Файл: Земляновский, Д. К. Общая лоция внутренних водных путей учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Д . К. З Е М Л Я Н О В С К И И

ОБЩАЯ ЛОЦИЯ

ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ П У Т Е Й

Издание третье, переработанное и дополненное

Допущено Управлением кадров и учебных заведений МРФ в качестве учебника для учащихся судоводитель­ ской специальности речных училищ и техникумов и учебного пособия для студентов высших учебных заведений речного транспорта

МОСКВА— «ТРАНСПОРТ»— 1974

У Д К 627.942(075.8)

Общая лоция внутренних водных путей. Издание 3-е, пе­ реработанное и дополненное. З е м л я н о в с к и й Д. К. Изд-во

«Транспорт», 1974, стр. 1—216.

Вучебнике приводятся сведения о современном состоянии

иперспективах развития внутренних водных путей СССР;

излагаются основы гидрологии рек, озер, судоходных кана­ лов и морских устьев рек; дается понятие о путевых работах и шлюзовании; рассматриваются навигационные средства обо­ рудования судоходных путей и способы ориентировки при плавании; описываются навигационные пособия и методы поль­ зования ими.

Учебник написан в соответствии с программой одноимен­ ного предмета и предназначается для учащихся судоводитель­ ских специальностей средних учебных заведений МРФ, а так­ же как учебное пособие для студентов институтов водного транспорта и может быть полезен судоводителям.

Рис. 106, табл. 17, библ. 4.

(6) Издательство «Транспорт», 1974 г.

ВВЕДЕНИЕ

Водные пути разделяются на морские и внутренние. Внут­ ренними водными путями считаются все пригодные для судоход­ ства и лесосплава реки, озера, водохранилища, а также Аральское море.

Для безаварийного плавания судов и их движения по наибо­ лее короткому и безопасному водному пути требуется хорошее знание района предстоящего перехода. Все вопросы, относящиеся к выбору пути судна и изучению условий плавания, включает в

себя курс лоции.

Л о ц и я — это раздел

науки судовождения, где изучаются на­

вигационные опасности,

средства навигационного оборудования

водного пути, пособия, содержащие сведения, необходимые для выбора безопасных и наивыгоднейших курсов, излагается методи­ ка использования этих пособий и т. п.

Лоция делится на морскую и внутренних водных путей. В свою очередь последняя подразделяется на общую и специальную (спецлоцию) .

О б щ а я л о ц и я дает необходимые сведения о внутренних водных путях и служит общим руководством для плавания по любому участку водного пути. Она содержит основные сведения о гидрологии рек, судоходном состоянии внутренних водных пу­ тей, ориентировке, выборе курса судна, картографии и об усло­ виях движения судов по рекам, озерам и водохранилищам.

Зная общую лоцию, судоводитель может ориентироваться на незнакомом участке пути, за более короткий срок изучить спе­ циальную лоцию и правильно использовать водный путь для уско­ рения движения и безаварийной работы.

С п е ц и а л ь н а я л о ц и я служит руководством для плавания по определенному участку водного пути. В ней содержатся под­ робные сведения о русле, берегах с прилегающей территорией, препятствиях, различных приметах и ориентирах, навигационной обстановке, направлениях и границах судового хода. Содержание спецлоции" судоводитель обязан хорошо^ знать на память.

Сначала сведения о различного рода приметах, служащих для ориентировки при плавании, передавались устно от одного поко-

3


ления лоцманов к другому. Иногда эти сведения были профессио­ нальными секретами судоводителей. Развитие судоходства привело

кобобщению опыта плавания по рекам.

Впроцессе развития судоходства возникла необходимость подготовки кадров в специальных учебных заведениях, что выз­ вало необходимость создания курса общей лоции рек.

Движение судов внутреннего плавания происходит по участ­ кам рек, находящихся в естественном состоянии, по шлюзованным рекам и каналам, по озерам и водохранилищам и в морских устьях рек. Сейчас для осуществления бесперевалочной перевозки грузов суда внутреннего плавания выходят в прибрежные районы морей

иделают переходы к морским портам. В связи с этим судоводитель обязан знать условия не только речного, но и морского судовож­ дения.

