ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
|
|
Д л я неполярны х |
в ещ еств , |
какими |
м огут |
считаться |
неф тяны е |
||||||||||||||||||||
турбинны е м асла, с повы ш ением |
тем пературы величина в ум ен ь ш ает |
||||||||||||||||||||||||||
ся |
|
(дл я |
м асла |
приблизительно |
на |
0,1 |
при повы ш ении тем пературы |
||||||||||||||||||||
от 2 0 д о 1 0 0 °С ). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
Т урби н ное |
м асло |
очень |
редко |
и сп ол ьзуется |
к ак |
специально эл ек |
|||||||||||||||||||
тр ои золя ц и он н ое |
м асло. |
Л иш ь |
в |
отдельн ы х |
сл уч аях |
в |
тур би н н ое |
||||||||||||||||||||
м асл о п огр уж аю тся электрические |
контакты ур овн ем ер ны х |
датчиков, |
|||||||||||||||||||||||||
эл ек троги дравл ич еск и х |
приставок , |
элек три ческ и х |
устройств |
д л я |
р а с |
||||||||||||||||||||||
хаж и в ан и я |
бойков ав том ата |
б езоп асн ости |
и д р . П о эт о м у в усл о в и я х |
||||||||||||||||||||||||
р аботы |
паровой |
турбины |
|
н еф тя н ое |
м асл о |
очень |
р ед к о |
проверяется |
|||||||||||||||||||
с |
целью |
оп р еделен и я |
диэлектрической прони ц аем ости . |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
|
|
И н тер ес |
к |
и зучен ию |
диэлектри ческ их |
свойств |
|
тур бин н ого м асл а |
|||||||||||||||||||
и |
его |
см есей с в о зд у х о м , |
в одой |
и |
ш лам ом |
возн ик |
в связи с в о зм о ж |
||||||||||||||||||||
ностью |
испол ьзован ия |
элек троем к остн ого |
м е то д а |
д л я |
изм ерен и я |
с о |
|||||||||||||||||||||
д ер ж а н и я |
в |
м асле п осторон н их |
прим есей |
[Л . |
50, |
|
53, |
141]. |
|
|
|||||||||||||||||
|
|
И ссл едован и ям и |
устан овл ен о , |
что |
д и эл ек тр и ч еск ая |
|
п р о н и ц а е |
||||||||||||||||||||
м ость |
м асл ов озд уш н ой |
см еси |
в |
усл ов и я х |
п ол н ого |
рассл оени я |
к ом |
||||||||||||||||||||
понентов |
п одчиняется |
за к о н у адди ти вн ости |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
е См= е '(!1^ср) +е"кр, |
|
|
|
|
|
|
(3 -18) |
||||||||||
где |
е , |
е |
, |
е с м — диэлектри ческ ая |
п р они ц аем ость |
м асла, |
в о зд у х а , |
||||||||||||||||||||
см еси |
м асла |
и в о зд у х а ; |
|
ср — |
объ ем н ая |
к онцентрация |
в о зд у х а . |
|
|||||||||||||||||||
|
|
П ри |
|
равн ом ерн ом |
расп р еделен и и |
в озд уш н ы х |
пузы рьков |
в м асле |
|||||||||||||||||||
(эм ульси он ная |
стр ук тур а ) |
|
к аж ущ ая ся |
диэлектри ческ ая |
п р он и ц ае |
||||||||||||||||||||||
м ость |
см еси |
о п р едел я ется |
|
вы раж ением |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
« « = « ' — |
|
( « ' - « " ) . |
|
|
|
|
|
|
(3 -1 9 ) |
||||||||
где |
к — |
эксперим ентальны й |
коэф ф и ци ен т, |
зав и сящ ий |
от |
структуры |
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п отока; к —I |
в сл уч ае |
полн ого |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
р ассл оен и я поток а |
на |
д в е ф азы |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(« снар я дн ы й » |
р е ж и м ), |
& =0,8.3 |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
для |
эм ульсион н ой |
|
структуры |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
чолиди сперсны х |
см есей , |
х а р а к |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тер изую щ и хся |
сл едую щ им и р а з |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
м ерам и пузы рьков: |
м одальны й |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ди ам етр |
0 ,1 — 0,2 |
мм , |
с р е д н е |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ариф м етический |
0 ,1 — 0,3 |
мм, |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ср едн екв адр ати ч н ы й |
|
, 0 ,1 5 — |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,5 мм [Л . 53]. |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К а ж у щ а я с я |
ди эл ек тр и ч е |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ская |
п р они ц аем ость |
о б в о д н ен |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ного |
м асла |
8см |
(см есь |
м асла |
||||||
Рис. |
3-8. |
Д и эл ек три ч еск ая |
прони |
|
и дисп ер ги ров ан н ой |
воды ) |
при |
||||||||||||||||||||
|
бл и зи тел ь н о |
|
подч и н яется |
той |
|||||||||||||||||||||||
ц аем ость |
|
обв одн ен н ого |
( / , |
2, 3) |
и |
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
ж е |
зав и си м ости |
(3 -1 9 ), |
причем |
||||||||||||||||||||||
