ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 0
ле, но выпадают в осадок при охлаждении. Наблюда лись случаи, когда горячее, и внешне совершенно про зрачное масло при циркуляции через маслоохладители оставляло на холодных стенках трубок обильный шлам, бывший до этого в растворенном состоянии. На различ ной растворимости части шлама в горячем н холодном масле основан и способ его выявления: отбирается про ба масла из системы смазки работающей турбины и по степенно охлаждается до 12—15 °С. Помутнение масла будет свидетельствовать и о наличии в нем растворимо го шлама. Такое масло считается ненадежным, и его следует сменить при первой возможности.
Нормы на содержание растворимого в масле шлама еще не установлены. В свежем масле механические при меси должны отсутствовать, в эксплуатационном содер жание веществ, нерастворимых в нормальном бензине, не должно превышать 0,1%. Метод количественного оп ределения механических примесей по ГОСТ 6370-59 тре бует не менее 2 суток, поэтому в настоящее время рядом организаций (ВТУЗ ЛМЗ, ВТИ) разработаны экспрессметоды для количественной оценки загрязненности тур бинного масла.
Масло содержит определенное количество растворен ных примесей, в частности первичные и вторичные про дукты окисления его: низкомолекулярные водораствори мые кислоты, высокомолекулярные кислоты, раствори мые в масле и практически нерастворимые в воде, фенолы, асфальтены, смолы, мыла органических кислот и др.
Следует отметить, что не все смолистые вещества яв ляются посторонними примесями. Содержание в масле некоторого количества смол (до 1%) даже необходимо, так как они способствуют стабильности масла, являясь естественными антиокислителями.
Специфическим загрязнителем масла является сера. В турбинных маслах из сернистых нефтей восточных районов СССР активной (свободной) серы не содержит ся. Сера входит в структуру органических соединений и находится как бы в скрытом состоянии. Иногда (при не кондиционной очистке масла) встречаются и непрочные сернистые ингредиенты, увеличивающие коррозионную активность масла. Благодаря селективной и гидрогенизационной очистке масляных дистиллятов сернистых неф тей в товарных турбинных маслах содержание серы даже в малоактивных соединениях обычно не превыша
10* |
147 |
ет 0,6— 1,0%. В гидроочищенном масле обычно содер жится меньше серы (до 0,2—0,3%), чем в масле фе нольной очистки (0,5—0,7%).
В состав примесей, содержащихся в масле, входят как органические, так и неорганические соединения. Не органическая часть (называемая также зольной частью примесей) характеризует содержание в масле солей органических и минеральных кислот, продуктов корро зии и износа металлов, шеллака, пыли, отбеливающих земель и других несгораемых примесей. Заметное коли чество золы получается только в плохо очищенных мас лах. В свежем турбинном масле марки 22 зольность не должна превышать 0,005% массы. По мере эксплуатации зольность масла растет в основном за счет попада ния металлической пыли (износ деталей), загрязнения пылью, вносимой вместе с вентилируемым воздухом из машинного зала (все то, что принято называть пылью, на 70% состоит из кварцевого песка; органическая часть пыли не превышает 25%, окислы железа составляют 3— 5%). Однако накопление зольной части примесей масла идет значительно медленнее, чем накопление органиче ской части примесей.
Прозрачность и цвет масла являются важнейшими характеристиками, по которым можно качественно су дить о содержании посторонних примесей. Свежие тур бинные масла обычно светлого цвета с желтоватым от тенком. Несколько темнее цвет у сернистых масел. Характерна зеленая подцветка у гидроочищенных масел.
Эксплуатационное масло |
под влиянием смол, осадков |
и загрязнений темнеет, |
приобретает различные тона |
вплоть до темно-красного. Цвет масла с присадками за висит от типа присадок. Быстрое и сильное потемнение масла указывает на его быстрое изнашивание.
Одним из показателей хорошей очистки масла явля ется наличие флюоресценции (отсвечивания). Если рас сматривать свежее масло в проходящем свете, то на его поверхности всегда бывает голубоватое или зеленоватое отсвечивание. Специфической ярко-зеленой флюоресцен цией (иногда с синеватым оттенком) обладают гидро очищенные сернистые масла. В окисленных, загрязнен ных маслах флюоресценция выражена слабо (матовая или слегка голубоватая) или совсем отсутствует {Л. 77].
