Файл: Земляновский, Д. К. Общая лоция внутренних водных путей учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
Д . К. З Е М Л Я Н О В С К И И
ОБЩАЯ ЛОЦИЯ
ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ П У Т Е Й
Издание третье, переработанное и дополненное
Допущено Управлением кадров и учебных заведений МРФ в качестве учебника для учащихся судоводитель ской специальности речных училищ и техникумов и учебного пособия для студентов высших учебных заведений речного транспорта
МОСКВА— «ТРАНСПОРТ»— 1974
У Д К 627.942(075.8)
Общая лоция внутренних водных путей. Издание 3-е, пе реработанное и дополненное. З е м л я н о в с к и й Д. К. Изд-во
«Транспорт», 1974, стр. 1—216.
Вучебнике приводятся сведения о современном состоянии
иперспективах развития внутренних водных путей СССР;
излагаются основы гидрологии рек, озер, судоходных кана лов и морских устьев рек; дается понятие о путевых работах и шлюзовании; рассматриваются навигационные средства обо рудования судоходных путей и способы ориентировки при плавании; описываются навигационные пособия и методы поль зования ими.
Учебник написан в соответствии с программой одноимен ного предмета и предназначается для учащихся судоводитель ских специальностей средних учебных заведений МРФ, а так же как учебное пособие для студентов институтов водного транспорта и может быть полезен судоводителям.
Рис. 106, табл. 17, библ. 4.
(6) Издательство «Транспорт», 1974 г.
ВВЕДЕНИЕ
Водные пути разделяются на морские и внутренние. Внут ренними водными путями считаются все пригодные для судоход ства и лесосплава реки, озера, водохранилища, а также Аральское море.
Для безаварийного плавания судов и их движения по наибо лее короткому и безопасному водному пути требуется хорошее знание района предстоящего перехода. Все вопросы, относящиеся к выбору пути судна и изучению условий плавания, включает в
себя курс лоции. |
-л |
Л о ц и я — это раздел |
науки судовождения, где изучаются на |
вигационные опасности, |
средства навигационного оборудования |
водного пути, пособия, содержащие сведения, необходимые для выбора безопасных и наивыгоднейших курсов, излагается методи ка использования этих пособий и т. п.
Лоция делится на морскую и внутренних водных путей. В свою очередь последняя подразделяется на общую и специальную (спецлоцию) .
О б щ а я л о ц и я дает необходимые сведения о внутренних водных путях и служит общим руководством для плавания по любому участку водного пути. Она содержит основные сведения о гидрологии рек, судоходном состоянии внутренних водных пу тей, ориентировке, выборе курса судна, картографии и об усло виях движения судов по рекам, озерам и водохранилищам.
Зная общую лоцию, судоводитель может ориентироваться на незнакомом участке пути, за более короткий срок изучить спе циальную лоцию и правильно использовать водный путь для уско рения движения и безаварийной работы.
С п е ц и а л ь н а я л о ц и я служит руководством для плавания по определенному участку водного пути. В ней содержатся под робные сведения о русле, берегах с прилегающей территорией, препятствиях, различных приметах и ориентирах, навигационной обстановке, направлениях и границах судового хода. Содержание спецлоции" судоводитель обязан хорошо^ знать на память.
Сначала сведения о различного рода приметах, служащих для ориентировки при плавании, передавались устно от одного поко-
3
ления лоцманов к другому. Иногда эти сведения были профессио нальными секретами судоводителей. Развитие судоходства привело
кобобщению опыта плавания по рекам.
Впроцессе развития судоходства возникла необходимость подготовки кадров в специальных учебных заведениях, что выз вало необходимость создания курса общей лоции рек.
Движение судов внутреннего плавания происходит по участ кам рек, находящихся в естественном состоянии, по шлюзованным рекам и каналам, по озерам и водохранилищам и в морских устьях рек. Сейчас для осуществления бесперевалочной перевозки грузов суда внутреннего плавания выходят в прибрежные районы морей
иделают переходы к морским портам. В связи с этим судоводитель обязан знать условия не только речного, но и морского судовож дения.
Внашей стране производится постоянная реконструкция вод ных путей, создаются благоприятные условия для транспортного обслуживания промышленности и сельского хозяйства. Растет и технически оснащается флот. Суда, построенные по последнему слову техники, оборудуются новейшими электрорадионавигационными приборами, позволяющими осуществлять движение в любых метеорологических условиях. Все это требует от судоводителей отличного знания судовой техники и особенностей водного пути и условий плавания.
