ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
я Б - S
&
T l
Н“ JLA
Cs
o> eg
500
_ 25 50
h r
j A |
'8 |
|
to |
- F |
V ту |
Г-- |
|
|
|
оо |
|
|
|
to |
|
|
|
и ? |
н-З I— |
—________)________
|
|
|
- |
Л |
Ф У |
' |
— |
ь - |
|
|
|
|
|
|
— |
||
|
|
|
|
) |
/ |
| |
|
|
|
|
|
|
|
7 2 0 0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
e) |
|
|
|
Р ис. 4-7. |
С хем ы |
м асляны х бак ов |
д л я тур бин |
м ощ ностью 300 М В т |
||||
|
|
|
|
|
[Л. 63]. |
|
|
|
0 |
простейший |
бак; |
6 бак с выносными фильтрами; |
в — бак с встроенными |
||||
фильтрами; |
1, |
2, |
3 - |
сетчатые фильтры; 4, 5 -пороги; |
б-наклонный щит; |
|||
'• |
3, 9 — дырчатые |
листы; размеры, мм: а=2 400, |
6=2 000, с=3 000 /=1 380 |
|||||
|
|
|
|
|
rf—800, |
е=5 200. |
|
|
12-501 |
177 |
|
деаэрации масла, тоже уменьшится в п раз. С конструк тивной точки зрения оказалось проще не рассекать весь бак на ярусы, а установить в одном из его отсеков устройство — пакет наклонных перегородок (ПНП). Когда пузырьки при всплывании касаются перегородки, они, скапливаясь, образуют пенный слой, сопротивление движению которого вдоль стенки значительно меньше, чем сопротивление движению отдельных пузырьков в слое масла.
Испытания единичного наклонного канала с прозрач ными стенками показали [Л. 63], что простой сосредоточен-
Рис. 4-8. Схемы организации потоков аэрированного масла в на
клонных каналах. |
Оптимальные .соотношения размеров: # i/ # 2 = |
=2ч-2,5; |
Z,i/L2^ 2 ; # i/(L 2 sin а) =0,4 + 0,75. |
178
ный подвод масла (рис. 4-8) оказался неудовлетворитель ным: в канале возникает интенсивное циркуляционное движение, отделение воздуха происходит неэффективно. Установка козырька Д (рис, 4-8,6) на входе в канал упорядочивает движение масла, выделившийся воздух организованно отводится в пенный отсек Е. Благоприят ным для выделения воздуха оказался и боковой подвод масла к каналам (рис. 4-8,б). При повышенных скоро стях масла (0,04 м/с) во избежание «сдувания» выде лившегося воздуха целесообразно развернуть канал от носительно вертикальной плоскости. Тогда пенный слой будет отводиться в боковой отсек, не мешая нисходя щему движению основного потока масла (рис. 4-8,6, вид Т, вариант 2). Можно также организовать ступенчатый отвод скопившегося в специальных ловушках воздуха через дренажные трубки наружу [Л. 120].
При нисходящем движении масла в канале по вы соте h отчетливо вырисовываются слои чистого масла А, масловоздушной смеси В и пены С (рис. 4-8,6). По ме ре продвижения .масла толщина чистого слоя х посте пенно увеличивается, и на некотором расстоянии L весь воздух практически выделяется. Средняя скорость воздуховыделения v", т. е. скорость подъема фронта эмуль
сии а — а (рис. |
4-8,6), отделяющего чистое |
масло от |
|
аэрированного, |
может быть найдена из выражения |
||
|
v"— v'h/L cos а, |
|
(4-И) |
где v' — средняя |
скорость движения |
масла; h, |
а — высо |
та и угол наклона. Зависимость v" |
(г/, h) при ot=50°, |
^=50°С для турбинного масла марки ТСп-22 (без антипенных и деэмульгирующих присадок) .показана на рис. 4-9. С увеличением скорости масла v' величина v" вначале возрастает, достигает максимума и затем уменьшается. Увеличение h от 18 до 100 мм сопровож дается ростом v". Положение максимума v" с увели чением h смещается в сторону больших значений v'.
Характер кривых на рис. 4-9 можно объяснить влия нием на процесс воздуховыделения гидродинамических сил, обусловленных эффектами Магнуса — Жуковского и Сегре — Зильберберга |[Л. 36].
Вода и шлам, введенные в канал, постепенно осаж даются, скапливаются на дне и затем сползают по на клонной плоскости вниз, если угол наклона канала ока зывается больше некоторой предельной величины а*.
