ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 0
ного бака, откуда может быть удалена через дренажное отверстие. Однако в ряде случаев турбинные масла при обводнении образуют стойкие масловодяные эмульсии, недопустимые по следующим причинам:
1) при эмульгировании масла увеличивается его вяз кость [Л. 93], что ухудшает условия транспортировки масла по трубопроводам, снижает надежность работы подшипников;
. |
2) масло перестает быть однородным, ухудшаются |
его |
смазочные свойства в условиях граничного трения |
[Л. |
105]; |
3)вода в эмульсии способствует окислению масла, ржавлению смазываемых деталей, эрозийному износу и окислению баббита [Л. 8, 15];
4)эмульсии служат переносчиками по системе абра
зивных примесей. ' Для систем, работающих на обводненном масле, ха
рактерны частые доливки свежего масла. Периодический слив отстоявшейся в баке воды всегда сопровождается потерями той части эмульгированного масла, которая собирается на границе раздела между водой и маслом
[Л. 86].
Всякая эмульсия представляет собой однородную дис персию одной жидкости в другой. Такая система не яв ляется стабильной, однако время, необходимое для раз деления фаз эмульсии, может различаться очень сильно, в пределах от нескольких секунд до многих часов (и даже суток) [Л. 42]. Образование масловодяных эмуль сий стимулируется полярно-активными веществами, ко торые в маслах могут содержаться в качестве естествен ных компонентов, перешедших из сырой нефти, несмотря на предпринятую очистку. Масла селективной очистки обычно содержат меньше полярных веществ, стимули рующих эмульгирование, чем масла кислотной очистки [Л. 8, 77]. Ухудшение качества масла вследствие окисле ния может привести к накоплению растворимых в масле полярных продуктов, например металлических мыл, спо собных оказывать эмульгирующее влияние даже тогда, когда они находятся в малых концентрациях, поскольку эти вещества адсорбируются на граничной поверхности масло — вода [Л. 86]. Эмульгаторами могут быть и вы сокодисперсные твердые вещества, например механиче ские примеси, попадающие в масло из воздуха при вен тиляции системы смазки. Шлам, отбеливающие земли,
140
оставшиеся в масле после некондиционной фильтрации, металлическая пыль, зола, цемент — все эти загрязните
ли способствуют образованию эмульсии и |
сохранению |
ее устойчивости к разрушению. |
турбинных |
Вода легко обнаруживается в светлых |
маслах, которые мутнеют от воды при нормальной тем пературе. Малые примеси воды определяются или «по потрескиванию» [Л. 77] или стандартизированным гидро кальциевым способом [Л. 94]. Для количественного опре деления большого содержания воды в эмульгированном масле обычно применяют способ Дина и Старка [Л. 77, 94]. Время расслоения заданного столба эмульгирован ного масла на составляющие его компоненты зависит от концентрации и дисперсности водяных капель, от сте пени чистоты и температуры масла. Важно знать спо собность турбинного масла к деэмульсации. Для этой цели обычно используют стандартный метод определения скорости деэмульсации масла [Л. 94], основанный на визуальном определении времени полного отделения во ды при 55°С после окончания барботирования пара че рез слой воды и масла, залитых до начала испытаний в определенных соотношениях в измерительный цилиндр. Если 20 мл воды и 100 мл масла, налитые в цилиндр вместимостью 250 мл (ГОСТ 1770-64), после пропуска ния пара (в течение 10 мин) снова отделятся друг от друга четким мениском за время не более 8 мин, то считают, что масло обладает удовлетворительной (допу стимой) способностью к деэмульсации. Для высокока чественных турбинных масел время деэмульсации со ставляет иногда даже 4—5 мин, а специальные деэмуль гирующие присадки способны уменьшить это время до 1—2 мин [Л. 157]. Наоборот, для окисленного и зашламленного масла время деэмульсации 10—20 мин (и бо лее).
3-5. СТАРЕНИЕ МАСЛА
а) Окисление масла
В процессе эксплуатации паровых турбин залитое в их системы смазки масло постепенно претерпевает глубо кое изменение, которое обычно характеризуется поняти ем «старение», включающим изменения его химических и физических свойств [Л. 85, 86, 94, 143]. Старение масла происходит в результате контакта углеводородов с кис-
141
лородом воздуха, стимулируется каталитическим дейст вием воды и металлов, с которыми соприкасается масло,
и |
быстро прогрессирует |
с повышением температуры. |
В |
результате окисления |
масла повышаются его плот |
ность и вязкость, ухудшается деэмульгирующая способ ность, образуются растворимые в масле, а также лету чие кислые продукты, обусловливающие коррозионную агрессивность масла; плотные продукты окисления вы
падают в осадок; появление |
в масле смол приводит |
к его потемнению. |
происходит постадийно, |
Окисление углеводородов |
проходя через различные промежуточные ступени, и за висит от строения молекул углеводородов и условий, в которых происходит окисление.
