ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
исключающих образование диффузорных участков, при водит к уменьшению аэрации масла. Такая возможность реализована в ступенчатых подшипниках (рис. 1-2,<3—ж).
Считается целесообразным подводить масло в месте наибольшего разрежения в подшипнике. В этом случае уменьшение аэрации достигается за счет увеличения
Рис. 4-12. Способы уменьшения аэрации масла.
а — плавное очертание торцевой кромки вкладыша; б — поджатне слива отра ботанного масла; в, а — деаэрация масла в сливных трубопроводах; д— сту пенчатый отвод масла через пучок дренажных трубок.
расхода масла при пропорциональном уменьшении коли чества подсасываемого воздуха.
В применяемых подшипниках торцевая кромка несу щей поверхности делается острой или слегка притупля ется, поэтому вытекающее из зазора масло интенсивно разбрызгивается и смешивается с воздухом. Чтобы из бежать этого, ряд зарубежных фирм выходную кромку несущей поверхности вкладыша 3 (рис. 4-12,а) выпол няют по плавной кривой. Успокоительная камера 2 и кожух 1 также упорядочивают слив масла в картер.
Для уменьшения разбрызгивания и аэрации отрабо танного масла применяют поджатый слив его из коль цевых камер 5 (рис. 4-12,6), разобщенных с атмосферой специальными уплотнениями 6. Из камер масло посту-
185
пает в бачок 4, расположенный над подшипником, и да лее к насосу; в картер поступает небольшое количест во аэрированного масла, просочившегося через уплот нения.
6) Деаэрация масла в сливных трубопроводах
Масло в сливных трубопроводах движется с большой скоростью (1—2 м/с и более), поэтому надеяться на до статочно глубокое воздуховыделепие из бурного потока не приходится. Однако многочисленные эксперименты, сопровождавшиеся скоростной киносъемкой, показали, что в пограничных слоях, прилегающих ко дну канала, скорость выделения воздуха несоизмеримо выше, чем в ядре потока. Это свойство нисходящего газожидкост ного потока и было использовано для интенсификации выделения воздуха в сливных трубопроводах.
Рассмотрим упрощенную схему движения пузырьков в придон ной части нисходящего потока масла. Примем следующие допуще ния: пузырьки имеют форму шара, режим обтекания пузырька мас лом — вязкостный, диффузия воздуха из пузырька в масло отсут ствует, поток в канале установившийся и равномерный, распреде ление скоростей потока в придонной части канала прямолинейное, взаимное влияние пузырьков проявляется лишь в изменении силы сопротивления их движению. На каждый пузырек действует сила тяжести за вычетом статической силы Архимеда
л = 4 - ^ * ( р " -р ') $ . |
(4-12) |
гидродинамическая сила |
|
G = f( v " X r o t w ) |
(4-13) |
и сила сопротивления F, пропорциональная в первом приближении разности абсолютной скорости пузырька й и местной скорости по
тока w: |
_ |
|
|
|
|
(4-14) |
|
F = b ( U ^ w ) = b v = —bs |
|
||||
(b — коэффициент пропорциональности). Для |
принятого |
распределе |
||||
ния скоростей |
потока по |
высоте слоя (w = Q.yi) вектор |
вихря равен |
|||
по определению rot w=.—й/с, |
где Q — абсолютная величина попереч |
|||||
ного градиента скорости w Дрис. 4-13). |
|
|
|
|||
Векторное уравнение |
движения пузырька имеет вид: |
|||||
|
т |
du |
_ |
_ |
|
.. ... |
|
^ |
= А -)- П + |
F , |
|
(4-15) |
|
где t — время; |
т = т 1 + т2 — сумма массы газа пузырька и 'присое |
|||||
диненной массы вытесненной жидкости; |
|
|
|
|||
|
1 |
|
|
1 |
rid3 |
|
|
и, |
|
|
—— • |
|
186
Рис. 4-13. Векторные диаграммы.
