Файл: Казанский, В. Н. Системы смазки паровых турбин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

я Б - S

&

T l

Н“ JLA

Cs

o> eg

500

_ 25 50

h r

j A

'8

 

to

- F

V ту

Г--

 

 

оо

 

 

to

 

 

и ?

н-З I—

________)________

 

 

 

-

Л

Ф У

'

ь -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

)

/

|

 

 

 

 

 

 

 

7 2 0 0

 

 

 

 

 

 

 

 

e)

 

 

 

Р ис. 4-7.

С хем ы

м асляны х бак ов

д л я тур бин

м ощ ностью 300 М В т

 

 

 

 

 

[Л. 63].

 

 

0

простейший

бак;

6 бак с выносными фильтрами;

в — бак с встроенными

фильтрами;

1,

2,

3 -

сетчатые фильтры; 4, 5 -пороги;

б-наклонный щит;

'•

3, 9 — дырчатые

листы; размеры, мм: а=2 400,

6=2 000, с=3 000 /=1 380

 

 

 

 

 

rf—800,

е=5 200.

 

 

12-501

177

 


деаэрации масла, тоже уменьшится в п раз. С конструк­ тивной точки зрения оказалось проще не рассекать весь бак на ярусы, а установить в одном из его отсеков устройство — пакет наклонных перегородок (ПНП). Когда пузырьки при всплывании касаются перегородки, они, скапливаясь, образуют пенный слой, сопротивление движению которого вдоль стенки значительно меньше, чем сопротивление движению отдельных пузырьков в слое масла.

Испытания единичного наклонного канала с прозрач­ ными стенками показали [Л. 63], что простой сосредоточен-

Рис. 4-8. Схемы организации потоков аэрированного масла в на­

клонных каналах.

Оптимальные .соотношения размеров: # i/ # 2 =

=2ч-2,5;

Z,i/L2^ 2 ; # i/(L 2 sin а) =0,4 + 0,75.

178

ный подвод масла (рис. 4-8) оказался неудовлетворитель­ ным: в канале возникает интенсивное циркуляционное движение, отделение воздуха происходит неэффективно. Установка козырька Д (рис, 4-8,6) на входе в канал упорядочивает движение масла, выделившийся воздух организованно отводится в пенный отсек Е. Благоприят­ ным для выделения воздуха оказался и боковой подвод масла к каналам (рис. 4-8,б). При повышенных скоро­ стях масла (0,04 м/с) во избежание «сдувания» выде­ лившегося воздуха целесообразно развернуть канал от­ носительно вертикальной плоскости. Тогда пенный слой будет отводиться в боковой отсек, не мешая нисходя­ щему движению основного потока масла (рис. 4-8,6, вид Т, вариант 2). Можно также организовать ступенчатый отвод скопившегося в специальных ловушках воздуха через дренажные трубки наружу [Л. 120].

При нисходящем движении масла в канале по вы­ соте h отчетливо вырисовываются слои чистого масла А, масловоздушной смеси В и пены С (рис. 4-8,6). По ме­ ре продвижения .масла толщина чистого слоя х посте­ пенно увеличивается, и на некотором расстоянии L весь воздух практически выделяется. Средняя скорость воздуховыделения v", т. е. скорость подъема фронта эмуль­

сии а а (рис.

4-8,6), отделяющего чистое

масло от

аэрированного,

может быть найдена из выражения

 

v"— v'h/L cos а,

 

(4-И)

где v' — средняя

скорость движения

масла; h,

а — высо­

та и угол наклона. Зависимость v"

(г/, h) при ot=50°,

^=50°С для турбинного масла марки ТСп-22 (без антипенных и деэмульгирующих присадок) .показана на рис. 4-9. С увеличением скорости масла v' величина v" вначале возрастает, достигает максимума и затем уменьшается. Увеличение h от 18 до 100 мм сопровож­ дается ростом v". Положение максимума v" с увели­ чением h смещается в сторону больших значений v'.

Характер кривых на рис. 4-9 можно объяснить влия­ нием на процесс воздуховыделения гидродинамических сил, обусловленных эффектами Магнуса — Жуковского и Сегре — Зильберберга |[Л. 36].

