Файл: Земляновский, Д. К. Общая лоция внутренних водных путей учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

холящиеся на судах (рис. 106). При значительных изменениях, а

также через определенные промежутки

времени (5—6 лет) выпу­

скаются новые издания карт.

 

М а л а я к о р р е к т у р а делается в

том случае, если исправ­

ления касаются небольших участков и представляет собой ру­ кописные исправления действующих навигационных карт. В боль­ шинстве случаев карты корректируются непосредственно по ин­

формациям БУПа, по сообщению судоводителей и на основании других достоверных источников информации.

БУПы издают «Извещения по текущей корректуре лоцман­ ской карты», которые содержат рукописное описание изменений в судоходной обстановке и планы участков. Если изменения на сле­ дующую навигацию предполагаются только в расположении зна­ ков обстановки, то БУПы корректируют несколько экземпляров участков карт, подвергающихся изменениям, и рассылают их по

пароходствам и затонам,

где по ним

 

корректируются судовые

карты.

БУПы издают

специальные

брошюры и передают их

Иногда

в пароходства для рассылки на суда,

чтобы по ним произвести

корректуру

карт.

 

 

 

210


Исправления наносятся

непосредственно на русле каранда­

шом теми же условными

обозначениями, которые приняты на

данной карте. Если исправлений много, то участок вычерчивается на свободных полях планшета. В тех случаях, когда требуется изменить весь лист, участок рисуется на отдельном листе бумаги и вклеивается в карту. Исправления следует делать в масштабе карты; загромождать карту мелкими и несущественными поправ­ ками не рекомендуется.

Корректирование надо выполнять точно и аккуратно, так как от этого зависит качество судовождения. Если надпись заменяет­ ся или снимается, ее перечеркивают одной тонкой линией. Если условное обозначение отменяется, его перечеркивают двумя тон­ кими линиями. Исправления временного и сезонного характера делаются простым карандашом, а исправления постоянного ха­ рактера— красными чернилами.

Если на карту наносятся изменения, не имеющие навигацион­

ного значения, а являющиеся

техническими поправками, улуч­

шающими пользование картой,

то такая корректура называется

т е х н и ч е с к о й .

 

Выполненные корректуры должны учитываться на судне в спе­ циальном журнале, в котором регистрируют полученные извеще­ ния, информацию и делают отметки о корректуре карт и пособий.

Корректура лоций. Лоции переиздают через 4—6 лет — по ме­ ре надобности. Если новых сведений недостаточно для переизда­ ния, печатают дополнения к лоциям в виде поправок и вставок к страницам лоции. Чтобы удобнее было подклеивать их к коррек­ тируемой странице, поправки печатают на одной стороне листа, указывая, к каким строкам относится исправление. Иногда допол­ нение представляет собой материал, полностью заменяющий книж­ ный. В этом случае текст печатается на обеих сторонах листа и вклеивается в лоцию взамен листа, утратившего свое значение.

Если лоция

длительное

время

не

исправлялась, то корректу­

ру необходимо

проводить

начиная

с

последних документов.

§ 54. ИНФОРМАЦИИ О СУДОХОДНЫХ УСЛОВИЯХ

Эксплуатационные службы флота и судоводители с по­ мощью информации получают сведения об изменениях в гидроме­ теорологической обстановке на внутренних судоходных путях. Информации исходят от бассейновых управлений пути и гидроме­ теорологической службы. В отдельных районах, где навигацион­ ное оборудование внутренних водных путей находится в ведении

Гидрографической службы ВМФ, издаются

н а в и г а ц и о н н ы е

и з в е щ е н и я ( « Из в е ще н и я м о р е п л а в а т е л я м » ) .

быть не­

Информации

бассейновых

управлений

пути могут

скольких видов.

с и г н а л ь н ы х

м а ч т а х

показывают

габариты

З н а к и на

судового хода на затруднительных участках.

14*

211


И н ф о р м а ц и о н н ы е б ю л л е т е н и дают сведения об уров­ не воды в основных пунктах, о температуре воды и воздуха, габа­ ритах пути, местах работы земснарядов и т. д. Они выпускаются ежедневно в течение всей навигации и передаются в службу дви­ жения пароходства, в диспетчерские участки и порты.

П у т е в ы е л и с т к и , предназначаемые главным образом для судоводителей, составляются на основе информационных бюлле­ теней и содержат сведения о прибыли и убыли воды, глубине и ширине судового хода на лимитирующих и затруднительных пере­ катах, открытии и закрытии вторых ходов, местах работы земсна­

рядов и т. д.

с о о б щ е н и я — наиболее распро­

Р а д и о ц и р к у л я р н ы е

страненный вид информации

судоводителей — дают сведения о

погоде и судоходных условиях.

