ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 0
Повышенный нагрев масла и связанное с этим быст рое окисление масла нередко наблюдаются в гидромуф тах питательных насосов |Л. 136—138].
Масло в условиях работы паровых турбин часто обводняется. В ряде случаев это нежелательное явление превратилось в постоянно действующий фактор, суще ственно усложняющий эксплуатацию масляных систем турбомашин. Обычно обезвоженное турбинное масло окисляется очень слабо, а коррозионная активность его незначительна. В присутствии же воды скорость окисли тельных процессов возрастает в 3—5, содержание агрес
сивных водорастворимых |
кислот — в |
40—50, а количе |
ство продуктов коррозии |
стальных |
деталей — в 300— |
5 000 раз [Л. 45]. |
|
|
Основная доля воды, находящаяся в масле, прони кает в систему из-за несовершенства конструкции от дельных узлов паровой турбины или нарушения нор мальных условий их эксплуатации (§ 4-5), и лишь только незначительная доля образуется как продукт окислительной реакции углеводородов, составляющих масло. При нормальной эксплуатации турбины в мас ляной системе не должно быть эмульгированной воды. При неблагоприятных же условиях в масле иногда со держится до 2—3%, а в единичных случаях даже до 5% диспергированной воды. Отстоявшейся воды из бака может сливаться до 80 л за 8 ч (одну смену) работы турбины [Л. 48]. Однако прямой зависимости между содержанием воды в циркулирующем масле и количе ством слитой воды из нижних точек бака не существует. Масло с высокими деэмульгирующими свойствами, на пример содержащее дипроксамины, очень быстро осво бождается от воды. Подшипники при этом снабжаются обезвоженным маслом, так как, несмотря на большое попадание воды в систему, она быстро отделяется от масла и полностью удаляется при периодических сли вах отстоя из бака.
Основным источником аэрации масла являются под шипники, гидромуфты, зубчатые редукторы и другие узлы и механизмы паровой турбины, в которых струи и брызги отработанного масла увлекают за собой в силу вязкого трения тонкую кольцевую прослойку воздуха, а затем разрушают ее на отдельные пузырьки при тур булентном движении потока, возмущении свободной поверхности масла дли падении струй и брызг на твер
160
дую поверхность (стенки картера, отбойные щиты) [Л. 52, 174]. Неорганизованный, открытый слив масла нз полостей главного сервомотора регулирующих клапанов турбины всегда связан с интенсивной аэрацией масла;
то |
же масло, отведенное |
по напорному трубопроводу |
в |
линию системы смазки |
(до маслоохладителей), не |
подвергается аэрации и надежно смазывает подшипни ки без дополнительной очистки или фильтрации.
Попадание масла на ведомое зубчатое колесо валоповоротного устройства вызывает интенсивное переме шивание масла с воздухом. Простое средство позволяет освободиться от чрезмерной аэрации: у вкладышей по торцам, обращенным в сторону кожуха полумуфты, следует поставить отбойные щитки, аналогичные масло
защитным |
кольцам, которые обычно устанавливаются |
со стороны концевых уплотнений турбины {Л. 118]. |
|
Аэрация |
масла, характерная для черпательных гид |
ромуфт, существенно снижается при надлежащем выбо ре размеров черпательного устройства с учетом действи тельных скоростей потока масла в камере {Л. 136, 138]. Аэрация масла, неизбежная при открытом сливе избы точного масла из системы через сливные и предохрани тельные клапаны, прекращается при отводе этого же масла по затопленному маслопроводу под уровень масла в баке.
Можно привести много других примеров, наглядно иллюстрирующих влияние правильной организации сли ва отработанного масла на снижение или полное пре кращение аэрации его.
Определенная часть пузырьков воздуха и других газов примешивается к маслу при снижении давления ниже атмосферного (в нерабочих, вакуумных зонах опорных и упорных подшипников, в полостях гидромуфт
инасосов), при контакте с водородом в уплотняющих подшипниках вала генератора н др.
От организации слива отработанного масла зависят
иобъемное содержание воздуха, и размеры пузырьков. На сливе масла из картеров подшипников содержание воздуха обычно равно 10—15%, на сливе из черпательной гидромуфты 35—40%. Данные о спектре размеров
пузырьков, содержащихся в масле, иллюстрирует табл. 4-1.
