Файл: Земляновский, Д. К. Общая лоция внутренних водных путей учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 1
холящиеся на судах (рис. 106). При значительных изменениях, а
также через определенные промежутки |
времени (5—6 лет) выпу |
скаются новые издания карт. |
|
М а л а я к о р р е к т у р а делается в |
том случае, если исправ |
ления касаются небольших участков и представляет собой ру кописные исправления действующих навигационных карт. В боль шинстве случаев карты корректируются непосредственно по ин
формациям БУПа, по сообщению судоводителей и на основании других достоверных источников информации.
БУПы издают «Извещения по текущей корректуре лоцман ской карты», которые содержат рукописное описание изменений в судоходной обстановке и планы участков. Если изменения на сле дующую навигацию предполагаются только в расположении зна ков обстановки, то БУПы корректируют несколько экземпляров участков карт, подвергающихся изменениям, и рассылают их по
пароходствам и затонам, |
где по ним |
|
корректируются судовые |
|
карты. |
БУПы издают |
специальные |
брошюры и передают их |
|
Иногда |
||||
в пароходства для рассылки на суда, |
чтобы по ним произвести |
|||
корректуру |
карт. |
|
|
|
210
Исправления наносятся |
непосредственно на русле каранда |
шом теми же условными |
обозначениями, которые приняты на |
данной карте. Если исправлений много, то участок вычерчивается на свободных полях планшета. В тех случаях, когда требуется изменить весь лист, участок рисуется на отдельном листе бумаги и вклеивается в карту. Исправления следует делать в масштабе карты; загромождать карту мелкими и несущественными поправ ками не рекомендуется.
Корректирование надо выполнять точно и аккуратно, так как от этого зависит качество судовождения. Если надпись заменяет ся или снимается, ее перечеркивают одной тонкой линией. Если условное обозначение отменяется, его перечеркивают двумя тон кими линиями. Исправления временного и сезонного характера делаются простым карандашом, а исправления постоянного ха рактера— красными чернилами.
Если на карту наносятся изменения, не имеющие навигацион
ного значения, а являющиеся |
техническими поправками, улуч |
шающими пользование картой, |
то такая корректура называется |
т е х н и ч е с к о й . |
|
Выполненные корректуры должны учитываться на судне в спе циальном журнале, в котором регистрируют полученные извеще ния, информацию и делают отметки о корректуре карт и пособий.
Корректура лоций. Лоции переиздают через 4—6 лет — по ме ре надобности. Если новых сведений недостаточно для переизда ния, печатают дополнения к лоциям в виде поправок и вставок к страницам лоции. Чтобы удобнее было подклеивать их к коррек тируемой странице, поправки печатают на одной стороне листа, указывая, к каким строкам относится исправление. Иногда допол нение представляет собой материал, полностью заменяющий книж ный. В этом случае текст печатается на обеих сторонах листа и вклеивается в лоцию взамен листа, утратившего свое значение.
Если лоция |
длительное |
время |
не |
исправлялась, то корректу |
ру необходимо |
проводить |
начиная |
с |
последних документов. |
§ 54. ИНФОРМАЦИИ О СУДОХОДНЫХ УСЛОВИЯХ
Эксплуатационные службы флота и судоводители с по мощью информации получают сведения об изменениях в гидроме теорологической обстановке на внутренних судоходных путях. Информации исходят от бассейновых управлений пути и гидроме теорологической службы. В отдельных районах, где навигацион ное оборудование внутренних водных путей находится в ведении
Гидрографической службы ВМФ, издаются |
н а в и г а ц и о н н ы е |
|||
и з в е щ е н и я ( « Из в е ще н и я м о р е п л а в а т е л я м » ) . |
быть не |
|||
Информации |
бассейновых |
управлений |
пути могут |
|
скольких видов. |
с и г н а л ь н ы х |
м а ч т а х |
показывают |
габариты |
З н а к и на |
судового хода на затруднительных участках.
