Файл: Казанский, В. Н. Системы смазки паровых турбин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ле, но выпадают в осадок при охлаждении. Наблюда­ лись случаи, когда горячее, и внешне совершенно про­ зрачное масло при циркуляции через маслоохладители оставляло на холодных стенках трубок обильный шлам, бывший до этого в растворенном состоянии. На различ­ ной растворимости части шлама в горячем н холодном масле основан и способ его выявления: отбирается про­ ба масла из системы смазки работающей турбины и по­ степенно охлаждается до 12—15 °С. Помутнение масла будет свидетельствовать и о наличии в нем растворимо­ го шлама. Такое масло считается ненадежным, и его следует сменить при первой возможности.

Нормы на содержание растворимого в масле шлама еще не установлены. В свежем масле механические при­ меси должны отсутствовать, в эксплуатационном содер­ жание веществ, нерастворимых в нормальном бензине, не должно превышать 0,1%. Метод количественного оп­ ределения механических примесей по ГОСТ 6370-59 тре­ бует не менее 2 суток, поэтому в настоящее время рядом организаций (ВТУЗ ЛМЗ, ВТИ) разработаны экспрессметоды для количественной оценки загрязненности тур­ бинного масла.

Масло содержит определенное количество растворен­ ных примесей, в частности первичные и вторичные про­ дукты окисления его: низкомолекулярные водораствори­ мые кислоты, высокомолекулярные кислоты, раствори­ мые в масле и практически нерастворимые в воде, фенолы, асфальтены, смолы, мыла органических кислот и др.

Следует отметить, что не все смолистые вещества яв­ ляются посторонними примесями. Содержание в масле некоторого количества смол (до 1%) даже необходимо, так как они способствуют стабильности масла, являясь естественными антиокислителями.

Специфическим загрязнителем масла является сера. В турбинных маслах из сернистых нефтей восточных районов СССР активной (свободной) серы не содержит­ ся. Сера входит в структуру органических соединений и находится как бы в скрытом состоянии. Иногда (при не­ кондиционной очистке масла) встречаются и непрочные сернистые ингредиенты, увеличивающие коррозионную активность масла. Благодаря селективной и гидрогенизационной очистке масляных дистиллятов сернистых неф­ тей в товарных турбинных маслах содержание серы даже в малоактивных соединениях обычно не превыша­

10*

147

ет 0,6— 1,0%. В гидроочищенном масле обычно содер­ жится меньше серы (до 0,2—0,3%), чем в масле фе­ нольной очистки (0,5—0,7%).

В состав примесей, содержащихся в масле, входят как органические, так и неорганические соединения. Не­ органическая часть (называемая также зольной частью примесей) характеризует содержание в масле солей органических и минеральных кислот, продуктов корро­ зии и износа металлов, шеллака, пыли, отбеливающих земель и других несгораемых примесей. Заметное коли­ чество золы получается только в плохо очищенных мас­ лах. В свежем турбинном масле марки 22 зольность не должна превышать 0,005% массы. По мере эксплуатации зольность масла растет в основном за счет попада­ ния металлической пыли (износ деталей), загрязнения пылью, вносимой вместе с вентилируемым воздухом из машинного зала (все то, что принято называть пылью, на 70% состоит из кварцевого песка; органическая часть пыли не превышает 25%, окислы железа составляют 3— 5%). Однако накопление зольной части примесей масла идет значительно медленнее, чем накопление органиче­ ской части примесей.

Прозрачность и цвет масла являются важнейшими характеристиками, по которым можно качественно су­ дить о содержании посторонних примесей. Свежие тур­ бинные масла обычно светлого цвета с желтоватым от­ тенком. Несколько темнее цвет у сернистых масел. Характерна зеленая подцветка у гидроочищенных масел.

Эксплуатационное масло

под влиянием смол, осадков

и загрязнений темнеет,

приобретает различные тона

вплоть до темно-красного. Цвет масла с присадками за­ висит от типа присадок. Быстрое и сильное потемнение масла указывает на его быстрое изнашивание.

Одним из показателей хорошей очистки масла явля­ ется наличие флюоресценции (отсвечивания). Если рас­ сматривать свежее масло в проходящем свете, то на его поверхности всегда бывает голубоватое или зеленоватое отсвечивание. Специфической ярко-зеленой флюоресцен­ цией (иногда с синеватым оттенком) обладают гидро­ очищенные сернистые масла. В окисленных, загрязнен­ ных маслах флюоресценция выражена слабо (матовая или слегка голубоватая) или совсем отсутствует {Л. 77].

