Файл: Корытин, А. М. Оптимизация управления металлорежущими станками.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
от периферии диска к центру от 1,6 до 6,3 мкм. Таким образом, для обеспечения высокой чистоты обрабатываемой поверхности
необходимо поддерживать |
постоянную скорость |
резания |
на |
всем диапазоне изменения |
диаметра обработки |
детали. |
Это |
позволяет повысить чистоту поверхности на полтора-два класса. Аналогичное влияние оказывает поддержание постоянства ско рости резания на стойкость инструмента, которая может быть увеличена в 2 раза [55].
Перечисленные выше преимущества, которые дает система ССР, обусловили ее внедрение в ряд станков как в отечествен ной промышленности, так и за рубежом.
Токарно-карусельные двухстоечные уникальные станки
1А591, 1А592, 1А594, 1А596, КУ-152 и КУ-153 имеют специальное электромеханическое устройство, позволяющее автоматически поддерживать постоянство скорости резания при торцовом обтачи вании, их изготавливает Коломенский завод тяжелого станко строения. Привод вращения планшайбы выполнен на постоян ном токе по системе Г—Д с электромашинным управлением. Мощность двигателей привода планшайбы указанных станков лежит в пределах 100—160 кВт, диапазон регулирования двига телей 1:20, общий диапазон регулирования оборотов план шайбы 1 : 100.
На лоботокарном станке PFE фирмы Max Muller (ФРГ) установлен выполненный фирмой AEG электропривод план шайбы с питанием двигателя постоянного тока мощностью 18 кВт от сети переменного тока через выпрямители. Изменение частоты вращения в диапазоне 1 :3,5 путем изменения напря жения в цепи якоря и в диапазоне 1 :3 путем ослабления поля двигателя осуществляется с помощью магнитных усилителей. Привод предусматривает поддержание постоянной скорости ре зания, для чего движок задающего регулятора автоматически поворачивается при поперечном перемещении суппорта. На то карном станке фирмы Nemburg (ФРГ) установлен комплектный ионный привод, изготовленный фирмой Filips (Голландия), обес печивающий торцовую обработку с постоянной скоростью реза ния. Мощность электродвигателя главного привода 11 кВт, диапазон изменения скорости вращения шпинделя 1: 150, регу лирование полем при этом осуществляется в диапазоне 1 : 3. Наряду с перечисленными видами электроприводов в системах ды, которые обеспечивают точность регулирования 3—5% при диапазоне изменения скорости 200—300 и 5—10% при диаССР. Специфическим вопросом является получение сигнала отпазоне изменения скорости 1000—2000.
Ниже рассмотрены некоторые примеры реализации систем ССР. Специфическим вопросом является получение сигнала от рицательной обратной связи по скорости резания, который дол жен обеспечить гиперболическую зависимость между частотой вращения шпинделя и текущим диаметром обработки. Линейное
63
изменение частоты вращения шпинделя в функции диаметра обработки дает значительные отклонения от требуемой часто ты вращения. Так, при изменении диаметра в диапазоне 1:4 наибольшее отклонение частоты вращения шпинделя от необхо димой для систем ССР составляет 56%. При линейной зависи мости сигнала обратной связи по скорости резания от диаметра обработки регулирование частоты вращения может осуществ ляться ослаблением поля двигателя постоянного тока. При этом обеспечивается приближенная гиперболическая зависимость частоты вращения от диаметра обработки.
Рис. 21. Схемы узлов обратной связи по скорости резания-.
