ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
т
ния давления уплотняющего пара. Масло обводняется из-за износа или повреждения деталей турбины: истира ния гребней концевых уплотнений, коробления и раскры тия горизонтальных разъемов цилиндров и каминных камер, эрозийного износа элементов гидроуплотнения, нарушения плотности сильфонов регуляторов давления отборного пара и трубной системы маслоохладителей. Надлежащий ремонт и замена износившихся деталей позволяют избежать обводнения масла. Труднее реша ется вопрос при сильном короблении фланцев разъема цилиндра. Иногда установка дополнительного крепежа позволяет ликвидировать пропаривание через эти разъемы.
Проникновению влаги в систему смазки немало спо собствует разрежение в картерах подшипников, возни кающее вследствие вентиляционного эффекта вращаю щихся деталей вала (полумуфт, гребней, колец, буртов), эжектирующего действия струй отработанного масла, увлечения потоком масла пузырьков воздуха, увлечения больших масс воздуха потоком масла в сливных трубо проводах, работы газоотсасывающих устройств. Таким образом, борьба с обводнением является одновременно борьбой и с аэрацией масла, поэтому эти вопросы долж ны решаться комплексно. Установка барьеров, например небольших гидрозатворов, на пути движения масла по сливным трубопроводам снижает эжектирующее воздей ствие потока и уменьшает разрежение в картерах. Уменьшение поверхности вращающихся деталей вала подрезка гребней и буртов, закрытие полумуфт кожуха ми, разделение картера иа отсеки уменьшают разреже ние и подсос воздуха и пара. При неудовлетворительной деаэрации масла в баке пузырьки воздуха попадают, в насос, сжимаются и растворяются, а водяной пар, содержащийся в пузырьке, конденсируется в виде микро скопических капель, удаление которых затруднительно.
Обводнению масла способствует непродуманная схе ма дренажей масла. В распространенной конструкции уплотнения картера дренажная камера D (рис. 1-18,а) обычно сообщается сверлениями Т с картером. Попав шие в дренажную камеру масло (со стороны подшип ника) и вода (от концевых уплотнений) сливаются в картер и перемешиваются с основным потоком чистого масла. Целесообразно все дренажи обводненного масла (от уплотнений картеров, расширительных бачков экс-
192
гаустера и др.) направлять для длительного отстоя в вспомогательный бачок (§ 4-6) [Л. 69].
Для устранения обводнения масла применяют винтоканавочные уплотнения (рис. 1-18,6). Обычно делают два участка: один (например, с левой резьбой) для сбра сывания масла с вала, другой (с правой резьбой) для ликвидации протечек конденсата. Эффективным меро приятием является устройство пневматического затвора в наружных уплотнениях картеров подшипников. Осу шенный и слегка подогретый воздух под давлением не много выше атмосферного подводится в кольцевое пространство D (рис. 1-18,а) между маслозащитными и пароотбойными гребнями. В ряде случаев удачно соче тается работа винтоканавочных уплотнений и пневма тических затворов. Следует отметить, что при избыточ ной подаче воздуха к пневмоуплотнениям происходит нежелательное выбивание масляных паров наружу.
Вода попадает в масло через неплотности в охлади телях. Следует поддерживать положительную разность давлений масла и воды в охладителях, а при ремонтах восстановить плотность трубной системы. Гидравличе ское испытание маслоохладителей при капитальном ре монте турбины является обязательным [Л. ПО].
4-6. ВЕНТИЛЯЦИЯ МАСЛЯНОЙ СИСТЕМЫ
Для надежного удаления коррозионно-активных летучих продуктов окисления масла, водяных паров, водорода, воздуха и других газов применяется принудительная вентиляция масляного бака, сливных трубопроводов и картеров подшипников. При недостаточной вентиля ции происходит выбивание масляных паров из картеров подшипников и дефлекторов на баке, замасливание ще точного аппарата генератора и возбудителя, ухудшение санитарно-гигиенического состояния атмосферы в ма шинном зале. Чрезмерная вентиляция также нежела тельна: повышенные расходы воздуха через систему за грязняют и увлажняют масло; глубокие разреже ния способствуют подсосу пара и воды со стороны концевых уплотнений; при плохой работе сепарационных устройств увеличиваются потери масла; из-за испа рения летучих фракций возрастает вязкость масла.