Внашей стране производится постоянная реконструкция вод­ ных путей, создаются благоприятные условия для транспортного обслуживания промышленности и сельского хозяйства. Растет и технически оснащается флот. Суда, построенные по последнему слову техники, оборудуются новейшими электрорадионавигационными приборами, позволяющими осуществлять движение в любых метеорологических условиях. Все это требует от судоводителей отличного знания судовой техники и особенностей водного пути и условий плавания.

ГЛАВА /

ВНУТРЕННИЕ ВОДНЫЕ ПУТИ

§ 1. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННИХ

ВОДНЫХ ПУТЕЙ СССР

Советский Союз занимает первое место в мире по ресур­ сам поверхностных вод. Рек длиной более 10 км в стране насчи­ тывается 91,3 тыс., длиной более 100 км — 31,2 тыс.; их общая про­ тяженность соответственно равна 2 млн. 750 тыс. и 715 тыс. км. По территории нашей страны протекают многие из величайших рек земного шара: Амур, Лена, Обь с Иртышом, Енисей, Волга, Амударья, Днепр и др. Сведения о крупнейших реках Совет­ ского Союза приведены в табл. 1.

В СССР более 500 тыс. км водных путей может быть исполь­ зовано для судоходства. В 1971 г. протяженность судоходных пу­ тей составляла 145 тыс. км. Причем с гарантированными габа­ ритами 80 тыс. км, или около 55%. По длине эксплуатируемых внутренних водных путей СССР занимает первое место в мире.

Так,

протяженность

внутренних

судоходных

путей Китая

74,5

тыс. км, США — 52,4

тыс., Франции — 4,4 тыс., Румынии —

2,8 тыс., Италии — 2,5

тыс.,

ГДР — 2 тыс.,

Югославии— 1,9 тыс.,

Венгрии— 1,1

тыс.,

Чехословакии — 0,8

тыс.,

Болгарии —

0,4 тыс. км.

Союзе

находится

около 250 тыс. озер. Сведения

В

Советском

о наиболее крупных из них приведены в табл. 2.

При строительстве гидроэлектростанций созданы озера-водо­ хранилища. Общая площадь всех водохранилищ в СССР превы­ шает 50 тыс. км2. Кроме того, в водохранилища превращены озе­ ра Онежское, Байкал, Имандра, Сайма, Выг, Ильмень и некоторые другие. Сведения о наиболее крупных водохранилищах СССР

приведены в табл. 3.

Плановое хозяйство нашей страны позволяет комплексно ис­ пользовать водные богатства для целей энергетики, судоходства, орошения, водоснабжения и т. д. Характерный пример комплекс­ ного использования водных ресурсов — гидротехническое строи­ тельство на Волге, коренным образом улучшившее судоходные условия и водоснабжение и создавшее предпосылки для орошения и обводнения нескольких миллионов гектаров земель в районах Заволжья, Нижнего Поволжья и Северного Прикаспия.

5


Т а б л и ц а I

 

 

 

 

Площадь

Среднегодовой

 

 

 

Длина,

 

объем

 

Река

 

бассейна,

расход,

 

 

к м

 

 

 

 

тыс. к м 3

м 3 сек

стока,

 

 

 

 

 

 

к м 3

Амур с Шилкой . .................................

4350

1843

И 000

346

Л е н а ...............................

 

, . . . .

4270

2425

15 500

'488

Е н и с е й ...................................................

 

 

4130

2599

17 400

548

Обь с К атунью ................................

 

4070

2485

12 500

394

Иртыш с Черным Иртышом . . . .

4308

1590

3000

95

В о л г а .....................................................

с П яндж ем

3688

1380

8 120

255

Амударья

2600

465

1 330

42

У р а л ........................................................

 

 

2534

220

360

11

Д н е п р .....................................................

 

, . . .

2288

503

1 670

53

К олы м а................................

 

2150

644

3 80!)

12а

К а м а .......................................................

 

 

2030

522

3 800

120

Д о н ........................

 

...............................

1952

422

900

28

А н г а р а ....................................................