а — с тахогенератором; б — с тахометрическим мостом; в — с функциональным преобразователем; г — с индуктивным дат чиком
Более точная гиперболическая зависимость между частотой Еращения шпинделя и текущим диаметром может быть получе на с помощью тахогенератора и потенциометрической схемы [49]. Для этого (рис. 21, а) движок следящего потенциометра R c механически связан с суппортом станка. Потенциометр подключен к тахогенератору привода шпинделя 7Т и с него снимается напряжение обратной связи по скорости резания. На релейный управляющий элемент системы ССР поступает напря жение А У, равное разности между задающим напряжением и напряжением обратной связи. Схема получения сигнала обрат ной связи по скорости резания, основанная на применении тахометрического моста, показана на рис. 21,6. В схеме использо ваны положительная обратная связь по току и отрицательная ■связь по напряжению, дающие возможность выявить сигнал, пропорциональный э. д. с. двигателя.
Сигнал, пропорциональный скорости резания, может быть получен с помощью диодного функционального преобразователя (рис. 21, в). При этом с изменением диаметра обработки изме-
€4
няется напряжение, поступающее на преобразователь со следя щего потенциометра Rc, отпираются диодные ячейки Д 1 — Д п и при соответствующей настройке схемы ток в нагрузке начинает изменяться по закону аппроксимированной гиперболы; Одесским СКВ специальных станков для лоботокарного станка МК-475 разработано устройство обратной связи по скорости резания, содержащее индуктивный датчик, включенный в дифференциаль ную мостовую схему (рис. 21, а). Воздействие на индуктивный датчик ИД осуществляется с помощью профилированной линей ки. Профиль линейки строится на готовом станке методом под бора, что позволяет компенсировать нелинейности системы ре гулирования (усилителя, двигателя, самого датчика и др.). Разработано также задающее устройство для системы ССР, в котором применен функциональный индуктивный датчик, кине матически связанный с суппортом станка.
Применение статических преобразователей в металлорежу щих станках для поддержания постоянной скорости резания может быть рассмотрено на примере станка МК-475. Полупро водниковый выпрямитель (рис. 22), собранный по трехфазной мостовой схеме, питает электродвигатель постоянного тока Д (П-51, 6 кВт, 110 В, 1500 об/мин) привода вращения шпинделя. Регулирование скорости двигателя Д осуществляется в дкапа зоне 1:10 путем ступенчатого изменения напряжения якоря к плавного изменения потока возбуждения. Регулирование скоро сти резания при торцовой обработке осуществляется следящей системой, содержащей индуктивный датчик ИД1, включенный по дифференциальной мостовой схеме. Команда в функции пути для перехода с низшей’ ступени напряжения на высшую и обрат но подается вторым индуктивным датчиком ИД2. При этом кон такты реле РП производят коммутацию сопротивления R26 и R27 для поддержания постоянного уровня сигнала обратной связи при переходе с одного напряжения па другое. Закон регу лирования для каждого датчика задается общей профилирован ной линейкой. Питание датчиков осуществляется от стабилиза
тора напряжения СН. Сигнал с задающего |
индуктивного |
дат |
|
чика ИД] через предварительный |
усилитель |
(транзисторы Т5 |
|
и Тб), промежуточный усилитель |
(транзисторы ТЗ и Т4) |
и вы |
ходной магнитный усилитель МУ подается на обмотку возбуж дения двигателя ОВД.
На входе промежуточного усилителя с задающим сигналом алгебраически суммируется сигнал обратной связи по скорости, снимаемый с тахогенератора ТГ. Для ограничения тока якоря двигателя Д при перегрузках и увеличения его момента при этом в схеме применена нелинейная обратная положительная связь по току, выполненная на триггере (транзисторы Т1 и Т2), выход которого подключен к обмотке управления магнитного усилителя МУ. Пуск двигателя Д осуществляется в одну сту пень контактором У в функции э. д. с. и тока с помощью диф-
3 |
З ак . 1017 |
65 |
|
|
ференциального реле с двумя обмотками ДР и ДУ. При отклю чении напряжения питания реле РТ контролирует динамическое торможение двигателя в функции его э. д. с. При переходе дви гателя с большей на меньшую скорость за счет увеличения потока возбуждения под действием задающего сигнала возра стает э. д. с. двигателя и становится больше напряжение источ ника постоянного тока. Срабатывает реле РР и включает тор мозной контактор Т. Начинается динамическое торможение,
Рис. 22. Схема автоматического регулирования привода главного движения токарного станка
протекающее до тех пор, пока не снизятся скорость и э. д. с. двигателя. Описанная система была исследована на токарном
станке в лаборатории Одесского СКВ специальных |
станков. |
При торцовой обработке и полном использовании |
диапазона |
регулирования описанная система ССР обеспечивает экономию 45% машинного времени.