Схема удаления паров и газов из масляной системы показана на рис. 4-15,а [Л. 89]. Перед вентилятором 8
1 3 - 6 0 1 |
193 |
установлен маслоуловитель 9, который предотвращает попадание в вентилятор и выброс в атмосферу брызг масла. Расширительный бачок 7 защищает вентилятор, от масла и воды, сконденсировавшихся на стенках вы хлопной трубы. Дренаж из расширительного бачка по-
Рис. 4-15. Схема вентиляции и ее элементы,
я — общая схема; 6 — простейший гидрозатвор; в, г — тарельчатый и желобковый маслоуловители; в— сечение трубы с желобом.
194
ступает в маслоуловитель 9. Водород на участке до пет левого гидрозатвора удаляется через атмосферную тру бу 5, в нижней части которой установлен расширитель ный бачок 4. Иногда к вентилятору 8 по трубе 6 подсое диняются сливные маслопроводы генератора. Это нельзя признать правильным, так как шунтирование гидрозатвора 2 на сливном коллекторе 3 очень опасно. Исклю чить этот недостаток можно установкой второго венти лятора в пределах системы маслоснабжения генератора.
Для удаления паров и газов из масляной системы применяют центробежные вентиляторы, рабочие колеса которых изготовлены из меди или латуни во избежание искрообразования при задеваниях о корпус. Трубопро воды к вентилятору должны иметь уклон в сторону маслоуловителя. Недопустимо образование гидрозатво ров, отделяющих вентилятор от системы смазки на вса сывающей стороне или от атмосферы на стороне нагне тания. В случае выхода из строя вентилятора открыва ют задвижку на байпасной линии, соединяющей бак 1 с расширительным бачком 7. При больших повреждени ях уплотнений генератора водород должен удаляться наружу машинного зала по атмосферной трубе 5.
В устаревших схемах вентиляции применялись водо струйные эжекторы или маслобак просто подсоединялся к сливным водоводам конденсатора, в которых созда вался сифон [Л. 12]. Эти схемы, связанные с загрязнени ем сбросных вод на электростанции, ныне запрещены санэпидемстанциями.
Отсасываемые газы содержат много капель масла, выброс которого нежелателен. Расширительные бачки отделяют лишь грубодисперсные капли. Более эффектив ная сепарация масла происходит в гравитационных и инерционно-осадительных ловушках, циклонах, тканевых и волокнистых фильтрах. На рис. 4-15,в показана конст рукция тарельчатого маслоуловителя, высокая эффектив ность которого подтверждена длительным опытом экс плуатации на ТЭЦ-20 Мосэнерго [Л. 89]. Газ совершает зигзагообразное движение между конусными терелками 12 с центральными отверстиями и тарелками 15 без отверстий, но с буртом 14. Масло стекает с тарелок ,по дренажным трубкам 13, служащим одновременно под ставками.