Характеристика свежих турбинных масел приведена в приложении 5.
148
3-6. СМАЗЫВАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ МАСЛА
Смазывающая способность масла [Л. 105] определяется различными механизмами, основанными на двух эффек тах: объемном и поверхностном. Объемные (физические) эффекты проявляются при жидкостном режиме трения и характеризуются способностью создавать несущий масляный слой, полностью разделяющий трущиеся по верхности. Образование такого слоя происходит в ос новном за счет важнейшего объемного свойства масла— вязкостного эффекта, обусловливающего в свою очередь гидродинамический эффект, гидростатический и эффект вязкоупругости.
Поверхностные (физико-химические, химические) эф фекты проявляются при граничном режиме трения и ха рактеризуются способностью создавать на трущихся поверхностях тонкие, но прочные несущие адсорбиро ванные слои смазочного вещества (или отдельных его активных компонентов), химические слои окислов, мыл или присадок.
Трение смазанных поверхностей основано на взаимо действии системы «металл — масло — металл», которую можно назвать «триадой трения». Эффективность сма зочного действия масел зависит не только от его свойств, но и от сложной системы взаимодействия между всеми составляющими «триады трения», а эти взаимодействия определяются многочисленными факторами физическо го, химического, геометрического и кинематического свойств. Поэтому нельзя оценивать износные и фрикци онные свойства масла безотносительно к конкретным условиям его применения. «Хорошие» по смазывающим свойствам масла в одних условиях применения могут оказаться «плохими» при ином сочетании внешних фак торов: режима трения, свойств материала, геометрии трущейся поверхности и др.
Механизм действия граничной смазки достаточно сложен. На чистых, не защищенных пленками (ювениль ных) поверхностях трения создается сильное электроста
тическое силовое поле. При достаточно тесном сближе-
о
нии таких поверхностей (5— 10 А) возникают огромные силы взаимного притяжения (до 200 000 -105 Па), обус ловливающие ювенильное трение. При обработке метал лических поверхностей в воздухе они покрываются пер-
О
вичной пленкой окислов (10—50 А). Пленки окислов
149
значительно экранируют силовое поле металлической поверхности, однако и их слабое собственное силовое поле способно формировать вторичные пленки из ком понентов масла.
Вторичные пленки образуют с поверхностью физиче скую связь (адсорбционные пленки) либо химическую (пленки мыл, окислов, присадок).
Адсорбционная пленка образуется в результате взаимодействия активных центров твердой поверхности с полярными группами, входящими в состав молекул углеводородов масла и их производных, содержащих кислород, серу, азот и другие элементы. К полярным соединениям относятся карбоновые кислоты, спирты, эфиры, смолы, сернистые соединения, различные про дукты окисления масла. Основные компоненты нефтя ного масла — нафтеновые углеводороды — состоят из полярно инертных молекул и не способны создавать прочные граничные слои.
Не все адсорбционные слои имеют достаточную проч ность в условиях трения. Наиболее прочные слои обра зуют те молекулы, которые приобретают определенную ориентацию относительно поверхности. В классическом адсорбционном слое полярные молекулы ориентированы параллельно друг другу, направлены хвостами неполяр ных цепей кверху и образуют нечто похожее на ворс. При достаточной концентрации полярных веществ в мас ле к свободным концам молекул первичного ворса при соединяется второй ряд молекул и т. д. до образования слоя толщиной до 0,1 мкм. Представление о классиче ском слоистом строении граничного слоя смазки являет ся лишь идеализированной схемой. Исследованиями установлено, что на поверхностях трения образуются ориентированные слои с различным углом наклона молекул в монослое и даже располагающиеся парал лельно поверхности.
Адсорбированные слои смазки изменяют свои физи ческие свойства под воздействием силового поля твер дого тела. Тонкая пленка ведет себя почти как много слойное кристаллическое образование высокой упруго сти, способное выдерживать без разрушения большие нормальные давления (модуль Юнга для адсорбирован ных пленок в 2 раза выше, чем у стали!). В то же вре мя для сдвига пленки в тангенциальном направлении требуются весьма малые силы. Эти свойства и обеспе-
150
Чйвают эффективную см азку поверхности при гранич ном трении.