Установлено, что во всех случаях, когда в масле отсутствует кислород и вода, никаких окислительных ре акций не происходит. Например, предварительно вакуумированное и обезвоженное масло при нагревании в ва кууме при 150 °С в течение 14 000 ч совершенно не окис лилось и даже не изменило своего первоначального цвета. На окисление масла (в большой степени влияет ско рость диффузии кислорода в слой масла, которая зави сит от парциального давления кислорода и площади со прикосновения последнего с маслом. Распыливание и разбрызгивание масла, барботирование его воздухом, вспенивание — все это создает наибольшую поверхность соприкосновения масла с воздухом и, таким образом, ускоряет окисление масла. Есть данные, согласно кото рым при изменении поверхности контакта в 2,8 раза од ного и того же количества масла с воздухом количество осадка возросло в 58 раз!
Скорость окислительных реакций существенно зави сит от температуры. Известно, что окисление масла, хо тя и замедленное, происходит при комнатной темпера туре и даже при температуре ниже 0°С. При высоких температурах способность масел к окислению настолько велика, что достаточно даже следов кислорода, чтобы началось интенсивное образование продуктов окисления. Установлено, что повышение температуры на каждые 10°С сверх 110°С ускоряет реакцию окисления масла приблизительно в 2 раза, а повышение температуры от 220 до 275 °С увеличивает скорость реакции в 42 раза! При температуре 310—350 °С происходит самовоспламе нение масла (в кислородной среде).
142
Окисление углеводородов ускоряется в присутствии положительных катализаторов: металлов, солей органи ческих кислот, воды. Наиболее активными катализатора ми являются медь и ее сплавы, свинец; менее активны никель, железо, цинк, олово; алюминий практически не оказывает никакого влияния на процесс окисления мас ла. Интенсивность воздействия металла при прочих рав ных условиях зависит от величины его поверхности. Со ли металлов органических кислот (нафтенаты меди, свинца, железа, кадмия), окислы и другие производные металлов способны ускорить окисление масла, причем в ряде случаев эти продукты являются более активными инициаторами окисления, чем сами металлы. Изучение старения и коррозионного действия турбинных масел в присутствии воды показало, что ускорение окисления масла в этом случае вызвано обогащением его катиона ми (Fe, Mg, Na и др.), содержащимися в виде следов в воде и образующими е кислотами растворимые мыла, ускоряющие окисление масла [Л. 45].
Неметаллические материалы, применяемые в турбо строении (картон, бумага, ткани, бакелит, древесина, гетинакс), не оказывают проокислительного воздействия на масло. Маслостойкая резина иногда после 1—2 лет эксплуатации частично разрушается с образованием осадка, содержащего окись цинка (которая входит
вчисло ингредиентов резины), вследствие чего масло быстро стареет. Более стойкой оказывается кремнийорганическая резина марки 5р-129, подвергнутая термо обработке [Л. 85]. Продукты окислениямогут сами по себе служить катализаторами «старения» масла. Из опыта эксплуатации известно, что смешение свежего масла с окисленным и зашламленным не приостанавли вает, а, наоборот, вызывает усиленное окисление полу ченной смеси. Поэтому при смешении масел, доливаемых
вбак, следует строго руководствоваться рекомендация ми [Л. 44].
Способность масла противостоять окислительному
воздействию кислорода воздуха при повышенной тем пературе называется стабильностью. По методу ВТИ (ГОСТ 981-55) стабильность характеризуется содержа нием водорастворимых кислот (нелетучих и летучих) после окисления масла в легких условиях, отвечающих начальной стадии его старения, а также кислотным чис лом и количеством осадка в масле, подвергнутом глубо-
143
кому искусственному старению (общая стабильность). Основным показателем стабильности является способ ность масла образовывать водорастворимые кислоты в начале старения. По расходу едкого кали (в мг), по шедшего на нейтрализацию водорастворимых кислот, извлеченных из 1 г масла в водную вытяжку, судят о ко личественном содержании нелетучих низкомолекуляр ных кислот. Если масло не содержит водорастворимых кислот, то реакция водной вытяжки из такого масла бу дет нейтральной или даже слабощелочной. Общее содер жание кислот в масле выражают кислотным числом, представляющим расход (в миллиграммах) едкого ка ли (КОН), требующегося для нейтрализации 1 г масла. Кислотное число после искусственного старения масла марки 22п не должно быть более 0,2 мг КОН на 1 г мас ла.