Содержащиеся в потоке отсасываемого газа масля ные капли диаметром более 20 мкм довольно быстро
13* |
195 |
осаждаются на стенках трубопроводов, поэтому на длинных участках труб 1МОЖно обеспечить достаточно хо
рошую сепарацию масла [Л. 123]. Важно предохранить
пленку выделившегося масла |
от разрушения |
пото |
ком газа при переходе его |
через арматуру, |
диа |
фрагмы, колена. Вводить эту пленку из трубы в ловуш ку следует плавно, применяя расширяющийся конус или отогнутый вниз желоб 16 (рис. 4-15,г). Во многих слу чаях сепарирующее действие длинных участков гори зонтальных труб бывает выше, чем специальных сепара торов, использующих инерционные эффекты или центро бежные силы. В наклонных газопроводах с восходящим движением газа стекающая пленка масла будет разру шаться и повторно вовлекаться в поток. В этом случае можно отводить масло по желобу 17, защищенному сверху перфорированной перегородкой 18 (рис. 4-15,<3). Капли диаметром менее 10 мкм не могут удаляться из потока газа простым гравитационным осаждением. Для их улавливания применяют тонковолокнистые фильтры, ткань «Белтинг» (ГОСТ 332-41), стекловолокно, филь тровальное сукно (ГОСТ 6986-54) [Л. 63]. По мере про питки такого фильтра маслом сопротивление его воз растает. Стабилизация режима наступает после 4—5 ч. Важно обеспечить большую площадь фильтрации для указанных маслоуловителей, применяемых обычно для утилизации дорогостоящих синтетических огнестойких масел.
Отсепарированное масло отводится из ловушек, бач ков, циклонов в главный масляный бак, где и переме-. шивается с основным потоком. Между тем это масло насыщено летучими продуктами кислого характера, содержит воду, грязь. Целесообразно подвергнуть пред варительной очистке это сравнительно небольшое коли чество масла еще до смешения его с основным потоком в баке. На рис. 4-15,а показана схема подключения дренажей загрязненного масла к промежуточному от стойнику 10 с пакетом наклонных перегородок. Расчет ное время пребывания масла в таком отстойнике может быть выбрано в десятки раз больше, чем в главном баке. Нижнюю часть отстойника 10 можно подсоеди нить к центрифуге 11, пресс-фильтру или адсорберу. Такой способ избирательной очистки и регенерации наиболее загрязненных и окисленных масел позволит продлить срок службы всего масла, залитого в систему.
196
Масло при движении по сливным трубопроводам эжектирует большие объемы воздуха, который затем нагнетается в масляный бак. Создание гидравлических затворов (рис. 4-15,6) и других аналогичных преград на пути сливающегося масла в значительной мере уменьшает эжекцию воздуха, нагнетание его в бак и последующий выброс через дефлекторы в машинный зал. Такие схемы проверены в эксплуатационных усло виях на турбинах большой мощности и дали положи тельный результат {Л. 63, 87].
4-7. ПРИМЕНЕНИЕ ПРИСАДОК
Турбинные масла нуждаются в улучшении антиокислительных, антч-
ржавейных, |
деэмульгирующих |
и антипенных свойств (§ 3-1). |
Для |
|
этой |
цели |
вводят различные |
химические соединения — присадки. |
|
Они |
известны более 100 лет |
назад, но только за последние |
15— |
2 0 лет стали широко применяться в условиях эксплуатации масля
ных систем стационарных паровых турбин [Л. 43, 44, 124, 157]. Любая высококачественная присадка может быть эффективной в том случае, если базовое масло хорошо очищено, имеет оптималь ный углеводородный состав и, таким образом, достаточно подготов лено к введению присадок. Испытания показали, что присадки, при годные для масел из малосернистого сырья, могут оказаться мало эффективными для масел из сернистого сырья и наоборот. Присад ки, улучшающие стабильность моторных масел, оказываются непри годными для улучшения аналогичных свойств энергетических масел. Вот почему приходится подбирать присадки конкретно для каждой группы масел с учетом особенностей производства их и применения.
Присадки должны хорошо растворяться в масле и плохо — в воде, обладать низкой летучестью, быть химически устойчивыми и к другим компонентам масла, не быть агрессивными к конструк ционным материалам маслосистемы, положительно действовать без ухудшения других свойств масла, быть стабильными при длитель ном хранении. К сожалению, не всегда эти требования выполняют ся [Л. 8 , 43].
