Файл: Крачино, В. В. Электрорадиоавтоматика на морском транспорте учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
В.В.Кранино
ЭЛЕЮРОРАДИОАВТОМАТИКА
В. В. Крачино
ЭЛЕКТРО-
РАДИО
АВТОМАТИКА
НА МОРСКОМ
ТРАНСПОРТЕ
Учебное пособие
Издание второе, переработанное и дополненное
Утверждено
Управлением учебных заведений ММФ в качестве учебного пособия
для учащихся радиотехнических факультетов высших инженерных морских училищ Министерства морского флота
М О С К В А • Т Р А Н С П О Р Т • 1973
УДК 621.396 61/.62—52 (075.8)
Электрорадиоавтоматнка на морском транспорте. Изд. 2-е, перераб. и доп. Крачино В. В., «Транспорт», 1973, стр. 1— 184.
В книге рассмотрены элементы теории линейных систем автоматического управления при детерминированных воз действиях в применении к устройствам судовой и береговой радиосвязи и радионавигации морского транспортного п промыслового флотов.
Книга утверждена Управлением учебных заведений Министерства морского флота СССР в качестве учебного по собия для учащихся радиотехнических и заочных факуль тетов высших инженерных морских училищ специальности
0701 «Радиотехника». Она может |
быть использована на фа |
||||
культетах |
и курсах |
повышения |
квалификации |
командно |
|
го состава |
морских |
транспортных и промысловых судов, а |
|||
также |
инженерно-техническими |
работниками |
береговых |
||
служб. |
Рис. 82, табл. 7, библ. 43. |
|
|
Гос. пуС: ’ 'ля научно-те.'ч. ясная библиотека С СР
CK3Lt i l l ' - .ДКРJ . г . г
ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА !
3185-528 049(01)-73 БЗ-34-15-73
© Издательство «Транспорт», 1973, с изменениями п дополнениями.
П Р Е Д И С Л О В И Е
Директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 гг. предусмотрено внедре ние автоматизированных систем управления (АСУ) в ряде ведущих отраслей народного хозяйства и сфер обслуживания населения Совет ского Союза. Для динамики развития морского транспортного флота страны в данное время характерны такие факторы, как непрерывный рост его тоннажа, грузооборота как на отечественных, так и на меж дународных морских путях, расширение коммерческих связей с за рубежными судоходными компаниями, пополнение флота современными технически совершенными судами, расширение и механизация портов и судоремонтных заводов. Совокупность сложившихся ситуаций на морском транспортном флоте СССР вызывает необходимость в значи тельном совершенствовании управления его работой.
Повышение оперативности в управлении флотом требует усовер шенствования организации диспетчерской связи между судами и бе реговыми радиоцентрами пароходств, через которые осуществляется руководство работой флота. Эффективное решение этой проблемы мо жет быть найдено в создании автоматизированной системы управле ния морским флотом (АСУ «Морфлот»).,
АСУ «Морфлот» будет состоять из ряда автоматических или авто матизированных подсистем, среди которых одно из первых мест от водится автоматизации всех видов электрической судовой и береговой связи как средства управления. Даже поэтапная реализация АСУ «Морфлот» невозможна без усовершенствования действующей в на стоящее время системы коротковолновой радиосвязи (КВ радиосвя зи) между судами и береговыми радиоцентрами. Поэтому в реализации проблемы АСУ «Морфлот» очень важно, наряду с совершенствованием других подсистем, коренным образом улучшить организацию КВ ра диосвязи с судами путем применения как автоматизированных, так и полностью автоматических систем по передаче, приему, обработке, хранению и выдаче достоверной информации в обоих направлениях: судно — берег и берег — судно.
3
Уже в настоящее время на морском транспорте СССР эксплуати руются усовершенствованные системы радиолокационных станций, системы дальней и ближней радионавигации. В недалеком будущем суда транспортного флота СССР будут иметь возможность пользовать ся системами связи и радионавигации с помощью искусственных спут ников Земли (ИСЗ) для обсервации судов в любом месте Мирового оке ана и двустороннего обмена связной информацией всех категорий с пароходствами и другими береговыми службами.
