Файл: Корытин, А. М. Оптимизация управления металлорежущими станками.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

симистора СТ. Напряжение на обмотке возбуждения ОВД уве­ личивается, скорость двигателя Д снижается. Скорость изме­ няется с постоянной мощностью. При обработке детали от периферии к центру описанный процесс протекает в обратном направлении, однако здесь необходимо предусмотреть блоки-, ровку, автоматически уменьшающую задающее напряжение после врезания и, таким образом, сглаживающую разницу между частотой вращения под нагрузкой и на холостом ходу. Скоростная характеристика привода (рис. 32) может быть раз­ делена на три участка. На участке 1 в зоне больших скоростей отрицательная обратная связь по току не действует и характе­ ристика описывается' уравнениями, соответствующими разом­ кнутой системе привода. На участках 2 и 3 вступает в действие токовая связь. При этом участок 2 — рабочий, на нем при не­ значительном увеличении тока резко падает скорость, а мощ­ ность, потребляемая двигателем, остается постоянной. На уча­ стке 3 в зоне малых скоростей диапазон регулирования ока­ зывается исчерпанным и жесткость характеристики увеличи­ вается.

Для рабочего участка относительное значение силы тока управления магнитного усилителя

i* =

k a.y

[% +

( % - % „ ) ] ,

,

 

 

 

( 2 0 )

где

kn.у — коэффициент

усиления

полупроводникового

усили­

теля; i* J*

i% — относительные

значения

контурных

токов:

задающего,

обратной связи и сравнения.

 

связана с

 

Сила

тока

нагрузки

магнитного усилителя 1я му

силой тока управления нелинейной зависимостью

 

 

■_

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

■*н .м у ----

^М у^У »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где /гму — нелинейный коэффициент.

является

функцией

 

С другой стороны, эта же сила тока

угла насыщения

 

 

 

 

 

 

 

 

1 + cos а

 

 

 

 

 

 

 

• / н . м у ---------------~

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полагая, что угол насыщения магнитного усилителя равен

углу отпирания симистора, можно записать

 

 

 

, ,д

_ 1 +

cos а

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

где

Нд — относительное

значение

напряжения на обмотке воз­

буждения;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Линеаризуя характеристику намагничивания двигателя,

определим его магнитный поток

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

Ь

II

I я

 

 

 

 

21)

 

 

 

 

к О.

 

В.ОС^в

 

 

 

 

81


где k0.B— коэффициент пропорциональности;

IBwB — м.д. с.

обмотки

возбуждения

двигателя; UB.0— среднее

значение на­

пряжения

на обмотке

возбуждения при а = 0; RB, wB— актив­

ное сопротивление и число витков обмотки возбуждения.

На основании уравнений (20) и (21) можно записать урав­ нение скоростной характеристики привода

(О=

(U 1RB) RB

 

 

 

 

 

 

здесь U — напряжение на

якоре двигателя;

RB— сопротивле­

ние якорной цепи

двигателя; ke— конструктивный коэффици­

ент двигателя.

была

исследована на

экспериментальной

 

Работа привода

установке с электродвигателем ПН 17,5; 1,75 кВт; 1450 об/мин; 220 В и симистором ВКДУС-50. Схема обеспечивала широкий диапазон угла отпирания симистора (20—160 электрических градусов).

Высокий коэффициент усиления схемы и наличие инерцион­

ностей (индуктивности обмоток магнитного усилителя,

обмот­

ки возбуждения двигателя) приводят к возникновению

авто­

колебаний в приводе. Эти автоколебания устраняли введением гибкой отрицательной обратной связи по напряжению магнит­ ного усилителя, выполненной с помощью сопротивлений RRk2 И конденсаторов Скь С„2. Расчет параметров гибкой обрат­ ной связи, а также исследование работы привода в режиме ста­ билизации мощности при торцовой обработке деталей удобно выполнить на аналоговой вычислительной машине.

Работа привода при торцовом точении от периферии к цен­ тру детали описывается следующей системой уравнений: ^

Еа = £еФа>;

М = кыФ1;

Un.y -- ^3^3

Др) &O.TJ

 

(22)

 

dt

U B — / ( * м . у ) ’>

ЕмМ..у --=

UKi

(1 —


M - ( M C+ M 9) = J ^ ~ ,

at

 

 

 

 

 

где I с p , г'м.у — силы токов

сравнения

двигателя

и

обмотки

управления магнитного усилителя; Unу,

UK, Uc — напряжения

на выходе ПУ, коррекции и на конденсаторе Ск2;

Ея— з.д. с.

двигателя; ф — потокосцепление обмотки

ОВД; Ья,

LM.y—-ин­

дуктивность якорной цепи

двигателя

и

обмотки

управления

МУ; Ru.y, Rk— активное

сопротивление

обмотки

управления

МУ и корректирующего звена; Ск— емкость конденсатора кор-

Рис. 33. Аналоговая модель системы СМР карусельного станка

ректирующего звена; М, Мс, Мм, Мр — моменты двигателя и

холостого хода привода, максимальный

и

текущий моменты

резания; / — момент инерции привода;

k 3,

k oc, — коэффициен­

ты усиления задающего контура и контура ОС; k M — конструк­ тивный коэффициент двигателя.

Блок-схема модели привода, составленная в соответствии с системой уравнений (22), изображена на рис. 33. Модель полу­ проводникового усилителя набрана на усилителях 1,2 и блокенелинейности БН1 для учета насыщения. Симисторный преоб­ разователь представлен последовательно соединенным инте­ гратором 3 и блоком нелинейности БН2, который настроен в соответствии с зависимостью напряжения на обмотке возбуж­ дения двигателя от напряжения на обмотке управления магнитного усилителя, снятыми экспериментальным путем. При­ водной двигатель с изменяющимся потоком возбуждения смо­ делирован с помощью интеграторов 4, 5, 6, блоков перемноже­ ния БП1 и БП2 и блока нелинейности БНЗ, реализующего ха­ рактеристику намагничивания машины 1В(Ф).

Отрицательная обратная связь по току с отсечкой учиты­ вается блоком нелинейности БН4, сигнал с которого поступает на вход модели полупроводникового усилителя. Изменяю­ щийся в процессе торцовой обработки момент резания форми­

83


руется

на выходе интегратора

7. Операционные усилители

8,

10 и интегратор 9 моделируют

корректирующее звено.

 

На

рис. 34 показаны осциллограммы силы

тока /д, скоро­

сти шд,

потока Фд и напряжения возбуждения

U* двигателя,

а

также диаметра обработки в относительных .единицах при тор-

Рис. 34. Осциллограммы

торцовой

обработки

нескорректирован­

ной (а) и скорректированной (б) системы СМР

 

 

 

 

цовом точении

нескорректированной (а)

и

скорректированной

(б)

системы

управления

приводом.

В

первом

случае

(рис.

34, а) сила’ тока

/д, поток Фд и напряжение

возбуждения

U д совершают

автоколебания

с

частотой

порядка

1

Гц. Ско­

рость двигателя со изменяется в диапазоне 1 : 3 обратно про­ порционально диаметру D по закону гиперболы без автоколе­

84