ГЛАВА /
ВНУТРЕННИЕ ВОДНЫЕ ПУТИ
§ 1. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННИХ
ВОДНЫХ ПУТЕЙ СССР
Советский Союз занимает первое место в мире по ресур сам поверхностных вод. Рек длиной более 10 км в стране насчи тывается 91,3 тыс., длиной более 100 км — 31,2 тыс.; их общая про тяженность соответственно равна 2 млн. 750 тыс. и 715 тыс. км. По территории нашей страны протекают многие из величайших рек земного шара: Амур, Лена, Обь с Иртышом, Енисей, Волга, Амударья, Днепр и др. Сведения о крупнейших реках Совет ского Союза приведены в табл. 1.
В СССР более 500 тыс. км водных путей может быть исполь зовано для судоходства. В 1971 г. протяженность судоходных пу тей составляла 145 тыс. км. Причем с гарантированными габа ритами 80 тыс. км, или около 55%. По длине эксплуатируемых внутренних водных путей СССР занимает первое место в мире.
Так, |
протяженность |
внутренних |
судоходных |
путей Китая |
|||
74,5 |
тыс. км, США — 52,4 |
тыс., Франции — 4,4 тыс., Румынии — |
|||||
2,8 тыс., Италии — 2,5 |
тыс., |
ГДР — 2 тыс., |
Югославии— 1,9 тыс., |
||||
Венгрии— 1,1 |
тыс., |
Чехословакии — 0,8 |
тыс., |
Болгарии — |
|||
0,4 тыс. км. |
Союзе |
находится |
около 250 тыс. озер. Сведения |
||||
В |
Советском |
о наиболее крупных из них приведены в табл. 2.
При строительстве гидроэлектростанций созданы озера-водо хранилища. Общая площадь всех водохранилищ в СССР превы шает 50 тыс. км2. Кроме того, в водохранилища превращены озе ра Онежское, Байкал, Имандра, Сайма, Выг, Ильмень и некоторые другие. Сведения о наиболее крупных водохранилищах СССР
приведены в табл. 3.
Плановое хозяйство нашей страны позволяет комплексно ис пользовать водные богатства для целей энергетики, судоходства, орошения, водоснабжения и т. д. Характерный пример комплекс ного использования водных ресурсов — гидротехническое строи тельство на Волге, коренным образом улучшившее судоходные условия и водоснабжение и создавшее предпосылки для орошения и обводнения нескольких миллионов гектаров земель в районах Заволжья, Нижнего Поволжья и Северного Прикаспия.
5
Т а б л и ц а I
|
|
|
|
Площадь |
Среднегодовой |
|
|
|
|
Длина, |
|
объем |
|
|
Река |
|
бассейна, |
расход, |
||
|
|
к м |
||||
|
|
|
|
тыс. к м 3 |
м 3 сек |
стока, |
|
|
|
|
|
|
к м 3 |
Амур с Шилкой . ................................. |
4350 |
1843 |
И 000 |
346 |
||
Л е н а ............................... |
|
, . . . . |
4270 |
2425 |
15 500 |
'488 |
Е н и с е й ................................................... |
|
|
4130 |
2599 |
17 400 |
548 |
Обь с К атунью ................................ |
|
4070 |
2485 |
12 500 |
394 |
|
Иртыш с Черным Иртышом . . . . |
4308 |
1590 |
3000 |
95 |
||
В о л г а ..................................................... |
с П яндж ем |
3688 |
1380 |
8 120 |
255 |
|
Амударья |
2600 |
465 |
1 330 |
42 |
||
У р а л ........................................................ |
|
|
2534 |
220 |
360 |
11 |
Д н е п р ..................................................... |
|
, . . . |
2288 |
503 |
1 670 |
53 |
К олы м а................................ |
|
2150 |
644 |
3 80!) |
12а |
|
К а м а ....................................................... |
|
|
2030 |
522 |
3 800 |
120 |
Д о н ........................ |
|
............................... |
1952 |
422 |
900 |
28 |
А н г а р а .................................................... |
|
|
1830 |
1060 |
4 150 |
131 |
Витим .................................................... |
|
|
1820 |
227 |
2 000 |
63 |
И н д и ги рка............................................ |
|
1790 |
360 |
1 800 |
57 |
|
П е ч о р а ................................................... |
. . . |
, ............................ |
1790 |
327 |
4 100 |
129 |
Тобол . |
1670 |
395 |
810 |
25 |
||