Вода и шлам, введенные в канал, постепенно осаж­ даются, скапливаются на дне и затем сползают по на­ клонной плоскости вниз, если угол наклона канала ока­ зывается больше некоторой предельной величины а*.

12*

179



Для единичных частиц и капель угол а* = 70—80°. Для слоя эмульгированной воды а* = 10=15°. Стабильное сползание слоя шлама начинается при а7>35°. Увеличе­ ние скорости потока масла способствует очищению дна канала от осадка, хотя эффективность осаждения при­ месей при этом несколько ухудшается. В нижней части

высоты канала h на среднюю скорость полного воздуховыделения v" из турбинного масла мар­ ки 22 в наклонных каналах [Л. 63].

канала следует делать отсек для приема шлама, при­ чем перегородки должны упираться в дно этого отсека (рис. 4-8,в). Если не сделать этого (пример непра­ вильного оформления грязевого отсека показан на рис. 4-8,г), то слой шлама будет взмучен потоком отво­ димого масла.

Исследования показали, что при восходящем движе­ нии масла выделение воздуха и сползание шлама про­ исходят хуже, чем при нисходящем. Поэтому в поисках удачной конструкции бака всегда отдавалось предпоч­ тение наклонным элементам с нисходящим движением масла. В стендовых условиях УралВТИ испытывались две разновидности пакетов наклонных перегородок, име­ ющих форму прямоугольного (рис. 4-10,а—в) и параллелограм'много (рис. 4-10,г) параллелепипедов. Форма пакета первой разновидности диктовалась конструкция­ ми большинства существующих типов прямоугольных в плане масляных баков, требующих модернизаци. Па­ кет второй разновидности применялся в баках новых

180

Рис. 4-10. Типы многоярусных конструкций масляных баков.

Размеры стендового маслобака (мм): а=685, 6=570, с=855, е=1 490, 6=40, я=15, s=50, р—790, £=800, £=60, «=500, (=180; угол а=50°.

181

конструкций, форма которых определялась конфигура­ цией ПНП. Варианты испытанных баков показаны на рис. 4-11, а результаты эксперимента приведены в табл. 4-2.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 4 - 2

 

Содержание воздуха в масле на выходе из бака <ра, %

№ варианта бака

 

Кратность циркуляции масла в пакете Z, ч-1

 

80

90

100

ПО

120

I

0 , 1 8

0 , 4 2

0 , 6 6

0 , 9 0

1 , 1 5

II

0 , 2 0

0 , 5 0

0 , 8 0

1 , 1 0

1 , 4 0

III

0 , 3 0

0 , 6 5

0 , 9 5

1 , 3 0

1 , 6 0

IV

0 , 3 0

0 , 6 5

1 , 0 0

1 , 3 5

1 , 7 0

V

0 , 3 5

0 , 6 5

1 , 0 0

1 , 3 5

1 , 7 0

VI

0 , 3 5

0 , 6 0

1 , 0 5

1 , 5 5

1 , 9 0

VII

0 , 4 0

0 , 6 0

1 , 2 0

1 , 8 0

2 , 4 5

VIII

0 , 4 5

0 , 8 0

1 , 6 0

2 , 4 5

3 , 2 0

IX

0 , 5 0

1 , 3 5

2 , 1 5

3 , 0 0

3 , 7 0

X

0 , 6 5

1 , 0 0

1 , 3 0

1 , 6 0

1 , 9 5

XI

0 , 7 0

1 , 1 0

1 , 4 5

1 , 8 0

2 , 1 0

XII

0 , 8 0

1 , 2 0

1 , 6 0

1 , 9 5

2 , 3 0

XIII

2 , 9 0

3 , 2 0

3 , 6 0

3 , 9 0

4 , 3 0

XIV

3 , 3 0

3 , 6 5

4 , 0 0

4 , 3 0

4 , 6 0

XV

6 , 0 0

6 , 2 0

6 , 3 0

6 , 4 0

6 , 7 0

р и м е ч а н и е. Содер ж ание возд у ха перед

баком

<pi=10%, температу

масла 42 °С, высота канала ft=40 мм, угол наклона канала а=Г>0°.