|
аэр и р ован н ого |
(4, |
5) |
|
м асла |
|
|
структурны й |
|
к оэф ф ф иц и ен т k |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
[Л . |
5 0 ]. |
|
|
|
|
|
|
|
|
ок азы в ается |
|
равны м |
10— 12 |
||||||||
}, |
4 |
— полное |
расслоение |
компонентов; |
|
(д л я эм ул ь си он н ого |
р е ж и м а ), |
||||||||||||||||||||
2, |
3, |
5 |
— эмульсионная структура; |
2 — |
|
т. |
е в 12— 13 |
р аз |
больш е, |
чем |
|||||||||||||||||
вода |
содержит 2 N |
раствор |
хлористого |
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
натра. |
|
|
|
|
|
|
|
|
д л я |
дм еси |
м асл а |
и |
в о зд у х у . |
154
П рим ечательны м |
ок азал ся тот |
ф акт, |
что |
д обав л я ем ы е |
в |
в о д у соли , |
||
кислоты , щ елочи |
оказы ваю т на |
еСм |
обводн ен н ы х м асел |
п р ен еб р еж и |
||||
м о м ал ое , влияние, хотя |
диэлектрическая |
проницаем ость |
собств ен н о |
|||||
эл ек трол и тов |
в десятки и |
сотни |
р аз вы ш е диэлектри ческ ой |
п р он и ц ае |
||||
м ости м асла |
(ри с. 3 -8 ). |
|
|
|
|
|
|
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
УЛУЧШЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ ТУРБИННОГО МАСЛА
4-1. ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МАСЛА
Надежность работы паровых турбин во многом зависит от чистоты масла, циркулирующего в системе. Во время работы турбины происходит загрязнение масла как внешними, так и внутренними примесями (рис. 4-1). Влага, пыль, окалина, песок, зола и сажа, попавшие в систему смазки через вентиляционные устройства, составляют внешние примеси, которые могут находиться и в свежем, и в работавшем масле. Особым видом внеш них примесей является воздух, образующий с маслом газожидкостную смесь (аэрированное и вспененное масло). К внутренним загрязнениям относятся шлам, продукты износа деталей турбины (баббит от вклады шей подшипников, бронзовая пыль от зубчатых колес), формовочная земля, оставшаяся в плохо очищенном литье; адсорбенты (силикагель, отбеливающие земли), проникшие в систему через неплотные фильтры в адсор бере; краска, отслоившаяся от стенок масляного бака или картеров подшипников; продукты разложения при садок и др. К внутренним загрязнениям относится и водород, проникший в систему в виде газомасляной эмульсии или (при аварийной обстановке) в виде боль шого газового потока.
В исполнительных механизмах турбины (подшипни ках, уплотнениях генератора, гидромуфте, редукторах и др.) масло нагревается, перемешивается с газами (воздухом, водородом, летучими продуктами окисления масла), обводняется, окисляется, запыливается. Такое масло нельзя повторно подвести к исполнительным ме ханизмам, не подвергнув его вначале деаэрации, обез воживанию, очистке от шлама и грязи. Фактическое
155
СП |
Примеси 6 масле |
О |
|
Продукты |
о ки сл ен и я |
углеводородов |
|
- * ■ |
|
|
— |
|
______________________ |
Асфальтены |
------------------- — -------------------- |
Р и с . 4 -1 . К л асси ф и к ац и я п о ст о р о н н и х п р и м есей в тур би н н ом м асле.
содержание различных примесей в масле зависит йо многом как от эффективности применяемых средств отстоя и фильтрации масла, так и от конструктивных особенностей тех деталей турбоагрегата, которые в про цессе эксплуатации соприкасаются с маслом.
Иногда бытует мнение, что быстрое старение тур бинных масел является исключительно результатом ухудшения их качества. Стремясь удлинить срок службы масла только применением непрерывной регенерации, адсорбентами или введением антиокислительных при садок, не учитывают при этом других факторов старе ния масла. На длительность работы масел существенное влияние оказывают конструктивные особенности турбо агрегата. Анализ работы турбинных масел показывает, что при одинаковом качестве залитых и доливаемых масел и при одинаковом уровне эксплуатации продол жительность работы масел для различных типов турбин различна. На работу масел, кроме его исходных антпокислительных, антикоррозионных, деэмульгирующих и антипенных свойств, влияют емкость масляной системы
ибака, форма и конструкция маслобака, эффективность сетчатых фильтров, кратность циркуляции масла в баке
исистеме, эффективность маслоохладителей, состояние концевых паровых уплотнений и уплотнений картеров подшипников, конструкция подшипников и их картеров, трассировка сливных маслопроводов, наличие отсосов паров и газообразных продуктов окисления масла, кон струкция узла валоповорота и муфт, состояние тепловой изоляции и многие другие факторы.