По мере удаления от металлической поверхности и ослабления ее силового поля стройная ориентация цеп ных молекул активных веществ нарушается. Образуется зона постепенного перехода от граничной адсорбиро ванной пленки к области жидкостной смазки, если она имеется.
Адсорбционный граничный слой на поверхности тре ния разрушается от термических и механических воз действий. При значительном повышении температуры кинетическая энергия адсорбированных молекул может превысить энергию их связи с поверхностью, и в ре зультате произойдет десорбция молекул в жидкую фазу. Существует критическая температура /, соответствую щая температуре полной дезориентации граничного слоя конкретного масла и при определенных материа лах поверхностей трения, при которой смазка не спо собна защитить поверхности от непосредственного кон такта. Для поверхностей трения «сталь — баббит» кри тическая температура турбинного масла марки 22 (ГОСТ 32-53) равна ПО—130°С, турбинного масла марки 30 140 °С, авиационного масла МС-20 165 °С. Следует отличать критическую температуру граничного слоя от температуры разрушения i* всего смазочного слоя. Величина t* зависит от специфических условий работы трущегося сопряжения в узлах машин и может изменяться под воздействием ряда факторов: режима смазки (гидродинамический или гидростатический), возникновения пластической деформации в контакте, изменения свойств материала поверхностей под воздей ствием окисления в процессе трения. Так, например, для поверхностей трения «сталь — баббит» граничная пленка турбинного масла разрушается при 120°С, а гид родинамическая в упорных подшипниках турбомашин — при 150— 170ЧС.
3-7. ПРОЧИЕ СВОЙСТВА МАСЛА
а] Огнестойкость масла
В о |
врем я |
р аботы турбины |
м асло -нагревается |
и |
н аи бол ее |
летучие |
|||
его |
ф ракции |
начинаю т и спаряться . |
П о |
данны м |
[Л . 33], ту р б и н н о е |
||||
м асл о марки |
22 при изотерм и ч еск ом |
испарении |
в |
а т м о сф ер е и нерт |
|||||
н о ю |
г а за , |
обесп еч и ваю щ его |
беск он еч но |
больш ой |
|
о б ъ ем , за |
20 0 мин |
151
Теряет сл ед ую щ ее количество паров:
|
Т ем п ер атур а , |
°С . . . . |
70 |
|
|
100 |
120 |
160,' |
185 |
|
|
|||||||||||||||||||
|
Убыль |
массы, |
% . . . . |
0 ,8 5 |
|
1 ,0 0 |
|
2 ,0 0 |
6 ,3 0 |
|
1 7 ,0 |
|
|
|||||||||||||||||
|
'Пары |
н агретого |
м асл а |
о б р а зу ю т |
с |
ок р уж аю щ и м |
в о зд у х о м |
см есь, |
||||||||||||||||||||||
вспы хиваю щ ую |
при |
подн есени и |
откры того |
источника огня . |
П о |
ГО СТ |
||||||||||||||||||||||||
4333 -48 тем п ер атур а |
о б езв о ж ен н о го |
м асл а , |
при |
которой |
ук азан н ая |
|||||||||||||||||||||||||
см есь |
загор ается |
на |
2 — 3 |
с , |
а за т ем |
|
гаснет, н азы вается |
тем п ературой |
||||||||||||||||||||||
вспы ш ки |
м асла. |
Т ем п ер атур а , |
при |
которой |
загор аю тся |
от |
п о д н есен |
|||||||||||||||||||||||
ного |
откры того |
|
источника огня |
не |
только |
пары , |
н о |
и |
сам о |
н агр етое |
||||||||||||||||||||
м асло |
и |
при |
этом |
горит |
не |