 

 

1830

1060

4 150

131

Витим ....................................................

 

 

1820

227

2 000

63

И н д и ги рка............................................

 

1790

360

1 800

57

П е ч о р а ...................................................

. . .

, ............................

1790

327

4 100

129

Тобол .

1670

395

810

25

О к а .........................................................

 

 

1480

245

1200

38

Белая .....................................................

 

 

1420

142

847

27

Д н е с т р .............................

 

......................

1410

72

330

10

В я т к а .....................................................

Двина с

Сухоной . . , .

1367

129

911

29

Северная

1300

411

3 530

111

З е я .........................................................

 

.

1210

233

1 800

57

Я н а ....................................................

 

1070

245

930

31

В ы ч егд а .................................................

 

1070

123

710

22

Западная

Д в и н а ..................................

 

1020

84

680

21

Н е в а .......................................................

 

 

74

282

2 600

82

Т а б л и ц а 2

 

Площадь,

 

Поверх­

Глубина, м

Озеро

Объем,

максималь­

 

зеркала,

м3

ностный

средняя

 

тыс. км2

 

сток, км3

ная

Каспийское............................

404,7

76040

Нет

980

188

А ральское.............................

63,5

1 023

Нет

66

16

Байкал . . . . . . . .

31,5

23 000

61

1741

730

Л адож ское............................

18,4

900

82

225

49

Б а л х а ш ..................................

17,6

112

Нет

26

6

Онежское . . . . . . .

9,7

295

40

120

31

И ссы к-К уль.........................

6,2

1 730

Нет

702

279

Чудское с Псковским . .

3,6

23

12

14

8 - 4

Зайсан ...................................

1,8

7

8

8

4

Севан ......................................

1,4

58

0,1

99

41

В ы г-озеро.............................

1,2

20

Б е л о е ............................

1,1

5

12

11

4

Ильмень . . , ...................

1,1

2

18

5

2

6


 

 

 

а.

а

Водохранили­

 

с

 

а.

ще

 

 

 

 

 

то С

 

 

 

X X

Волга

 

 

 

 

Иваньковское . .

11

Угличское . . .

и

Рыбинское . . .

18

Горьковсюое

 

. .

16

Куйбышевское . .

25

Саратовское

 

, .

13

Волгоградское . .

23

Кама

 

 

19

Камское . . . .

Боткинское

,

, .

17

Днепр

 

 

16

Кременчугское . .

Днепродзержин-

13

с к о е ........................

Днепровское

име-

35

ни Ленина

, . .

Каховское

.

• .

16

Д он

 

. i

23

Цимлянское .

Волго-Балт

 

 

 

Череповецкое . .

21

Иртыш

 

 

67

Бухтарминское . .

Усть-Каменогор-

42

с к о е ..................

Обь

 

 

19

Новосибирское . .

Ангара

 

 

28

Иркутское . . .

Братское . . . .

102

Енисей

 

 

93

Красноярское . .

Площадь зеркала

.тыс

,

* км

 

0,3

0,2

4,6

1,8

6,5

2,0

3,2

1,8

1,1

2,3

0,6

0,4

2,2

2,7

1,7

5,5

0,1

1,1

31,6

5,5

2,1

Т а б л и ц а 3

Я

Я

 

Объем, км3

S

Высота приз-

а ч

1 *

«к

 

й %%

мы сработки, м

Л Ьй

Л -

 

 

*>э 3

 

 

Наибол длина,

X 3

с

полный

Средни довой стока,

нави­ гаци­ онная

годо­ вая

 

О К

Я

 

 

 

 

 

ю

х

СП

 

 

 

 

 

я

9*

си

 

 

 

 

 

ТО

5

Ч

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

|

 

 

