Файл: Петрина, Н. П. Объемные гидромашины (насосы и двигатели).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в минуту (об/мин). В поршневых

(плунжерных) машинах за п

принимается число двойных ходов

поршня

в минуту.

Назначение или выбор числа

оборотов

гидромашины зависит

от ряда условий, из которых наиболее важными являются усло­ вия общего характера: заданная степень экономичности, весо­ вые и габаритные показатели, услоЕ.;я прочности рабочего

органа, оптимальные размеры рабочих полостей,

требования

к надежности, долговечности и уровню шума; для

насосов,

кроме того,частными условиями могут быть - тип насоса и его

двигателя, допустимая по условиям кавитации высота всасыва­ ния; для гидропроводов - заданная скорость движения выход­

ного

звена (штока, вала)

и требования к хорошей

заполняемо-

сти

рабочих камер жидкостью.

 

 

 

5. Высота всасывания и подпор насоса. Существует не­

сколько понятий этих параметров, которые

относятся только

к насосам, а

именно:

 

 

 

 

а) геометрическая

высота всасывания

z b

(рис.1.2) -

вертикальное

расстояние

от нижнего уровня жидкости (НУ)

до оси насоса

(у горизонтальных насосов)

или до горизон­

тальной оси напорного патрубка (у одноступенчатых вертикаль­ ных насосов);

б) рабочая (текущая) вакуумметрическая высота всасы­ вания насоса Нщквысота всасывания, которая получается во время нормальной работы насоса и определяется по показа­

нию вакуумметра,

как разность между

б а р о м е т р и ч е ­

с к и м ( а т м о с ф е р н ы м )

д а в л е н и е м

р а

на нижнем уровне

HV и абсолютным давлением р ь во

входном

сечении В-В всасывающего патрубка,

 

 

 

 

Н » ™ - - 5 * ^ -

м

с т . жидк.

( I - 2 4 )

Величина Н4 а к представляет собой затрату некоторой части напора насоса Н для преодоления всех сопротивлений при движении жидкости во всасывающем трубопроводе. Иначе говоря, Н В я к представляет собой удельную энергию, которую сообщает

32


жидкости рабочий

орган

для ее движения с уровня

НУ

до всасывающего

патрубка

насоса.

 

В общем случае эта энергия затрачивается на то, чтобы

жидкость, поднимаясь со

скоростью с 6 на высоту

могла бы

преодолеть гидравлические сопротивления всасывающего трубо­ провода h T 6 . B процессе эксплуатации высота всасывания H j a K может изменяться, однако она не должна превосходить высоты всасывания, допустимой по условиям кавитации. Эта высота всасывания характеризует гидравлические свойства насоса и

всасывающего трубопровода,

она представляет

к о л и ч е ­

с т в е н н о е

с о о т

в е т с т в и е

этих свойств.

Для оценки

бескавитационной работы насоса

вводятся

следующие понятия вакуушетрической высоты всасывания, по­ лучаемые при условии, что Рну=Ра= Ю,33 м вод. ст . ;

в) критическая высота всасывания, Н & я к - вакуумметрическая высота всасывания, при которой вследствие кавитации начинают уменьшаться коэффициент полезного действия, на­ пор и потребляемая насосом мощность;

г) срывная высота всасывания, Н б а к - вакуумметрическая высота всасывания, при которой вследствие кавитации резко

и значительно уменьшаются к. п. д . ,

напор и

потребляемая

насосом мощность, что вызывает отказ

насоса

(срыв

работы);

д) допустимая высота всасывания, Н 8

а к -

вакуумметриче­

ская высота всасывания, при которой

обеспечивается

беска-

витационная работа

насоса. Это спецификациоиная (номиналь­

ная) высота всасывания,

которая должна -быть

всегда

больше

( ДОП

\

 

 

 

 

 

т,

 

. .КОЫТ ..CP

цАОЛ

 

 

 

Высоты всасывания

Н 6 И К , r\WK и

Н а а к

в отличие

о т Н в а к ,

характеризуют только всасывающее действие насоса при соот­ ветствующих его режимах работы и являются предельными для

всасывающего

трубопровода.