Характеристика свежих турбинных масел приведена в приложении 5.

148


3-6. СМАЗЫВАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ МАСЛА

Смазывающая способность масла [Л. 105] определяется различными механизмами, основанными на двух эффек­ тах: объемном и поверхностном. Объемные (физические) эффекты проявляются при жидкостном режиме трения и характеризуются способностью создавать несущий масляный слой, полностью разделяющий трущиеся по­ верхности. Образование такого слоя происходит в ос­ новном за счет важнейшего объемного свойства масла— вязкостного эффекта, обусловливающего в свою очередь гидродинамический эффект, гидростатический и эффект вязкоупругости.

Поверхностные (физико-химические, химические) эф­ фекты проявляются при граничном режиме трения и ха­ рактеризуются способностью создавать на трущихся поверхностях тонкие, но прочные несущие адсорбиро­ ванные слои смазочного вещества (или отдельных его активных компонентов), химические слои окислов, мыл или присадок.

Трение смазанных поверхностей основано на взаимо­ действии системы «металл — масло — металл», которую можно назвать «триадой трения». Эффективность сма­ зочного действия масел зависит не только от его свойств, но и от сложной системы взаимодействия между всеми составляющими «триады трения», а эти взаимодействия определяются многочисленными факторами физическо­ го, химического, геометрического и кинематического свойств. Поэтому нельзя оценивать износные и фрикци­ онные свойства масла безотносительно к конкретным условиям его применения. «Хорошие» по смазывающим свойствам масла в одних условиях применения могут оказаться «плохими» при ином сочетании внешних фак­ торов: режима трения, свойств материала, геометрии трущейся поверхности и др.

Механизм действия граничной смазки достаточно сложен. На чистых, не защищенных пленками (ювениль­ ных) поверхностях трения создается сильное электроста­

тическое силовое поле. При достаточно тесном сближе-

о

нии таких поверхностей (5— 10 А) возникают огромные силы взаимного притяжения (до 200 000 -105 Па), обус­ ловливающие ювенильное трение. При обработке метал­ лических поверхностей в воздухе они покрываются пер-

О

вичной пленкой окислов (10—50 А). Пленки окислов

149


значительно экранируют силовое поле металлической поверхности, однако и их слабое собственное силовое поле способно формировать вторичные пленки из ком­ понентов масла.

Вторичные пленки образуют с поверхностью физиче­ скую связь (адсорбционные пленки) либо химическую (пленки мыл, окислов, присадок).

Адсорбционная пленка образуется в результате взаимодействия активных центров твердой поверхности с полярными группами, входящими в состав молекул углеводородов масла и их производных, содержащих кислород, серу, азот и другие элементы. К полярным соединениям относятся карбоновые кислоты, спирты, эфиры, смолы, сернистые соединения, различные про­ дукты окисления масла. Основные компоненты нефтя­ ного масла — нафтеновые углеводороды — состоят из полярно инертных молекул и не способны создавать прочные граничные слои.

Не все адсорбционные слои имеют достаточную проч­ ность в условиях трения. Наиболее прочные слои обра­ зуют те молекулы, которые приобретают определенную ориентацию относительно поверхности. В классическом адсорбционном слое полярные молекулы ориентированы параллельно друг другу, направлены хвостами неполяр­ ных цепей кверху и образуют нечто похожее на ворс. При достаточной концентрации полярных веществ в мас­ ле к свободным концам молекул первичного ворса при­ соединяется второй ряд молекул и т. д. до образования слоя толщиной до 0,1 мкм. Представление о классиче­ ском слоистом строении граничного слоя смазки являет­ ся лишь идеализированной схемой. Исследованиями установлено, что на поверхностях трения образуются ориентированные слои с различным углом наклона молекул в монослое и даже располагающиеся парал­ лельно поверхности.

Адсорбированные слои смазки изменяют свои физи­ ческие свойства под воздействием силового поля твер­ дого тела. Тонкая пленка ведет себя почти как много­ слойное кристаллическое образование высокой упруго­ сти, способное выдерживать без разрушения большие нормальные давления (модуль Юнга для адсорбирован­ ных пленок в 2 раза выше, чем у стали!). В то же вре­ мя для сдвига пленки в тангенциальном направлении требуются весьма малые силы. Эти свойства и обеспе-

150

Чйвают эффективную см азку поверхности при гранич­ ном трении.