м енее |
5 |
|
с, |
н азы в ается тем п ер атур ой |
в о с |
|||||||||||||||||||
плам енения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Т ем пературы |
вспы ш ки |
и воспл ам ен ен и я |
тур би н н ого м асла о п р е |
||||||||||||||||||||||||||
д ел яю тся |
в откры том |
|
тигле |
на |
сп ец иальн ом |
п р и бор е '(1ГО С Т 4333 -4 8 ). |
||||||||||||||||||||||||
Д л я св еж его |
тур би н н ого |
м асла |
марки |
22 |
тем п ер атур а |
вспы ш ки |
||||||||||||||||||||||||
д о л ж н а быть |
не |
м енее 180 °С. |
Т ем п ер атур а |
в оспл ам ен ен и я |
м асл а на |
|||||||||||||||||||||||||
2 0 — 30 °С |
|
(а |
и н огд а |
и |
больш е) |
выш е |
тем п ер атур ы |
вспы ш ки. |
И н тен |
|||||||||||||||||||||
сивн ое |
ж е |
испарение |
|
л етуч и х |
фракций |
м асла |
н ачинается |
при |
т е м |
|||||||||||||||||||||
п ер атур е |
на |
65— 85 °С |
н и ж е |
тем п ературы |
вспы ш ки. |
Таким |
об р а зо м , |
|||||||||||||||||||||||
тем п ер атур а |
вспы ш ки |
является в аж н ой |
характеристикой , |
поскольку |
||||||||||||||||||||||||||
он а оп р едел я ет |
|
испар яем ость |
м асла; |
чем |
н и ж е |
тем п ер атур а |
вспы ш |
|||||||||||||||||||||||
ки, |
тем |
больш е |
и спар яем ость , |
тем |
больш ей |
п ож а р н о й |
оп асностью |
|||||||||||||||||||||||
о б л а д а е т |
м асло. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Н и зкую |
тем п ер атур у |
вспы ш ки |
|
со о б щ а ю т |
м асл у светлы е |
н еф те |
|||||||||||||||||||||||
продукты |
'(бензин , |
к еросин |
и |
д р .), |
тем |
или |
ины м о б р а зо м |
попавш ие |
||||||||||||||||||||||
в м асло , |
а так ж е |
бен зол , |
тол уол , |
|
и н огд а прим еняем ы е |
как |
п р ом е |
|||||||||||||||||||||||
ж уточ н ы е раствори тели |
некоторы х |
|
п р исадок . |
П о н и ж ен и е |
тем п ер а |
|||||||||||||||||||||||||
туры вспы ш ки |
м асла |
|
м о ж ет |
п р оизой ти |
в |
р езул ь тате его |
тер м и ч еск о |
|||||||||||||||||||||||
го р азл ож ен и я , |
|
п р ои сход я щ его |
и ногда |
и з-за |
вы сокого |
м естного |
н а |
|||||||||||||||||||||||
грева. |
О пасность |
восплам ен ен и я |
м асляны х |
п аров |
в озр астает |
при |
||||||||||||||||||||||||
обогащ ен ии |
их |
|
к и сл ор од ом |
и |
в о д о р о д о м , |
вы деляю щ им ися |
из м асла |
|||||||||||||||||||||||
при |
оп ределен н ы х |
у сл ов и я х |
(§ |
3 -3,а ). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
Н еф тян ое |
м асло |
|
м о ж ет |
восплам ен и ться |
в |
с р ед е |
в о зд у х а |
или |
|||||||||||||||||||||
чистого |
к и сл ор ода |
и |
|
без |
п одн есени я |
откры того |
плам ени . |
Та |
наиниз- |
|||||||||||||||||||||
ш ая |
тем п ер атур а , |
при которой |
м асло |
за го р а ет ся |
б ез |
п осторон н его |
||||||||||||||||||||||||
источника |
за ж и ган и я , |
н азы вается |
тем п ер атур ой |
сам овосп л ам ен ен и я . |
||||||||||||||||||||||||||
ГО С Т |
она |
не р еглам ен ти р уется . |
И спы тания |
п ок азал и , |
что |
д л я м асл а |
||||||||||||||||||||||||
марки |
ТСп-22 |
|