160

12

1,0

1,1

9,6

2,3

6,0

170

0,7

1,2

13,6

2,0

5,5

150

60

14,4

25,4

36,1

3,0

4,9

412

16

2,8

8,7

52,5

0,4

2,0

650

40

23,3

52,3

242,0

2,9

6,5

350

17

13,4

0,5

0,5

540

9,3

32,2

251,0

2,0

3,0

350

14

8,4

11,4

52,0

2,5

4,5

434

10

8,4

14,9

54,0

2,0

3,0

230

35

9,0

13,5

46,9

4,0

140

1,6

2,4

51,8

3,2

120

1,4

3,3

51,8

4,0

7,0

250

30

6,8

18,2

52,0

2,0

4,0

180

38

11,5

23,8

22,2

2,8

5,0

265

45

6,5

600

31,0

53,0

18,3

7,0

70

0,2

0,8

19,3

1

8,0

185

13

4,4

8,8

51,7

5,0

65

4

46,0

46,1

50,7

570

20

50,0

179,0

91,9

10,0

400

15

32,1

77,5

91,0

-

18,0

Внутренний водный транспорт в СССР за годы Советской вла­ сти полностью реконструирован. Значительно увеличилось количе­ ство судов, портов, судостроительных и судоремонтных заводов, организовано судоходство на озерах Балхаш и Иссык-Куль, на реках Крайнего Севера, Селенге, Амударье, Верхнем Иртыше, Печоре, Урале, Колыме, Индигирке и т. д. Увеличены глубины на Каме, Оке, Днепре, Северной Двине, Оби, Дону и других реках.

7


К 1941 г. Советский Союз по протяженности эксплуатируемых внутренних водных путей занял первое место в мире.

Гидротехнические сооружения и судоходные каналы, построен­ ные за годы Советской власти, стали важными звеньями в созда­ нии единой глубоководной транспортной системы европейской ча­ сти СССР. В 1926 г. Волховская ГЭС дала возможность пере­ крыть пороги и превратить р. Волхов в удобный водный путь. В 1932 г. в связи с окончанием строительства Днепрогэса на всем протяжении стал судоходным Днепр. Построенный в 1933 г. Бе­ ломорско-Балтийский канал соединил Онежское озеро с Белым морем. Водный путь между Ленинградом и Архангельском, ранее пролегавший в обход Скандинавского полуострова, сократился на

4000 км

и стал равным 227

км.

В 1937 г.

сооружен канал имени

Москвы

протяженностью 128

км,

который

соединил

Москву с

Волгой

и сократил путь до Горького на ПО км, а до Ленингра­

д а — на

1100 км. В 1940 г. сооружен шлюзованный

Днепро-Буг-

екий канал длиной 210 км.

К 1949 г. протяженность эксплуатируемых водных путей достиг­ ла 107 тыс. км.

Война нанесла огромный ущерб речному флоту. Потребова­ лось много сил и средств для его восстановления. В 1952 г. был открыт Волго-Донской канал имени Ленина протяженностью 101 км. Он дал возможность соединить порты пяти морей: Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Черного. В послевоенные годы построены величайшие в мире гидроэлектростанции, улуч­ шившие судоходные условия на реках. В 1964 г. в результате ре­ конструкции сооруженной в XIX в. Мариинской системы введен в эксплуатацию Волго-Балтийский водный путь имени В. И. Ленина с судоходным каналом протяженностью 361 км. С вводом в дей­ ствие этого пути образовалась единая глубоководная транспортная система в европейской части страны. Новый водный путь дал воз­ можность организовать бесперевалочную транспортировку грузов между портами Белого, Балтийского, Каспийского, Черного и Азов­ ского морей. Открываются возможности для пропуска иностранных судов из Балтийского в Черное море, при этом водный путь по сравнению с морским (вокруг Европы) сокращается более чем в два раза.

Директивы XXIV съезда КПСС предусматривают продолже­ ние комплексного освоения гидроэнергоресурсов Волги и Камы, а также рек Северного Кавказа. В течение пятилетки на Дону намечено завершить строительство Николаевского гидроузла и приступить к строительству Константиновского. Эти сооружения позволят глубоководным судам выходить из Волги через ВолгоДон в Азовское и Черное моря.

В будущем для повышения транспортного значения северных рек и эффективного использования Волго-Балтийского водного пути имени В. И. Ленина предполагается осуществить переброску стока вод Печоры в Каму и Волгу. Будут построены Верхне-Кам­ ский гидроузел и соединительный Камско-Печорский канал.

8