По мере удаления от металлической поверхности и ослабления ее силового поля стройная ориентация цеп­ ных молекул активных веществ нарушается. Образуется зона постепенного перехода от граничной адсорбиро­ ванной пленки к области жидкостной смазки, если она имеется.

Адсорбционный граничный слой на поверхности тре­ ния разрушается от термических и механических воз­ действий. При значительном повышении температуры кинетическая энергия адсорбированных молекул может превысить энергию их связи с поверхностью, и в ре­ зультате произойдет десорбция молекул в жидкую фазу. Существует критическая температура /, соответствую­ щая температуре полной дезориентации граничного слоя конкретного масла и при определенных материа­ лах поверхностей трения, при которой смазка не спо­ собна защитить поверхности от непосредственного кон­ такта. Для поверхностей трения «сталь — баббит» кри­ тическая температура турбинного масла марки 22 (ГОСТ 32-53) равна ПО—130°С, турбинного масла марки 30 140 °С, авиационного масла МС-20 165 °С. Следует отличать критическую температуру граничного слоя от температуры разрушения i* всего смазочного слоя. Величина t* зависит от специфических условий работы трущегося сопряжения в узлах машин и может изменяться под воздействием ряда факторов: режима смазки (гидродинамический или гидростатический), возникновения пластической деформации в контакте, изменения свойств материала поверхностей под воздей­ ствием окисления в процессе трения. Так, например, для поверхностей трения «сталь — баббит» граничная пленка турбинного масла разрушается при 120°С, а гид­ родинамическая в упорных подшипниках турбомашин — при 150— 170ЧС.

3-7. ПРОЧИЕ СВОЙСТВА МАСЛА

а] Огнестойкость масла

В о

врем я

р аботы турбины

м асло -нагревается

и

н аи бол ее

летучие

его

ф ракции

начинаю т и спаряться .

П о

данны м

[Л . 33], ту р б и н н о е

м асл о марки

22 при изотерм и ч еск ом

испарении

в

а т м о сф ер е и нерт ­

н о ю

г а за ,

обесп еч и ваю щ его

беск он еч но

больш ой

 

о б ъ ем , за

20 0 мин

151


Теряет сл ед ую щ ее количество паров:

 

Т ем п ер атур а ,

°С . . . .

70

 

 

100

120

160,'

185

 

 

 

Убыль

массы,

% . . . .

0 ,8 5

 

1 ,0 0

 

2 ,0 0

6 ,3 0

 

1 7 ,0

 

 

 

'Пары

н агретого

м асл а

о б р а зу ю т

с

ок р уж аю щ и м

в о зд у х о м

см есь,

вспы хиваю щ ую

при

подн есени и

откры того

источника огня .

П о

ГО СТ

4333 -48 тем п ер атур а

о б езв о ж ен н о го

м асл а ,

при

которой

ук азан н ая

см есь

загор ается

на

2 — 3

с ,

а за т ем

 

гаснет, н азы вается

тем п ературой

вспы ш ки

м асла.

Т ем п ер атур а ,

при

которой

загор аю тся

от

п о д н есен ­

ного

откры того

 

источника огня

не

только

пары ,

н о

и

сам о

н агр етое

м асло

и

при

этом

горит

не

м енее

5

 

с,

н азы в ается тем п ер атур ой

в о с ­

плам енения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т ем пературы

вспы ш ки

и воспл ам ен ен и я

тур би н н ого м асла о п р е ­

д ел яю тся

в откры том

 

тигле

на

сп ец иальн ом

п р и бор е '(1ГО С Т 4333 -4 8 ).

Д л я св еж его

тур би н н ого

м асла

марки

22

тем п ер атур а

вспы ш ки

д о л ж н а быть

не

м енее 180 °С.

Т ем п ер атур а

в оспл ам ен ен и я

м асл а на

2 0 — 30 °С

 

и н огд а

и

больш е)

выш е

тем п ер атур ы

вспы ш ки.

И н тен ­

сивн ое

ж е

испарение

 

л етуч и х

фракций

м асла

н ачинается

при

т е м ­

п ер атур е

на

65— 85 °С

н и ж е

тем п ературы

вспы ш ки.