Основным внутренним источником загрязнения мас ла и всей масляной системы является шлам. В неблаго приятных условиях эксплуатации и при низком качестве турбинного масла в системе может происходить значи тельное выпадение шлама. Например [Л. 48], на одной из турбин типа К-160-130 за 8 месяцев эксплуатации
кислотное число увеличилось с 0,05 до 1,6 мг КОН. Во время капитального ремонта было обнаружено сле дующее: на дне масляного бака слой шлама достигал 100—120 мм с содержанием в нем до 15% окислов железа и 85% продуктов старения масла; в сливных н напорных маслопроводах слой плотного шлама темнокоричневого цвета достигал 3—5 мм; верхняя часть сливных маслопроводов и внутренняя поверхность крышки бака покрылись бугорчатой ржавчиной; на де
157
талях системы регулирования и в пазах соединительных муфт появились отложения густого смолистого осадка; поршневые кольца сервомоторов были занесены шла мом, что привело к потере подвижности пружин; про странство между латунными трубками маслоохладите лей полностью забилось шламом, и масло протекало по корпусу через зазоры в трубных перегородках, минуя зашламленный пучок трубок.
Как уже было рассмотрено выше (§ 3-5), окисление масла происходит только в присутствии кислорода и ускоряется при повышенной температуре, наличии вла ги, цветных металлов и других положительных катали заторов. Обычно масло перед подшипниками и другими
узлами |
турбины |
охлаждается до |
35—45 °С. |
Средний |
нагрев |
масла в |
малогабаритных |
опорах скольжения |
|
при оптимальном |
расходе масла |
составляет |
10— 12 °С |
(редко 15). Интенсивнее нагревается масло в крупнога баритных подшипниках ( 0 400 мм и выше), в которых при номинальной частоте вращения вала (3 000 мин-1) возникает режим турбулентной смазки; в этом случае принудительное увеличение расхода масла для уменьше ния нагрева подшипника не достигает цели (рис. 1-6,в): обильная смазка лишь увеличивает потери мощности на трение и не улучшает (а в ряде случаев даже ухудшает) тепловой режим подшипника [Л. 62]. Следует заметить, что в малогабаритных подшипниках, работающих в ре жимах ламинарной смазки, изменением расхода масла удается довольно просто наладить нормальный тепло вой режим, однако и там возможно проявление отрица тельного действия обильной подачи масла; при больших расходах увеличиваются потери на «продавливание» масла через ненагруженные части подшипника. Таким образом, оптимизация расходов масла через подшип ники является важным мероприятием по снижению потерь мощности на трение и одновременно по преду преждению окисления масла [Л. 153].
Энергичному окислению способствуют местные пере гревы масла. Даже в подшипнике с оптимальным рас ходом и допустимым средним нагревом масла (12— 15°С) могут быть зоны, в которых баббитовая заливка и масло нагреваются до 100°С и выше. Например, при больших перекосах вала в опорных подшипниках в зо не наименьшей толщины смазочной пленки нередко баббит м омывающее его масло нагреваются до 120°С.
158
Наблюдаются недопустимо повышенные нагревы упор ных колодок (до 130°С) при неравномерном распреде лении осевой нагрузки по комплекту колодок. Повы шенная вибрация шейки вала или упорного гребня еще более способствует нагреву масла и баббита [Л. 22].
Существенное влияние на окисление масла оказы вает конструкция узла валоповорота. При вращении шестерни валоповорота, насаженной на полумуфту, по вышается температура шестерни и окружающего ее воздуха до 90—100°С. Вращающаяся шестерня нагре вает и перемешивает с воздухом масло, частично попав шее в полость кожуха, защищающего муфту. Энергич ное перемешивание масла с воздухом и высокие местные нагревы способствуют быстрому окислению масла в рас сматриваемом узле, однако через некоторое время ин тенсивному старению будет подвергнуто все масло в си стеме.
Во избежание этих неприятностей не следует размещать на валу турбины большие открытые вра щающиеся массы шестерни, полумуфты с выступающи ми головками болтов, гребни, не следует подавать масло на смазку узлов отключенного валоповоротного устрой ства, не следует допускать подпора масла в картере и
затоплять (через дренажные |
отверстия) |
защитный |
кожух муфты [Л. 14]. |
усугубляется |
повышен |
Ускоренное окисление масла |
ным его нагревом за счет излучения тепла от горячих деталей турбины (цилиндров, клапанов, паровых уплот нений и др.). Напорные маслопроводы, проходящие вблизи нагретых деталей турбины и паропроводов, должны быть надежно изолированы и заключены в ме таллический кожух. Валоповоротные устройства..жела тельно располагать между ЦНД и генератором. Во мно гих случаях рекомендуется не только тщательная изо ляция паропроводов, цилиндров и маслопроводов, но и установка водяных экранов, отгораживающих картеры подшипников с маслопроводами от турбины. Конструк ция картера должна способствовать снижению времени пребывания масла в зоне высоких температур, сниже нию продолжительности контакта масла с горячим воз духом. Наиболее удачным является сферическое или наклонное днище картера, к нижней точке которого подсоединен сливной маслопровод, обеспечивающий спокойный, безнапорный слив масла [Л. 14).
,159