Системы ССР на шлифовальных станках служат для по вышения производительности резания и качества обработанной поверхности, а, также для увеличения стойкости шлифовальных кругов. Стабилизация скорости шлифования осуществляется
66
увеличением частоты вращения шпинделя пш по мере уменьше ния диаметра круга D при размерном износе
я Dnm |
const. |
|
60 |
||
|
Построение системы стабилизации скорости шлифования мо жет быть выполнено на базе частотно-регулируемых асинхрон ных электродвигателей с короткозамкнутым ротором и тиристор
ных |
преобразователей ча |
|
|
||||||
стоты,. |
например, |
серии |
|
|
|||||
ТПЧ, описанной в гл. |
V. |
|
|
||||||
В этом случае ротор асин |
|
|
|||||||
хронного |
двигателя |
и |
|
|
|||||
шлифовальный |
шпиндель |
|
|
||||||
представляют единое кон |
|
|
|||||||
структивно |
оформленное |
|
|
||||||
устройство, |
|
называемое |
|
|
|||||
электрошпинделем. |
Более |
|
|
||||||
протым |
решением |
явля |
|
|
|||||
ется |
использование |
элек |
|
|
|||||
тродвигателей |
постоянно |
|
|
||||||
го |
тока |
с |
изменением |
|
|
||||
частоты вращения за счет |
|
|
|||||||
ослабления |
|
магнитного |
|
|
|||||
потока, которое осущест |
|
|
|||||||
вляется с |
помощью дат- |
|
|
||||||
шка |
диаметра |
шлифо |
|
|
|||||
вального круга. |
показана |
|
|
||||||
На |
рис. |
23 |
|
|
|||||
принципиальная |
|
схема |
|
|
|||||
системы ССР при шлифо |
|
|
|||||||
вании, |
представляющая |
|
|
||||||
модификацию |
|
комплект |
Рис. 23. Схема системы |
ССР шлифо |
|||||
ного |
регулируемого |
элек |
вального станка |
|
|||||
тропривода |
с кремниевы |
|
усилителями в |
||||||
ми выпрямителями серии ПКВ и магнитными |
цепи возбуждения. Комплектные приводы серии ПКВ в рас сматриваемой модификации разработаны на мощности от 6 до 14 кВт и включают силовой трансформатор Тр1, трехфазный мостовой выпрямитель ВК, аппаратуру управления и автома тический регулятор возбуждения. С помощью задающего сель сина ЗС, механически связанного с поперечным суппортом станка, формируется управляющий сигнал. Выход сельсина подключен к фазочувствительному выпрямителю ФЧВ. Для получения линейной зависимости между выходным напряжени ем сельсина и диаметром шлифовального круга используется поворот сельсина от 150 до 270° с изменением фазы при 180°.
3* 67
Начальное положение сельсина при неизиошенном шлифо вальном круге, когда скорость двигателя должна быть близкой к номинальной, соответствует, примерно, 150°. При уменьшении диаметра круга напряжение на сельсине уменьшается, а за тем, изменив фазу возрастает, что дает возможность получить требуемую нелинейную характеристику между током возбужде ния двигателя Д и углом поворота сельсина. При изменении угла поворота сельсина от 150 до 180° работают три управляю щие обмотки магнитного усилителя МУ, при повороте ротора сельсина на угол больше 180° полярность управляющего напря жения на выходе ФЧВ меняется, две управляющие обмотки МУ отключаются, а в цепь третьей обмотки вводится добавочное сопротивление. Это приводит к более интенсивному ослаблению магнитного потока двигателя.