тем п ер атур а |
сам овосп л ам ен ен и я |
(при |
атм осф ер н ом |
||||||||||||||||||||||||
давл ен ии ) |
равн яется |
|
3 1 0 — 350 °С |
в |
|
к и сл ор одн ой |
с р ед е |
и |
3 7 0 — 3 8 0 °С |
|||||||||||||||||||||
в атм осф ерн ом |
|
в о зд у х е . |
Т ем п ер атур а |
сам овосп л ам ен ен и я |
п о н и ж а ет |
|||||||||||||||||||||||||
ся |
в |
присутствии |
к атал и затор ов , |
наприм ер |
ок ислов |
м еталлов . |
|
б| Теплоемкость и теплопроводность масла
Д л я |
п о д д ер ж а н и я |
эф ф ек тивн ой |
работы |
эл ем ен тов |
систем ы |
см азки |
||||||||||||
н ео б х о д и м о |
отводи ть теп ло, о б р а зу ю щ ееся |
при |
трении |
в п одш ип н и |
||||||||||||||
ках, ги д р ом уф тах , |
р ед ук тор ах . |
Д л я |
расчета |
теп лов ы х |
п р оцессов |
н е |
||||||||||||
о б х о д и м о зн ать |
уд ел ь н ую |
теп лоем кость и |
к оэф ф и ци ен т |
теп л о п р о в о д |
||||||||||||||
ности |
м асла [Л . |
3, |
85, |
(105, 124]. |
С р едн яя |
величина |
уд ел ь н ой |
т еп л о |
||||||||||
ем кости |
с |
тур би н н ого |
м асла |
марки 22 |
н а х о д и т ся |
в |
п р ед е л а х |
от |
||||||||||
1,8 |
д о |
2,1 |
к Д ж /( к г - К ) . |
ГО СТ |
эта |
величина |
не |
устан авл и в ается . |
||||||||||
В |
р асч етах |
м ож н о приним ать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
с = |
1,73+0,00462*, |
к Д ж /( к г - К ) , |
|
|
(3 -15) |
152
гд е |
t — тем п ер атур а |
м асла, |
°С . |
С р ед н ее зн ач ен ие |
к оэф ф и ц и ен та |
теп |
|||||||||||||||||||||
л оп р ов одн ости |
Я |
для |
тур би н н ого |
м асла |
|
м ож н о |
приним ать равны м |
||||||||||||||||||||
0 ,1 2 — 0,13 |
В т /'(м -К ). |
Б ол ее |
точны е |
д анн ы е |
по |
л |
м о ж н о вы числить |
||||||||||||||||||||
по |
ф ор м ул е |
|
Л=0,1131—7,8 ■•10-5/, |
Вт/(м • К ), |
|
|
|
|
|
(3-16) |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
г д е |
t — тем п ер атур а |
м асла , |
°С . |
Б о л ее |
п одр обн ы е |
дан н ы е |
|
п о |
с |
и Я |
|||||||||||||||||
д л я |
тур би н н ого м асла |
марки |
22 |
приведены |
|
в |
п р илож ении |
4. |
|
|
|||||||||||||||||
|
Т ур би н н ое |
м асло |
является |
п лохи м |
проводн ик ом |
теп ла . |
Так , |
теп |
|||||||||||||||||||
л оп р ов одн ость |
воды |
в |
4 — 5 |
р аз, |
а |
стали |
|
в |
500 |
р аз |
вы ш е т еп л оп р о |
||||||||||||||||
в одн ости |
м асла. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
в] |
Радиационная стойкость масла |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
О бл уч ен и е м и нерального |
м асл а |
вы зы вает |
и зм ен ен и е |
его |
хи м ического |
||||||||||||||||||||||
состав а , |
уск ор я ет |
пр оцесс окисления и |
вы деления |
г а за |
(в |
осн овн ом |
|||||||||||||||||||||
в о д о р о д а ), |
повы ш ает |
|
вязкость , |
ув ели ч и вает |
|
испаряем ость , |
сн и ж ает |
||||||||||||||||||||
тем п ер атур у вспы ш ки |
паров |
м асл а , ск ач к ообр азн о у х у д ш а е т |
см а зы |
||||||||||||||||||||||||
ваю щ ие |
и |
о х л а ж д а ю щ и е |
св ой ств а |
[Л . |
7]. |
М асл о |