а — эпюра скоростей потока; б — треугольники скоростей; в — силы, действую-
|
W y — h |
|
щие па пузырек; ig 3= —г = |
|
|
Обозначим через х н у |
текущие координаты движения пузырька. |
|
Тогда |
|
|
dy |
dx |
• |
ия = у — - j f ; их = х = |
; vx = w x — ax -= Q y — |
х; uv= v v= y . |
Проектируя уравнение (4-45) на оси координат, получим систе му двух неоднородных линейных уравнений второго порядка с по
стоянными коэффициентами: |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
ту = |
А cos а — by 4 - /2 (Qy + |
х)\ |
|
|
(4-16) |
|||
|
тх = |
— A sin а + b (Qy — х) + |
fQy- |
|
|
(4‘17) |
||||
Решив эту |
систему |
уравнений |
при |
начальных условиях t = О, |
||||||
х=0, |
y = d / 2 и |
опустив |
члены второго |
порядка |
малости, |
получим |
||||
упрощенное выражение для поперечной составляющей |
s y |
относи |
||||||||
тельной скорости пузырька: |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
sy — -~г 2 (v"iт) 2 sin а -|- v"a cos а, |
|
|
(4-18) |
|||||
где с — коэффициент, учитывающий |
поправки на |
те допущения, ко |
||||||||
торые |
связаны |
с распространением |
формулы (4-13), |
применимой |
||||||
к плоскопараллельному |
обтеканию бесконечного |
цилиндра, |
на слу |
чай пространственного обтекания пузырька; v" — скорость подъема единичного пузырька; а — коэффициент взаимодействия совместно всплывающих пузырьков. Формула (4-48) наглядно иллюстрирует
преимущество нисходящего потока |
( а > 0 ) перед |
горизонтальным |
( а = 0 ) или восходящим (ос<0 ), а |
также влияние |
градиента скоро |
стей потока на всплывание пузырьков. |
|
На рис. 4-12,в изображен сливной трубопровод (ло ток) прямоугольного сечения, примыкающий непосред ственно к масляному баку 7. В лотке параллельно дни щу размещены плоские листы 9, смещенные относительно
187
другого (смежного). Расстояния между листами и дни щем возрастают по ходу масла. Последний лист 8 погру жен под уровень масла в баке. При движении масла возле дна лотка возникают большие градиенты скоро стей, обусловливающие в соответствии с формулой (4-18) быстрое выделение пузырьков. По мере удаления от дна лотка градиенты скоростей потока резко умень шаются, поэтому слой освобожденного от воздуха масла сравнительно невелик (3—5 мм). Листы 9 установлены именно в таких местах, где они как бы «срезают» аэри рованное масло, отделяя его от чистого, причем над каждым листом 9 образуется новая область с повышен ными градиентами скоростей потока, способствующая интенсивному выделению воздуха [Л. 67]. Аналогичные процессы происходят и в другой разновидности сливно го трубопровода (рис. 4-12, г). В слое масла, прилегаю щем к днищу трубопровода 11, возникают большие гра диенты скоростей, ускоряющие всплывание пузырьков. Чистое масло через дренажные трубки 12 ступенчато от водится в сборный коллектор 10.
Такие конструкции сливных трубопроводов провере ны в эксплуатационных условиях и дали положительный результат.
в] Деаэрация масла в баке
Воздух выделяется при медленном движении масла в баке. Установка многоярусных наклонных перегородок интенсифицирует этот процесс. Известны и другие, способы деаэрации масла.
Сетчатые фильтры с малым размером ячеек в свету (50— 100 мкм) при малой скорости потока способны за держать значительную часть пузырьков воздуха [Л. 50, 52]. Для уменьшения сопротивления фильтров надо уве личивать площадь фильтрации, размещая сетки в плане бака по сложным П-, Д-, Z-образным линиям. Широкому внедрению этого способа препятствует два недостатка: сетки топкой очистки обладают малой механической прочностью и способны быстро загрязняться.
Иногда для интенсификации выделения воздуха в масляном баке устанавливают статические центрифу ги [Л. 50]. Много работ посвящено ультразвуковой деаэрации масла [Л. 4], вакуумированию [Л. 43, 50], тер мической обработке [Л. 168] и другим способам уда-
188
ления воздуха из масла, не нашедшим широкого приме нения в стационарных паровых турбинах. В работе [Л. 19] показано даже вредное влияние от глубокого обескисло роживания масла, применяемого для смазки тяжело на груженных узлов (подшипников скольжения в режиме граничного трения, зубчатых колес), поскольку в таком масле перестают образовываться вещества, придающие «маслянистость» смазывающей жидкости.
Выделение воздуха из масла резко ухудшается при снижении температуры. Обычно масло нагревается в подшипниках, гидромуфте, редукторах до 50—60°С, иногда до 70 °С. В системах маслоснабжения паровых турбин избыточное масло (т. е. разность между подачей насоса и фактическим потреблением масла исполнитель ными механизмами), пройдя охладители, поступает че рез маслосбрасывающие клапаны (МСК) в отсек «грязного» масла в баке, где смешивается с нагретым маслом (рис. 2-1, а; 2-4). При завышенной подаче насо сов, одновременной работе двух насосов, нарушении нормальной работы МСК через бак проходит явно уве личенное (по сранению с расчетом) количество охлаж денного и аэрированного масла, что резко ухудшает вы деление воздуха и других примесей. Для улучшения работы бака следует отказаться от слива масла из МСК в «грязный» отсек. Целесообразнее сливать избыточное масло в чистый отсек бака, ближе к всасывающейкаме ре, т. е. применить схему байпасирования бака. Такая схема (рис. 1) обладает рядом преимуществ: масло деаэрируется при повышенной температуре, через бак проходит расчетное количество масла с умеренными скоростями, маслоохладители работают в оптимальных режимах.