Таким

об р а зо м ,

тем п ер атур а

вспы ш ки

является в аж н ой

характеристикой ,

поскольку

он а оп р едел я ет

 

испар яем ость

м асла;

чем

н и ж е

тем п ер атур а

вспы ш ­

ки,

тем

больш е

и спар яем ость ,

тем

больш ей

п ож а р н о й

оп асностью

о б л а д а е т

м асло.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н и зкую

тем п ер атур у

вспы ш ки

 

со о б щ а ю т

м асл у светлы е

н еф те ­

продукты

'(бензин ,

к еросин

и

д р .),

тем

или

ины м о б р а зо м

попавш ие

в м асло ,

а так ж е

бен зол ,

тол уол ,

 

и н огд а прим еняем ы е

как

п р ом е ­

ж уточ н ы е раствори тели

некоторы х

 

п р исадок .

П о н и ж ен и е

тем п ер а ­

туры вспы ш ки

м асла

 

м о ж ет

п р оизой ти

в

р езул ь тате его

тер м и ч еск о­

го р азл ож ен и я ,

 

п р ои сход я щ его

и ногда

и з-за

вы сокого

м естного

н а ­

грева.

О пасность

восплам ен ен и я

м асляны х

п аров

в озр астает

при

обогащ ен ии

их

 

к и сл ор од ом

и

в о д о р о д о м ,

вы деляю щ им ися

из м асла

при

оп ределен н ы х

у сл ов и я х

3 -3,а ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н еф тян ое

м асло

 

м о ж ет

восплам ен и ться

в

с р ед е

в о зд у х а

или

чистого

к и сл ор ода

и

 

без

п одн есени я

откры того

плам ени .

Та

наиниз-

ш ая

тем п ер атур а ,

при которой

м асло

за го р а ет ся

б ез

п осторон н его

источника

за ж и ган и я ,

н азы вается

тем п ер атур ой

сам овосп л ам ен ен и я .

ГО С Т

она

не р еглам ен ти р уется .

И спы тания

п ок азал и ,

что

д л я м асл а

марки

ТСп-22

 

тем п ер атур а

сам овосп л ам ен ен и я

(при

атм осф ер н ом

давл ен ии )

равн яется

 

3 1 0 — 350 °С

в

 

к и сл ор одн ой

с р ед е

и

3 7 0 — 3 8 0 °С

в атм осф ерн ом

 

в о зд у х е .

Т ем п ер атур а

сам овосп л ам ен ен и я

п о н и ж а ет ­

ся

в

присутствии

к атал и затор ов ,

наприм ер

ок ислов

м еталлов .

 

б| Теплоемкость и теплопроводность масла

Д л я

п о д д ер ж а н и я

эф ф ек тивн ой

работы

эл ем ен тов

систем ы

см азки

н ео б х о д и м о

отводи ть теп ло, о б р а зу ю щ ееся

при

трении

в п одш ип н и ­

ках, ги д р ом уф тах ,

р ед ук тор ах .

Д л я

расчета

теп лов ы х

п р оцессов

н е ­

о б х о д и м о зн ать

уд ел ь н ую

теп лоем кость и

к оэф ф и ци ен т

теп л о п р о в о д ­

ности

м асла [Л .

3,

85,

(105, 124].

С р едн яя

величина

уд ел ь н ой

т еп л о ­

ем кости

с

тур би н н ого

м асла

марки 22

н а х о д и т ся

в

п р ед е л а х

от

1,8

д о

2,1

к Д ж /( к г - К ) .

ГО СТ

эта

величина

не

устан авл и в ается .

В

р асч етах

м ож н о приним ать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с =

1,73+0,00462*,

к Д ж /( к г - К ) ,

 

 

(3 -15)

152


гд е

t — тем п ер атур а

м асла,

°С .

С р ед н ее зн ач ен ие

к оэф ф и ц и ен та

теп ­

л оп р ов одн ости

Я

для

тур би н н ого

м асла

 

м ож н о

приним ать равны м

0 ,1 2 — 0,13

В т /'(м -К ).

Б ол ее

точны е

д анн ы е

по

л

м о ж н о вы числить

по

ф ор м ул е

 

Л=0,1131—7,8 ■•10-5/,

Вт/(м • К ),

 

 

 

 

 

(3-16)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г д е

t — тем п ер атур а

м асла ,

°С .

Б о л ее

п одр обн ы е

дан н ы е

 

п о

с

и Я

д л я

тур би н н ого м асла

марки

22

приведены

 

в

п р илож ении

4.