Подпор у

насоса -

сумма избыточного напора жидкости

рg М01Н

 

 

 

— х — 1 вступающей

во

входной патрубок насоса, и ее кинети-

 

 

 

33

ческой энергии -цг

•>

определяемая формулой


Подпор необходим для предупреждения кавитации у насос­

ных установок, перекачивающих

жидкости

с

повышенной темпе­

ратурой или вязкостью,

когда Р н у < р

или,

когда

необходимо

иметь большое число оборотов вала насоса.

 

 

 

Подпор создается за счет расположения всасывающего

 

патрубка насоса

под уровнем

 

 

например, при

гидростати­

ческом

(пьезометрическом)

подпоре

z n 0 A n ( р и с . 1 . 2 ) , или

за

счет

напора другого насоса,

путем совместной

последователь­

ной работы двух насосов. Уравнение

(1,25)

можно

получить

по уравнению Д.Бернулли, относительно плоскости

сравнения

0-0 (оси насоса)

для сечения

Н<У< , где

абсолютное давление

р н у < р а , и

сечения В-В,

где

давление р ^ м а н > р а и

скорость

с в ,

 

M - v - t

 

Р».ман+Ра •

С| , у.

 

 

 

откуда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

u

подп

_

Рь.ман

,

с в

_

Рну~Рп

. 7

 

_ ь

( т

9 с\

 

н

 

— ^ —

 

<Lq~~

+

^поди

п т в . и . ^ ь ;

§ 1.4. Кавитация и допустимая высота всасывания насоса

I . Причины, виды и следствия кавитации. Кавитацией называется процесс образования в зоне (области) минимально­ го давления жидкости парогазовых каверн (полостей, пузырей) с последующим их уничтожением (захлопыванием). Процесс кавитации представляет собой сложный комплекс явлений - зарождение каверн, их рост, деление и слияние, перемещение, смыкание (захлопывание, уничтожение), что сопровождается ударами частиц жидкости о стенки канала, электрохимическим взаимодействием жидкости с металлом стенок и т. п. Сложность явлений кавитации породила к настоящему времени около двад-

34


цати ее теорий, среди которых наиболее известной (распрост­ раненной) является теория Релея (1917 г . ) . По этой теории в зонах потока, где устанавливается давление, равное давле­ нию паров жидкости при данной ее температуре, начинается выделение микроскопических пузырьков газов, которые затем

наполняясь парами жидкости, увеличиваются в объеме и превра­ щаются в каверны. Количество и размер парогазовых кавитационных каверн зависит от рода жидкости, ее насыщенности газами, от условий течения (скорости жидкости, гидравличе­ ских сопротивлений и т. п . ) .

Каверны могут уноситься потоком в зону повышенного давления, где они под действием этого давления будут мгно­ венно сжиматься (захлопываться), вследствие чего газы раст­ ворятся в жидкости, а пары превратятся в жидкость (сконден­ сируются) . На месте уничтожившейся каверны возникнет пустая полость, куда мгновенно, с большими ускорениями устремятся частицы жидкости. Такое чрезвычайно ускоренное движение частиц жидкости порождает ее удары о стенки канала, поэтому материал приобретает губчатое (рыхлое) строение и механиче­ ски разрушается, что принято называть кавитационной эрозией.

Высокочастотная киносъемка показывает, что кавитационный пузырек в воде может за 0,002 сек вырасти до каверны диаметром больше 6 мм и полностью захлопнуться за 0,001 сек. Теоретические подсчеты показывают, что давление, вызванное ударной волной при столь быстром разрушении кавитационной каверны достигает величины 2000-3500 кгс/смг . Такое большое ударное давление является причиной местного повышения темпе­ ратуры стенок металла, что вызывает химическую и электрохи­ мическую коррозию.

Уничтожение кавитационной каверны по своим последствиям подобно взрыву микроскопической мины.

