопнуться за 0,001 сек. Теоретические подсчеты показывают, что давление, вызванное ударной волной при столь быстром разрушении кавитационной каверны достигает величины 2000-3500 кгс/смг . Такое большое ударное давление является причиной местного повышения темпе ратуры стенок металла, что вызывает химическую и электрохи мическую коррозию.
Уничтожение кавитационной каверны по своим последствиям подобно взрыву микроскопической мины.
Способность жидкости к кавитации зависит от ее физикохимических свойств - химического состава, теплоемкости, прочности на разрыв, теплопроводности, теплоты парообразо вания, количества растворенных газов, наличия твердых частиц
35
и т . п. Опытами отмечено, что появление кавитации в значи тельной мере зависит от растворенных газов, твердых частиц, микроорганизмов и т. п. в жидкости, что принято называть зародышами кавитации, около которых начинается формирование кавитационных каверн. Растворимость газов увеличивается с увеличением давления и зависит О11 рода жидкости. Так,
например, при температуре 20°С растворимость воздуха б керо сине, индустриальном масле и жидкости АМГ-10 больше, чем в воде соответственно в 12;7 и 10 раз.
Различное сочетание всех отмеченных условий и свойств жидкостей по разному влияет на визуально наблюдаемые ^ормы кавитационных каверн и на величину давления, при которое они появляются и исчезают. Поэтому существуют многочислен ные названия разных и даже одних и тех же видов кавитации. По концентрации в кавернах паров жидкости и газов решением Международного симпозиума по кавитации ( г . Лондон, 1956 г.) принято различать два основных вида кавитации: паровую, при которой газы, растворенные в жидкости, выполняют роль зародышей кавитации, а каверна состоит из паров жидкости
при давлении р п , равном давлению парообразования; и газовую, когда значительная часть каверны состоит из газов при неко тором минимальном давлении, но большем давления парообразо вания жидкости.
По форме кавитационных каверн различают следующие виды кавитации:
-пузырчатую, когда парогазовые каверны находятся в неравновесном механическом и термодинамическом состоянии;
-облачную, когда в каверне имеются периодически пульсирующие системы каверн и капель жидкости в дисперсном состоянии; каверны имеют небольшую протяженность в потоке жидкости и большие поперечные размеры;
-суперкавитацию, при которой образуется четкая грани ца раздела между жидкостью и паром (слоем каверн); при этой кавитации возможна-эксплуатация лопастных машин, так как каверны уничтожаются (замыкаются) за лопастями.
36
По форме каналов и тел^с которыми взаимодействует
жидкость |
различают: |
- |
профильную кавитацию, возникающую у поверхностей |
лопастей |
(профилей) лопастных машин; |
- |
щелевую, которая появляется при движении жидкости |
через щели (узкие отверстия).
По влиянию на эксплуатационные параметры гидромашины или гидросистемы кавитацию делят на два , вида:
1)местную (частичную), когда нет интенсивного образования каверн и явление кавитации не влияет на эксплуа тационные параметры, а проявляется только через эрозию;
2)общую (полную), когда каверны заполняют значитель
ную часть |
сечения потока, вследствие чего он разрывается, |
|||||
и возникает |
отказ машины. |
|
|
|
||
Таким образом, отрицательными последствиями кавитации |
||||||
являются: |
|
|
|
|
|
|
а) механическое разрушение металла, вследствие чего |
||||||
разрушаются его окисленные защитные пленки, и поэтому |
||||||
ускоряются коррозийные процессы; |
|
|
|
|||
б) уменьшение расхода жидкости в системе; |
|
|
||||
ь, |
вибрация |
насоса и шум в процессе захлопывания |
||||
каверн; |
|
|
|
|
|
|
г) |
уменьшение |
высоты всасывания и скорости |
рабочего |
|||
органа; |
|
|
|
|
|
|
д) |
уменьшение подачи, напора и к.п.д., |
а |
при |
полной |
||
кавитации |
может возникнуть срыв (отказ) работы; |
|
|
|||
е) |
уменьшение несущей способности масляного слоя |
|||||
и эрозийный |
износ |
поверхностей в подшипниках |
и т . |
п. |
||
Явление |
кавитации наблюдается у насосов и иногда |
у за- |
порно-регулирующей арматуры, где жидкость движется с боль шой скоростью, и возможно уменьшение ее давления вследствие влияния местных сопротивлений или других причин. К гидро двигателям жидкость подается под большим избыточным давле нием, которое не уменьшается до упругости паров, поэтому у них кавитации не бывает.
37