 

 

 

Т ур би н н ое

м асло

является

п лохи м

проводн ик ом

теп ла .

Так ,

теп ­

л оп р ов одн ость

воды

в

4 — 5

р аз,

а

стали

 

в

500

р аз

вы ш е т еп л оп р о ­

в одн ости

м асла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в]

Радиационная стойкость масла

 

 

 

 

 

 

О бл уч ен и е м и нерального

м асл а

вы зы вает

и зм ен ен и е

его

хи м ического

состав а ,

уск ор я ет

пр оцесс окисления и

вы деления

г а за

осн овн ом

в о д о р о д а ),

повы ш ает

 

вязкость ,

ув ели ч и вает

 

испаряем ость ,

сн и ж ает

тем п ер атур у вспы ш ки

паров

м асл а , ск ач к ообр азн о у х у д ш а е т

см а зы ­

ваю щ ие

и

о х л а ж д а ю щ и е

св ой ств а

[Л .

7].

М асл о

п остеп ен н о

т е м ­

неет, п р и обр етает

 

красно-коричневы й

оттенок .

П ри

бол ьш и х

д о за х

обл уч ени я

м асл о

м о ж ет

п р евратиться

в

ж ел ео б р а зн ы е

и

д а ж е

тв ер ­

ды е продукты .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П ри

д о з а х обл уч ени я

вы ш е

105

Д ж /к г

в о зр а ст а ет

тен денц и я

м асла

к

вспениванию ,

хотя

стаби льн ость

пены

при

этом

 

п ракти че­

ски

не

и зм ен я ется .

А нтиокислительны е

присадки

(типа

и о н о л ),

ан ти ­

вспени ваю щ ие

добав к и

(м ети лси лок сан ы )

и

ингибиторы

к оррозии

п олностью

р азр уш аю тся п о д

влиянием

излучения .

 

 

 

 

 

 

 

 

П о д

влиянием

я д ер н ого

излуч ени я

ув ели ч и вается

к ор рози он н ая

агресси вн ость

м асла,

 

хотя

и не

в сегд а

со п р о в о ж д а ю щ а я ся

резким

в озр астан и ем

к ислотного

числа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П ри

д о з е

обл уч ени я

104 Д ж /к г ’(или

 

м еньш е)

н али ч и е

я д ер н ого

и злучения

обы чно

 

не

 

вы зы вает затр уд н ен и й

 

при

эк сп л уатац и и

н еф ­

тяны х тур бин н ы х

м асел .

О д н ак о при

д о з а х

 

п рим ерно

5 - 1 0 4

Д ж /к г

и вы ш е

обы чн ое

тур би н н ое

м асло

за м ет н о

у х у д ш а е т свои

свойства.

С п ец иал ьно п одобр ан н ы е

присадки

м огут

снизить

р а д и ац и он н ое

р а з ­

р уш ен и е

н еф тя н ого

м асла,

хотя

бол ьш его

эф ф ек та

м ож н о

д оби ть ся

лиш ь

при

использован ии

специальны х

ради ац и он н о -устой ч и вы х м а ­

сел .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н а совр ем ен н ы х атом ны х эл ек тростан ц и я х

д л я

ников

п рим еняется обы чное тур би н н ое м асл о с

к ом

д ок ,

поскольку уровень р адиац и и в м аш инном

за л

см азки п одш и п ­

п ози ци ей

п р и са ­

е весьм а

низок.

г) Диэлектрическая проницаемость

Д и эл ек три ч еск ая ской постоян н ой , этой величины оп

п р они ц аем ость я вл яется осн овн ой м ак роск опи ч е­ хар ак тер и зую щ ей св ой ств а д и эл ектр и ка . З'начение р едел я ется равенством

 

 

 

С = в С * ,

 

(3 -17)

гд е С — ем кость

к он д ен сатор а ;

е — диэлектри ческ ая прони ц аем ость ;

С* — ем кость

к он д ен сатор а в в ак уум е .

 

 

Д л я газов

6

равно

нем ногим б о л ее

1, для н еф тя н ого тур бин н ого

м асл а 2 ,3 — 2,5

и

м ало

зав и си т

о т

и х

состав а

и степ ен и стар ен ия ,

д л я огн естой к ого

м асла

и ввиоль -3

8,0,

д л я воды

79,5.

153