п остеп ен н о |
т е м |
|||||||||||||||||||
неет, п р и обр етает |
|
красно-коричневы й |
оттенок . |
П ри |
бол ьш и х |
д о за х |
|||||||||||||||||||||
обл уч ени я |
м асл о |
м о ж ет |
п р евратиться |
в |
ж ел ео б р а зн ы е |
и |
д а ж е |
тв ер |
|||||||||||||||||||
ды е продукты . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
П ри |
д о з а х обл уч ени я |
вы ш е |
105 |
Д ж /к г |
в о зр а ст а ет |
тен денц и я |
||||||||||||||||||||
м асла |
к |
вспениванию , |
хотя |
стаби льн ость |
пены |
при |
этом |
|
п ракти че |
||||||||||||||||||
ски |
не |
и зм ен я ется . |
А нтиокислительны е |
присадки |
(типа |
и о н о л ), |
ан ти |
||||||||||||||||||||
вспени ваю щ ие |
добав к и |
(м ети лси лок сан ы ) |
и |
ингибиторы |
к оррозии |
||||||||||||||||||||||
п олностью |
р азр уш аю тся п о д |
влиянием |
излучения . |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
П о д |
влиянием |
я д ер н ого |
излуч ени я |
ув ели ч и вается |
к ор рози он н ая |
|||||||||||||||||||||
агресси вн ость |
м асла, |
|
хотя |
и не |
в сегд а |
со п р о в о ж д а ю щ а я ся |
резким |
||||||||||||||||||||
в озр астан и ем |
к ислотного |
числа. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
П ри |
д о з е |
обл уч ени я |
104 Д ж /к г ’(или |
|
м еньш е) |
н али ч и е |
я д ер н ого |
|||||||||||||||||||
и злучения |
обы чно |
|
не |
|
вы зы вает затр уд н ен и й |
|
при |
эк сп л уатац и и |
н еф |
||||||||||||||||||
тяны х тур бин н ы х |
м асел . |
О д н ак о при |
д о з а х |
|
п рим ерно |
5 - 1 0 4 |
Д ж /к г |
||||||||||||||||||||
и вы ш е |
обы чн ое |
тур би н н ое |
м асло |
за м ет н о |
у х у д ш а е т свои |
свойства. |
|||||||||||||||||||||
С п ец иал ьно п одобр ан н ы е |
присадки |
м огут |
снизить |
р а д и ац и он н ое |
р а з |
||||||||||||||||||||||
р уш ен и е |
н еф тя н ого |
м асла, |
хотя |
бол ьш его |
эф ф ек та |
м ож н о |
д оби ть ся |
||||||||||||||||||||
лиш ь |
при |
использован ии |
специальны х |
ради ац и он н о -устой ч и вы х м а |
|||||||||||||||||||||||
сел . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н а совр ем ен н ы х атом ны х эл ек тростан ц и я х |
д л я |
|
ников |
п рим еняется обы чное тур би н н ое м асл о с |
к ом |
д ок , |
поскольку уровень р адиац и и в м аш инном |
за л |
см азки п одш и п
п ози ци ей |
п р и са |
е весьм а |
низок. |
г) Диэлектрическая проницаемость
Д и эл ек три ч еск ая ской постоян н ой , этой величины оп
п р они ц аем ость я вл яется осн овн ой м ак роск опи ч е хар ак тер и зую щ ей св ой ств а д и эл ектр и ка . З'начение р едел я ется равенством
|
|
|
С = в С * , |
|
(3 -17) |
||
гд е С — ем кость |
к он д ен сатор а ; |
е — диэлектри ческ ая прони ц аем ость ; |
|||||
С* — ем кость |
к он д ен сатор а в в ак уум е . |
|
|
||||
Д л я газов |
6 |
равно |
нем ногим б о л ее |
1, для н еф тя н ого тур бин н ого |
|||
м асл а 2 ,3 — 2,5 |
и |
м ало |
зав и си т |
о т |
и х |
состав а |
и степ ен и стар ен ия , |
д л я огн естой к ого |
м асла |
и ввиоль -3 |
8,0, |
д л я воды |
79,5. |
153