О к а ......................................................... |
|
|
1480 |
245 |
1200 |
38 |
Белая ..................................................... |
|
|
1420 |
142 |
847 |
27 |
Д н е с т р ............................. |
|
...................... |
1410 |
72 |
330 |
10 |
В я т к а ..................................................... |
Двина с |
Сухоной . . , . |
1367 |
129 |
911 |
29 |
Северная |
1300 |
411 |
3 530 |
111 |
||
З е я ......................................................... |
|
. |
1210 |
233 |
1 800 |
57 |
Я н а .................................................... |
|
1070 |
245 |
930 |
31 |
|
В ы ч егд а ................................................. |
|
1070 |
123 |
710 |
22 |
|
Западная |
Д в и н а .................................. |
|
1020 |
84 |
680 |
21 |
Н е в а ....................................................... |
|
|
74 |
282 |
2 600 |
82 |
Т а б л и ц а 2
|
Площадь, |
|
Поверх |
Глубина, м |
|
Озеро |
Объем, |
максималь |
|
||
зеркала, |
м3 |
ностный |
средняя |
||
|
тыс. км2 |
|
сток, км3 |
ная |
|
Каспийское............................ |
404,7 |
76040 |
Нет |
980 |
188 |
А ральское............................. |
63,5 |
1 023 |
Нет |
66 |
16 |
Байкал . . . . . . . . |
31,5 |
23 000 |
61 |
1741 |
730 |
Л адож ское............................ |
18,4 |
900 |
82 |
225 |
49 |
Б а л х а ш .................................. |
17,6 |
112 |
Нет |
26 |
6 |
Онежское . . . . . . . |
9,7 |
295 |
40 |
120 |
31 |
И ссы к-К уль......................... |
6,2 |
1 730 |
Нет |
702 |
279 |
Чудское с Псковским . . |
3,6 |
23 |
12 |
14 |
8 - 4 |
Зайсан ................................... |
1,8 |
7 |
8 |
8 |
4 |
Севан ...................................... |
1,4 |
58 |
0,1 |
99 |
41 |
В ы г-озеро............................. |
1,2 |
— |
— |
20 |
— |
Б е л о е ............................ |
1,1 |
5 |
12 |
11 |
4 |
Ильмень . . , ................... |
1,1 |
2 |
18 |
5 |
2 |
6
|
|
|
а. |
а |
Водохранили |
|
с |
||
|
а. |
„ |
||
ще |
|
|
||
|
|
|
то С |
|
|
|
|
X X |
|
Волга |
|
|
|
|
Иваньковское . . |
11 |
|||
Угличское . . . |
и |
|||
Рыбинское . . . |
18 |
|||
Горьковсюое |
|
. . |
16 |
|
Куйбышевское . . |
25 |
|||
Саратовское |
|
, . |
13 |
|
Волгоградское . . |
23 |
|||
Кама |
|
|
19 |
|
Камское . . . . |
||||
Боткинское |
, |
, . |
17 |
|
Днепр |
|
|
16 |
|
Кременчугское . . |
||||
Днепродзержин- |
13 |
|||
с к о е ........................ |
||||
Днепровское |
име- |
35 |
||
ни Ленина |
, . . |
|||
Каховское |
. |
• . |
16 |
|
Д он |
|
. i |
23 |
|
Цимлянское . |
||||
Волго-Балт |
|
|
|
|
Череповецкое . . |
21 |
|||
Иртыш |
|
|
67 |
|
Бухтарминское . . |
||||
Усть-Каменогор- |
42 |
|||
с к о е .................. |
||||
Обь |
|
|
19 |
|
Новосибирское . . |
||||
Ангара |
|
|
28 |
|
Иркутское . . . |
||||
Братское . . . . |
102 |
|||
Енисей |
|
|
93 |
|
Красноярское . . |
Площадь зеркала |
.тыс |
, |
* км |
|
0,3
0,2
4,6
1,8
6,5
2,0
3,2
1,8
1,1
2,3
0,6
0,4
2,2
2,7
1,7
5,5
0,1
1,1
31,6
5,5
2,1
Т а б л и ц а 3
Я |
Я |
|
Объем, км3 |
• S |
Высота приз- |
||
а ч |
1 * |
«к |
|
й %% |
мы сработки, м |
||
Л Ьй |
Л - |
|
|
*>э 3 |
|
|
|
Наибол длина, |
X 3 |
с |
полный |
Средни довой стока, |
нави гаци онная |
годо вая |
|
|
О К |
Я |
|
|
|
|
|
|
ю |
х |
СП |
|
|
|
|
|
я |
9* |
си |
|
|
|
|
|
ТО |
5 |
Ч |
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
160 |
12 |
1,0 |
1,1 |
9,6 |
2,3 |
6,0 |
|
170 |
— |
0,7 |
1,2 |
13,6 |
2,0 |
5,5 |
|
150 |
60 |
14,4 |
25,4 |
36,1 |
3,0 |
4,9 |
|
412 |
16 |
2,8 |
8,7 |
52,5 |
0,4 |
2,0 |
|
650 |
40 |
23,3 |
52,3 |
242,0 |
2,9 |
6,5 |
|
350 |
17 |
— |
13,4 |
— |
0,5 |
0,5 |
|
540 |
9,3 |
32,2 |
251,0 |
2,0 |
3,0 |
||
350 |
14 |
8,4 |
11,4 |
52,0 |
2,5 |
4,5 |
|
434 |
10 |
8,4 |
14,9 |
54,0 |
2,0 |
3,0 |
|
230 |
