Файл: Казакевич, В. В. Автоколебания (помпаж) в компрессорах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В. В. К А З А К Е В И Ч

. •-

'*•

' л

\ л \ г

■ •

Издание 2-е, переработанное и дополненное

М о с к в а

«МАШИНОСТРОЕНИЕ»

1974

К14

 

 

 

УДК 621.63 +

621.51

 

4

L

-

1%с..

;1®iWhot!■'тчо.’к.скадр

ч Ш

 

 

®*<йшо- . •'.C4s{r-

 

 

is*K3u i< .'•Ц»'

 

 

<WfflWftflfeftsarscа адИ'

?3~3£дУ

Казакевич В. В. Автоколебания (помпаж) в компрессорах.

М„ «Машиностроение», 1974.

Вкниге изложена разработанная автором теория газодинами­

ческой устойчивости компрессоров. Она позволяет объяснить явления, происходящие при помпаже, оценить влияние различных факторов на области устойчивости и неустойчивости, определить амплитуду и период колебаний, указать методы подавления помпажа. Теория позволяет предсказывать новые явления и хорошо подтверждается экспериментами.

Второе издание (1-е изд, 1959 г.) дополнено результатами но­ вых исследований.

Книга предназначена для научных работников и инженеров на­ учно-исследовательских и проектных организаций.

Ил. 146, табл. 9, список лит. 43 назв.

Рецензент канд. техн. наук Р. А. ШИПОВ

3135-129

129-74

038(01)-74

© Издательство «Машиностроение», 1974 г. •

В. В. К а з а к е в и ч АВТОКОЛЕБАНИЯ (ПОМПАЖ) В КОМПРЕССОРАХ

Редакторы издательства Канин Ю. Н., Бояршинова Н. С.

Технический редактор

Е. П.

Смирнова

Корректор Н. И.

Шарунина

 

Переплет художника Е. В. Бекетова

 

Сдано в набор 28/1 1974 г.

 

Подписано к печати 10/VII 1974 г.

Т-11967

Формат 60 х 90'/ю.

Бумага

типографская №

1

Уел. печ. л. 16,5

Уч.-изд. л. 15,2

Тираж 4500 экз.

 

Заказ

1516

Цена 1

р. 75 к.

Издательство «Машиностроение»,

107885, Москва,

Б-78, 1-й Басманный пер., д. 3

Экспериментальная типография ВНИИ полиграфии Государственного комитета Совета Министров СССР по делам издательств,

полиграфии и книжной торговли Москва, К-51, Цветной бульвар, 30


П Р Е Д И С Л О В И Е

<)

Газодинамическая устойчивость работы нагнетающих ма­ шин — одно из непременных условий их надежности. Режим не­ устойчивости, так называемый помпаж, часто вызывает интен­ сивные колебания газа в системе, способные привести к аварии или значительному снижению надежности и ресурса турбома­ шины.

В последние десятилетия в связи с быстрым расширением сферы применения турбонагнетателей и ростом их аэродинами­ ческой нагруженности (особенно в таких отраслях техники, как энергетика, химическое машиностроение, судостроение, авиаци­ онное и транспортное двигателестроение и т. д.)‘ проблема обес­ печения устойчивой работы компрессоров и вентиляторов стала весьма актуальной. Поэтому выявление закономерностей потери устойчивости газовыми системами, содержащими турбонагнета­ тели (вентиляторы, компрессоры, а в некоторых случаях и насо­ сы), а также нахождение путей повышения запасов устойчивости и устранения помпажа является очень важной задачей.

Второе издание настоящей книги существенно переработано и дополнено результатами новых исследований и критическим обзором существующих представлений по изучаемой проблеме. Оно включает исследования помпажа как в упрощенной поста­ новке — в предположении, что компрессор представляет собой систему с сосредоточенными постоянными (описываемую обык­ новенными дифференциальными уравнениями), так и в общем виде, когда компрессор с сетью является распределенной систе­ мой (описываемой дифференциальными уравнениями в частных производных). Показано, что как характер помпажа, так и во­ обще возможность его появления связаны в основном с формой характеристики компрессора. В связи с этим задача изучения й устранения помпажа содержит две проблемы. Первая — как предсказывать по характеристикам компрессора и сети, а также геометрическим данным всей системы возможность или невоз­ можность помпажа, выяснить влияние формы характеристики на особенности помпажных колебаний. Вторая проблема заклю­ чается в получении ответа на вопрос о том, почему характерис­

тика компрессора принимает ту или другую форму, в определе­ нии способов получения нужной характеристики или изменения

еев желаемом направлении.