14* |
211 |
И н ф о р м а ц и о н н ы е б ю л л е т е н и дают сведения об уров не воды в основных пунктах, о температуре воды и воздуха, габа ритах пути, местах работы земснарядов и т. д. Они выпускаются ежедневно в течение всей навигации и передаются в службу дви жения пароходства, в диспетчерские участки и порты.
П у т е в ы е л и с т к и , предназначаемые главным образом для судоводителей, составляются на основе информационных бюлле теней и содержат сведения о прибыли и убыли воды, глубине и ширине судового хода на лимитирующих и затруднительных пере катах, открытии и закрытии вторых ходов, местах работы земсна
рядов и т. д. |
с о о б щ е н и я — наиболее распро |
Р а д и о ц и р к у л я р н ы е |
|
страненный вид информации |
судоводителей — дают сведения о |
погоде и судоходных условиях.
Сообщения о погоде передаются сокращенным текстом приня тым для радиограмм, и содержат сведения о силе и направлении ветра, осадках и температуре воздуха, туманах и т. д.
В сообщениях о состоянии пути даются сокращенным текстом сведения о возвышении уровня воды над проектным уровнем, о наименьшей глубине и ширине судового хода, наиболее трудных перекатах и другие дополнительные сведения.
Сведения о глубине и ширине судового хода приводятся в ви де дроби, где в числителе указывается глубина в сантиметрах, а в знаменателе — ширина судового хода в метрах (например, 130/140, 140/59 и т. д .); еще одна численная дробь указывает дату, причем числитель обозначает день, а знаменатель — месяц (на пример, 12/7, 14/8 и т. д.).
В некоторых случаях работники технических участков заводят специальные журналы. Судоводители заносят в эти журналы свои замечания о судоходном состоянии пути и знаках обстановки и при этом просматривают другие записи, чтобы использовать их в плавании.
Суда, плавающие на водохранилищах, озерах и в прибрежных морских районах, постоянно получают по радио от гидрометобсерваторий, участков пути или диспетчерского аппарата необхо димую информацию о гидрологическом и метеорологическом ре жимах.
Гидрометеорологическая служба производит обслуживание в соответствии со схемой, согласованной местными организациями Главного управления гидрометеорологической службы при Сове те Министров СССР с заинтересованными организациями речно го флота. Информация гидрометеорологической службы бывает нескольких видов и содержит сведения о погоде, гидрологическом режиме, опасных явлениях.
Д о л г о с р о ч н ы е п р о г н о з ы п о г о д ы и г и д р о м е т е о р о л о г и ч е с к о г о р е ж и м а обычно дают на месяц вперед све дения о наивысших и наинизших уровнях воды и времени их на ступления, о сроках наступления весенних и осенних ледовых яв лений и т. д.
212
Е ж е д н е в н ы е г и д р о м е т б ю л л е т е н и содержат сведе ния об уровне воды в верхнем и нижнем бьефах по участкам, пре дупреждения о штормах, прогнозы погоды и волнения на всех участках водохранилища.
К р а т к о с р о ч н ы е п р о г н о з ы (за |
сутки) сообщают о вы |
соте волн и степени волнения на участках |
судоходных трасс. |
Р е й с о в ы е г и д р о м е т б ю л л е т е н и |
выпускаются на неко |
торых водохранилищах и содержат данные о ветре, видимости и волнении. По заявке диспетчер порта передает их на судно, вы ходящее в рейс. В рейсе прогноз на определенный участок пути получают от синоптика по радио, при этом учитывается скорость движения и время перехода от одного убежища до другого. Пас сажирским судам рейсовый прогноз выдается на срок до 12 ч. Полученный в пути прогноз судоводитель должен внести в чистый бланк.
По истечении срока неблагоприятного прогноза, который не давал права на выход в рейс, судоводитель повторяет заявку и получает новый прогноз. При благоприятном прогнозе судно вы ходит в рейс и на подходе к пункту, до которого был дан прогноз, передает заявку на прогноз для перехода до следующего укрытия.