Устойчивая работа привода обеспечивается при уменьшении действия обратной связи по току по мере увеличения частоты вращения двигателя. Это достигается за счет того, что напря жение питания промежуточного усилителя ПУМ состоит из опорного напряжения V0 и напряжения сельсина Vc, которые при номинальной скорости складываются, а при ослаблении поля двигателя (за счет изменения фазы) вычитаются. Приэтом результирующее напряжение уменьшается, что приводит к соответствующему уменьшению коэффициента обратной связи по току якоря. Для ограничения тока якоря в переходных ре жимах используют обратную связь по току с отсечкой.
Применение системы стабилизации скорости шлифования [25] более чем в 1,5 раза повышает удельную производитель ность круга, определяемую как отношение объема сошлифованного металла к объему износившегося материала круга, и на 15—20% повышает качество обработаной поверхности.
2. Стабилизация мощности резания
Применение систем автоматической стабилизации мощности резания (СМР) дает возможность повысить производительность станка, улучшить использование главного привода и режущего инструмента: Наиболее распространен электропривод с асин хронным короткозамкнутым ’ двигателем. Одним из основных элементов этих систем является датчик активной мощности, пот ребляемой электродвигателем главного прлвода.
В ряде случаев применяют контроль активной |
мощности |
||
асинхронных |
электродвигателей |
по полному |
току. При |
этом сигналом |
нагрузки служит |
вторичный ток |
трансфор |
матора тока ТТ (рис. 24, а), включенного в цепь статора асин хронного двигателя АД. Выпрямленный ток сравнивается на потенциометре R с задающим сигналом. Если сигнал, пропор циональный полному току, больше задающего, то включается реле 1РП.
В практике применяют статические преобразователи мощ ности которые за счет упрощения схемы и повышения ее на дежности позволяют получать электрический сигнал, пропор циональный активной мощности в определенном диапазоне из мерений. Одна из таких схем [35] показана на рис. 24, б. Выходное напряжение схемы равно векторной сумме падений напряжений на сопротивлении RT, включенном в цепь вторичной
Рис. 24. Принципиальные схемы датчиков нагрузки
обмотки трансформатора тока, и на сопротивлении RH, вклю ченном на фазное напряжение двигателя АД.
Более точное определение мощности дают статические пре образователи, построенные на использовании нелинейных эле ментов (варисторов, дросселей насыщения, подогревных сопро
тивлений и др.).
На рис. 24, в показана схема датчика мощности [5] с квад ратичными преобразователями в виде дросселей насыщения ДН1 и ДН2. .Малая выходная мощность, а также необходимость в дросселях насыщения с квадратичной зависимостью между выходным и входным напряжениями являются недостатками преобразователя. В тех случаях,, когда требуется более точная стабилизация мощности привода, может найти применение [8] схема точного перемножения сигналов (рис. 25, а ). В этой схеме сигнал, пропорциональный напряжению, снимается со вторичной обмотки с выводом средней точки трансформатора ТН\ сигнал, пропорциональный току, через согласующий трансформатор ТС1 подается на сопротивление Rт. На выходе фазочувствительной
69
схемы, построенной на трансформаторах ТС2 и ТСЗ и полупро водниковых вентилях IB, 2В, действуют напряжения:
«1 — {k1 uH-j- uT),
11% HT).
Функциональные преобразователи, собранные на диодах, сопротивлениях 1R—8 R и низкоомпых делителях напряжения
Рис. 25. Схемы контроля активной мощности
1/?д, 2/?д, обладают квадратичными вольт-амперными характе ристиками поэтому силы токов в плечах схемы
I\ = fejUj, /2 = ^2^2’
Сила тока, протекающего через нагрузку — обмотку реле Р, пропорциональна
/вы* = /1 — /2 = 4fejft2uHwT = 4/г1/'г2ынытсоз ф,
70