Присадки являются наиболее дорогостоящими компонентами масла. Поэтому введение их должно быть всегда экономически обосновано. Не следует, однако, забывать и об оптимальном содер жании присадок в масле. Избыток, так же как и недостаток, приса док может привести к нежелательным последствиям. Например, при недостаточной концентрации ионола происходит просжислительное действие его (Л. 85], при очень малых концентрациях силиконов (антипенных присадок) наблюдается интенсивное вспенивание мас
ла (Л. 42].
Наиболее существенной является группа присадок, воздействую щих на антиокислительную способность масла.
Эффективной антиокислительной присадкой к бакинским и дру гим малосернистым маслам является антраниловая кислота [Л. 49], представляющая в обычном виде порошок светло-серого (иногда желтоватого) цвета, частично растворимый в воде; в масле раство ряется в количестве до 2% при температуре '125—430°С и сильном
197
перемешивании. Вводится в концентрации 0,025%, обеспечивает удлинение срока службы масла в 2—4 раза. Перед вводом присадки производится тщательная очистка масла путем включения адсорбе ра, заполненного свежим адсорбентом. После введения присадки адсорбер отключается во избежание извлечения антраниловой кис лоты из масла. Присадка вымывается 'водой, поэтому введение ее
всистему, подвергающуюся систематическому обводнению, не допу скается.
Для сернистых турбинных масел наиболее эффективной антиокислительной присадкой является ионол, известный также под на званием ДБПК, янол, топанол, керобит [Л. 44, $5, 157]. Отечествен ной промышленностью выпускается ионол марки БК-69 (ГОСТ 10894-64). Он легко растворяется в масле в значительных концен трациях, практически нерастворим в воде и щелочных растворах, не извлекается адсорбентами и металлическим натрием. Поэтому при эксплуатации масло с ионолом может промываться конденсатом, периодически обрабатываться щелочными растворами. И лишь при сернокислотной очистке масла происходит удаление ионола. Глав ное преимущество ионола — способность почти полностью предотвра щать образование осадков, особенно в первоначальный период окис ления масла. Образующиеся продукты окисления легко растворяются
вмасле. Недостаток ионола — необходимость добавления его в боль ших количествах (от 0,2 до 3%). Кроме того, ионол, обладая незна чительной полярностью (подобно ароматическим углеводородам),
способен повышать гигроскопичность масла.
Как и большинство присадок, ионол эффективно действует на достаточно хорошо очищенные масла, содержащие небольшое коли чество ароматических и смолистых соединений. Попытки улучшить свойства сернистых масел неглубокой фенольной очистки путем вве дения ионола не увенчались успехом. В то же время сернистое мас ло глубоко очищенное (содержание серы снижено до 0,4—0,6%) оказалось восприимчивым к ионолу. Испытания показали [Л. 85], что масло после израсходования ионола окисляется быстрее, чем масло, не содержащее этой присадки. Поэтому ее следует систематически дополнять.
Для устранения отрицательного влияния растворенной в масле меди вводят пассивирующие присадки. В отечественной практике' применяются присадки ОРГРЭС-7, ОРГРЭС-35, ОРГРЭС-37, ОРГРЭС-57, обладающие и пассивирующими, и антиокислительными свойств-ами, а поэтому являющиеся более эффективными, чем просто антиокислительные присадки, и, кроме того, обладающие универсальным действием (для малосернистых и сернистых масел). Наиболее доступной является присадка ОРГРЭС-7, вводимая в мас ло в концентрации 0,02 —0,04%. Она достаточно хорошо растворяется в масле, не вымывается водой, не возгоняется. Для достижения наибольшего эффекта эта присадка применяется совместно с ионо лом (Л. 43].
Для предотвращения ржавления черных металлов применяют антиржавейные присадки {Л. 8 , 157]. Обычно это полярные соеди
нения, действие которых основано на обволакивании поверхностей черных металлов защитными водоотталкивающими пленками. В по следнее время в качестве антиржавейных присадок стали применять присадку под названием В -15/41 (изготавливается промышленностью по ТУ 6-14-510-70). При вводе этой присадки кислотное число масла возрастает примерно на 0,04 мг КОН, так как кислотное число са
198