Если судно в течение часа после получения прогноза не вышло в рейс, то диспетчеру или судоводителю необходимо заручиться подтверждением обсерватории о возможности использования имеющегося прогноза.
По окончании рейса бюллетень с отметкой о достоверности прогноза сдается диспетчеру порта для передачи обсерватории. Этот бюллетень служит основным документом при разборе ава рийного происшествия с судном.
О п е р а т и в н а я р а д и о и н ф о р м а ц и я предоставляет све дения о предстоящих гидрологических и метеорологических явле ниях; прогнозы транслируются по радио ежечасно на определен ной частоте волны радиостанцией, обслуживающей данный район водохранилища. Предупреждения о наступлении шторма даются за 6 ч.
Ш т о р м о в а я с и г н а л и з а ц и я оповещает судоводителей о сильных ветрах и штормах, для чего на побережье и на плотинах устанавливают штормовые мачты со специальными сигналами (сведения о штормовой сигнализации приведены в Правилах пла вания) .
Гидрометеорологическое наблюдение в открытой части озер и водохранилищ иногда "выполняется на рейсовых судах. Для этой цели выделяются суда, снабженные необходимыми приборами. В установленные часы вахтенный штурман ведет наблюдение, ре зультаты которого затем передаются по рации в порт или обсер ваторию. Такой вид наблюдений позволяет значительно улучшить гидрометеорологическое обслуживание судов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
|
|
|
|
|
|
|||
В л а д и м и р о в |
Н. П., Ч е н ц о в |
К. |
П. Общая |
лоция |
внутренних |
водных |
|||
путей. М., «Речной транспорт», 1963. 272 с. |
|
|
|
|
|||||
Д о м а н и ц к и й |
А. П. и др. Реки и озера Советского |
Союза |
(справочные |
||||||
данные). Л., Гидрометеоиздат, 1971. 104 с. |
|
|
|
|
|
||||
Ч е б о т а р е в |
А. |
И. Гидрологический |
еловарь, |
изд. 2-е, Л., |
Гидрометео |
||||
издат, 1970. 306 |
с. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ше й н и н |
П. |
А. |
Плавание по |
внутренним |
водным |
путям. |
Л., изд. |
||
УНГСВМФ, 1959, |
332 |
с. |
|
|
|
|
|
|
О Г Л А В Л Е Н И Е
Введение |
. . , .................. |
Стр. |
3 |
||
Г л а в а I. |
Внутренние водные |
|
п у т и ......................................................... |
|
5 |
§1. Состояние и перспективы развития внутренних вод
§ |
2. |
ных путей СССР . . . |
5 |
|||
Образование |
и |
элемен |
|
|||
§ |
3. |
ты р е к и ................................. |
|
|
9 |
|
Питание |
рек . . . . . |
13 |
||||
§ |
4. |
Колебания |
уровня воды |
|
||
§ |
5. |
в р е к а х ................................ |
|
|
17 |
|
Уклоны |
поверхности во |
|
||||
§ |
|
ды . . . . . . . . . |
22 |
|||
6. Течение воды в |
реках . |
26 |
||||
§ |
7. |
Особенности |
течения реч |
32 |
||
|
|
ного п о т о к а ....................... |
|
§8. Наносные образования в
§ |
9. |
речном русле . . . . |
. |
34 |
|||||
Осередки и |
острова . |
. |
41 |
||||||
§ |
10. |
Глинистые |
и |
каменистые |
42 |
||||
§ |
11. |
образования |
в |
русле |
. |
||||
Извилистость |
|
речного |
|
||||||
§ |
|
русла . . . . . . . |
. |
43 |
|||||
12. П ерекаты |
....................... |
классифика. |
4 6 |
||||||
§ |
13. |
Судоходная |
|
51 |
|||||
§ |
14. |
ция |
перекатов . . . |
. |
|||||
Путевые |
работы . . |
. |
55 |
||||||
§ |
15. |
Шлюзование |
рек . . |
. |
63 |
||||
§ |
16. |
Нижний |
бьеф гидроузла |
76 |
|||||
§ |
17. |
Судоходные |
|
каналы . |
. |
79 |
|||
§ |
18. |
Рейды |
портов . . . |
. |
34 |
||||
§ |
19. |
Водохранилища . . . |
. |
86 |
|||||
§ 20. |
Озера .................................... |
устья |
рек . |
. |
95 |
||||
§21. |
Морские |
97 |
|||||||
§ 22. |
В е те р .................................. |
|
волны . . |
|
106 |
||||
§ |
23. |
Ветровые |
. ИЗ |
||||||
§ |
24. |
Зимний |
режим |
рек . |
. Ц 8 |
||||
§ 25. |
Зимний |
режим |
озер |
и |
|
||||
§ 26. |
водохранилищ . . . |
. |
124 |
||||||
Затоны |
изимовки . |
-126 |
|||||||
§ 27. |
Транспортная |
|
характе |
|
|||||
|
|
ристика |
внутренних вод |
|
|||||
|
|
ных |
путей. . . . . |
.129 |
Стр.