Сообщения о погоде передаются сокращенным текстом приня­ тым для радиограмм, и содержат сведения о силе и направлении ветра, осадках и температуре воздуха, туманах и т. д.

В сообщениях о состоянии пути даются сокращенным текстом сведения о возвышении уровня воды над проектным уровнем, о наименьшей глубине и ширине судового хода, наиболее трудных перекатах и другие дополнительные сведения.

Сведения о глубине и ширине судового хода приводятся в ви­ де дроби, где в числителе указывается глубина в сантиметрах, а в знаменателе — ширина судового хода в метрах (например, 130/140, 140/59 и т. д .); еще одна численная дробь указывает дату, причем числитель обозначает день, а знаменатель — месяц (на­ пример, 12/7, 14/8 и т. д.).

В некоторых случаях работники технических участков заводят специальные журналы. Судоводители заносят в эти журналы свои замечания о судоходном состоянии пути и знаках обстановки и при этом просматривают другие записи, чтобы использовать их в плавании.

Суда, плавающие на водохранилищах, озерах и в прибрежных морских районах, постоянно получают по радио от гидрометобсерваторий, участков пути или диспетчерского аппарата необхо­ димую информацию о гидрологическом и метеорологическом ре­ жимах.

Гидрометеорологическая служба производит обслуживание в соответствии со схемой, согласованной местными организациями Главного управления гидрометеорологической службы при Сове­ те Министров СССР с заинтересованными организациями речно­ го флота. Информация гидрометеорологической службы бывает нескольких видов и содержит сведения о погоде, гидрологическом режиме, опасных явлениях.

Д о л г о с р о ч н ы е п р о г н о з ы п о г о д ы и г и д р о м е т е о ­ р о л о г и ч е с к о г о р е ж и м а обычно дают на месяц вперед све­ дения о наивысших и наинизших уровнях воды и времени их на­ ступления, о сроках наступления весенних и осенних ледовых яв­ лений и т. д.

212


Е ж е д н е в н ы е г и д р о м е т б ю л л е т е н и содержат сведе­ ния об уровне воды в верхнем и нижнем бьефах по участкам, пре­ дупреждения о штормах, прогнозы погоды и волнения на всех участках водохранилища.

К р а т к о с р о ч н ы е п р о г н о з ы (за

сутки) сообщают о вы­

соте волн и степени волнения на участках

судоходных трасс.

Р е й с о в ы е г и д р о м е т б ю л л е т е н и

выпускаются на неко­

торых водохранилищах и содержат данные о ветре, видимости и волнении. По заявке диспетчер порта передает их на судно, вы­ ходящее в рейс. В рейсе прогноз на определенный участок пути получают от синоптика по радио, при этом учитывается скорость движения и время перехода от одного убежища до другого. Пас­ сажирским судам рейсовый прогноз выдается на срок до 12 ч. Полученный в пути прогноз судоводитель должен внести в чистый бланк.

По истечении срока неблагоприятного прогноза, который не давал права на выход в рейс, судоводитель повторяет заявку и получает новый прогноз. При благоприятном прогнозе судно вы­ ходит в рейс и на подходе к пункту, до которого был дан прогноз, передает заявку на прогноз для перехода до следующего укрытия.

Если судно в течение часа после получения прогноза не вышло в рейс, то диспетчеру или судоводителю необходимо заручиться подтверждением обсерватории о возможности использования имеющегося прогноза.

По окончании рейса бюллетень с отметкой о достоверности прогноза сдается диспетчеру порта для передачи обсерватории. Этот бюллетень служит основным документом при разборе ава­ рийного происшествия с судном.

О п е р а т и в н а я р а д и о и н ф о р м а ц и я предоставляет све­ дения о предстоящих гидрологических и метеорологических явле­ ниях; прогнозы транслируются по радио ежечасно на определен­ ной частоте волны радиостанцией, обслуживающей данный район водохранилища. Предупреждения о наступлении шторма даются за 6 ч.

Ш т о р м о в а я с и г н а л и з а ц и я оповещает судоводителей о сильных ветрах и штормах, для чего на побережье и на плотинах устанавливают штормовые мачты со специальными сигналами (сведения о штормовой сигнализации приведены в Правилах пла­ вания) .

Гидрометеорологическое наблюдение в открытой части озер и водохранилищ иногда "выполняется на рейсовых судах. Для этой цели выделяются суда, снабженные необходимыми приборами. В установленные часы вахтенный штурман ведет наблюдение, ре­ зультаты которого затем передаются по рации в порт или обсер­ ваторию. Такой вид наблюдений позволяет значительно улучшить гидрометеорологическое обслуживание судов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

В л а д и м и р о в

Н. П., Ч е н ц о в

К.