Способность жидкости к кавитации зависит от ее физикохимических свойств - химического состава, теплоемкости, прочности на разрыв, теплопроводности, теплоты парообразо­ вания, количества растворенных газов, наличия твердых частиц

35

и т . п. Опытами отмечено, что появление кавитации в значи­ тельной мере зависит от растворенных газов, твердых частиц, микроорганизмов и т. п. в жидкости, что принято называть зародышами кавитации, около которых начинается формирование кавитационных каверн. Растворимость газов увеличивается с увеличением давления и зависит О11 рода жидкости. Так,

например, при температуре 20°С растворимость воздуха б керо­ сине, индустриальном масле и жидкости АМГ-10 больше, чем в воде соответственно в 12;7 и 10 раз.

Различное сочетание всех отмеченных условий и свойств жидкостей по разному влияет на визуально наблюдаемые ^ормы кавитационных каверн и на величину давления, при которое они появляются и исчезают. Поэтому существуют многочислен­ ные названия разных и даже одних и тех же видов кавитации. По концентрации в кавернах паров жидкости и газов решением Международного симпозиума по кавитации ( г . Лондон, 1956 г.) принято различать два основных вида кавитации: паровую, при которой газы, растворенные в жидкости, выполняют роль зародышей кавитации, а каверна состоит из паров жидкости

при давлении р п , равном давлению парообразования; и газовую, когда значительная часть каверны состоит из газов при неко­ тором минимальном давлении, но большем давления парообразо­ вания жидкости.

По форме кавитационных каверн различают следующие виды кавитации:

-пузырчатую, когда парогазовые каверны находятся в неравновесном механическом и термодинамическом состоянии;

-облачную, когда в каверне имеются периодически пульсирующие системы каверн и капель жидкости в дисперсном состоянии; каверны имеют небольшую протяженность в потоке жидкости и большие поперечные размеры;

-суперкавитацию, при которой образуется четкая грани­ ца раздела между жидкостью и паром (слоем каверн); при этой кавитации возможна-эксплуатация лопастных машин, так как каверны уничтожаются (замыкаются) за лопастями.

36


По форме каналов и тел^с которыми взаимодействует

жидкость

различают:

-

профильную кавитацию, возникающую у поверхностей

лопастей

(профилей) лопастных машин;

-

щелевую, которая появляется при движении жидкости

через щели (узкие отверстия).

По влиянию на эксплуатационные параметры гидромашины или гидросистемы кавитацию делят на два , вида:

1)местную (частичную), когда нет интенсивного образования каверн и явление кавитации не влияет на эксплуа­ тационные параметры, а проявляется только через эрозию;

2)общую (полную), когда каверны заполняют значитель­

ную часть

сечения потока, вследствие чего он разрывается,

и возникает

отказ машины.

 

 

 

Таким образом, отрицательными последствиями кавитации

являются:

 

 

 

 

 

 

а) механическое разрушение металла, вследствие чего

разрушаются его окисленные защитные пленки, и поэтому

ускоряются коррозийные процессы;

 

 

 

б) уменьшение расхода жидкости в системе;

 

 

ь,

вибрация

насоса и шум в процессе захлопывания

каверн;

 

 

 

 

 

 

г)

уменьшение

высоты всасывания и скорости

рабочего

органа;

 

 

 

 

 

 

д)

уменьшение подачи, напора и к.п.д.,

а

при

полной

кавитации

может возникнуть срыв (отказ) работы;

 

 

е)

уменьшение несущей способности масляного слоя

и эрозийный

износ

поверхностей в подшипниках

и т .

п.

Явление

кавитации наблюдается у насосов и иногда

у за-

порно-регулирующей арматуры, где жидкость движется с боль­ шой скоростью, и возможно уменьшение ее давления вследствие влияния местных сопротивлений или других причин. К гидро­ двигателям жидкость подается под большим избыточным давле­ нием, которое не уменьшается до упругости паров, поэтому у них кавитации не бывает.

37