12* |
179 |
Для единичных частиц и капель угол а* = 70—80°. Для слоя эмульгированной воды а* = 10=15°. Стабильное сползание слоя шлама начинается при а7>35°. Увеличе ние скорости потока масла способствует очищению дна канала от осадка, хотя эффективность осаждения при месей при этом несколько ухудшается. В нижней части
высоты канала h на среднюю скорость полного воздуховыделения v" из турбинного масла мар ки 22 в наклонных каналах [Л. 63].
канала следует делать отсек для приема шлама, при чем перегородки должны упираться в дно этого отсека (рис. 4-8,в). Если не сделать этого (пример непра вильного оформления грязевого отсека показан на рис. 4-8,г), то слой шлама будет взмучен потоком отво димого масла.
Исследования показали, что при восходящем движе нии масла выделение воздуха и сползание шлама про исходят хуже, чем при нисходящем. Поэтому в поисках удачной конструкции бака всегда отдавалось предпоч тение наклонным элементам с нисходящим движением масла. В стендовых условиях УралВТИ испытывались две разновидности пакетов наклонных перегородок, име ющих форму прямоугольного (рис. 4-10,а—в) и параллелограм'много (рис. 4-10,г) параллелепипедов. Форма пакета первой разновидности диктовалась конструкция ми большинства существующих типов прямоугольных в плане масляных баков, требующих модернизаци. Па кет второй разновидности применялся в баках новых
180
Рис. 4-10. Типы многоярусных конструкций масляных баков.
Размеры стендового маслобака (мм): а=685, 6=570, с=855, е=1 490, 6=40, я=15, s=50, р—790, £=800, £=60, «=500, (=180; угол а=50°.
181
конструкций, форма которых определялась конфигура цией ПНП. Варианты испытанных баков показаны на рис. 4-11, а результаты эксперимента приведены в табл. 4-2.
|
|
|
|
Т а б л и ц а 4 - 2 |
|
|
Содержание воздуха в масле на выходе из бака <ра, % |
||||
№ варианта бака |
|
Кратность циркуляции масла в пакете Z, ч-1 |
|||
|
80 |
90 |
100 |
ПО |
120 |
I |
0 , 1 8 |
0 , 4 2 |
0 , 6 6 |
0 , 9 0 |
1 , 1 5 |
II |
0 , 2 0 |
0 , 5 0 |
0 , 8 0 |
1 , 1 0 |
1 , 4 0 |
III |
0 , 3 0 |
0 , 6 5 |
0 , 9 5 |
1 , 3 0 |
1 , 6 0 |
IV |
0 , 3 0 |
0 , 6 5 |
1 , 0 0 |
1 , 3 5 |
1 , 7 0 |
V |
0 , 3 5 |
0 , 6 5 |
1 , 0 0 |
1 , 3 5 |
1 , 7 0 |
VI |
0 , 3 5 |
0 , 6 0 |
1 , 0 5 |
1 , 5 5 |
1 , 9 0 |
VII |
0 , 4 0 |
0 , 6 0 |
1 , 2 0 |
1 , 8 0 |
2 , 4 5 |
VIII |
0 , 4 5 |
0 , 8 0 |
1 , 6 0 |
2 , 4 5 |
3 , 2 0 |
IX |
0 , 5 0 |
1 , 3 5 |
2 , 1 5 |
3 , 0 0 |
3 , 7 0 |
X |
0 , 6 5 |
1 , 0 0 |
1 , 3 0 |
1 , 6 0 |
1 , 9 5 |
XI |
0 , 7 0 |
1 , 1 0 |
1 , 4 5 |
1 , 8 0 |
2 , 1 0 |
XII |
0 , 8 0 |
1 , 2 0 |
1 , 6 0 |
1 , 9 5 |
2 , 3 0 |
XIII |
2 , 9 0 |
3 , 2 0 |
3 , 6 0 |
3 , 9 0 |
4 , 3 0 |
XIV |
3 , 3 0 |
3 , 6 5 |
4 , 0 0 |
4 , 3 0 |
4 , 6 0 |
XV |
6 , 0 0 |
6 , 2 0 |
6 , 3 0 |
6 , 4 0 |
6 , 7 0 |
р и м е ч а н и е. Содер ж ание возд у ха перед |
баком |
<pi=10%, температу |
масла 42 °С, высота канала ft=40 мм, угол наклона канала а=Г>0°. |
||
Визуальные наблюдения (они были |
возможны, так |
|
как стенка бака 'была прозрачной) |
н |
количественные |
измерения позволили установить следующее. Наилучшее выделение воздуха происходит в баке (вариант 1, рис. 4-11), содержащем перед ПНП 4 сетку 2, а непос редственно за ПНП — перегородку 3, не доходящую до дна. Преобладающее количество масла совершает в ПНП явно выраженное нисходящее движение, и лишь в при донной части образуется горизонтальный поток. Увели чение расстояния между сеткой 2 и ПНП несколько ухудшает процесс деаэрации из-за появления вихрево го движения масла в нижней части бака. Постепенное отодвигание перегородки 3 от ПНП ухудшает процесс деаэрации вначале резко, затем более умеренно, так как наивыгоднейшее нисходящее движение масла пере ходит в горизонтальное.