Г л а в а |
II. |
|
Средства |
навига |
|
|||||
|
ционного |
оборудования |
внут |
|
||||||
|
ренних |
судоходны х |
путей . |
133 |
||||||
§ |
28. |
Виды |
и классификация . |
133 |
||||||
§ |
29. |
Береговые |
|
навигацион |
|
|||||
§ |
30. |
ные |
знаки . |
. . . . . |
135 |
|||||
Плавучие |
|
навигацион |
145 |
|||||||
|
|
ные |
|
з н а к и |
......................... |
|
|
|||
§ |
31. |
Судоходная |
|
обстановка |
149 |
|||||
§ |
32. |
каналов . . |
|
. . . . . |
||||||
Судоходная |
|
обстановка |
150 |
|||||||
|
|
м о с т о в ............................... |
|
|
|
. |
||||
§ |
33. |
Судоходная |
|
обстановка |
151 |
|||||
|
|
шлюзов . . |
|
. . . . . |
||||||
§ |
34. |
Судоходная |
|
обстановка |
|
|||||
|
|
озер |
и |
морских |
|
устьев |
152 |
|||
§ |
35. |
рек |
............................................ |
|
|
|
|
створов |
||
Краткая теория |
154 |
|||||||||
Г л а в а |
III. |
Ориентировка при |
|
|||||||
|
плавании по внутренним су |
158 |
||||||||
|
доходным |
путям |
. . . . . |
|||||||
§ 36. |
В и д и м ость ......................... |
|
|
|
. |
158 |
||||
§ |
37. Видимость в |
ночное вре |
163 |
|||||||
|
|
мя |
.......................... |
|
|
|
|
|
. . . |
|
§ |
38. |
Определение |
|
расстояний |
166 |
|||||
§ |
39. |
Определение |
|
|
скорости |
168 |
||||
§ |
40. |
д в и ж е н и я ........................... |
|
по |
берего |
|||||
Ориентировка |
|
|||||||||
|
|
вым естественным и ис |
172 |
|||||||
|
|
кусственным |
|
приметам |
||||||
§ |
41. |
Ориентировка |
по |
судо |
176 |
|||||
§ |
42. |
вым |
звуковым сигналам |
|||||||
Практические |
|
способы |
|
|||||||
§ |
43. |
ориентировки |
..................... |
водного |
178 |
|||||
Взаимодействие |
|
|||||||||
|
|
потока |
и |
движущегося |
181 |
|||||
|
|
судна . . . |
|
. . . . . |
||||||
Г л а в а |
IV. |
Навигационные |
|
|||||||
|
п о с о б и я .................................. |
|
|
|
|
|
. |
190 |
||
§ |
44. |
Общие |
сведения |
. |
. , .1 9 0 |
§45. Основные сведения из картографии . . . . . 191
§46. Карты и планы . . . . 194
215