Второе издание данной книги существенно переработано. Оно до полнено: сведениями об адаптивных САУ и принципах электронного моделирования САУ; расширенным и более подробным рассмотрением ряда типовых звеньев и правил преобразования структурных схем САУ; углубленным рассмотрением применения аппарата логарифми ческих частотных характеристик для исследования радиотехнических САУ. В книге изложены принципы линеаризации уравнений нели нейных звеньев, приведены сведения о методе «D-разбиення» и совре менных методах D и Z преобразований применительно к радиотех ническим импульсным САУ.
Все пожелания и замечания будут приняты автором с благодар ностью; просьба направлять их по адресу: Москва, 117292, ул. Ивана Бабушкина, 13, корп. 1, изд-во «Транспорт».
Г л а в а 1
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ и ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
§ 1. УПРАВЛЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Управлением называется организация целенаправленных воздей ствий по руководству процессами любой физической природы в одном или нескольких объектах (элементах). В последнем случае считается, что объекты, объединенные единством цели управления, образуют управляемую систему (УС). Для достижения на объекте (УС) цели уп равления он дополнительно комплектуется совокупностью некоторых технических элементов (устройств), образующих управляющую сис тему. Объект управления (ОУ) или управляемая система, находя щиеся во взаимодействии с управляющей системой, образуют в целом
систему управления.
В качестве примеров систем управления можно привести следую щие радиоэлектронные и радиотехнические устройства и системы.
1. Радиоприемное устройство (полуавтоматическое), управляемое оператором с судна или с берега. Назначение данного устройства — прием информации из радиоканалов.
2.Передатчик радиолокационной станции (РЛС) — источник мощ ных зондирующих импульсов, автоматически посылаемых с судна в направлении движущейся или неподвижной цели. Назначение данного устройства — обеспечение безопасности судна в море.
3.Двухканальный судовой визуальный радиопеленгатор со следя щей системой. Назначение данной системы — автоматическое пелен
гование радиомаяков и других источников электромагнитных излу чений в море для обсервации судна в море.
4.Эхолот — устройство для автоматического измерения глубины моря под килем судна, его используют как одно из средств безопас ности судна.
5.Радиоэлектронная система обсервации транспортных судов в акваториях Мирового океана с помощью трех «неподвижных» искус ственных спутников Земли (ИСЗ). Цель — навигационное обеспече ние судов в Мировом океане.
Поведение каждой системы управления определяется: целью уп равления, окружающей обстановкой или внешними и внутренними условиями, т. е. свойствами управляемой и управляющей систем.
5
В общем случае процесс управления системой содержит в управ ляющем устройстве (УУ) пять элементов (рис. 1):
источник информации о задачах управления (ЗУ); источник инфор мации о результатах управления объектом (ИИРУ), т. е. фактическом поведении объекта управления (управляемой системы»); устройство УА для анализа информации о поведении объекта управления и ин формации; устройство преобразования уровней сигналов (УПУ); ис полнительное устройство (ИУ), осуществляющее исполнение данного
|
|
|
|
|
|
решения, т. е. создание непо |
||||||||
|
|
-УУ |
|
|
|
средственного |
воздействия |
|
на |
|||||
|
|
|
|
|
|
объект или объекты управления. |
||||||||
|
|
|
|
|
|
Так, например, неавтоматизи |
||||||||
|
|
|
|
|
|
рованный |
радиопередатчик |
как |
||||||
|
|
|
|
|
|
система |
управления |
имеет |
в |
|||||
|
|
|
|
|
|
своем |
управляющем |
устройстве |
||||||
|
|
|
|
|
|
четыре элемента. |
|
ввода |
инфор |
|||||
|
|
|
|
|
|
1. |
|
Устройство |
||||||
|
|
|
|
|
|
мации о задачах данной систе |
||||||||
Рис. |
1. |
Обобщенная |
функциональная |
мы: виде |
связи, |
длительности |
||||||||
сеанса |
связи, |
длине |
рабочей |
|||||||||||
схема САУ с замкнутым циклом: |
волны, |
мощности |
излучения |
в |
||||||||||
1 — направление потока |
управляющей |
инфор |
||||||||||||
мации; |
2 — направление потока |
информации о |
антенне. |
В данном |
радиопере |
|||||||||
результатах |
управления; |
3 — внешнее |
мешаю |
датчике функции |
по |
вводу |
ин |
|||||||
щее воздействие (возмущение); |
g — задающее |
|||||||||||||
воздействие; .ѵвых — величина |
на |
выходе |
формации |
в передатчик |
выпол |
|||||||||
объекта |
управления ОУ\ .ѵос — воздействие |
|||||||||||||
в цепи главной обратной связи; |
|
*OC— |
няет человек — оператор, |
осу |
||||||||||
воздействие рассогласования |
(ошибки) |
ществляющий |
контроль |
и |
уп |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
равление |
радиопередатчиком. |
|
2.Электроизмерительные приборы, показания которых служат оператору источником информации о результатах управления объек том (радиопередатчиком).