35 |
9,0 |
13,5 |
46,9 |
— |
4,0 |
|
140 |
— |
1,6 |
2,4 |
51,8 |
— |
3,2 |
|
120 |
— |
1,4 |
3,3 |
51,8 |
4,0 |
7,0 |
|
250 |
30 |
6,8 |
18,2 |
52,0 |
2,0 |
4,0 |
|
180 |
38 |
11,5 |
23,8 |
22,2 |
2,8 |
5,0 |
|
265 |
45 |
— |
6,5 |
— |
— |
— |
|
600 |
— |
31,0 |
53,0 |
18,3 |
— |
7,0 |
|
70 |
— |
0,2 |
0,8 |
19,3 |
1 |
8,0 |
|
185 |
13 |
4,4 |
8,8 |
51,7 |
— |
5,0 |
|
65 |
4 |
46,0 |
46,1 |
50,7 |
— |
— |
|
570 |
20 |
50,0 |
179,0 |
91,9 |
— |
10,0 |
|
400 |
15 |
32,1 |
77,5 |
91,0 |
- |
18,0 |
Внутренний водный транспорт в СССР за годы Советской вла сти полностью реконструирован. Значительно увеличилось количе ство судов, портов, судостроительных и судоремонтных заводов, организовано судоходство на озерах Балхаш и Иссык-Куль, на реках Крайнего Севера, Селенге, Амударье, Верхнем Иртыше, Печоре, Урале, Колыме, Индигирке и т. д. Увеличены глубины на Каме, Оке, Днепре, Северной Двине, Оби, Дону и других реках.
7
К 1941 г. Советский Союз по протяженности эксплуатируемых внутренних водных путей занял первое место в мире.
Гидротехнические сооружения и судоходные каналы, построен ные за годы Советской власти, стали важными звеньями в созда нии единой глубоководной транспортной системы европейской ча сти СССР. В 1926 г. Волховская ГЭС дала возможность пере крыть пороги и превратить р. Волхов в удобный водный путь. В 1932 г. в связи с окончанием строительства Днепрогэса на всем протяжении стал судоходным Днепр. Построенный в 1933 г. Бе ломорско-Балтийский канал соединил Онежское озеро с Белым морем. Водный путь между Ленинградом и Архангельском, ранее пролегавший в обход Скандинавского полуострова, сократился на
4000 км |
и стал равным 227 |
км. |
В 1937 г. |
сооружен канал имени |
|
Москвы |
протяженностью 128 |
км, |
который |
соединил |
Москву с |
Волгой |
и сократил путь до Горького на ПО км, а до Ленингра |
||||
д а — на |
1100 км. В 1940 г. сооружен шлюзованный |
Днепро-Буг- |
екий канал длиной 210 км.
К 1949 г. протяженность эксплуатируемых водных путей достиг ла 107 тыс. км.
Война нанесла огромный ущерб речному флоту. Потребова лось много сил и средств для его восстановления. В 1952 г. был открыт Волго-Донской канал имени Ленина протяженностью 101 км. Он дал возможность соединить порты пяти морей: Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Черного. В послевоенные годы построены величайшие в мире гидроэлектростанции, улуч шившие судоходные условия на реках. В 1964 г. в результате ре конструкции сооруженной в XIX в. Мариинской системы введен в эксплуатацию Волго-Балтийский водный путь имени В. И. Ленина с судоходным каналом протяженностью 361 км. С вводом в дей ствие этого пути образовалась единая глубоководная транспортная система в европейской части страны. Новый водный путь дал воз можность организовать бесперевалочную транспортировку грузов между портами Белого, Балтийского, Каспийского, Черного и Азов ского морей. Открываются возможности для пропуска иностранных судов из Балтийского в Черное море, при этом водный путь по сравнению с морским (вокруг Европы) сокращается более чем в два раза.
Директивы XXIV съезда КПСС предусматривают продолже ние комплексного освоения гидроэнергоресурсов Волги и Камы, а также рек Северного Кавказа. В течение пятилетки на Дону намечено завершить строительство Николаевского гидроузла и приступить к строительству Константиновского. Эти сооружения позволят глубоководным судам выходить из Волги через ВолгоДон в Азовское и Черное моря.
В будущем для повышения транспортного значения северных рек и эффективного использования Волго-Балтийского водного пути имени В. И. Ленина предполагается осуществить переброску стока вод Печоры в Каму и Волгу. Будут построены Верхне-Кам ский гидроузел и соединительный Камско-Печорский канал.
8