По ПТЭ [Л. 102] эксплуатационные нефтяные масла должны удовлетворять следующим нормам: кислотное число — не выше 0,5 мг КОН; реакция водной вытяж ки— нейтральная; вода и шлам — полностью отсутст вовать. Масло, залитое в систему, должно подвергаться сокращенному анализу1 не реже 1 раза в 2 месяца при кислотном числе не выше 0,2 мг КОН и полной прозрач ности масла, 1 раз в 2 недели при превышении кислот ного числа 0,2 мг КОН или при наличии в масле шлама н воды; при резком ухудшении качества масла произво дится внеочередной анализ. Один раз в сутки (в днев ную смену) оно подвергается цех-овому контролю1.2
6) Коррозионные свойства масла
Коррозионная агрессивность смазочных масел оценива ется потерей массы металла в граммах с 1 м2 поверхно сти. По современным представлениям коррозия метал лов в масле обусловлена воздействием на них перекисей и кислот. Свежие турбинные масла обладают наимень шей коррозионной активностью. Коррозия металлов по является с того момента, когда в масле начнут скапли ваться первые продукты окисления углеводородов. Вода, которая попадает в масло извне или же образуется в ре
1 В объем сокращенного анализа масла входит определение кис лотного числа, реакции водной вытяжки, наличия примесей и воды.
2 Цеховой контроль масла заключается в проверке его по внеш нему виду на содержание воды, шлама, механических примесей.
144
зультате окисления самого масла, является главной причиной, резко усиливающей коррозию [Л. 86, 142].
Высокомолекулярные органические кислоты, образу ющиеся при окислении масла, не способны воздейство вать на металл непосредственно. Однако они активно реагируют в присутствии воды с окислами металлов. В результате получаются металлические мыла органи ческих кислот, растворимые в масле или выпадающие в осадок и являющиеся сильными катализаторами даль нейшего окисления масла.
Действие воды наиболее сказывается в тех случаях, когда в масле накапливаются низкомолекулярные кис лоты (муравьиная, уксусная, серная).
Турбинные масла, изготовленные из нефтей различ ных месторождений, обладают неодинаковой коррозион ной активностью. Более того, нефтяная промышленность иногда выпускает неравноценные по качеству (в том числе и по коррозионности) партии масел, изготовленных даже из нефти одного и того же месторождения. Бакин ские турбинные масла (ГОСТ 32-53) обычно являются менее коррозионными, чем сернистые турбинные (МРТУ 12Н № 18-63). Однако в присутствии воды и бакинское масло все же вызывает интенсивную коррозию, в особен ности черных металлов [Л. 45].
Сернистые масла, несмотря на содержание в них 0,2% антиокислительной присадки ионол, обладают бо лее высокой коррозионной агрессивностью, чем бакин ские. Коррозия стальных пластин в обводненном серни стом масле начинается при весьма низком кислотном числе (0,003 мг КОН), т. е. практически в свежем масле. С увеличением продолжительности работы обводненного масла глубина окисления и коррозионная активность масла возрастают [Л. 45]. Однако между возрастанием кислотности масла и коррозионной агрессивностью не существует строгого соответствия ]Л. 85]. Объясняется это тем, что в разных маслах при окислении образуются неодинаковые кислые продукты, характер и коррозион ное действие которых по отношению к металлам могут быть резко отличными. При эксплуатации паровых тур бин и при лабораторных испытаниях нередко наблюда лись случаи, KOI да сернистое масло имело весьма благо приятные показатели окисления (низкое кислотное чис ло, малое содержание водорастворимых кислот), однако коррозия стальных деталей была значительно большей,
10—501 |
145 |
чем при эксплуатации бакинских масел с менее благо приятными показателями окисления.
По данным ВТИ [Л. 45], коррозия цветных металлов вызывается продуктами старения турбинных масел в при сутствии воды значительно ниже, чем коррозия черных металлов.
На интенсивность коррозии, кроме воды, влияют и другие факторы: температура, нагрузка на подшипники, термоокислительная стабильность масла, характер про дуктов окисления [Л. 86, 142]. При повышении темпера туры масла ускоряется процесс окисления. Быстрое на копление кислых продуктов вызывает повышение интен сивности их корродирующего воздействия на металлы. Особенно резко возрастает коррозия цветных сплавов при увеличении температуры выше 100 °С.
Особо стоит вопрос, в какой степени сернистые сое динения масла оказывают влияние на его коррозионную агрессивность. Опыты показали, что между количеством природных сероорганических соединений, обычно содер жащихся в нефтяных маслах, и их коррозионной агрес сивностью нет четкой зависимости. Однако механизмы этих процессов еще нельзя считать вполне изученными
[Л. 85].
в) Посторонние примеси в масле [Л. 77, 86, 94, 143]
Под общим понятием посторонних примесей имеются в виду нежелательные продукты, снижающие эксплуа тационные свойства масла. Механическими примесями считают все нерастворенные вещества, находящиеся в масле в виде загрязнений или осадков, которые могут быть задержаны при фильтровании как самого масла, так и его бензинового или бензолового растворов. За грязнениями называются посторонние вещества, которые тем или иным путем попали в масло и не вступили с ним в химическое соединение (пыль, волокна тряпок, зола, сажа). Осадками называются нерастворенные (в дан ных условиях) продукты распада или старения масла, а также продукты реакции окислов металлов с органи ческими кислотами.
Различные механические примеси (осадки и загряз нения) всегда перемешаны между собой и представляют обычно липкую массу, обогащенную окислами железа, мылами и смолами. Такая смесь называется шламом. Многие компоненты шлама растворимы в горячем мас-
146