3.Анализ полученной информации (показаний приборов) и приня тие на его основе решения оператором, который и приводит в действие исполнительное устройство.
4.Исполнительное устройство, которым оператор (непосредственно вручную или с помощью блока телеуправления) приводит в действие органы настройки до тех пор, пока измерительные приборы не под твердят, что передатчик работает в заданном режиме.
В данном примере функции 1, 3 и 4 элементов в управляющей сис теме выполняются человеком-оператором, поэтому данная система управления в целом (радиопередатчик плюс оператор) является неав томатизированной.
В организации процесса управления значительную, а в ряде слу чаев и доминирующую роль играет своевременное получение достовер ной информации о результатах управления объектом (системой). При наличии этой информации вынесение решения о необходимых действи ях по отношению к объекту существенно зависит от результатов уп равления. Таким образом, первичный фактор — управляющее дей ствие— зависит от вторичного фактора, вызываемого управляющим действием поведения объекта управления. Возникает как бы некоторая
6
замкнутая «цепь»: причина, вызывающая перемены в поведении управ ляемого объекта (системы), ставится в зависимость от того, какой ре зультат она вызывает. Подобную причинно-следственную связь в ки бернетике принято называть обратной связью (ОС). Сам же принцип управления, в котором используется информация о результатах уп равления, в кибернетике принято называть принципом ОС.
Принцип ОС находит применение в основе большинства процессов управления как в живых организмах, так и в технических системах, в том числе и в ряде устройств радиоавтоматики и радиоэлектроники.
Так, в рассмотренном примере управления неавтоматизированным радиопередающим устройством звеньями цепи обратной связи явля-. ются показания приборов и человек-оператор. Именно с помощью сво его зрительного аппарата, аппарата центральной нервной системы (головного мозга) и органов движения человек осмысленно управляет настройкой и другими процессами в радиопередатчике. Информация, принятая оператором в виде показаний контрольно-измерительных приборов (цепь ОС), творчески анализируется центральной нервной системой. Головной мозг оператора на основе принятого решения по сылает приказы исполнительным элементам (рукам). Руками оператор воздействует непосредственно на органы управления радиопередат чиком.
Основной обратной связью в системах управления является
отрицательная обратная связь. Положительные обратные связи обычно способствуют неустойчивости режимов работы усилительных систем.
Однако в ряде случаев принцип ОС в сфере управления системами применен быть не может. Например, при осуществлении односторонней (симплексной) связи по радиоканалу между двумя корреспондентами абонент или оператор на передающем конце тракта не получает дан ных о качестве принимаемой на другом конце тракта информации. Для улучшения качества последней на передающем и приемном концах трак та могут быть применены некоторые дополнительные устройства по вышения достоверности передаваемой и принимаемой информации, но не более. Подобный метод управления на примере с трактом связи (объектом управления) принято называть управлением по разомкнутому циклу в отличие от управления с использованием принципа ОС, кото рое нередко также называют управлением по замкнутому циклу.
Управление по разомкнутому циклу практически осуществляется в единственной форме так называемого программного . управления объектом (например, трактом симплексной радиосвязи при телеграфной работе).
Закон изменения состояния объекта управления (объектом может быть, например, телеграфный аппарат на приемном конце тракта радио связи) во времени принято называть программой управления.
Если все элементы в системе управления выполняют свои функции без непосредственного участия человека, то система управления на зывается автоматической (САУ).
Элементарная обобщенная функциональная схема системы ав томатического управления (САУ) с разомкнутным циклом показана
7
на рис. 2. В разомкнутой автоматической системе функции програм много устройства выполняет элемент ПУ.