Простая установка ПНП (без сеток 2 и перегородок 3) оказывается неудовлетворительной, так как масло
182
движется преимущественно в верхней части ПНП, а внизу наблюдается обширная застойная зона.
Лучшие варианты баков с ПНП уже при кратности циркуляции в пакете Z = 5 0 —60 ч-1 обеспечивают прак тически полную деаэрацию масла.
Рис. 4-11. Варианты масляных баков, испытанных на стенде УралВТИ.
/ — отбойный щит; 2, 5 |
— сетчатые фильтры; 3, 6 — вертикальные перегородки; |
4 |
— пакет наклонных перегородок. |
Короткие каналы в верхнем углу ПНП работают неэффективно, так как масло из них не имеет организо ванного отвода. Этот недостаток устраняется двумя пу тями: в перегородках делают прямоугольные вырезы, образующие пространство а—b—с—d (рис. 4-10,6) для равномерного отвода масла от коротких и длинных ка налов; масло из коротких каналов отводится через носо видное устройство (рис. 4-10,в). Эти мероприятия обес печивают полную деаэрацию масла при кратности циркуляции в пакете Zj=65—70 ч-1. В ПНП параллелограммной формы (рис. 4-10,г) полная деаэрация дости гается при Z=100— ПО ч-1.
Результаты испытаний промышленных баков с ПНП свидетельствуют о высокой эффективности внедренных
183
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 4-3 |
|
|
Результаты испытаний промышленных баков |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
Содержание воз |
|
|
|
|
|
|
Нагруз |
|
духа в масле |
|
|
|
|
|
|
Расход |
на выходе из бака, |
||
Наименование ГРЭС, тип турбины |
ка тур- |
|
о/ |
|||||
масла, |
|
/о |
||||||
|
|
и № блока |
МВт |
|
|
|||
|
|
|
|
|
м3/ч |
Бак без |
Бак с |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
ПНП |
ПНП |
Черепетская |
ГРЭС, |
турбина |
|
|
|
|
||
К-300-240, блок |
А1» |
5 ................. |
250 |
330 |
3,2 |
0 ,1 — 0,2 |
||
Заинская |
ГРЭС, |
турбина |
|
|
|
|
||
К-200-130, блок |
№ |
2 ................. |
200 |
260 |
3,5 |
0 ,2 |
||
Троицкая |
ГРЭС, |
турбина |
|
|
|
|
||
К-300-240, |
блок |
АГ° |
6 ................. |
220 |
340 |
4,2 |
0,4 |
|
|
|
|
|
|
|
акь- к, |
|
|
мероприятий (табл. 4-3). Содержание воздуха перед масляными насосами снизилось до 0,1—0,5%, т. е. до величин, в 10—20 раз меньших, чем в баках исходных конструкций [Л. 66].
В ПНП с боковым подводом масла скорость потока не должна превышать 0,04 м/с, иначе процесс эвакуации пенного слоя на поверхность будет заторможен. На рнс. 4-10,0 показан масляный бак с наклонными и раз вернутыми относительно вертикальной плоскости пере городками [Л. 120], рассчитанный на работу с повышен ными скоростями масла. В настоящее время известны и другие варианты многоярусных баков с высокой крат ностью циркуляции.
4-4. СНИЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ВОЗДУХА В МАСЛЕ
а] Малоаэрационные подшипники
Аэрация масла в опорных подшипниках возникает из-за неудовлетворительной организации потока в ненагруженных диффузорных зонах и неупорядоченного слива масла из торцов вкладышей {Л. 52]. В диффузорных зо нах возникает разрежение 8* 104—9 - 1 0 Па, обусловли вающее подсос воздуха, выделение ранее растворенно го воздуха, «вскипание» масла. Применение специаль ных форм расточки вкладыша, полностью или частично
184