По мере движения отработанного масла по сливным трубопроводам пузырьки могут укрупняться, выделять-
11-501 |
161 |
Т а б л и ц а 4-1
Размеры пузырьков воздуха в масле
Место отбора пробы масла |
Модальный диаметр |
|
пузырька, мкм |
||
|
На сливе из опорно-упорных подшипников тур
бин типа: |
|
К-160-130 |
250 |
К-200-130 |
370 |
На сливе из опорного подшипника 0 ЗСО |
мм |
турбин типа: |
|
К-200-130 |
320 |
К-300-240 |
330 |
В сливном отсеке маслобака турбин типа: |
330 |
К-160-130 |
|
К-200-130 |
420 |
К-300-240 |
375 |
ся на поверхность и разрушаться. При бурном движении масла, наоборот, пузырьки могут дробиться, захваты ваться потоком извне и, таким образом, ухудшать в по следующем процесс деаэрации масла в баке. Интенсив ное дробление пузырьков происходит при введении в масло некоторых присадок (антипенных, деэмульги рующих), снижающих поверхностное натяжение масла и поверхностную прочность пузырьков. Окисленное мас ло тоже снижает поверхностную прочность пузырьков и затрудняет их коалесценцию.
4-2. УДАЛЕНИЕ ПРИМЕСЕЙ ИЗ МАСЛА В БАКЕ а) Конструкция масляного бака
Масляный бак — это резервуар, в котором собирается, хранится и отстаивается от посторонних примесей (воз духа, воды, шлама) масло, сливающееся из подшипни ков, уплотнений генератора, системы гидроавтоматики и других элементов масляной системы. Опыт эксплуа тации показывает, что качество масла в системе смазки сохраняется тем лучше, чем интенсивнее отделяются в нем посторонние примеси. При хорошей организации потоков масла в баке можно достигнуть длительной работы масла (свыше 10 лет), и, наоборот, при неудов летворительной организации отстоя масла срок службы его сокращается до 1 года,
162
Масло, находящееся в системе, распределяется меж ду баком и элементами коммуникаций системы смазки и регулирования. Емкость масла в системе определяет ся следующим выражением:
1,=^г(^г+в»)' (4-|)
где W — общее количество тепла, которое должно отво диться маслом от подшипников, уплотнений генератора,
гидромуфты |
и других |
узлов агрегата, сопряженных |
||
в процессе |
эксплуатации с маслом; |
с — теплоемкость |
||
масла; At — перепад |
температур в |
маслоохладителях; |
||
Qp — расход |
масла |
на |
регулирование; Zc — кратность |
циркуляции масла в системе, т. е. часовой расход мас ла Q, отнесенный ко всему количеству масла V, зали того в систему. Кратность циркуляции Zc показывает, сколько раз в течение часа все количество масла про качивается через систему маслоснабжения. На практике обычно принимают Zc= 8 h-12 ч - 1 , х о т я в последнее вре
мя для турбин большой мощности стали задавать по вышенную кратность циркуляции (Zc= 20-r-30 ч-1) [Л. 71].
Как будет показано ниже, эффективность осаждения примесей зависит от времени пребывания тр масла в ба ке. Величина, обратная тр и измеренная в ч-1, по анало
гии с Zc |
называется |
кратностью |
циркуляции масла |
в баке и обозначается через Z. Очевидно, что Z > Z C. |
|||
Емкость |
масляного |
бака должна |
обеспечивать воз |
можность полного опорожнения всей масляной системы после останова масляных насосов без опасности его переполнения. Емкость масляной системы и бака увеличивается с ростом мощности турбоагрегата (рис. 4-2) и усложнением системы регулирования.
У теплофикационных тур бин емкость масляной си стемы, объединяющей си стемы смазки и регулиро вания, всегда выше, чем
уконденсационных тур Рис. 4-2. Емкость масляных си
бин.
Часто встречающаяся конструкция масляного
стем одновальных |
конденсацион |
|
ных турбин. |
||
/ — данные [Л. |
6, |
1241; 2 — данные |
ASME |
[Л. 168]. |
11* |
163 |