В отдельных случаях достаточно сложный процесс управления в так называемых больших или даже относительно больших управля емых системах осуществляется группами людей (в более простых структурно-системных ситуациях — ограниченным числом операто ров). При этом, однако, используются одновременно и некоторые автоматические устройства, на которые возложено выполнение част ных операций в общем комплексе процесса управления в данной сис
|
__________________ |
|
|
|
|
|
|
теме. Подобные сложные |
систе |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
мы управления |
нередко |
приня |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОУ |
хбых то |
называть |
автоматизирован |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ными. Примером автоматизиро |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ванной системы управления |
мо |
|||||||
|
|
|
|
|
lfj~ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
жет |
служить |
система |
безлоц |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
манской |
проводки судов |
транс |
||||||||||
Рис. |
2. |
|
Обобщенная |
функциональная |
портного морского флота в ак |
||||||||||||||||||||||
|
ваторию |
порта, |
например, |
при |
|||||||||||||||||||||||
|
схема |
САУ |
с |
разомкнутым |
|
циклом: |
|
наличии |
узкостей на |
подходах |
|||||||||||||||||
З У |
|
|
|
О У |
|
|
информации о |
|
|
П У |
управ |
к нему. Такая система |
содержит |
||||||||||||||
|
|
— источник |
задачах |
||||||||||||||||||||||||
УА |
|
|
|
|
|
— |
объект |
управления; |
|
— |
и с |
|
в себе береговую радиолокацион |
||||||||||||||
ления; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
точник |
|
|
|
|
|
|
|
программе |
|
управления; |
ную станцию (БРЛС), |
комплек |
|||||||||||||||
|
|
|
У |
П У |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
информации о |
|
||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Н У |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
У У |
— устройство анализа вводимой информа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
ции; |
|
|
|
|
— |
устройство |
преобразования |
ин |
ты УКВ радиотелефонной |
аппа |
|||||||||||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
— |
исполнительное |
|
устройство; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
формации; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
— |
|
2 — |
|
|
|
устройство |
|
(система); |
ратуры |
(приемопередатчики и |
|||||||||||||||
|
|
|
управляющее |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
g |
потока |
управляющей |
инфор |
антенны) |
на |
проводимом |
судне |
||||||||||||
|
— направление |
||||||||||||||||||||||||||
мации; |
|
|
|
|
внешнее |
мешающее |
xn x= g—s |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
воздействие |
и на берегу у оператора БРЛС. |
|||||||||||||||||||||
(возмущение); |
|
|
— задающ ее |
|
воздействие; |
||||||||||||||||||||||
s — |
программное |
воздействие: |
|
|
|
— |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
входное |
|
воздействие; |
лгвых — |
выходная вели |
В работе системы важные функ |
||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
чина |
|
|
|
|
|
|
|
ции |
выполняются двумя |
опера |
|||||||
торами —■на |
судне и берегу (БРЛС): оператор |
на |
берегу |
передает |
|||||||||||||||||||||||
на |
|
судно |
по |
радиотелефону рекомендуемые |
курсы |
проводки судна |
|||||||||||||||||||||
при входе |
в |
порт. |
БРЛС |
|
является |
практически |
полностью автома |
||||||||||||||||||||
тической установкой, а |
операторы на судне |
и |
берегу вместе |
с |
ком |
||||||||||||||||||||||
плектами |
аппаратуры |
УКВ |
радиосвязи |
образуют в сумме с нею ав |
|||||||||||||||||||||||
томатизированную систему управления. |
системы |
управления |
могут |
||||||||||||||||||||||||
|
|
Более сложные |
автоматизированные |
содержать соответствующие автоматические устройства и электрон ные вычислительные машины: они осуществляют автоматический сбор, хранение и переработку информации и выдают оптимальные варианты рекомендуемых решений. Нередко автоматизированные системы уп равления называют полуавтоматическими. Но обычно этот термин применяется к достаточно простым по структуре и процессам управле ния в них системам, обслуживаемым одним оператором. К числу их мо жет быть, например, отнесена система настройки радиоприемного устройства на рабочую волну при участии оператора. Не следует за бывать, однако, что в самом радиоприемном устройстве обычно содер жится одна или несколько функциональных САУ, например, системы автоматической регулировки усиления (АРУ), автоматической под стройки частоты гетеродина частотным методом (ЧАПЧ), автоматиче ской стабилизации выпрямленного напряжения питания и т. д.
&