Файл: Петрина, Н. П. Объемные гидромашины (насосы и двигатели).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
2 . Уравнения кавитации, кавитационные характеристики и допустимая вакуумметрическая высота всасывания насосов. В корабельных условиях в качестве капельных жидкостей исполь зуются вода и нефтепродукты. В этих жидкостях содержится воздух в растворенном (дисперсном) и нерастворенном видах. Нерастворенный воздух присутствует в жидкости в виде механи ческой смеси (суспензии воздуха в жидкости), что уменьшает прочность жидкости и способствует газовой кавитации. Пере мешивание, взбалтывание и неплотности во всасывающих маги стралях способствуют насыщению жидкости воздухом, содержа ние которого по объему может достигать 20%.
Опыты показываютt что в маслах для гидроприводов, насыщенных воздухом, его пузырьки (каверны), появляются в
течение примерно 0,01 сек при давлении pK a g, |
большем, чем |
|||
давление парообразования р п . |
|
Так, например, |
давление |
|
насыщенных паров масла "АМГ-10" и "Индустриальное-20" при |
||||
температуре 100°С составляет |
13 и 3 мм рт. ст . , а кавита |
|||
ционные каверны появляются при |
температуре |
50°С и давлении |
||
45-50 мм рт. ст .При |
этом захлопывание каверн |
в вязкой жид |
||
кости (масле) более |
продолжительное, чем в воде, и сопро |
|||
вождается образованием пеныг , что вредно отражается на |
||||
работе гидросистем и системах |
смазки.Вследствие этих явлений |
затруднительно получать уравнения для кавитации. Влияние воздуха (газов) и изменяющихся физико-химических констант жидкости на начало кавитации приходится учитывать опытными коэффициентами, так называемыми коэффициентами запаса про тив кавитации.
Рассмотрим термодинамические условия возникновения ка витации в деаэрированной жидкости. Предположим, что в каком-
1 Сб.Гидравлические машины и гидродвигатели. Изд."Техни ка", Киев, 1965, W I .
о
Академия Наук СССР. Развитие гидродинамической теории смазки. Изд. "Наука", 1970.
38
то начальном |
|
сечении пото |
||
ка В-В имеются давление р 6 |
||||
скорость |
с в |
и |
энтальпия 1'в , |
|
которая отвечает |
температу |
|||
ре жидкости |
Т в |
в том же |
||
сечении (рис. 1.9). Для |
||||
того, чтобы в |
произвольном |
|||
сечении Т - 1 |
возникла ка |
|||
витация необходимо, чтобы |
||||
в нем энтальпия жидкости l ' n |
||||
стала меньше |
|
i ' b 5 так как в |
||
данных условиях |
жидкость |
|||
может испаряться |
только |
|||
за счет своей теплоты, что |
||||
можно доказать, |
используя |
|||
известное |
из |
|
термодинамики |
|
уравнение |
Клапейрона-Клаузиуса |
Рв1С в^вДв
Рис. 1.9. Схема всасывающего трубопровода насоса
|
Др _ |
1 |
|
ДТ |
A T 6 ( V " - V ) 7 |
где |
V ' n v * - соответственно удельный объем жидкости |
инасыщенного пара;
Др = р п - р ь - разность между давлением парообразования
при температуре Т в и давлением паро образования при температуре Т п в сечении
В уравнении Клапейрона-Клаузиуса правая часть есть существенно положительная величина, поэтому и левая должна быть положительной. На термодинамической диаграмме 5 - Т (энтропия - абсолютная температура) видим, что с уменьшени
ем р уменьшается и Т, т. е. Др и ДТ имеют отрицаДь
тельные |
знаки, |
поэтому |
есть |
величина |
положительная; |
||
отсюда |
следует |
доказательство, что |
в ' |
41 |
" 'п^-'в- |
||
i/ f t |
>L' n |
и Т п |
< Т я . Э г и |
||||
неравенства являются необходимыми |
и достаточными |
условиями |
|||||
существования |
кавитации |
как процесса парообразования. |
Однако присутствие воздуха (газов) в жидкости вызывает
явление газовой кавитации не при давлении паров р п , а при большем. По пэдромеханическим уравнениям кавитации создаются практические способы кавитационных испытаний гидромашин.