Внастоящей монографии рассматривается только первая проблема. В ней изложена разработанная автором автоколеба­ тельная теория помпажа в компрессорах и вентиляторах, приве­ дены критерии устойчивости газодинамических систем, включа­

ющих компрессор и сеть, рассмотрены пути повышения их устой­ чивости и способы подавления помпажа, даны формулы, по которым можно определить характер колебаний, их амплитуду и частоту. Дан анализ работы малонапорного компрессора, при­ ведены уравнения движения, критерий устойчивости, показаны влияние на область устойчивости внешних факторов и числа оборотов компрессора, условия мягкого . и жесткого режимов помпажа и возможность неустойчивой работы на нисходящих ветвях характеристики.

Излагается

метод интегрирования

уравнений

помпа­

жа непосредственно по характеристикам

компрессора

и сети,

раскрывается влияние на характер помпажа положения рабочей точки на характеристике компрессора и геометрических разме­ ров системы. В книге рассматриваются аналитические условия мягкого и жесткого режимов, помпаж в компрессоре с различ­ ным расположением дросселей, исследуется влияние разрывных и гистерезисных характеристик компрессора и их влияние на помпаж.

Большое внимание автором уделено исследованию помпажа в распределенных системах, даны дифференциальные уравнения движения в системе и их решение. Рассмотрены устойчивость периодических движений, автоколебательные режимы, мягкий и жесткий режимы возбуждения, даны формулы для амплитуд и частот колебаний, сопоставлены результаты теоретических и экс­ периментальных исследований. Рассмотрены пути целенаправ­ ленного уменьшения интенсивности помпажа использованием автоматического регулирования выходного дросселя и направ­ ляющего аппарата, вынужденных колебаний, накладываемых на периодический перепуск воздуха, а также пассивные методы воздействия на помпаж. Приведена механическая модель систе­ мы, даны методы фазовой плоскости и аналитического исследо­ вания нелинейных систем.

Автор выражает глубокую признательность рецензенту кан­ дидату технических наук Р. А. Шипову за ряд ценных заме­ чаний.


ВВЕДЕНИЕ

Изучение помпажа, причин помпажных колебаний расхода и давления воздуха в пневматических системах, содержащих вен­ тиляторы и компрессоры, представляет значительный теорети­ ческий и прикладной интерес. При таких колебаниях воздух по­ дается толчками, что приводит к сильным ударам и изменениям потребной мощности. Затрудняется эксплуатация вентилято­ ров и компрессоров, в некоторых случаях возможна их поломка. Так, на рис. 0.1 показано одно из рабочих колес трехступенчато­ го центробежного компрессора, в котором из-за интенсивного помпажа оторвалась лопасть.

Рассмотрим некоторые характеристики, определяющие пове­ дение пневматической системы, показанной на рис. 0.2. Она со­ стоит из компрессора 2 со всасывающим 1 - и нагнетательным 3 трубопроводами, воздушного объема 4 и переменного сопротив­

ления в виде дросселя 5.

, . с

Интересующие нас свойства

компрессора представляются

его характеристикой рк = F(QK),

связывающей избыточное дав­

ление рк в напорном трубопроводе непосредственно за компрес­ сором с объемным расходом воздуха QKв том же сечении. Типпч-. ный вид характеристики компрессора показан кривой 1 иа рис. 0.3, а. Для дальнейшего рассмотрения весьма существенно наличие на характеристике восходящего участка.

В этой же системе координат изобразим

характеристику

дросселя

(в-дальнейшем будем называть ее

характеристикой

сети)

1

 

Рб Рба~Ро —Ф(<2*),

где ре — избыточное давление перед дррсселем; Рба — абсолютное давление перед дросселем; Ро — внешнее давление;

Qr — объемный расход воздуха через дроссель.

Эта характеристика показывает величину потери напора на дросселе, затраченную на преодоление его сопротивления, в за­ висимости от величины расхода Q. В рассматриваемом случае ее можно считать приближенно квадратной параболой.

5


Итак, расходы, меньшие равновесного Q*, возрастают, а боль­ шие равновесного, убывают. Следовательно, точка равновесного режима Q* устойчива. Однако на практике довольно часто мо­ гут встретиться такие характеристики компрессора и сети, при которых режим делается статически неустойчивым.

Такой случай показан на рис. 0.4, где характеристики ком­ прессора и сети пересекаются в трех точках А, В, С. Легко ви­ деть, что характер пересечений в точках А и С аналогичен рис. 0.3, б. Следовательно, равновесные режимы, соответствую­ щие этим точкам, устойчивы. Режим, соответствующий точке В, статически неустойчив, и работа на нем практически невозможна. Рассмотрим этот случай, давая приращение расхода AQ в ок­ рестностях точки В.

При Q > Q* характеристика компрессора проходит выше ха­ рактеристики сети. Следовательно, имеется избыток напора и объем воздуха между компрессором и дросселем будет ускорять­ ся, а расход Q — возрастать, удаляясь от равновесного режима.