Визуальные наблюдения (они были

возможны, так

как стенка бака 'была прозрачной)

н

количественные

измерения позволили установить следующее. Наилучшее выделение воздуха происходит в баке (вариант 1, рис. 4-11), содержащем перед ПНП 4 сетку 2, а непос­ редственно за ПНП — перегородку 3, не доходящую до дна. Преобладающее количество масла совершает в ПНП явно выраженное нисходящее движение, и лишь в при­ донной части образуется горизонтальный поток. Увели­ чение расстояния между сеткой 2 и ПНП несколько ухудшает процесс деаэрации из-за появления вихрево­ го движения масла в нижней части бака. Постепенное отодвигание перегородки 3 от ПНП ухудшает процесс деаэрации вначале резко, затем более умеренно, так как наивыгоднейшее нисходящее движение масла пере­ ходит в горизонтальное.

Простая установка ПНП (без сеток 2 и перегородок 3) оказывается неудовлетворительной, так как масло

182


движется преимущественно в верхней части ПНП, а внизу наблюдается обширная застойная зона.

Лучшие варианты баков с ПНП уже при кратности циркуляции в пакете Z = 5 0 —60 ч-1 обеспечивают прак­ тически полную деаэрацию масла.

Рис. 4-11. Варианты масляных баков, испытанных на стенде УралВТИ.

/ — отбойный щит; 2, 5

— сетчатые фильтры; 3, 6 — вертикальные перегородки;

4

— пакет наклонных перегородок.

Короткие каналы в верхнем углу ПНП работают неэффективно, так как масло из них не имеет организо­ ванного отвода. Этот недостаток устраняется двумя пу­ тями: в перегородках делают прямоугольные вырезы, образующие пространство аbс—d (рис. 4-10,6) для равномерного отвода масла от коротких и длинных ка­ налов; масло из коротких каналов отводится через носо­ видное устройство (рис. 4-10,в). Эти мероприятия обес­ печивают полную деаэрацию масла при кратности циркуляции в пакете Zj=65—70 ч-1. В ПНП параллелограммной формы (рис. 4-10,г) полная деаэрация дости­ гается при Z=100— ПО ч-1.

Результаты испытаний промышленных баков с ПНП свидетельствуют о высокой эффективности внедренных

183

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 4-3

 

Результаты испытаний промышленных баков

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание воз­

 

 

 

 

 

Нагруз­

 

духа в масле

 

 

 

 

 

Расход

на выходе из бака,

Наименование ГРЭС, тип турбины

ка тур-

 

о/

масла,

 

 

 

и № блока

МВт

 

 

 

 

 

 

 

м3/ч

Бак без

Бак с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПНП

ПНП

Черепетская

ГРЭС,

турбина

 

 

 

 

К-300-240, блок

А1»

5 .................

250

330

3,2

0 ,1 — 0,2

Заинская

ГРЭС,

турбина

 

 

 

 

К-200-130, блок

2 .................

200

260

3,5

0 ,2

Троицкая

ГРЭС,

турбина

 

 

 

 

К-300-240,

блок

АГ°

6 .................

220

340

4,2

0,4

 

 

 

 

 

 

акь- к,

 

 

мероприятий (табл. 4-3). Содержание воздуха перед масляными насосами снизилось до 0,1—0,5%, т. е. до величин, в 10—20 раз меньших, чем в баках исходных конструкций [Л. 66].

В ПНП с боковым подводом масла скорость потока не должна превышать 0,04 м/с, иначе процесс эвакуации пенного слоя на поверхность будет заторможен. На рнс. 4-10,0 показан масляный бак с наклонными и раз­ вернутыми относительно вертикальной плоскости пере­ городками [Л. 120], рассчитанный на работу с повышен­ ными скоростями масла. В настоящее время известны и другие варианты многоярусных баков с высокой крат­ ностью циркуляции.

4-4. СНИЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ВОЗДУХА В МАСЛЕ

а] Малоаэрационные подшипники

Аэрация масла в опорных подшипниках возникает из-за неудовлетворительной организации потока в ненагруженных диффузорных зонах и неупорядоченного слива масла из торцов вкладышей {Л. 52]. В диффузорных зо­ нах возникает разрежение 8* 104—9 - 1 0 Па, обусловли­ вающее подсос воздуха, выделение ранее растворенно­ го воздуха, «вскипание» масла. Применение специаль­ ных форм расточки вкладыша, полностью или частично

184