Для получения |
таких уравнений |
применим к рис. 1.9 уравнение |
|||||
Д.Бернулли |
|
|
|
_г |
|
|
|
|
Т |
Т |
6 |
т в |
' |
|
л , 2 7 ) |
откуда получим уравнение рабочей вакуумметрической высоты |
|||||||
всасывания Н6 а к ,которое |
одновременно является |
и уравнением |
|||||
гидравлической |
характеристики |
всасывающего трубопровода |
|||||
H6 c .Tp=t(Q),T - |
е - |
|
|
|
|
|
|
H 6 c . T p = H e 0 K = - ^ - e |
= Z ^ - ^ ^ - h T . B = 2 ^ K B |
( l % (1.28) |
|||||
где K e = ( ^ + ^ X + ^ ^ ^ F ^ ^ |
К 0 Э Ф Ф и и й е н т |
сопротивления |
всасываю- |
||||
в |
|
щего |
трубопровода по |
скорости,полу |
|||
|
|
ченной на основании |
того, что |
||||
|
|
|
a . |
KQ |
|
|
|
|
|
|
|
' |
|
|
( I - 2 9 ) |
В вакуумных аппаратах (конденсаторах, испарителях) давление на нижнем уровне меньше атмосферного Рну< Ро , поэтому вместо уравнения (1.28) будем иметь следующей выра-
Принимая в уравнениях (1.28) |
и (1.30) давление р а |
= |
= 10,33 м вод. ст. и р6 ,равное |
давлению паров жидкости |
р п |
по графикам рис.1.10,получим лишни максимальной вакууметри-
ческой высоты всасывания |
3 (рис.1.I I ) и соответственно ха |
||
рактеристики всасывающего |
трубопровода I и 2.Точке |
At отве |
|
чает максимальный расход |
0 4 , когда |
на нижнем уровне |
системы |
давление р ^ г р а , а точке А г |
отвечает |
расход Q a когда |
р^<ра. |
Следовательно, расход одного и того же трубопровода умень
шается |
с уменьшением давления на нижнем уровне |
40 |
|
и 6o9.cm| |
|
|
|
j |
15 |
|
|
|
i |
|
|
|
|
1—\- |
|
|
ВоЭа |
i |
|
|
|
|
||
10 |
Бензин Б-70 |
ч / |
/Керосин ТС- |
|
|
|
|
||
|
|
— |
|
|
|
1 |
|
|
|
- |
)/ |
|
/Масло АМГ-10 |
\ |
|
|
|
Пасло инди- |
|
— |
- |
|
^ стриальное-2о |
|
|
1 |
|
||
|
|
|
|
|
|
*"| |
|
|
|
0 |
20 40 60 «О |
100 120 140 160 |
180 °С |
РИС. 1.10. Давление насыщенных паров воды,бензина, керосина и масел в зависимости от температуры
системы - это свойство системы, и оно |
не |
зависит |
от |
свойств |
||||
насоса, |
так как никакой насос не может |
создать вакуум |
||||||
|
|
|
^ |
|
, .max |
|
|
|
|
|
|
более |
H b a K вследствие |
||||
|
|
|
возникновения |
кавитации |
||||
|
|
|
в его |
приемной |
камере |
|||
|
|
|
(всасывающей полости). |
|||||
|
|
|
|
В приемной |
камере |
|||
|
|
|
насоса |
вследствие |
местно |
|||
|
|
|
го увеличения |
скорости, |
||||
|
|
|
гидравлических |
и инерци |
||||
|
|
|
онных сопротивлений дав |
|||||
Рис. |
I . I I . Гидравлическая |
ха |
ление |
может уменьшиться |
||||
до давления паров |
рп |
|||||||
рактеристика всасывающего |
трубо |
|||||||
|
провода |
|
и тогда начнется |
кавита |
ция, чему соответствует 41