При Q < Q* характеристика компрессора проходит ниже ха­ рактеристики сети. Объем воздуха будет получать отрицательное ускорение, и, следователь­ но, расход — убывает, так­ же удаляясь от равновесно­ го режима. Следовательно, режим, соответствующий точке В, неустойчив. Он бу­ дет меняться в сторону уве­ личения или уменьшения расхода до тех пор, пока не наступит равновесие, соот­ ветствующее точке А или С характеристики. Указан­ ные здесь чисто описатель­ ные соображения ниже строго обоснованы.

7

Ввиду того что устойчивость в приведенных случаях опреде­ ляется особенностями расположения характеристик компрессо­ ра и дросселя в окрестностях равновесного режима, а эти харак­ теристики, зависящие от величины рассматриваемого параметра (расхода), являются статическими, такой тип устойчивости на­ зывают статической устойчивостью (или статической неустойчи­ востью). Он аналогичен характеру устойчивости тяжелого ша­ рика соответственно на дне углубления или на вершине выпук­ лости. Аналогией можно также считать устойчивое равновесие маятника в нижнем положении и неустойчивое равновесие —

вверхнем.

Вдальнейшем будут рассмотрены также понятия динамиче­ ской устойчивости и неустойчивости, связанные не с величиной расхода вЪздуха, а со скоростью его изменения. Эти соображе­ ния ниже строго обоснованы.

Из опыта эксплуатации вентиляторов и компрессоров извест­ но, что при работе на статически устойчивых равновесных режи­ мах наблюдаются интенсивные колебания давления и расхода, которые иногда могут оказаться опасными; причем, как будет показано далее, характер помпажа и вообще возможность его появления связаны в основном с формой характеристики ком­ прессора.

Исследованию вопросов возникновения указанных колеба­ ний, их частоты и интенсивности, влияния различных факторов на их характер посвящен ряд теоретических и эксперименталь­ ных работ.

Проф. П. Остертаг, рассматривая характеристику центро­ бежного насоса (рис. 0.5), отмечает, что режим работы устойчив лишь в точках понижающейся ветви [27]. Если точка режима ра­ боты компрессора находится на ветви, идущей вверх, то подача происходит толчками и сопровождается сильными колебаниями величины потребной мощности. При таких условиях наступает неустойчивый режим работы.

Для разъяснения этого явления дается представление о том, что компрессор присоединен к резервуару, из которого к месту потребления уходит то больше, то меньше газа. Нормальная работа вблизи наибольшего к. п. д. происходит в том случае,, если режим соответствует приблизительно точке А характерис­ тики. Ордината этой точки дает величину достаточного давления, равного противодавлению трубопровода.

До тех пор, пока величина потребления газа совпадает с по­ даваемым объемом VA, точка работы остается прежней. Если потребление возрастет, то резервуар несколько опорожнится, давление в нем упадет, и противодавление снизится. Тогда ком­ прессор сможет подавать больший объем VbНовое состояние равновесия в точке В устанавливается само собой, в соответст­ вии с величиной потребления газа.

8


Если же потребление уменьшится, то газа будет подаваться слишком много, давление в резервуаре по­ высится, и точка режима работы сместится влево. Такой процесс приспособ­ ления величины подачи к потребности в газе происхо­ дит до высшей точки К, со­ ответствующей объему VK. Если потребление продол­ жает падать и дальше, то точка режима работы пере­ ходит на левую ветвь харак­ теристики, но компрессор

не может при этом поддерживать только что достигнутую наи­ большую величину давления и сразу прекращает подачу, вследствие чего точка режима работы сразу переместится в положение холостого хода (точка D).

Начиная с этого момента, давление в резервуаре не может более оставаться на одном и том же уровне, так как потребле­ ние газа не прекратилось. Как только давление в резервуаре понизится до уровня, соответствующего точке D, подача почти мгновенно возрастет до величины, соответствующей точке Ё. Ре­ зервуар снова наполняется, так как теперь подача будет.больше потребления, и противодавление повышается до критической точки К. Затем подача компрессора снова падает и все описан­ ные явления повторяются.

Особенно ясно обнаруживается неустойчивый режим на левой ветви характеристики, если к тому же иметь в виду, что ком­ прессор часто бывает подвержен небольшим колебаниям числа оборотов. Если число оборотов повысится, то характеристика займет положение D'K'A', и точка режима работы на левой вет­ ви при сопротивлении, остающемся в этот момент неизменным, смещается из С в С'. Подача уменьшается, тогда как потребле­ ние остается прежним. Это вызывает понижение давления, которое в конце концов приводит к прекращению подачи (точка D ').

Если напротив, число оборотов несколько понизится, то ха­ рактеристикой будет служить кривая D"K"A". Новой точке ре­ жима работы соответствует увеличение объема, потребление же не изменится, поэтому давление растет до своего критического

.значения (Точка К"), после чего дальнейшее увеличение давле­ ния невозможно. С этого момента компрессор не может более создавать давления, равного увеличившемуся давлению в ре­ зервуаре; подача сразу прекращается, и точка режима работы переходит в положение холостого хода (точку D")..

9