Необходимо позаботиться лишь о том, чтобы в самом МСК не аэрировалось масло. Это возможно, если МСК и его сливные патрубки будут постоянно затоплены маслом.
В настоящее время схема байпасирования бака при меняется на многих турбинах большой мощности. Эту схему можно использовать и для слива избытка масла из различного рода емкостей (демпферных, аварийных, промежуточных). Обычно масло из таких емкостей сли вают в отсек грязного масла главного бака, так как при движении по переливной трубе оно аэрируется и потому нуждается в очистке. Во избежание аэрации
189
масла его необходимо сливать через пучок дренажных трубок 16 (рис. 4-12,(3) малого диаметра, затопленных как в демпферном 15, так и главном 13 баках. В таких трубках установится напорное движение масла, исклю чающее эжектирование воздуха. При колебаниях рас хода сливающегося масла должно изменяться и число подключенных дренажных трубок. С этой целью верх ние концы трубок, размещенные в демпферном баке, смещаются относительно его дна на постепенно возра стающие расстояния. Аварийный перелив масла осуще ствляется по трубе 14 большого диаметра.
г] Удаление воздуха из всасывающих маслопроводов
Во всасывающих маслопроводах к насосам воздух мо жет скапливаться в виде «мешков», «пробок», «снаря дов». Узел отвода масла из бака обычно оформляется в виде козырька 6 (рис. 4-14,а), огражденного внизу
дырчатым листом 7. Верхние точки козырька снабжены воздушниками 5 (трубками диаметром 10— 15 мм). Для выделения воздуха всасывающий маслопровод необхо димо делать наклонным, обеспечивающим нисходящее движение масла (§ 4-4,6). Скорость движения масла в таких трубопроводах сравнительно высока, поэтому воздух, скопившийся на потолочной части трубы, не
190
может двигаться в бак навстречу потоку. Для удаления воздуха применяют различные ловушки, соединенные воздушниками с маслобаком. На рис. 4-14,а показан всасывающий маслопровод, верхняя часть которого со держит перфорацию 2, закрытую желобом ловушки 3. Воздух через камеру 4 отводится в пенное пространство бака. Масло непосредственно к насосу подводится через патрубок 1, врезанный сбоку всасывающего коллектора.
Визуальные наблюдения на прозрачном трубопрово де показали, что эффект улавливания воздуха в устрой ствах типа 3, 10 и 11 значительно выше, чем в простом воздушнике 9, врезанном в верхнюю часть трубы без применения ловушек (рис. 4-14,6).
Воздушники 8 устанавливаются и в других местах, где возможно скопление воздуха: в корпусах задвижек
(рис. 4-14,в), насосов и др. (Л. 152].
Схемы отвода воздуха (рис. 4-14) применимы при установке насоса ниже уровня масла в баке. В системах с главным насосом, установленным на валу турбины, целесообразно делать короткие вертикальные всасываю щие трубопроводы без ловушек и воздушников. Извест ны конструкции масляных насосов, в которых всасы вающая полость представляет центрифугу. Такой насос, перекачивая масло, одновременно сепарирует его от воздуха независимо от работы масляного бака. Центри фуги, совмещенные с насосом, могут быть достаточно компактными (Л. 50].
4-5. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ОБВОДНЕНИЯ МАСЛА
Важным моментом, в борьбе с обводнением масла явля ется определение источника попадания воды и водяного пара в систему [Л. 12, 68, 86, 87].
Часто масло обводняется из-за несовершенства схе мы канализации парового потока в концевых уплотне ниях турбины. Во многих случаях несложные 'переделки этой схемы помогают избежать обводнения масла: уве личение диаметров трубопроводов подачи и отсоса уплотняющего пара, тщательное удаление водяных «пробок» из нижних точек паропроводов, увеличение по верхности охлаждения «сальниковых» подогревателей, интенсификация отсоса несконденсировавшихся газов из «сальниковых» подогревателей или пара в бескаминной схеме уплотнений, повышение стабильности регулироза-
191