П. Общая

лоция

внутренних

водных

путей. М., «Речной транспорт», 1963. 272 с.

 

 

 

 

Д о м а н и ц к и й

А. П. и др. Реки и озера Советского

Союза

(справочные

данные). Л., Гидрометеоиздат, 1971. 104 с.

 

 

 

 

 

Ч е б о т а р е в

А.

И. Гидрологический

еловарь,

изд. 2-е, Л.,

Гидрометео­

издат, 1970. 306

с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ше й н и н

П.

А.

Плавание по

внутренним

водным

путям.

Л., изд.

УНГСВМФ, 1959,

332

с.

 

 

 

 

 

 

О Г Л А В Л Е Н И Е

Введение

. . , ..................

Стр.

3

Г л а в а I.

Внутренние водные

 

п у т и .........................................................

 

5

§1. Состояние и перспективы развития внутренних вод­

§

2.

ных путей СССР . . .

5

Образование

и

элемен­

 

§

3.

ты р е к и .................................

 

 

9

Питание

рек . . . . .

13

§

4.

Колебания

уровня воды

 

§

5.

в р е к а х ................................

 

 

17

Уклоны

поверхности во­

 

§

 

ды . . . . . . . . .

22

6. Течение воды в

реках .

26

§

7.

Особенности

течения реч­

32

 

 

ного п о т о к а .......................

 

§8. Наносные образования в

§

9.

речном русле . . . .

.

34

Осередки и

острова .

.

41

§

10.

Глинистые

и

каменистые

42

§

11.

образования

в

русле

.

Извилистость

 

речного

 

§

 

русла . . . . . . .

.

43

12. П ерекаты

.......................

классифика­.

4 6

§

13.

Судоходная

 

51

§

14.

ция

перекатов . . .

.

Путевые

работы . .

.

55

§

15.

Шлюзование

рек . .

.

63

§

16.

Нижний

бьеф гидроузла

76

§

17.

Судоходные

 

каналы .

.

79

§

18.

Рейды

портов . . .

.

34

§

19.

Водохранилища . . .

.

86

§ 20.

Озера ....................................

устья

рек .

.

95

§21.

Морские

97

§ 22.

В е те р ..................................

 

волны . .

 

106

§

23.

Ветровые

. ИЗ

§

24.

Зимний

режим

рек .

. Ц 8

§ 25.

Зимний

режим

озер

и

 

§ 26.

водохранилищ . . .

.

124

Затоны

изимовки .

-126

§ 27.

Транспортная

 

характе­

 

 

 

ристика

внутренних вод­

 

 

 

ных

путей. . . . .

.129

Стр.

Г л а в а

II.

 

Средства

навига­

 

 

ционного

оборудования

внут­

 

 

ренних

судоходны х

путей .

133

§

28.

Виды

и классификация .

133

§

29.

Береговые

 

навигацион­

 

§

30.

ные

знаки .

. . . . .

135

Плавучие

 

навигацион­

145

 

 

ные

 

з н а к и

.........................

 

 

§

31.

Судоходная

 

обстановка

149

§

32.

каналов . .

 

. . . . .

Судоходная

 

обстановка

150

 

 

м о с т о в ...............................

 

 

 

.

§

33.

Судоходная

 

обстановка

151

 

 

шлюзов . .

 

. . . . .

§

34.

Судоходная

 

обстановка

 

 

 

озер

и

морских

 

устьев

152

§

35.

рек

............................................

 

 

 

 

створов

Краткая теория

154

Г л а в а

III.

Ориентировка при

 

 

плавании по внутренним су­

158

 

доходным

путям

. . . . .

§ 36.

В и д и м ость .........................

 

 

 

.

158

§

37. Видимость в

ночное вре­

163

 

 

мя

..........................

 

 

 

 

 

. . .

§

38.

Определение

 

расстояний

166

§

39.

Определение

 

 

скорости

168

§

40.

д в и ж е н и я ...........................

 

по

берего­

Ориентировка

 

 

 

вым естественным и ис­

172

 

 

кусственным

 

приметам

§

41.

Ориентировка

по

судо­

176

§

42.

вым

звуковым сигналам

Практические

 

способы

 

§

43.

ориентировки

.....................

водного

178

Взаимодействие

 

 

 

потока

и

движущегося

181

 

 

судна . . .

 

. . . . .

Г л а в а

IV.

Навигационные

 

 

п о с о б и я ..................................

 

 

 

 

 

.

190

§

44.

Общие

сведения

.

. , .1 9 0

§45. Основные сведения из картографии . . . . . 191

§46. Карты и планы . . . . 194

215